«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Гераськина Татьяна Владимировна

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Важно развить мелкую моторику в целом, а также механизмы, необходимые при овладении письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т.е. развития графомоторных навыков. Очень важно построить эту работу так, чтобы детям было интересно, чтобы они видели результат своего труда, а также очень важно привлечь к этой работе родителей, научить их заниматься со своим ребенком, получая совместный продукт деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование

современных технологий в работе с детьми старшего возраста

(5 - 7лет)

«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»

Педагог:

Гераськина Татьяна Владимировна

2024-2025 учебный год.

Использование современных технологий в работе

с детьми с ТНР старшей и подготовительной группы

 «Развитие графомоторных навыков у детей

старшего возраста»

Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая; полисенсорная, технологии проектной деятельности; личностно-ориентированные.  

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Актуальность: вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методики обучения письму. Другие считают, что многих сложностей при обучении письму в начальной школе, можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить мелкую моторику в целом, а также механизмы, необходимые при овладении письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т.е. развития графомоторных навыков.  

Очень важно построить эту работу так, чтобы детям было интересно, чтобы они видели результат своего труда, а также очень важно привлечь к этой работе родителей, научить их заниматься со своим ребенком, получая совместный продукт деятельности.

Цель: Развитие графомоторных навыков детей 5-7 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений, тонкокоординированных движений пальцев рук.

Задачи:  

  • создание условий для развития координации рук и мелкой моторики, развития графомоторных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей;
  • создание условий для подготовки руки к обучению в школе, а именно к письму;
  • создание условий для развития у детей умения использовать в совместной и самостоятельной деятельности самомассаж, игры, упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • развитие у детей зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти, сосредоточенности, фантазии;
  • развитие у детей пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  • формирование у детей зрительно-моторной координации;
  • формирование у детей активной речи, пополняя словарный запас новыми словами и  понятиями;
  • формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;  умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
  • воспитание у детей стремление добиваться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
  • развитие творческих способностей детей по средствам продуктивной деятельности.

Результативность:

  • пополнение в группе предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;
  • выставки совместных работ педагоги – дети, родители – дети;
  • организация выставок детских рисунков, аппликаций, поделок;
  • выполнение детьми различных видов штриховок, графических диктантов.

Примерное ежедневное планирование работы по развитию координации рук, мелкой моторики и графомоторных навыков:

Утро:

-     массаж кистей рук и пальцев;

  • пальчиковая гимнастика и развивающие игры;
  • индивидуальная работа в тетрадях в клеточку;
  • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, лабиринтами, раскрасками и т.д.

Утренняя гимнастика:

  • упражнения для развития кистей рук и пальцев;
  • массаж рук;

Культурно - гигиенические навыки:

  • закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;
  • выполнение забавных фигурок пальцами;
  • заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев;

Занятия:

  • перед занятием и вовремя физминутки – самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры;
  • работа с ножницами, карандашом и ручкой в рабочих тетрадях и альбомах;
  • выполнение руками различных заданий, развивающих тонкую моторику и графомоторные навыки.

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки:

  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков и кнопок;
  • шнуровка ботинок, завязывание шнурков;
  • заучивание потешек, пальчиковых игр;
  • индивидуальная работа по развитию тонкой моторики рук — самомассаж, лепка снежков, рисование мелками и палочками различных дорожек, лабиринтов, игры с природным материалом;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Коррекционная работа и совместная деятельность во 2 половине дня:

  • пальчиковые игры и упражнения;
  • развивающие игры;
  • рисование на крупе;
  • пальчиковая гимнастика и игры;
  • индивидуальная работа с пристёжками;
  • шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д.
  • выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.
  • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.
  • работа с лабиринтами;
  • выкладывание мозаики, из спичек, пуговиц, геометрических фигур и т.д.
  • работа в изо уголке (рисование, лепка, ручной труд, используя различный материал);
  • работа в индивидуальных графических тетрадях, листах, альбомах, раскрасках и т.д.
  • работа с конструктором различного типа.

Выполнение заданий по развитию графомоторных навыков в тетрадях, листочках (простым карандашом, рукой, фломастером) -  понедельник, вторник, четверг - 2 половина дня

Перспективный план по теме  «Развитие графомоторных навыков у детей  6-7 лет»

ц

Тема недели

Вид деятельности

Задачи

 

Сентябрь

1-2 неделя

Выполнение различных заданий по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков.

Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на начало учебного года

 

3 неделя

«Обведение по контуру, раскрашивание»

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень»
  2. Упражнение на обведение по контуру и раскрашивание «Овощи»
  3. Упражнение «Лабиринт: помоги зайке пройти к грядкам с морковью»
  4. Физминутка «В огород пойдем»
  5. Упражнение «Обведи по контуру то, что меньше размером, чем орешек»
  6. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи су-джок мячиков.

- Закрепить умение обводить предметы по контуру, раскрашивать;

- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы

4 неделя  «Штриховка»

  1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
  2. Упражнение «Заштрихуй осенний лист»
  3. Гимнастика для глаз «Дождик»
  4. Упражнения  на развитие межполушарного взаимодействия
  5. Физкультминутка «Деревце»
  6. Выкладывание контура гриба бросовыми и природными материалами.
  7. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи тактильных дощечек, мячиков.

- Закрепить умение обводить предметы по контуру, штриховать;

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы

Октябрь

1 неделя

«Штриховка в заданном направлении»

  1. Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком)
  2. Упражнение «Заштрихуй тучку по образцу»
  3. Зрительная гимнастика «Веселая неделька: понедельник»
  4. Упражнение «Назови наложенные друг на друга рисунки»
  5. Физминутка «Капля раз, капля два»
  6. Рисование на  манной крупе «Еж»
  7. Работа в тетрадях: написание цифр, геометрические узоры.
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи карандашей.

-  Формировать навык штриховки в заданном направлении;

- совершенствовать зрительно - моторную координацию;

- закреплять умение выполнять аппликацию из сыпучих материалов;

- развивать зрительный гнозис, мелкую моторику, внимание;

- воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность, аккуратность.

 

2 неделя

«Обведение по контуру, дорисовывание симметричных изображений»

  1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
  2. Упражнение на обведение по контуру и дорисовывание симметричных изображений
  3. Зрительная гимнастика «Веселая неделька вторник»
  4. Упражнение «Колечки»
  5. Рисование на  манной крупе «Фрукты и овощи»
  6. Рисование по точкам.
  7. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи колючих мячиков.  

- Закреплять умение дорисовывать симметричные изображения, обводить фигуры по контуру;

- развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, точность движений;

- воспитывать интерес к образовательной деятельности.

3 неделя

«Продолжить знакомство с тетрадью»

  1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю»
  2. Продолжить знакомство с тетрадью.
  3. Зрительная гимнастика «Зигзаги»
  4. Упражнение на сравнение предметов по величине
  5. Физминутка «Овощи»
  6. Упражнение «Чудесный мешочек»
  7. Работа в тетрадях: написание цифр, геометрические узоры.
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи шишек.

- Продолжить знакомить детей с тетрадью в мелкую клетку;

- формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

- развивать глазомер, мелкую моторику, тактильные ощущения;

- воспитывать аккуратность. 

4 неделя

«Рисование точек»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пять и пять»
  2. Упражнение «Рисование точек в изображении и в клетке»
  3. Зрительная гимнастика «Веселая неделька: среда»
  4. Упражнение «Раскрашивание правой и левой рукой»
  5. Физминутка «Как живешь?»
  6. Упражнение с пинцетом «Перекладывание крупы»
  7. Работа в тетрадях: геометрические узоры.
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи тактильных дощечек, мячиков.

- Формировать умение рисовать точки в изображении и клетке, опираясь на образец;

- развивать мелкую моторику, межполушарное взаимодействие, зрительно - моторную координацию, память;

- воспитывать любовь к осени.

ноябрь

1 неделя

«Рисование точек и крестиков»

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  2. Упражнение «Точки - крестики»
  3. Зрительная гимнастика: «Рисование» глазами зигзагов слева и справа.
  4. Упражнение «Назови наложенные друг на друга рисунки»
  5. Физминутка «Осенние тучи»
  6. Разрезные картинки, разрезные картинки по цифрам.
  7. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи су-джок мячиков.

- Формировать умение рисовать точки и крестики;

- совершенствовать графические умения, зрительный гнозис;

- развивать мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие;

- воспитывать дружеские чувства.

2 неделя

«Рисование коротких вертикальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш»
  2. Выкладывание из счетных палочек по образцу
  3. Упражнение «Забор»
  4. Упражнение для глаз «Молния»
  5. Физминутка «Зарядка»
  6.  Работа на альбомных листах: шаблоны, штриховка.
  7.   Выкладывание нитками, полосками.
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи карандашей.

- Формировать умение проводить вертикальные линии по точкам и самостоятельно;

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительную память;

- воспитывать интерес к выполнению графических заданий.

3 неделя

«Рисование

вертикальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
  2. Упражнение «Забор, флажок, дождик»
  3. Зрительный диктант «Геометрические фигуры» 
  4. Упражнение на раскрашивание правой и левой рукой
  5. Физминутка «Зарядка»
  6. пражнение с фольгой «Прятки»
  7. Сортировка природного материала.
  8. Поделки из шишек и желудей.
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи шишек.

- Закреплять умение проводить вертикальные линии;

- развивать межполушарное взаимодействие, зрительную координацию, зрительную память;

- воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца.

4 неделя

«Рисование горизонтальных линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый»
  2. Работа в тетради: рисование горизонтальных линий, написание цифр.
  3. Упражнение для предупреждения зрительного утомления «Посмотри на локоть»
  4. Упражнение «Повтори рисунок»
  5. Физминутка «Медвежата»
  6. Упражнение «Разберем крупу»
  7. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи колючих мячиков.

- Формировать умение проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно, цифр;

- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, зрительно - моторную координацию.

декабрь

1 неделя

«Рисование вертикальных, косых линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»
  2. Работа в тетради: рисование длинных вертикальных, косых линий
  3. Гимнастика для глаз «Глазки вправо, глазки влево»
  4. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук.
  5. Физминутка «Как живешь?»
  6. Упражнение «»
  7. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи тактильных дощечек, мячиков.

-  Формировать умение проводить вертикальные и косые линии по точкам и самостоятельно;

- развивать пространственное  восприятие, мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, межполушарные связи;

- воспитывать аккуратность.

2 неделя

«Рисование горизонтальных, косых линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Снег пушистый лег на ветви»
  2. Работа в тетради: рисование длинных горизонтальных, косых линий»
  3. Зрительная гимнастика «Проследи движение снежинки»
  4. Физминутка «Чистим снег»
  5. Пластилинография  «Снежинки»
  6. Определение на ощупь материалов.
  7. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи мишуры.

- Формировать умение рисовать длинные горизонтальные и косые линии, чередовать их с короткими горизонтальными линиями;

- развивать пространственное восприятие, зрительную память;

- воспитывать любовь к зиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя

«Рисование косых линий»

  1. Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела»
  2. Работа в тетради «Рисование косых линий по точкам и самостоятельно разной длины»
  3. Зрительная гимнастика «Далеко - близко»
  4. Упражнение «Будь внимателен»
  5. Физминутка «Снеговик»
  6. Выкладывание снежинок из макарон.
  7. Вырезывание снежинок, вырезки из журналов.
  8. Конструирование из бумаги (оригами)
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи мишуры, мячиков.

- Формировать умение рисовать косые линии по точкам и самостоятельно;

- совершенствовать зрительное восприятие, пространственную ориентировку;

- развивать графические умения, зрительное внимание, мелкую моторику;

- воспитывать дружелюбие.

4 неделя

«Соедини по точкам»

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять – будем ёлку украшать»
  2. Работа в тетради «Рисование уголков»
  3. Гимнастика для глаз «Уголки»
  4. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  5. Физминутка «С неба падают снежинки»
  6. Упражнение «Обведи по контуру елку, раскрась игрушки»
  7. Упражнение «Соедини по точкам»
  8. Вырезывание снежинок
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи новогодней мишуры.

- Закреплять умение рисовать короткие наклонные линии;

- совершенствовать умение работать с ножницами;

- развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительно- моторную координацию;

- воспитывать интерес к работе руками.

 

 

 

 

 

 

Январь

 

2 неделя

«Соедини по цифрам»

 

  1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»
  2. Работа в тетради: рисование бордюра, состоящего из разных линий.
  3. Зрительная гимнастика «Мы играли, рисовали»
  4. Упражнение «Штриховка правой - левой рукой»
  5. Физминутка «Я мороза не боюсь»
  6. Пластилинография: выкладывание контура бордюра пластилиновыми жгутиками.
  7. Рисование на крупе, резинками.
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи су-джок мячиков.

 

- Закрепить умение рисовать различные линии чередуя узор;

- формировать навык штрихования в заданном направлении;

- создать условия для развития межполушарных связей;

- развивать мелкую моторику, зрительную память, зрительно - моторную координацию;

- воспитывать трудолюбие.

3 неделя

«Штриховки»

  1. Пальчиковая гимнастика «Домик»
  2. Работа в тетради: рисование уголков, написание цифр, математических знаков.
  3. Зрительный диктант
  4. Упражнение «Графомоторные дорожки»
  5. Физкультминутка «Строим дом»
  6. Работа в альбоме с обводками и шаблонами.
  7. Работа с лабиринтами.
  8. Лепка и выкладывание семян.
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи су-джок мячиков.

- Формировать умение рисовать уголки по опорным точкам и по образцу;

- совершенствовать умение писать цифры, математические знаки;

- закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий;

- развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, навык выполнения штриховки;

- воспитывать аккуратность.

4 неделя

«Рисование по клеточкам»

  1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
  2. Работа в тетради. Рисование различных узоров по клеточкам.
  3. Упражнение для глаз «Скажи, что изменилось»
  4. Упражнение «Обводки и штриховки»
  5. Физминутка «Беличья зарядка»
  6. Упражнение  «Найди отличия и отметь знаком»
  7. Конструирование из Лего.
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи су-джок мячиков.

- Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий и тд;

- формировать умение ориентироваться на плоскости листа, графические умения;

- развивать зрительную память, мелкую моторику, тактильные ощущения;

- воспитывать аккуратность, стремление довести начатую работу до конца.

Февраль

1 неделя

«Рисование квадратов и кругов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
  2. Работа в тетради: рисование квадратов по точкам и кругов самостоятельно
  3. Упражнение для глаз «Зигзаг»
  4. Работа в альбоме: обводки, штриховки, лабиринты.
  5. Графический диктант.
  6. Физминутка «Шофер»
  7. Выкладывание любимой игрушки по контуру счетными палочками, нитками, пуговицами.
  8.  Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи колючих мячиков, карандашей.

- Закрепить навык рисования вертикальных и горизонтальных линий;

- совершенствовать умение вписывать круг в клетку;

- совершенствовать графические умения, зрительную память;

- развивать мелкую моторику, память, внимание;

- воспитывать интерес к образовательной деятельности, мелкую моторику, самостоятельность.

 

2 неделя

«Рисование кругов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
  2. Работа в тетради «Круги большие и маленькие»
  3. Гимнастика для глаз «Мы гимнастику для глаз, выполняем каждый раз»
  4. Упражнение «Обведи все картинки»
  5. Физминутка «Где мы были, мы не скажем»
  6. Игра «Угадай все картинки»
  7. Работа с ножницами.
  8. Упражнение «Обведи по контуру (по точкам)»
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи палочек, шишек.

- Формировать умение рисовать круги в несколько клеток, умение ориентироваться в клетке;

- совершенствовать зрительную память, графические умения;

- развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения;

- воспитывать аккуратность.

3 неделя

«Рисование прямоугольников и овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Карандаш в руках катаю»
  2. Работа в тетради: рисование прямоугольников и овалов со штриховкой в диагональном направлении.
  3. Упражнение для глаз «Рисование глазами прямоугольников разного размера»
  4. Физминутка «Мчится поезд»
  5. Работа в альбоме «Поезд с цифрами» (написание цифр)
  6. Работа с ножницами.
  7. Работа с лабиринтами.
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи палочек, шишек. 
  9.  Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»

-  Формировать  умение рисовать прямоугольники и овалы со штриховкой;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение штриховать в заданном направлении;

- развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, мелкую моторику;

- воспитывать аккуратность, стремление довести начатую работу до конца.

4 неделя

«Рисование прямоугольников и овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
  2. Работа в тетради: рисование прямоугольников и овалов.
  3. Зрительная гимнастика «Что пропало?»
  4. Работа в альбоме: трафареты и раскраски.
  5. Физкультминутка «Домашние птицы»
  6. Игра «Сортировка зерен» (правая рука – горох, левая рука – фасоль)
  7. Вырезывание геометрических фигур и их штриховка.
  8. Графический диктант.
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи палочек, мячиков су-джок.

- Совершенствовать умение рисовать прямоугольники и овалы, объединять их в узор, рисунок;

- совершенствовать графические умения, зрительную память, знание детьми домашних птиц;

- развивать мелкую моторику, межполушарное взаимодействие;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

 

Март

1 неделя

«Рисование по точкам»

  1. Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
  2. Работа в тетради: рисование различных узоров по образцу и на слух.
  3. Гимнастика для глаз «Рисование глазами цифр от 0 до 9»
  4. Упражнение «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  5. Графический диктант.
  6. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи палочек, мячиков су-джок.
  7. Физкультминутка «Если речка голубая пробудилась ото сна»
  8. Упражнение «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
  9. Упражнение «Дорисуй-ка»

- Совершенствовать умение рисовать по точкам, различных узоров по образцу и на слух;

- развивать межполушарные связи, графические умения, зрительно - моторную координацию;

- воспитывать взаимовыручку.

2 неделя

«Рисование по цифрам»

  1. Пальчиковая гимнастика «Колечки»
  2. Работа в тетради: рисование по цифрам, дорисовка предметов;
  3. Гимнастика для глаз «Нарисуй глазами большие и маленькие круги»
  4. Работа в альбоме: обводки и шаблоны, трафареты;
  5. Лепка цифр от 0 – 10;
  6. Рисование на крупе букв;
  7. Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»
  8. Упражнение «Нанизывание на проволоку бусинок разного размера»
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи колючих мячиков.
  10. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»

- Совершенствовать умение рисовать по цифрам, соединяя их линиями в правильном порядке;

- закрепление написания цифр и букв;

- развивать межполушарное взаимодействие, графические умения, мелкую моторику;

- воспитывать аккуратность.

3 неделя

«Рисование предметов из кругов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Я мячом круги катаю»
  2. Работа в тетради: рисование предметов из кругов;
  3. Гимнастика для глаз «Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз»
  4. Работа в альбоме: «Дорисуй - ка», обводки и штриховки;
  5. Физкультминутка «Неваляшки»;
  6. Выкладывание контура различных фигур, используя природный материал;
  7. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи колючих мячиков.
  9. Упражнение для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»

- Закрепить умение рисовать круги различной величины;

- совершенствовать графические умения, зрительное восприятие;

- развивать межполушарное взаимодействие, зрительную память, тактильные ощущения, мелкую моторику;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4 неделя

«Рисование фигур из кружков»

  1. Пальчиковая гимнастика «Шарик»
  2. Работа в тетради: написание цифр, примеров, фигур из кругов;
  3. Гимнастика для глаз «Поймай солнечного зайчика»
  4. Упражнение: «Соедини пуговицы»
  5. Работа с лабиринтами;
  6. Физкультминутка «Весна»
  7. Пластилинография «Почки распускаются»
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи тактильных дощечек.
  9. Обводки, штриховки, раскраски.

- Закрепить умение писать цифры, рисовать фигуры из кругов;

- развивать зрительную память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать интерес к деятельности, аккуратность.

апрель

1 неделя

«Рисование узоров из кругов и квадратов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Цепочка»
  2. Работа в тетради: рисуем узоры по точкам и на слух;
  3. Гимнастика для глаз «Нарисуй глазами цифру от 1 до 9»
  4. Работа в альбоме: штриховка геометрических фигур, дорисовка по желанию;
  5. Физкультминутка «Упражнение на расслабление»
  6. Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек, ниток, пуговиц;
  7. Работа с ножницами;
  8. Написание примеров и их решение;
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи су-джок мячиков.

- Закреплять умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее;

- развивать межполушарные связи, мелкую моторику, графические умения, зрительную память, конструктивные умения;

- воспитывать усидчивость.

 

2 неделя

 «Рисование узора из квадратов и кругов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Обувь»

   2. Работа в тетради: написание цифр, примеров, знаков, букв, слов;

  3. Гимнастика для глаз «Зигзаг»;

  4. Упражнение «Найди пару»;

5. Физкультминутка «Новые кроссовки»;

6. Упражнение: шнуровка плоскостных трафаретов;

7. Вырезывание квадратов и кругов, выкладывание узоров;

8. Пластилинография;

9.  Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи ракушек.

- Закрепить умение рисовать круг, квадрат, объединять их в узор;

- закрепить умение писать цифры и буквы в клеточках;

- развивать пространственное восприятие, мелкую моторику, графические умения, зрительную память;

- воспитывать аккуратность при выполнении задания.

3 неделя

«Прописи»

  1. Пальчиковая гимнастика «Колобок»
  2. Работа в тетради: рисование больших кругов по точкам и самостоятельно;
  3. Прописывание различных элементов письменных букв;
  4. Гимнастика для глаз «Веселый колобок»
  5. Слуховой диктант: выкладывание из счетных палочек, написание цифр и букв;
  6. Физкультминутка «Хитрая лиса»
  7. Работа в альбоме: обводки, штриховки;
  8. Рисование на крупе;
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи смятой бумаги.

- Формировать умение прописывать различные элементы письменных букв;

- совершенствовать умение рисовать большие круги по точкам и самостоятельно;

- развивать слуховое восприятие, память, мелкую моторику, графические умения;

- воспитывать умение поддерживать друг друга.

4 неделя

«Прописи»

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Работа в тетради. Рисование овалов со штриховкой (горизонтальной - вертикальной) и без нее
  3. Прописывание различных элементов письменных букв.
  4. Гимнастика для глаз «Рисование глазами геометрических фигур»
  5. Слуховой графический диктант
  6. Физминутка «Цветы»
  7. Работа с проволокой: выгибание из проволоки лепестков и серединки цветка.
  8. Выкладывание из   ниток, полосок, крупы, пуговиц, палочек букв и цифр;
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи смятой бумаги.

 

- Формировать умение прописывать различные элементы письменных букв;

- совершенствовать умение рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее;

- развивать слуховое восприятие, память, внимание, графические умения, мелкую моторику;

- воспитывать чувство отзывчивости.

Май

1 неделя

«Прописи»

  1. Пальчиковая гимнастика «Овощи»
  2. Работа в тетради в клетку: написание цифр, примеров, знаков, букв, слов
  3. Прописывание различных элементов письменных букв
  4. Гимнастика для глаз «Рисование глазами»
  5. Упражнение «Раскрашивание предметов правой и левой рукой»
  6. Физминутка «Хозяйка однажды с базара пришла»
  7. Работа в альбоме: обводки, штриховки
  8. Упражнения  для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи карандашей.

- Совершенствовать графические навыки, межполушарные связи;

- развивать зрительную память, зрительно- моторную координацию, мелкую моторику;

- воспитывать усидчивость.

2 неделя

«Прописи»

  1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики писали»
  2. Работа в тетради в клетку
  3.  Прописывание различных элементов письменных букв
  4. Гимнастика для глаз «Поморгай глазами»
  5. Работа в альбоме: обводка, штриховка
  6. Физминутка «Мы - спортсмены»
  7. Выкладывание домашних животных из геометрических фигур, ниток, проволоки
  8. Работа с лабиринтами
  9. Упражнения для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  10. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи карандашей.

- Закрепить умение рисовать круги и квадраты в клетках, объединять их в предметы;

- совершенствовать графические навыки, межполушарные связи;

- развивать пространственное восприятие, логическое мышление, слуховое внимание, конструктивные умения, мелкую моторику, графические умения;

- воспитывать отзывчивость.

3 неделя

«Прописи»

  1. Пальчиковая гимнастика «Ребро -  кулак»
  2. Работа в тетради: прописывание различных элементов письменных букв, цифр, примеров
  3. Гимнастика для глаз «Рисуем глазами шары»
  4. Работа в альбоме: дорисуй-ка
  5. Физминутка «Веселая зарядка»
  6. Сортировка гороха и фасоли с закрытыми глазами
  7. Упражнения для развития межполушарных связей «Графомоторные дорожки для обеих рук»
  8. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи карандашей.

- Совершенствовать умение рисовать круги и овалы, штриховать в заданном направлении;

- совершенствовать графические навыки, межполушарные связи;

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, тактильные ощущения;

- воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

4 неделя

Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 6 – 7  лет на конец учебного года

Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

Инновационный проект «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани как средства развития графомоторных навыков у старших дошкольников»

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани, явилось одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Педагогам...

Готовимся к школе. Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей

В методических рекомендациях дан обзор причин нарушений письменной речи, возрастного становления графомоторных функций у ребёнка, методов и приемов развития этих навыков у старших дошкольников....

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"

Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий....

дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"

дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"...