«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Важно развить мелкую моторику в целом, а также механизмы, необходимые при овладении письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т.е. развития графомоторных навыков. Очень важно построить эту работу так, чтобы детям было интересно, чтобы они видели результат своего труда, а также очень важно привлечь к этой работе родителей, научить их заниматься со своим ребенком, получая совместный продукт деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
современных технологий в работе с детьми старшего возраста
(5 - 7лет)
«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»
Педагог:
Гераськина Татьяна Владимировна
2024-2025 учебный год.
Использование современных технологий в работе
с детьми с ТНР старшей и подготовительной группы
«Развитие графомоторных навыков у детей
старшего возраста»
Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая; полисенсорная, технологии проектной деятельности; личностно-ориентированные.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Актуальность: вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.
Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методики обучения письму. Другие считают, что многих сложностей при обучении письму в начальной школе, можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.
Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить мелкую моторику в целом, а также механизмы, необходимые при овладении письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т.е. развития графомоторных навыков.
Очень важно построить эту работу так, чтобы детям было интересно, чтобы они видели результат своего труда, а также очень важно привлечь к этой работе родителей, научить их заниматься со своим ребенком, получая совместный продукт деятельности.
Цель: Развитие графомоторных навыков детей 5-7 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений, тонкокоординированных движений пальцев рук.
Задачи:
- создание условий для развития координации рук и мелкой моторики, развития графомоторных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей;
- создание условий для подготовки руки к обучению в школе, а именно к письму;
- создание условий для развития у детей умения использовать в совместной и самостоятельной деятельности самомассаж, игры, упражнения для развития мелкой моторики рук;
- развитие у детей зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти, сосредоточенности, фантазии;
- развитие у детей пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
- формирование у детей зрительно-моторной координации;
- формирование у детей активной речи, пополняя словарный запас новыми словами и понятиями;
- формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
- воспитание у детей стремление добиваться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
- развитие творческих способностей детей по средствам продуктивной деятельности.
Результативность:
- пополнение в группе предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;
- выставки совместных работ педагоги – дети, родители – дети;
- организация выставок детских рисунков, аппликаций, поделок;
- выполнение детьми различных видов штриховок, графических диктантов.
Примерное ежедневное планирование работы по развитию координации рук, мелкой моторики и графомоторных навыков:
Утро:
- массаж кистей рук и пальцев;
- пальчиковая гимнастика и развивающие игры;
- индивидуальная работа в тетрадях в клеточку;
- работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, лабиринтами, раскрасками и т.д.
Утренняя гимнастика:
- упражнения для развития кистей рук и пальцев;
- массаж рук;
Культурно - гигиенические навыки:
- закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;
- выполнение забавных фигурок пальцами;
- заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев;
Занятия:
- перед занятием и вовремя физминутки – самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры;
- работа с ножницами, карандашом и ручкой в рабочих тетрадях и альбомах;
- выполнение руками различных заданий, развивающих тонкую моторику и графомоторные навыки.
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки:
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков и кнопок;
- шнуровка ботинок, завязывание шнурков;
- заучивание потешек, пальчиковых игр;
- индивидуальная работа по развитию тонкой моторики рук — самомассаж, лепка снежков, рисование мелками и палочками различных дорожек, лабиринтов, игры с природным материалом;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
Коррекционная работа и совместная деятельность во 2 половине дня:
- пальчиковые игры и упражнения;
- развивающие игры;
- рисование на крупе;
- пальчиковая гимнастика и игры;
- индивидуальная работа с пристёжками;
- шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д.
- выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.
- работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.
- работа с лабиринтами;
- выкладывание мозаики, из спичек, пуговиц, геометрических фигур и т.д.
- работа в изо уголке (рисование, лепка, ручной труд, используя различный материал);
- работа в индивидуальных графических тетрадях, листах, альбомах, раскрасках и т.д.
- работа с конструктором различного типа.
Выполнение заданий по развитию графомоторных навыков в тетрадях, листочках (простым карандашом, рукой, фломастером) - понедельник, вторник, четверг - 2 половина дня
Перспективный план по теме «Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет»
ц | Тема недели | Вид деятельности | Задачи |
Сентябрь | 1-2 неделя | Выполнение различных заданий по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков. | Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на начало учебного года
|
3 неделя «Обведение по контуру, раскрашивание» |
| - Закрепить умение обводить предметы по контуру, раскрашивать; - развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию; - воспитывать аккуратность при выполнении работы | |
4 неделя «Штриховка» |
| - Закрепить умение обводить предметы по контуру, штриховать; - развивать мелкую моторику, зрительное восприятие; - воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы | |
Октябрь | 1 неделя «Штриховка в заданном направлении» |
| - Формировать навык штриховки в заданном направлении; - совершенствовать зрительно - моторную координацию; - закреплять умение выполнять аппликацию из сыпучих материалов; - развивать зрительный гнозис, мелкую моторику, внимание; - воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность, аккуратность. |
| 2 неделя «Обведение по контуру, дорисовывание симметричных изображений» |
| - Закреплять умение дорисовывать симметричные изображения, обводить фигуры по контуру; - развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, точность движений; - воспитывать интерес к образовательной деятельности. |
3 неделя «Продолжить знакомство с тетрадью» |
| - Продолжить знакомить детей с тетрадью в мелкую клетку; - формировать умение ориентироваться на листе бумаги; - развивать глазомер, мелкую моторику, тактильные ощущения; - воспитывать аккуратность. | |
4 неделя «Рисование точек» |
| - Формировать умение рисовать точки в изображении и клетке, опираясь на образец; - развивать мелкую моторику, межполушарное взаимодействие, зрительно - моторную координацию, память; - воспитывать любовь к осени. | |
ноябрь | 1 неделя «Рисование точек и крестиков» |
| - Формировать умение рисовать точки и крестики; - совершенствовать графические умения, зрительный гнозис; - развивать мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие; - воспитывать дружеские чувства. |
2 неделя «Рисование коротких вертикальных линий» |
| - Формировать умение проводить вертикальные линии по точкам и самостоятельно; - развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительную память; - воспитывать интерес к выполнению графических заданий. | |
3 неделя «Рисование вертикальных линий» |
| - Закреплять умение проводить вертикальные линии; - развивать межполушарное взаимодействие, зрительную координацию, зрительную память; - воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца. | |
4 неделя «Рисование горизонтальных линий» |
| - Формировать умение проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно, цифр; - развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, зрительно - моторную координацию. | |
декабрь | 1 неделя «Рисование вертикальных, косых линий» |
| - Формировать умение проводить вертикальные и косые линии по точкам и самостоятельно; - развивать пространственное восприятие, мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, межполушарные связи; - воспитывать аккуратность. |
2 неделя «Рисование горизонтальных, косых линий» |
| - Формировать умение рисовать длинные горизонтальные и косые линии, чередовать их с короткими горизонтальными линиями; - развивать пространственное восприятие, зрительную память; - воспитывать любовь к зиме.
| |
| 3 неделя «Рисование косых линий» |
| - Формировать умение рисовать косые линии по точкам и самостоятельно; - совершенствовать зрительное восприятие, пространственную ориентировку; - развивать графические умения, зрительное внимание, мелкую моторику; - воспитывать дружелюбие. |
4 неделя «Соедини по точкам»
|
| - Закреплять умение рисовать короткие наклонные линии; - совершенствовать умение работать с ножницами; - развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительно- моторную координацию; - воспитывать интерес к работе руками.
| |
Январь
| 2 неделя «Соедини по цифрам» |
|
- Закрепить умение рисовать различные линии чередуя узор; - формировать навык штрихования в заданном направлении; - создать условия для развития межполушарных связей; - развивать мелкую моторику, зрительную память, зрительно - моторную координацию; - воспитывать трудолюбие. |
3 неделя «Штриховки» |
| - Формировать умение рисовать уголки по опорным точкам и по образцу; - совершенствовать умение писать цифры, математические знаки; - закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий; - развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, навык выполнения штриховки; - воспитывать аккуратность. | |
4 неделя «Рисование по клеточкам» |
| - Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий и тд; - формировать умение ориентироваться на плоскости листа, графические умения; - развивать зрительную память, мелкую моторику, тактильные ощущения; - воспитывать аккуратность, стремление довести начатую работу до конца. | |
Февраль | 1 неделя «Рисование квадратов и кругов» |
| - Закрепить навык рисования вертикальных и горизонтальных линий; - совершенствовать умение вписывать круг в клетку; - совершенствовать графические умения, зрительную память; - развивать мелкую моторику, память, внимание; - воспитывать интерес к образовательной деятельности, мелкую моторику, самостоятельность. |
| 2 неделя «Рисование кругов» |
| - Формировать умение рисовать круги в несколько клеток, умение ориентироваться в клетке; - совершенствовать зрительную память, графические умения; - развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения; - воспитывать аккуратность. |
3 неделя «Рисование прямоугольников и овалов» |
| - Формировать умение рисовать прямоугольники и овалы со штриховкой; - закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение штриховать в заданном направлении; - развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию, мелкую моторику; - воспитывать аккуратность, стремление довести начатую работу до конца. | |
4 неделя «Рисование прямоугольников и овалов» |
| - Совершенствовать умение рисовать прямоугольники и овалы, объединять их в узор, рисунок; - совершенствовать графические умения, зрительную память, знание детьми домашних птиц; - развивать мелкую моторику, межполушарное взаимодействие; - воспитывать чувство взаимопомощи.
| |
Март | 1 неделя «Рисование по точкам» |
| - Совершенствовать умение рисовать по точкам, различных узоров по образцу и на слух; - развивать межполушарные связи, графические умения, зрительно - моторную координацию; - воспитывать взаимовыручку. |
2 неделя «Рисование по цифрам» |
| - Совершенствовать умение рисовать по цифрам, соединяя их линиями в правильном порядке; - закрепление написания цифр и букв; - развивать межполушарное взаимодействие, графические умения, мелкую моторику; - воспитывать аккуратность. | |
3 неделя «Рисование предметов из кругов» |
| - Закрепить умение рисовать круги различной величины; - совершенствовать графические умения, зрительное восприятие; - развивать межполушарное взаимодействие, зрительную память, тактильные ощущения, мелкую моторику; - воспитывать аккуратность при выполнении работы. | |
4 неделя «Рисование фигур из кружков» |
| - Закрепить умение писать цифры, рисовать фигуры из кругов; - развивать зрительную память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику; - воспитывать интерес к деятельности, аккуратность. | |
апрель | 1 неделя «Рисование узоров из кругов и квадратов» |
| - Закреплять умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее; - развивать межполушарные связи, мелкую моторику, графические умения, зрительную память, конструктивные умения; - воспитывать усидчивость.
|
2 неделя «Рисование узора из квадратов и кругов» | 1. Пальчиковая гимнастика «Обувь» 2. Работа в тетради: написание цифр, примеров, знаков, букв, слов; 3. Гимнастика для глаз «Зигзаг»; 4. Упражнение «Найди пару»; 5. Физкультминутка «Новые кроссовки»; 6. Упражнение: шнуровка плоскостных трафаретов; 7. Вырезывание квадратов и кругов, выкладывание узоров; 8. Пластилинография; 9. Самомассаж кистей рук и пальцев при помощи ракушек. | - Закрепить умение рисовать круг, квадрат, объединять их в узор; - закрепить умение писать цифры и буквы в клеточках; - развивать пространственное восприятие, мелкую моторику, графические умения, зрительную память; - воспитывать аккуратность при выполнении задания. | |
3 неделя «Прописи» |
| - Формировать умение прописывать различные элементы письменных букв; - совершенствовать умение рисовать большие круги по точкам и самостоятельно; - развивать слуховое восприятие, память, мелкую моторику, графические умения; - воспитывать умение поддерживать друг друга. | |
4 неделя «Прописи» |
| - Формировать умение прописывать различные элементы письменных букв; - совершенствовать умение рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее; - развивать слуховое восприятие, память, внимание, графические умения, мелкую моторику; - воспитывать чувство отзывчивости. | |
Май | 1 неделя «Прописи» |
| - Совершенствовать графические навыки, межполушарные связи; - развивать зрительную память, зрительно- моторную координацию, мелкую моторику; - воспитывать усидчивость. |
2 неделя «Прописи» |
| - Закрепить умение рисовать круги и квадраты в клетках, объединять их в предметы; - совершенствовать графические навыки, межполушарные связи; - развивать пространственное восприятие, логическое мышление, слуховое внимание, конструктивные умения, мелкую моторику, графические умения; - воспитывать отзывчивость. | |
3 неделя «Прописи» |
| - Совершенствовать умение рисовать круги и овалы, штриховать в заданном направлении; - совершенствовать графические навыки, межполушарные связи; - развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, тактильные ощущения; - воспитывать аккуратность при выполнении заданий. | |
4 неделя | Мониторинг уровня развития графомоторных навыков у детей 6 – 7 лет на конец учебного года | Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/10/picture-468544-1407684159.jpg)
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-212241-1478532592.jpg)
Инновационный проект «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани как средства развития графомоторных навыков у старших дошкольников»
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани, явилось одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Педагогам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-496609-1413121088.jpg)
Готовимся к школе. Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей
В методических рекомендациях дан обзор причин нарушений письменной речи, возрастного становления графомоторных функций у ребёнка, методов и приемов развития этих навыков у старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-621730-1430049091.jpg)
Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"
Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1330572-1665728585.jpg)
дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"
дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"...
Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников
Консультация для родителей...