Семинар-практикум для воспитателей "Развивающий потенциал театрализованных игр"
методическая разработка

Павлышина Марина Геннадьевна

Цель

Совершенствование знаний педагогов о театрально-игровой деятельности  дошкольников и закрепление практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.

Задачи

1.  Закрепить  знания  о  способах  организации    и  педагогическом руководстве театрально-игровой деятельностью в детском саду.

2.   Развивать   творчество   и   фантазию   воспитателей   в   процессе обыгрывания театра.

3.  Совершенствовать  коммуникативные  навыки,  умение  работать  в команде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

"Развивающий потенциал театрализованных игр для дошкольников"

Аудитория: педагоги дошкольных учреждений

Цель

Совершенствование знаний педагогов о театрально-игровой деятельности дошкольников и закрепление практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.

Задачи

#1056;асширить представления воспитателей о театре.

2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве театрально-игровой деятельностью в детском саду.

3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе обыгрывания театра.

4. Совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы очень рады приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме, посвященном теме театра.

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

И прежде я предлагаю поприветствовать друг друга.

(Приветствие «Давайте поздороваемся».)

А делать это мы будем следующим образом, я попрошу выйти в круг тех:

- у кого в этом месяце день рождение. Здравствуйте!

– кто не хотел утром вставать с постели. Здравствуйте!

- кто вовремя сдаёт отчётную документацию. Здравствуйте!

– кто готов общаться. Здравствуйте!

– кто ждёт премии. Здравствуйте!

А что же такое театр для детей? (ответы гостей) Театр для ребёнка в первую очередь –

это встреча с весёлой, интересной, доброй сказкой.

И я предлагаю их вспомнить, проведём сказочную разминку. Поможет нам в этом «Волшебная палочка». Передающий палочку - называет сказку, принимающий палочку - называет персонажа этой сказки.

Вы прекрасно справились с заданием!

Чтобы наше мероприятие стало ещё интереснее, предлагаю вам посоревноваться. Для этого нам необходимо поделиться на две команды.

Девочки и Снегурочки (делимся по социоигровой технологии)

Команды встают в две шеренги друг напротив друга.

Развитие театрализованной деятельности у дошкольника тесно связана с развитием речи, в частности интонационно выразительности речи. Сейчас мы поработаем над интонацией

Интонация простыми словами — это тон и манера речи, которые выражают чувства и отношение говорящего к человеку, с которым он говорит, или к предмету, о котором говорит.

Основные виды интонаций: повествовательная, вопросительная, восклицательная. Также может быть эмоционально окрашенная интонация (от лица какого-либо человека, героя, персонажа)

Первая команда задает вопрос, вторая отвечает на него с определенной интонацией, затем меняемся местами.

- Ножки, ножки, где вы были?

-За грибами в лес ходили.

-Что вы ручки работали?

-Мы грибочки собирали.

Также важно развитие умения воспроизводить темп речи, это умение развивается и закрепляется в совместной деятельности, во время прогулки (подвижные игры).

Игра «Поехали, поехали»

Взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакакли, поскакали с пирогами, с пирогами».

Команды садятся за столы.

Также при передаче образа героя важна мимика.

Мимика — это совокупность движений мышц лица, которые отражают эмоциональное состояние человека. Она включает в себя выражение глаз, бровей, губ, носа и даже подбородка.

#1052;ИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю» (участникам раздать листочки с заданиями. Одна команда показывает , другая отгадывает).

Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у участников положительные эмоции.

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1 к. Ем лимон.

2к. Сердитый дедушка.

1 к. Тепло-холодно.

2 к. Встретили хорошего знакомого.

1 к. Обиделись.

2 к. Удивились.

1 к. Получить подарок.

2 к. Мне грустно.

Также важна пантомимика

Пантомимика — совокупность движений человеческого тела, выражающих внутреннее душевное состояние.

Это один из видов выразительных движений человека, охватывающий изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям.

Задание-угадать сказку и изобразить эмоцию с помощью пантомимики, вторая команда угадывает эмоцию.

Педагог читает отрывок из произведения «Мойдодыр»:

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

(Негодование)

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: «Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

выражают грусть (печаль).

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»: «Тянут – потянут, вытащили репку».

(выражают восторг).

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

(выражают мимикой лица – радость).

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (выражают испуг).

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут». (выражают мимикой лица печаль).

В конце игры отметить тех участников, которые были более эмоциональными.

Пантомима

1 к. Показать (руками или пальцами):

Стой на месте!

Идём со мной!

До свидания!

Давай, помиримся.

Я тебя люблю!

Я боюсь.

2 к. Показать частями тела:

как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

как твой палец говорит: «Иди сюда!»

как твои глаза говорят: «Нет»;

как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится...

Также в режимных моментах можно включать детям музыку и предлагать потанцевать какой-то одной частью тела некоторое время, затем часть тела меняется.

Также важно в театрализованной деятельности взаимодействие детей. Сыграем в игру на взаимодействие в команде.

Первый участник получает написанный на листке бумаги текст, передает на ухо другому участнику, последний участник должен понять и озвучить.

Выиграет команда, первая передавшая сообщение по сломанному телефону.

1к. Пришла сэс! Будет брать смывы с игрушек.

Вывод: Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б.М.Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”



Предварительный просмотр:

Театральные игры и упражнения для дошкольников на развитие интонации, темпа речи, мимики, пантомимики, эмоциональности.

Приветствие «Давайте поздороваемся».

Воспитатель: попрошу выйти в круг тех:

- у кого в этом месяце день рождение. Здравствуйте!

– кто не хотел утром вставать с постели. Здравствуйте!

- у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте!

– кто сегодня съел всю кашу. Здравствуйте!

– у кого есть настоящий друг . Здравствуйте!

Можно придумать разные вопросы по ситуации.

Игра «Волшебная палочка»

Передающий палочку называет сказку, принимающий палочку - называет персонажа этой сказки.

Можно перечислять также сказки, где встречаются лисы (лягушки, зайцы, Баба-Яга, волшебные предметы и пр.)

Деление детей на подгруппы (команды) по социоигровой технологии

(Рассчитаться по порядку на /Девочки-Снегурочки/Колобки-Репки/Шапки-Невидимки/ Гуси-Лебеди и т.п.)

Первая команда задает вопрос, вторая отвечает на него с определенной интонацией, затем меняемся местами.

Основные виды интонаций: повествовательная, вопросительная, восклицательная. Также может быть эмоционально окрашенная интонация (от лица какого-либо человека, героя, персонажа)

- Ножки, ножки, где вы были?

-За грибами в лес ходили.

-А вы, ручки, помогали?

-Мы грибочки собирали.

Также важно развитие умения воспроизводить темп речи, это умение развивается и закрепляется в совместной деятельности, во время прогулки (подвижные игры).

Игра «Поехали, поехали»

Взявшись за руки, дети ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакакли, поскакали с пирогами, с пирогами».

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю» Одна команда показывает , другая отгадывает/ один ребенок показывает, остальные отгадывают).

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Образы:

Ем лимон.

Сердитый дедушка.

Обиделись.

Удивились.

Получить подарок.

Мне грустно.

И прочее…..

Пантомимика — совокупность движений человеческого тела, выражающих внутреннее душевное состояние.

Задание-угадать сказку и изобразить эмоцию героя, о котором говорится в данном фрагменте текста с помощью пантомимики, вторая команда угадывает эмоцию.

Педагог читает отрывок из произведения «Мойдодыр»:

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

(Негодование)

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: «Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…» выражают грусть (печаль).

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»: «Тянут – потянут, вытащили репку». (выражают восторг).

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли». (выражают радость).

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (выражают испуг).

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут». (выражают печаль).

В конце игры отметить тех участников, которые были более эмоциональными.

Пантомима

Показать (руками или пальцами):

Стой на месте!

Идём со мной!

До свидания!

Давай, помиримся.

Я тебя люблю!

Я боюсь.

Показать частями тела:

как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

как твой палец говорит: «Иди сюда!»

как твои глаза говорят: «Нет»;

как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится...

Танец одной частью тела

в режимных моментах можно включать детям музыку и предлагать потанцевать какой-то одной частью тела некоторое время, затем часть тела меняется (например, танцуют только носики, локти, брови, уши, глаза, указательные пальцы и пр.)

Игра на взаимодействие в команде «Сломанный телефон»

Ведущий говорит одновременно двум детям из разных команд сообщение.

Эти дети полученное сообщение передают на ухо другому участнику своей команды и так далее по цепочке. Последний участник должен понять и озвучить. Выиграет команда, первая передавшая верное сообщение по сломанному телефону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...

Семинар - практикум "Поддержка и развитие кадрового потенциала в ДОУ в условиях внедрения ФГОС"

Семинар - практикум "Поддержка кадрового потенциала в ДОУ в условиях внедрения ФГОС"...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патриотического потенциала детей».

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патрио...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

семинар - практикум для воспитателей "экологический потенциал сказки"

при работе с детьми очень важно бережно относиться к сказочному сюжету...