Проект "Развиваем речь играя"
проект (младшая группа)

Проект по развитию речи для второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_igraya.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем речь играя»

Вид проекта: познавательно-речевой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2024 – май 2025).

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность:

Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыши познают окружающий мир, выражают свои потребности, высказывают свои чувства. Развитие речи у каждого ребенка происходит по-разному. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Задача педагога-помочь детям развить речь.

Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, то и обучающий материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Так он и усваивается быстрее, и дает более высокие результаты. А игра, протекающая в коллективе, создает благоприятное условие для развития речевого общения.

Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием речи.

Словесные, дидактические, настольно-печатные, хороводные и др. игры стимулируют речь детей и оказывают многогранное влияние на развитие ребенка.

Проблема: недостаточный уровень развития речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.

Цель проекта:

Развитие речи детей через игровую деятельность.

Задачи проекта:

- создать условия для игровой деятельности детей в группе

- формировать грамматический строй речи;

- расширять словарный запас;

- развивать связную речь;

- развивать активный словарь детей;

- развивать способность заучивать стихотворения;

- развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;

- поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении;

повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Предполагаемый результат:

Для детей.

  1. Обогатится словарный запас детей.
  2. Дети будут правильно строить предложения
  3. Начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

    4. Появится больше самостоятельности и активности в игре.

    5. Улучшится грамматический строй речи, связная речь,навыки активной, разговорной, образной речи.

Для родителей.

1.Повысится компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

2. Появится интерес к игровой деятельности в домашних условиях. 

Методы проекта:

Словесный – предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественных произведений и др.).

Практический – использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Наглядный – использование иллюстраций, демонстраций и др.

Игровой – использование дидактических, словесных, театрализованных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Организационно-подготовительный

Определение цели и задач проекта.

Подбор художественной литературы, иллюстраций.

Диагностика.

Подбор и анализ методической литературы.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала.

Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.

Изготовление настольно-печатных игр по речевому развитию.

Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми.

2 этап - Основной

Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.

Создание картотеки «Дидактические игры во второй младшей группе».

Создание картотеки «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет».

3 этап - Заключительный

Оформление фотовыставки для родителей.

Родительское собрание на тему: «Как мы играли и чему научились за год».

Диагностика.

Оформление электронной презентации.

Работа с родителями:

1.Знакомство родителей с темой проекта. Рекомендации по проекту.

2. Консультация: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»

3.Консультация: «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи)

4.Беседа: «Как развивать связную речь дома»

5.Памятки: «Развитие мелкой моторики».

6.Папка-передвижка: Рекомендации родителям «Учим ребенка общаться».

7.Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»

8.Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр на развитие речевого дыхания

9.  Консультация-практикум «Роль дидактической игры в обогащении речи детей младшего дошкольного возраста!»

10.Консультация «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

11.Папка-передвижка «Учим ребенка общаться»

12.Буклет: «Настольные игры как средство развития речи детей» 

13.Родительское собрание «Полезные советы для неравнодушных родителей»

14. Оформление фотовыставки для родителей «Наши игры в детском саду».

План реализации проекта:

Сентябрь:

-Су-джок терапия «Овощи»

- Дидактические игры: «Большой, средний, маленький», «Назови одним словом», «Кто что ест»

- Дидактическая игра «Разрезные картинки» (осень)

-Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Вышел дождик погулять»

-Словесная игра: «Коза рогатая»

-Подвижная игра со словами: «Раздувайся пузырь» 

-Настольный театр «Три поросенка»

-Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Слоненок»

Октябрь:

-Су-джок терапия «Осень»

-Пальчиковые игры: «Жил был зайчик», ««Вышла курочка гулять», «Ежик» 

-Подвижные игры со словами: «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч»

-Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская»

-Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами», «Вкусное варенье»

-Дидактические игры: «Разложи по коробочкам», «Спрячь в ладошке!»,

«Встань там, где скажу»

-Русская народная игра: «Зеркало»

-Расскажи сказку «Колобок» по картинкам

-Словесная игра: «Петушок»

-Игровое упражнение: «Бусы» (нанизывание бус из макарон)

Ноябрь:

-Су-джок терапия «Обуваем ножки бегать по дорожке»

-Пальчиковая гимнастика «Я – зелёная капуста», «Моторчик», «Черепашка»

-Подвижные игры со словами: «У медведя во бору», «Лохматый пес»

-Настольный театр: «Теремок»

-Хороводная игра: «Заинька, походи…»

-Дидактические игры: - «Один-много», «Где чей нос?», «Кто что ест», «Чудесный мешочек»

-Артикуляционная гимнастика «Парашютик», «Заборчик»

-Игровое упражнение: «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)

Декабрь:

- Су-джок терапия «Новый год»

-Настольный театр: «Курочка ряба»

-Подвижная игра: «Метелица», «Лепим снеговик»

-Строительная игра: «Дом для Деда Мороза»

-Дидактические игры: «Назови детенышей животных», «Что, где, когда», «Что нужно человеку», «Угадай, кто кричит»

-Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка», «Часики»

-Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирёк»

-Новогодняя цепочка (склеивание колец из полоски бумаг)

Январь:

-Су-джок терапия «Снег»

-Подвижные игры со словами: «Колпачок», «Мыши в кладовой»,

-Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

-Дыхательное упражнение: «Насос»

-Игровое упражнение «Золушка» (сортирование белой и красной фасоли).

-Рисование ватными палочками «Белые снежинки»

-Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни – расстегни»

Февраль:

-Су-джок терапия «Быть шофёром хорошо»

-Пальчиковые игры: «Кормушка»; «Есть у каждого свой дом»; «Мы во двор гулять пошли»

-Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели»

-Дидактические игры:  «Кто чем питается», « Лото», «Назови ласково», «Веселые матрешки»

-Игровое упражнение: «Сушим белье» (с прищепками)

-Дыхательное упражнение  «Ветер северный подул»

-Словесная игра «Жили-были зайчики»

-Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Март:

- Су-джок терапия «За мамой слонихой шагает слоненок»

-Пальчиковые игры « Жил был зайчик», « Цапки – царапки», «Моя семья»

-Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Что не так на картинке?», «Чей хвост?», «Лото»

-Расскажи сказку «Рукавичка» по картинкам

-Артикуляционная гимнастика «Бублик», «Непослушный язычок»  

-Пластилинография «Конфеты для мамочки»

-Дидактическое упражнение: «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий)

-Дидактические игры: «Чего не стало?», «Чей это домик?», «Колечки» (резинки для волос)

-Игра-драматизация «Волк и козлята» 

Апрель:

-Су-джок терапия «Будь здоров!»

-Пальчиковые игры: «Как у нас семья большая», «Дружные пальчики»,

«Помощники».

-Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось на картинке?»,

«Куда спряталась мышка?»

-Игра-драматизация «У страха глаза велики»

-Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Котенок лакает молоко»

-Упражнение «Шаловливый котёнок» (моток ниток)

-Аппликация семенами «Веточка вербы» (семена тыквы)

-Подвижная игра «Кошки-мышки»

Май:

-Су-джок терапия «Насекомые»

-Дидактические игры: «Домашние и дикие животные», «Мамы и малыши» «Ассоциации. Угадай сказку», «Цветик – семицветик» (прищепки)

-Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Иголочка»

-Дидактическая игра «Волшебные палочки» (счетные палочки)

-Пальчиковые игры:  «Встали пальчики», «Пальчики здороваются», «Пирожки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...

Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...

На пороге речи: игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи.

Консультация для родителей детей ранного возраста с особыми возможностями здоровья.В консультации вы познакомитесь с тем, как должна развиваться речь вашего малыша на определённых этапах его жизни, ка...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...