Проект "Игры, в которые играли наши родители"
проект
Предварительный просмотр:
Ознакомительно-ориентированный (творческий) проект
«Игры, в которые играли наши родители»
Актуальность проекта:
В соответствии с ФЗ об образовании педагог детского сада является сопровождающим семьи в вопросах воспитания, развития и образования ребенка. Основные обязанности по данным направлениям, все же, ложаться на родителей детей, поэтому столь необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах возрастного развития детей, подвести их к пониманию сущности основного вида деятельности ребенка — игры — как средства развития, познания, достижения психологического комфорта ребенка и нового уровня общения.
Есть такие родители (и их не мало), которые не любят играть со своими детьми, некоторые даже честно признаются в этом. А другие мучаются и играют, не умея скрыть от детей своего неудовольствия. Может они просто играют не в те игры? Выход из ситуации можно попытаться найти, если мысленно возвратиться в свое детство, когда игра для нынешних взрослых еще была праздником и главным смыслом жизни.
Мы считаем, что необходимо проведение этого проекта, так как детям всегда интересны рассказы о детстве их родителей, и игры, в которые они играли. И надеемся, что наши дети будут отдавать предпочтение не компьютерным играм, а играм нашего детства.
Тип проекта: практико — ориентированный, творческий.
Срок реализации проекта — 13.03.17 — 7.04.2017г.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.
Проблема:
Свободное время дети, начиная с 3-4 лет, предпочитают проводить у компьютера, часами играя в различные игры в интернете. Рано или поздно дети перестают воспринимать реальный мир, полностью погружаясь в мир геймеров. По нашему мнению, эта проблема становится все более актуальной для человеческого общества. В некоторых странах уже предпринимаются меры по решению данной проблемы — так, в Норвегии в летнее время прекращается телевещание, блокируется связь Интернет. Это делается по приказу правительства, которое заинтересовано, чтобы люди как можно больше времени проводили на свежем воздухе, занимались активным отдыхом.
Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших дворовых друзей, без которых не могли прожить и дня. Придумывали различные истории, чтобы только выйти во двор.
Сейчас давайте взглянем на двор — там, где сейчас выстроились в ряд автомобили, много лет назад стоял детский визг, смех, крик, сверкали пятки ребят, разбегавшихся врассыпную в игре догонялки. Вечерами мамы зазывали домой, а в ответ слышалось — ну, маааааам! Совсем не хотелось уходить домой, ведь было так интересно! Это вам не компьютерные игры. Это — настоящие детские игры. Когда мы думаем о дворовых играх, в которые не играют наши дети, то чувствуем, что утрачено нечто важное. Ведь такие игры учат находить общий язык; решать споры и конфликты, узнавать себя, испробовать свои возможности, адаптироваться в коллективе, взаимодействовать со старшими и младшими детьми, понимать и сочувствовать. Кроме этого, дворовые игры являются самым действенным и естественным для ребенка способом вливаться в социум; возрождают интерес к живому общению; предотвращают замкнутость, необщительность, низкую самооценку; гармонизируют отношения между родителями и детьми. Если мы больше не видим во дворах девочек, играющих в классики, резиночку, мальчиков, не играющих в войнушку, прятки — этому должна быть причина. Если родители и не 100% виноваты в том, что дворовые игры оказались забыты, то исправление ситуации точно в их руках.
Исходя из наших наблюдений, если все же подвижная игра и присутствует в общении со сверстниками, то в основном это игра, организованная взрослым. Дети не умеют организовывать знакомые им игры и играть самостоятельно.
Гипотеза: Возможно, если мы изучим правила игр наших родителей, то нам будет интересно в них играть, а нашим родителям захочется больше играть вместе с нами.
Объект: игры наших родителей.
Предмет: содержание и правила проведения подвижных игр, в которые играли наши родители
Цель: Создать условия для повышения интереса у детей к подвижным играм; способствовать тому, чтобы дети самостоятельно организовывали и проводили подвижные игры; повысить педагогическую грамотность родителей в использовании подвижных игр в воспитании своих детей. Способствовать сближению детско-родительского коллектива.
Задачи:
- провести анкетирование родителей с целью выявления знаний о подвижных играх, их значении в воспитании ребенка, о наиболее популярных играх их детства;
- дать этим играм вторую жизнь, заинтересовать ими детей и родителей; вызвать желание родителей играть с детьми в игры, использовать игры в повседневном общении с ребенком;
- повысить уровень общения родителей с детьми посредством совместного творчества, совместной игры;
- развивать у детей организаторские способности и умения, коммуникативные навыки и творческую активность;
- поддерживать познавательный интерес и уверенность в себе.
Практическая значимость проекта:
Данные исследования могут быть использованы как для организации совместного досуга детей и родителей, а так же на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках.
Продукт проектной деятельности: картотека подвижных игр в каждой группе с описанием правил игры и с ее схематичным изображением
План реализации проекта:
Этапы проекта | Срок | Содержание работы | Цель | Действия участников проекта |
1 этап Обсуждение с детьми темы проекта Составление схемы описания игры | 1 - 3 день | Беседа «Разнообразие подвижных игр» «В какие игры вы играете на улице» «В какие игры играли ваши родители, когда были маленькими» | Познакомить детей с классификацией подвижных игр, их правилами и задачами. Спланировать дальнейшую деятельность по теме проекта. Вместе с детьми потренироваться в создании схемы игры. | Инструктор по физкультуре — беседа с детьми; Дети и инструктор по физкультуре — создание схемы, с помощью которой будет происходить описание игры на карточке |
2 этап Копилка | 4 - 9 день | Сбор информации о играх, в которые играли родители (бабушки, дедушки). Пополнение картотеки подвижных игр. | Способствовать развитию познавательного интереса у детей; | Воспитатели — помощь в объяснении, как пользоваться схемой; оформление картотеки вместе с детьми; постепенное опробирование игр с детьми в группе и на улице Дети — сбор информации о играх, оформление карточки с описанием игры по схеме (совместно с родителями (бабушками, ддушками) |
3 этап Презентация | 9 -11 день | Представление игр для детей своей группы | Ознакомить детей с подвижными играми, в которые играли их родители; развивать умение узнавать игру по схеме, уметь объяснить ее правила и организовать игру | Воспитатели — создание условий для проведения подвижных игр; дети — презентация своей игры, ее проведение и объяснение правил. |
4 этап Продукт | 12 день | Спортивный праздник совместно с родителями «Путешествие в страну детства» | Способствовать закреплению знаний детей о новых подвижных играх; создать атмосферу праздника, в которой ребенок смог проявить свою инициативу и самостоятельность, творческую активность в организации и проведении игры. | Инструктор по физкультуре — организация и проведение спортивного праздника. |
Описание проекта:
В результате проведенного анкетирования, мы получили следующие результаты:
- Детство наших родителей проходило в большей степени во второй половине 80-х и начале 90-х годов
- Зимой в основном катались на коньках, с горок, играли в снежки, рыли тоннели в снегу, измеряли глубину снега и делали «бабочку».
- Дома играли только тогда, когда шел дождь, а зимой — в сильно морозные и вьюжные дни. Играли в лото, дочки-матери, морской бой, шашки, прятки, горячо-холодно, в руку, домино, монополию.
- На улице играли в основном всей улицей в разновозрастном составе (от 5 до 15 лет) или со сверстниками (до 5-6 чел) с мальчиками и девочками своей улицы. А в помещении играли с друзьями, братьями, сестрами, с родителями. Это были «Казаки-разбойники», «Сифа», «Вышибала», «Лапта», «Круг выжигало», «Резиночка», «Классики», «Третий лишний», «Цепи кованные», «Пионер-болл», «Бита-банка», «Квадрат», «12 палочек», «Зарница», Игры с мячом, «Жмурки», «Чехарда», «Войнушка», «4 квадрата», «Догоняшки»
- Про качества характера, развивающиеся в игре, наши родители ответили так: дворовые игры способствуют развитию инициативности, физических качеств, терпения и выдержки, логического мышления, хитрости, теплых отношений с родными, стратегического мышления, умения работать в команде, дружелюбия, лидерства, ответственности за команду, умения выстраивать взаимоотношения между сверстниками, ориентировки в пространстве, умению уступать, достойно проигрывать, доверять, дружить и общаться.
- По мнению всех опрошенных дворовые игры очень полезны для развития детей — как физического, так и нравственного. Причиной, по которой они исчезли, называют доступность различных гаджетов, сети интернет, отсутствие детских площадок. Вот несколько выдержек из их анкет: «........дети зомбированы, а мы, родители, к сожалению этому способствуем» (мама Маши Майоровой)
«.......были дворовые площадки, сейчас все заставлено автомобилями. Даже на велосипеде покататься негде. Друзей во дворе не найти-все за компьютерами» (
«.......дворовых игр не наблюдаю вообще, но считаю, мое детство было ярче и разнообразнее. Исчезновение их объясняю тем, что детям стал доступен интернет и мобильные игры в телефонах родителей» (мама Севы Строганова)
И лишь 1 из 26 опрошенных сказал:
«......не согласна, что исчезли! Летом мы живем на даче — играют дружно всей улицей!»
На 1 этапе реализации проекта мы с детьми выяснили, какие подвижные игры они знают и в какие играют на улице самостоятельно, без сопровождения взрослого; в какие игры они играют со своими родителями; какие бывают подвижные игры: сюжетные и безсюжетные, с предметами и без них, со словами и без них. А чтобы играть в игру, нужно знать ее правила: что делать участникам, где играть, есть ли в игре ведущий или персонаж, какие предметы нужны для игры, кто победит в игре и т.д. Вместе с детьми мы научились изображать игру схематически.
На 2 этапе дети занимались сбором информации о тех играх, в которые играли их родители, дедушки, бабушки. Вместе с ними оформляли карточки с описанием любимой подвижной игры. Важно было оформить карточку так, чтобы, глядя на нее, ребенок мог сам узнать игру, провести и объяснить ее правила. Воспитатели групп систематизировали карточки, оформили под них место в физкультурном уголке.
На 3 этапе воспитателями групп были организованы мероприятия, на которых дети презентовали любимые игры их родителей. Не обошлось и без самой игры. Дети учились самостоятельно организовывать, объяснять правила и проводить игру со своими сверстниками.
На 4 этапе мною был организован спортивный праздник «Путешествие в страну детства». Участниками праздника стали дети, родители и воспитатели. Вместе с веселым клоуном Мультяшкой участники праздника совершили увлекательное путешествие в страну Детства, в которой дети учили взрослых играть в свои любимые игры, а взрослые учили детей играть в любимые игры их детства. Праздник получился азартным, эмоциональным. К середине праздника взрослые окончательно забыли о том, что они взрослые и серьезные — их глаза горели азартом, лица улыбались, слышались возгласы ликования. А как были счастливы дети! Восторг в их глазах превосходил все ожидания!
Результатом реализации проекта стало создание картотеки «Любимые игры наших родителей», которая появилась в старших и подготовительной группе. Ребята научились играть в такие забытые игры как «Резиночка», «Классики», «Вышибалы (Выжигала)», «Горячая картошка», «Стоп халихало», «Цепи кованные», «Колечко-колечко».
Я считаю, что на этом работа над проектом не закончилась, т к остались еще игры, которые мы не успели освоить и поиграть в них. А так же есть такие дети, которые были на больничном в момент реализации проекта и которые, выйдя и услышав от сверстником о том, чем они занимались и чему научились, высказали желание тоже узнать у своих родителей об их любимой игре, оформить карточку и научить друзей играть в нее.
Анкета для родителей (бабушек, дедушек)
- В каких годах проходило ваше детство?...........................................................
- В какие игры Вы играли в разное время года?.................................................
….......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
- В какие игры Вы играли дома, а в какие на улице?.........................................
…........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
- С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с вами?..............
…..........................................................................................................................................................................................................................................................
- Какие качества развивали у вас эти игры?........................................................
….........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
- В какие игры вы играете сейчас вместе со своими детьми?...........................
….........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
- По Вашему мнению, полезны ли для ребенка дворовые игры и почему они исчезли?........................................................................................................
…........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Большая просьба!
Когда ваш ребенок подойдет к вам с вопросом о вашей любимой подвижной игре из вашего детства — не отказывайте ему! Расскажите ему все об этих играх, научите играть в них, объяснять правила игры. А так же вместе с ребенком оформите карточку со схематичным описанием подвижной игры. В дальнейшем из этих карточек будет составлена «Картотека дворовых игр» и ваши дети с удовольствием будут играть в них на прогулке.
Правила оформления карточки:
- Название игры
- Правила игры (кратко и четко)
- Количество играющих
- Какое оборудование нужно для игры
- Есть ли в игре герой (водящий) и его слова по роли
- ИЗОБРАЗИТЕ ИГРУ В ВИДЕ СХЕМАТИЧЕСКОГО РИСУНКА, ЧТОБЫ РЕБЕНОК, НЕ УМЕЮЩИЙ ЧИТАТЬ, ВЗГЛЯНУВ НА НЕГО, ПОНЯЛ, О КАКОЙ ИГРЕ ИДЕТ РЕЧЬ.
- По желанию заламинируйте вашу карточку для сохранения)))
- Размер карточки — А4. Лучше, если это будет картон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игрушки, которыми играют наши дети"
В своей статье я рассказываю о важности игрушки в жизне ребёнка.Призываю взрослых обратить серьёзное внимание на то, какими игрушками играют наши дети, что они развивают в них и всегда ли они приносят...

Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"
Практический семинар для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....
Педагогический проект «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки (ненцы)».
Цель: проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детейЗадачи: изучить материалы, содержащие о играх и игрушках ненецкого народа;- собрать и проанализировать материал по данной теме;- за...

Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педаго...

Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"
Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети" Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения...
Игры и игрушки ,которыми играют наши дети
laquo;Игры и игрушки ,которыми играют наши дети?» Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организую...
консультация для родителей "Игрушки, в которые играют наши дети"
quot;Игрушки, в которые играют наши дети"...