Мастер-класс для педагогов Тема: «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
методическая разработка
Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» призван открыть педагогам новые горизонты в области музыкального воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
Калоев А.Т. музыкальный руководитель
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216»
Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» призван открыть педагогам новые горизонты в области музыкального воспитания.
Цель мастер-класса – обогатить профессиональный опыт педагогов, расширить их арсенал творческих методов развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, через активное педагогическое общение и практическую отработку приемов.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о современных подходах к музыкальному развитию дошкольников.
2. Представить эффективные творческие методы и приемы развития музыкального слуха, ритма, вокальных навыков и музыкальной памяти.
3. Отработать практическое применение предложенных методов в моделируемых педагогических ситуациях.
4. Создать атмосферу творческого обмена опытом и взаимообучения между участниками мастер-класса.
5. Мотивировать педагогов на дальнейшее самостоятельное изучение и внедрение инновационных методов музыкального развития детей.
В ходе мастер-класса участники познакомятся с разнообразными играми, танцами и упражнениями, основанными на принципах наглядности, доступности и эмоциональной вовлеченности. Будут представлены примеры использования различных музыкальных инструментов и реквизита для создания увлекательной и развивающей атмосферы.
Особое внимание будет уделено практическому применению полученных знаний. Педагоги смогут самостоятельно моделировать игровые ситуации, адаптировать упражнения к потребностям конкретной группы детей и оценивать эффективность используемых методов. Мастер-класс позволит обогатить педагогический арсенал новыми инструментами для развития музыкально-ритмических навыков дошкольников, сделав процесс обучения интересным и результативным.
Музыкальное воспитание – это не только обучение игре на инструменте, но и развитие музыкального слуха, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости. Это погружение в мир звуков, красок и образов, который обогащает внутренний мир ребенка и помогает ему лучше понимать себя и окружающий мир. Регулярные занятия музыкой формируют усидчивость, дисциплину, развивают мелкую моторику и координацию движений. Даже простое слушание музыки способствует концентрации внимания, улучшает память и стимулирует творческое мышление. Пусть музыка станет верным спутником вашего ребенка на пути к гармоничному развитию.
Ход мастер-класса
Музыкальный руководитель: Чувство ритма – это способность чувствовать музыку физиологически, это умение чувствовать телом и душой эмоциональную выразительность музыкального ритма, точно его воспроизводить.
Чувство ритма в большей или меньшей степени существует внутри каждого из нас. И если его недостаточно - у ребенка слабо развита речь, она невыразительна или слабо интонирована. Влияние чувства ритма простирается далеко за пределы музыкального образования. Оно критически важно для развития координации движений, внимания и памяти. Ритмические упражнения улучшают концентрацию, помогают структурировать мышление и формируют осознание времени.
Игры с ритмом, танцы и пение – эффективные инструменты для развития чувства ритма. Эти занятия приносят радость и удовольствие, делая процесс обучения легким и увлекательным. Развитие чувства ритма - это инвестиция в гармоничное развитие личности ребенка.
Более того, умение чувствовать ритм тесно связано с социальным развитием. В групповых играх, где требуется синхронность движений, дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать и адаптироваться к общему темпу. Это формирует навыки командной работы и повышает уверенность в себе.
Развитие чувства ритма также оказывает положительное воздействие на физическое здоровье. Ритмичные движения, будь то танцы или просто хлопки в ладоши, способствуют улучшению кровообращения, укреплению мышц и развитию общей моторики. Это особенно важно для детей, ведущих малоподвижный образ жизни.
Стоит помнить, что развитие чувства ритма – это долгосрочный процесс, требующий терпения и последовательности. Важно создавать благоприятную и поддерживающую среду, где ребенок может экспериментировать с разными ритмами и получать удовольствие от процесса обучения.
Музыкальный руководитель: Каждое наше занятие все педагоги начинают с приветствия. Это обязательная наша традиция начинать утро с пожеланий друг другу здоровья и добра. Что способствует благоприятной и дружеской атмосфере в группе на целый день. Вот и сейчас я предлагаю нам поприветствовать друг друга. Для этого нужно нам всем выйти на сцену.
Музыкальная игра: «Приветствие» – она построена на взаимодействии и сотрудничестве, требуя от игроков активного обмена информацией и согласования действий для достижения общей цели. В процессе игры участники учатся слушать и слышать, четко выражать свои мысли и понимать намерения других.
Не менее важным является развитие пространственного мышления. Игроки должны постоянно анализировать свое местоположение относительно других участников и окружающей обстановки, планировать свои передвижения и предвидеть возможные препятствия. Это умение помогает лучше ориентироваться не только в игре, но и в реальной жизни.
Внимательность к другим игрокам также играет ключевую роль. Успех зависит от способности замечать изменения в их поведении, настроении и потребностях. Это развивает эмпатию и умение работать в команде, что крайне важно для успешного взаимодействия в любом коллективе.
Звучит Сюита французского композитора Лео Делиба «Пиццикато» из балета «Сильвия».
Под композицию игроки свободно передвигаются по залу и в конце каждой музыкальной фразы, они останавливаются, поворачиваются к стоящему рядом и говорят «привет», при этом нужно хлопнуть два раза в ладони.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте мы с вами познакомимся.
Игра «Знакомство» Каждый по очереди называет своё имя, вместе с тем, хлопает в ладони столько раз, сколько слогов в имени. При возникновении трудностей у детей, необходимо им помочь и хлопать вместе с ними.
Музыкальный руководитель: Вот мы и познакомились да поприветствовали друг друга. Пришло время немножечко поиграть.
Игра: «Угадай мелодию». Угадывать мелодию песен нужно по ритмическому рисунку. То есть, прохлопывается ритм конкретной известной детской песни, а дети должны угадать. В качестве примера можно взять песни: «Песенка крокодила Гены», «Чунга-Чанга» или «Песенка Львёнка и черепахи». Также, можно использовать вместе с ритмом мелодическую линию.
Использование такого упражнения в образовательном процессе позволяет разнообразить занятия и сделать их более увлекательными для детей. Педагог может простучать ритмический рисунок или же, предложить детям прослушать отрывок знакомой мелодии, а затем попросить их назвать произведение и, возможно, даже спеть небольшой фрагмент. Это стимулирует активное слушание и развивает ассоциативное мышление.
Помимо этого, упражнение способствует формированию музыкального вкуса и расширению музыкального кругозора. Регулярное прослушивание и узнавание песен помогает детям запоминать мелодии, ритмы и особенности разных музыкальных жанров.
Важно помнить, что успех упражнения зависит от правильно подобранного репертуара. Песни должны быть адаптированы к возрасту и уровню развития дошкольников, а также отличаться простотой и запоминающимся мотивом.
Игра «Хлоп-хлоп». Под исполнение польки композитора Антонио Спадавеккиа «Добрый жук» дети в процессе песни шагают на месте в такт, а в проигрышах сначала хлопают ладонями, потом топают ногами, затем используют щелчки пальцами, а также шлепки по коленям. Данную игру можно использовать также, с музыкальным инструментом, например ксилофоном, маракасами, ложками или бубном, в последствии можно добавить ритмические движения и покачивания телом.
Подобные игры, основанные на звуковых сигналах и физической активности, часто применяются в дошкольных учреждениях и начальной школе как эффективное средство развития моторики и когнитивных навыков. Простота правил и отсутствие сложного оборудования делают их доступными и привлекательными для широкого круга детей.
Вариативность таких игр практически безгранична. Можно использовать различные комбинации жестов, менять темп и последовательность, добавлять элементы соревновательности и сюжетные линии. Это позволяет поддерживать интерес детей и усложнять задачи по мере освоения навыков.
Кроме того, игры со звучащими жестами способствуют развитию слухового внимания и умения различать нюансы звуков. Дети учатся быстро реагировать на определенные звуковые сигналы, что положительно сказывается на их способности концентрироваться и обрабатывать информацию.
И, наконец, нельзя недооценивать социальную составляющую подобных игр. Действуя в команде, дети учатся взаимодействовать друг с другом, координировать свои действия и достигать общей цели. Это формирует навыки сотрудничества, взаимопомощи и ответственности, которые важны для успешной социализации.
Игра «Музыкальная шляпа». Игра ориентирована на развитие танцевально-ритмических навыков и умений детей дошкольного возраста. Ход игры заключается в том, что дети становятся в круг и выбирают ведущего, который встаёт в центр круга и надевает шляпу. Далее под музыку разного жанра, будь то марш, вальс или полька, ведущий начинает ритмически двигаться в соответствии с характером произведения. То есть, ведущий сначала определяет жанр композиции, затем согласно характеру музыки марширует, хлопает в ладоши, плавно двигает руками или шагает в ритме вальса. Дети, стоящие в кругу повторяют движения за ведущим, если он угадал жанр, если же нет – они остаются неподвижными. Шляпа передается следующему игроку по очереди, если ведущий правильно определил музыку и справился и заданием.
Игра способствует не только развитию чувства ритма и координации, но и расширяет музыкальный кругозор детей, знакомя их с разными жанрами и стилями музыки. Важно подобрать музыкальные отрывки короткие и яркие, чтобы детям было проще распознать жанр и не потерять интерес. Использование знакомых мелодий также облегчит задачу, особенно для младших дошкольников.
Для внесения разнообразия в игру можно усложнить правила. Например, ввести дополнительные движения для каждого жанра, которые ведущий должен продемонстрировать. Или, если ведущий ошибся, он выбывает из круга, а шляпа передаётся следующему игроку.
Игра "Музыкальная шляпа" – это прекрасный способ весело и интересно провести время, развивая музыкальные способности детей и прививая им любовь к музыке. Она легко адаптируется к разным возрастным группам и может быть использована как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности.
Музыкальный руководитель: Молодцы, мы с вами справились со всеми заданиями и играми.
Заключение
Метроритмические упражнения позволяют развить чувство ритма, координацию движений, а также улучшить слуховое восприятие. Благодаря им, ребенок учится различать темп, длительность звуков и организовывать свои действия в соответствии с заданным ритмическим рисунком.
Использование метроритмических упражнений способствует развитию памяти, внимания и мышления. В процессе выполнения упражнений активизируются различные отделы мозга, что положительно сказывается на общем развитии ребенка. Кроме того, метроритмические упражнения помогают снять эмоциональное напряжение и улучшить настроение.
Этот метод универсален и может применяться в различных сферах, от музыкального образования до логопедии и психологии. Он помогает не только развить музыкальные способности, но и улучшить речь, концентрацию внимания и эмоциональный интеллект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры»
Мастер-класса для воспитателей ДОУ. Научить слушателей приёмам работы, по формированию коммуникативной компетентности у учащихся детей младшего школьного возраста (по закону об образовании – уро...

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Развитие музыкального творчества у дошкольников через песенно - игровой фольклор»
Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют движения из области народно...

Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
Мастер –класса для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»...

План работы по самообразованию на тему; "Развитие музыкально-ритмических способностей у дошкольников"
Обучение детей музыкально-ритмическим движениям требует от педагога много знаний, умений и навыков.Работа педагога должна быть спланирована, продумана и методически правильно оформлена....

Мастер – класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
Мастер – класс«Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»...

Мастер - класс для воспитателей на тему "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"
Мастер - класс для воспитателей на тему " Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...

Мастер-класс для педагогов по теме «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
педагоги знакомятся с речевыми играми, танцевальными движениями, способствующими развитию у детей чувства ритма....