Музыкально – литературная гостиная «Зима в шедеврах композиторов, художников и поэтов»
методическая разработка (подготовительная группа)
Познакомить детей с произведениями композиторов, поэтов и художников о зиме; развивать в детях чувство красоты , воспитывать эстетическую направленность, любовь к природе, музыке, поэзии.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально – литературная гостиная
«Зима в шедеврах композиторов, художников и поэтов»
Зал оформлен в виде музыкально - литературной гостиной. Столики, на столах – вазочки со цветами. У центральной стены расположен импровизированный камин с эффектом горящих угольков. На одной из стен зала располагаются репродукции картин известных художников.
Цель: Познакомить детей с произведениями композиторов, поэтов и художников о зиме; развивать в детях чувство красоты , воспитывать эстетическую направленность, любовь к природе, музыке, поэзии.
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
- учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него;
- развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
- расширять представления детей о характерных признаках зимы и её особенностях.
Ход досуга:
Звучит «Вальс» Г. Свиридова. Дети заходят в зал и садятся за столики.
Ведущий: Вот и наступил наш долгожданный день. Я очень рада видеть всех вас в нашей музыкальной гостиной.
Дети, скажите, а вы любите тайны? (Ответ) А вы любите их раскрывать? (Ответ). А хотелось бы вам узнать и раскрыть волшебные тайны, которые скрывает мир искусства? (Ответ). Тогда отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром. (Зима)
Ведущая: Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза.
Поэты написали много красивых стихов о зиме, а композиторы сочинили к ним музыку, художники написали картины. Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами, композиторами "язык" природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа. Нас ждет много чудес, ведь зима - самое волшебное время года. Вы готовы встретиться с чудесами и готовы раскрыть тайны? Тогда отправляемся в путь, а в пути нам помогут снежинки. А на чем поедем? (Дети отвечают). Может на лошадях?
Сказка шумелка «Зимняя дорога»
А вот и первая снежинка.
Ведущая: И свою тайну первым нам раскроет мир поэзии!
Стихотворение «ВСТРЕЧА ЗИМЫ» И. Никитина
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам!
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас – где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Нам не стать привыкать – пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь на морозе горит!
Ведущая: Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?
Примерные ответы детей: Радость, веселье, задор.
Столько же радости мы слышим и в стихах Пушкина.
Арина расскажет отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Ведущая: Зима в самом разгаре. А скажите, ребята, в какие игры и забавы можно играть зимой?
Ответы детей (кататься с горки, лепить снеговиков, кататься на лыжах, санках)
Про это нам Ваня расскажет стихотворение
Ивана Сурикова «Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Вероника расскажет Стихотворение А. С. Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы!
Муз. рук: А что же на следующей снежинке написано? Мир музыки. Я предлагаю вам окунутся в мир музыки.
Сегодня для вас будет звучать музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» -пьеса «Январь. У камелька». Давайте послушаем, как великий русский композитор П. И. Чайковский в своем произведении нарисовал картину зимней природы.
Чайковский дал своему музыкальному произведению «Январь» ещё одно название — «У камелька». Камелёк. Что же оно означает?
Камелёк - огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате...
Звучит отрывок П. И. Чайковского «Январь. У камелька» (фрагмент).
Муз.рук: Какая музыка по характеру?
Ответы детей: спокойная, неторопливая
Муз. рук: что изображает музыка?
(Дети слушают. Анализируют.)
Музыка вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фразочка — тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.
Мы живём в доме с газовым отоплением, и нам не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, газового отопления вообще не было. Были печки, камины.
В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья пели песни, грустные и лирические, музицировали, читали вслух, беседовали.
Муз. рук: Молодцы! А сейчас, мы продолжим знакомство с творчеством итальянского композитора, дирижера и скрипача Антонио Вивальди. Он прекрасно играл на скрипке.
Вы уже знаете, что он написал 4 концерта "Времена года". предлагаю послушать концерт "Зима". 1-ю часть, называется «Вьюга»
- А в лесу зимой очень красиво! Композитор Антонио Вивальди любил гулять зимой в лесу. Ему нравилось слушать необычные звуки, наблюдать как падают снежинки,как шепчутся деревья. И, однажды, композитор не успел уйти домой,как началась настоящая метель. Когда он вернулся, у него в голове зазвучала таинственная музыка. Вот так появилась пьеса "Зима"
Композитор поместил ее в музыкальный альбом «Времена года».
- А теперь давай послушаем.
Включаем запись. Слушание «Зима» 1 ч. А.Вивальди.
Муз.рук: Какая зима видится вам при звуках этой музыки?
Ответы детей: суровая, вьюжная, порывистая
Муз. Рук:- Какой характер у музыки в самом начале? (Очень холодно, музыка взволнованная, тревожная, суровая, вьюжная, ненастная, порывистая кажется, что приближается вьюга или метель) Совершенно верно, ведь 1 часть концерта «Зима» так и называется «Вьюга», где композитор средствами музыки изобразил картину зимы суровую, вьюжную. Мы слышим в ней резкие, короткие порывы ветра, метет снег, сыплются колкие снежинки, природа скована стужей. На этом таинственном фоне, пронзительно, тревожно, жалобно поет скрипка.
Муз.рук: В середине части музыка меняется?
Да, музыка становится светлой, яркой, торжественной. Кажется, что вьюга успокоилась и светит яркое, но холодное солнце!
Антонио Вивальди гениально описывает зиму: очень холодную. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер, народ мерзнет от зимней стужи. Вот так русский и итальянский композиторы своей музыкой изобразили картины зимы.
Одинаково или по-разному передали настроение зимы П.Чайковский и А.Вивальди? Ответы детей
Муз. Рук.: Девочки вокальной студии «Веселые нотки» исполнят песню «Зимушка хрустальная», муз. А.Филиппенко
Ведущая: А теперь, я предлагаю посмотреть, что написано на следующей снежинке – мир живописи. Давайте подойдем поближе к нашей импровизированной картинной галерее.
На одной из стен зала расположены картины известных русских художников, изображающих зиму.
«Зимний вечер» - худ. Кондратенко
«Иней» – худ. И. Шишкин
«Зима» - худ. И. Грабарь
«На севере диком.» 1891 худ. И. Шишкин
Дети подходят к картинной галерее. Некоторое время рассматривают картины.
Ведущая: Ребята, скажите пожалуйста, а что помогает художнику рассказать о зиме?
Дети: Краски, кисти, холст и бумага.
Ведущая: Обратите внимание на то, как художник при помощи красок, передает настроение время суток, погоду.
Давайте попробуем «оживить» картины художественным словом. Посмотрите на картину художника Гавриила Павловича Кондратенко «Зимний вечер» он написал его 1887 году.
- Какие цвета использует художник в своей работе для изображения снега? (автор использует в своем произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Художник передает окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов.)
- Какие чувства мы испытаем, глядя на картину "Зимний вечер?"
- Какая же по настроению эта картина? Дети отвечают.
Даша рассказывает отрывок из стихотворения. А. С. Пушкина «Зимнее утро»
1 – Вечор, ты помнишь – вьюга злилась.
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела
И ты печальная сидела….
2 – А нынче – погляди в окно!
Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет, и ель, сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит!
Ведущая: Какой прекрасный, погожий день изображен на этой картине! Снег прямо искрится под лучами солнца! Художник Иван Иванович Шишкин («Иней») передал спокойствие и волшебство зимнего леса.
- Давайте рассмотрим минутку внимательно картину. (дается время рассмотреть картину)
- О чем же нам рассказал в своей картине художник? (да о зиме в лесу) -Что покорило, удивило и порадовало его? (красота зимнего пейзажа). -Какой же это лес? (да это старый, дремучий лес) -Почему мы решили, что это старый лес? -Посмотрите на сосны, что можно о них сказать? Какие они? (на картине изображены большие, видимо, уже старые деревья, они как бы подпирают небо). -Посмотрите, что нарисовал художник на стволах и ветках деревьях? (иней - это испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы и замерзает на них пушком, иней похож на снег, но на снежинки он не похож, больше похож на маленькие кристаллы).
-Какой день изображен на картине? (ясный)
Фатима прочитает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Дети, обратите внимание на следующую картину, называется она «Зимнее утро», а написал её художник Игорь Эммануилович Грабарь, более ста лет назад. -А, кто мне скажет, что изображено на картине? (Лес, деревья, снег). -Как вы думаете, какое время года? (Зима, потому что лежит снег, деревья без листьев, укрыты снежным покрывалом). -Как вы думаете, что самое главное в картине? (Художник увидел волшебную сказку в лесу, наступил новый день, хорошая морозная погода). -Что в картине самое яркое? (Лучи солнца ярко жёлтые). - Что этим хотел сказать художник? (Наступило утро, день будет ясный и морозный). - С помощью каких красок художник передал очарование зимнего леса? (Синих, голубых, сиреневых, розовых, зелёных- холодных). - Какое настроение передал художник? (Радостное, приподнятое). Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку. Мы видим великолепное утро. Снег искрится под лучами солнца. Они пробиваются сквозь ветки деревьев, которые укутаны в пуховые покрывала. И.Э. Грабарь сумел передать все это очарование с помощью великолепной игры цвета. Художник использовал в картине холодные краски – синие, голубые, сиреневые цвета. Художник очень любил зиму, и вот, однажды, прогуливаясь по лесу, решил написать пейзаж.
Азиза прочитает отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» А. С. Пушкина
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Ведущая: Дети, раньше, чтобы скоротать зимние долгие вечера, люди собирались в гостиных, чтобы пообщаться друг с другом, поделится новостями, поговорить об искусстве. Сидя у камина, можно было поразмышлять, помечтать, под спокойное, размеренное потрескивание дров, глядя на огонь.
Ведущая: Мы сегодня с вами говорили о зиме, читали стихотворения, слушали музыку великих композиторов, смотрели произведения живописи. Все эти виды искусства – музыка, поэзия и живопись – рассказали нам об одном и том же времени года, но разными средствами. А какими, ребята?
Дети: Музыка с помощью звуков, поэзия с помощью литературного слова, а живопись с помощью красок.
Ведущая: Верно! Сегодня мы узнали, что различные виды искусства могут быть связаны между собой и что они способны изображать один и тот же образ разными выразительными средствами. А в заключение нашей музыкально-литературной гостиной я предлагаю спеть замечательную песню композитора Е. Крылатова «Три белых коня».
Песня о зиме по выбору музыкального руководителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Времена года в произведениях композиторов, художников и поэтов"
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.Задачи: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения живописи, позии, музыки. Закреплять знания о средствах вырази...
Времена года в творчестве композиторов , художников и поэтов
Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выраз...

Музыкально-литературная гостиная, посвященная русскому поэту Сергею Есенину
На занятии ребята продолжают знакомиться с русским поэтом Сергеем Есениным.Такие занятия всегда проводятся совместно с родителями. Мы читаем стихи, слушаем музыку, проводим интересные мастер - классы....

Музыкально-литературная гостиная "Зима Чародейка" 2021г
Дети погрузились в волшебный мир музыки и красоты. Дети познакомились с произведениями художников, композиторов и поэтов о зиме. Ребята прочитали стихотворения, спели зимние песни, прокатились н...

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Осень в стихах русских поэтов и художников"
Сценарий музыкально-литературной гостиной "Осень в стихах русских поэтов и художников"...

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Зима в стихах русских поэтов и художников"
Сценарий музыкально-литературной гостиной "Зима в стихах русских поэтов и русских художников"...

Методическая разработка занятия "музыкально-литературная гостинная, посвященная дню рождения поэта С.Есенина"
эта работа будет полезна воспитателям и педагогам ДОУ. Она отражает любовь к России, ее истокам через знакомство с поэзией С. Есенина с помощью средств музыкальной выразительности....