Прект "Народная игра как вид игровой деятльности дошкольника"
проект (младшая, средняя группа)
Среднесрочный проект, способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Ставит целью приобщить детей к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника»
Во второй младшей группе № 2
Составитель Граецкая Ю.С
г. Курчатов
2021-2022 уч.г.
«Игра — есть потребность растущего детского организма…»
Н. К. Крупская
Актуальность.
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Ставит целью приобщить детей к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Игра - это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Л.П.Усова; К.Д. Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни-, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям закладывает в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Тип проекта:игровой, практико-ориентированный
Вид проекта: среднесрочный (январь-апрель 2022 год), групповой
Участники проекта: дети 2 младшей группы, педагоги, родители.
Цель: развитие игровой деятельности детей через сохранение ,возрождение, применение русских народных игр при воспитании младших дошкольников.
Задачи:
-Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;
-Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;
-Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
-Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
-Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;
-Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;
-Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.
Ожидаемый результат:
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
-умение самостоятельно организовывать игру;
- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;
- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).
Образовательные области, содержание которых включено в проект:
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно — эстетическое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр, хороводов;
-составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные); считалок.
- подбор наглядного материала (фотографии);
-создание условий для проведения мероприятия (атрибутов, подбор костюмов
Ход реализации проекта.
Форма, наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
I этап. Подготовительный. Организационно-теоретический | ||
1.Изучение и создание условий в группе, постановка проблемы, цели и задач. 2.Подбор игр, потешек, поговорок, закличек, демонстрационного материала, литературы по теме проекта. 3. Разработка комплексно - тематического плана работы, конспектов занятий, картотек игр и упражнений. | январь вторая половина мсяца | воспитатели |
II этап. Практический. Содержательный. | ||
Реализация проекта через различные виды деятельности детей. 1. Беседа на тему: «Жизнь и быт русского народа» 2. Изобразительная деятельность/ рисование Тема: «Золотая хохлома» Подвижная игра « Бабка-ёжка» 1. Беседа на тему: «Многообразие русских народных игр». Цели: познакомить детей с русскими народными играми и считалками; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа. 2. Знакомство с играми: «Каравай», «Жмурки» 1. Беседа на тему: «Традиции и обычаи русского народа» Цели: Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов; систематизация сведений о русских праздниках; отличие традиций и обычаев русского народа от традиций и обычаев другого народа; воспитывать любовь к русской национальной культуре. 2. Знакомство с играми: «Ручеек», «Колечко» 1. Беседа на тему «Русский народный фольклор» Цели: Систематизировать знания детей о русском народном фольклоре и закрепить знание о русской народной сказке «Заюшкина избушка» через игровую деятельность; формировать умение слушать и участвовать в рассказе сказки; познакомить детей с русскими народными песнями. 2. Знакомство с играми: «Карусели», «У медведя во бору» -Знакомство с народными инструментами, игра на инструментах, организация оркестра. - Разучивание хороводных игр «Зайка», «Огуречик» - Разучивание считалок, закличек, зазывалок, потешек. | Февраль 1 неделя
Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя Март 1-2 неделя Март 3-4 неделя На протяжении всего времени реализации проекта | Воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели |
III этап. Итоговый | ||
1. Анализ полученных результатов. 2. Создание альбома и презентации на тему: "Русские народные игры",
3. Проведение итогового мероприятия – игра « Веселая ярмарка» | апрель 1 неделя 2 неделя | воспитатели |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
-повышение уровня компетентности родителей в области фольклорной-народной игры. Чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, активно участвующих в жизни сада и в жизни своего ребенка,
-Изготовление совместно с детьми атрибутов для костюмов.
- консультация по теме «Народные игры».
-Консультация по теме «Важность приобщения детей к истокам русской культуры».
Ожидаемый результат:
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
- умение самостоятельно организовывать игру;
- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша (за одним не гонка, человек - не пятитонка, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;
- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
1. ЛитвиноваМ.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.
2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.
4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду" М., 2008г.
5. Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.
6. интернет-ресурсы «МААМ.ru», ns portal, инфоурок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...
Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника
Статья напечатанная в журнале "Молодой учёный"ссылка на электронную версию http://www.moluch.ru/archive/93/20564/...
Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника
Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической...

Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника
Консультация:"Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника"...
Развитие речи у дошкольника через игровую деятльность
Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развит...

Игровой макет для групповых занятий и индивидуальной игры детей, самостоятельной игровой деятельности дошкольников
Игровой макет — кaк способ конструирования, является практической деятельностью, направленной на получение определенного, зaрaнее задуманного продукта. Детское конструирование (создани...