Главные вкладки
"Праздники, традиции поморов" - консультация для педагогов
консультация
На протяжении столетий культура поморов была пронизана архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Традиционные праздники поморов»
Воспитатель: Коковина О.В.
Поморы – этнографическая группа, сложилась в X–XII вв. на побережьях Белого моря и северных рек: Онеги, Печоры, Северной Двины, Мезени. Их далекие предки – русские выходцы из Новгорода и Пскова, ушедшие на север в раннем Средневековье, и финно-угорские племена, жившие в то время на беломорских берегах. Люди, пришедшие на берега Студеного моря (древнее название Белого), быстро освоили – а точнее, создали – особый тип морского хозяйства, незнакомый местным коренным жителям – финно-угорским племенам. Рыболовство, охота, в том числе на морского зверя, судоходство, морская торговля – было основным занятием поморов.
На протяжении столетий культура поморов была пронизана архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150.
Праздничной и обрядовой культуре отводилось большое место в жизни поморов. Прежде всего, бытовали общерусские праздники и обряды, определяемые церковным календарем: Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Семик, Троица и т.д. Кроме них, было множество местных праздников и связанных с ними обрядов и обычаев. Это праздники престольные, обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья. Особенностью Поморья были так называемые пивные праздники, связанные с интереснейшим явлением социального значения — пивоварением.
Важное значение имели обычаи и обряды семейного цикла — свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные, а также аграрные праздники, приуроченные к посевным работам и сбору урожая. В семейном быту северян долго держались архаические пережитки, связанные с дохристианскими верованиями, восходящими к древнейшим религиозным представлениям. Возможно, поэтому поморские обряды в своей основе содержат магические языческие ритуалы. Для поморов характерен коллективный характер соблюдения обрядов, участие в них всей общины.
Сентябрь был самым праздничным месяцем для поморов: это было время прекращения полевых работ для черносошного Поморья время возвращения с моря рыбаков-промышленников и начало осенней поморской торговли.
Необычайно богат свадебный комплекс семейных обрядов русских поморов. Общерусским является наличие в свадьбе таких элементов, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник, свадебный пир. Но есть и ряд элементов, присущих только северным свадьбам: театрально-драматический характер свадебного представления, печальный тон свадьбы, создаваемый причитаниями невесты, мытьё невесты в бане и связанные с этим обычаи и песни. Значительной была роль и предсвадебных обрядов — девичников и парничников. Кульминационным же моментом самой свадьбы был пир в доме жениха, куда свадебный поезд прибывал после венчания. Во время пира совершался один из главных свадебных ритуалов — невесте расплетали косу и заплетали волосы в две косы, а вместо девичьего головного убора — повязки надевали женский убор — повойник.
В поморских праздничных обрядах главное место отводилось веселью и удали. Для посторонних наблюдателей это казалось непонятным и даже отталкивающим. Так, бесшабашные гуляки, любившие шумно разгуляться в праздники, в тоже время оставались истово верующими, ревностно исполнявшими все православные обряды и каноны.
Православные праздники и в целом православная культура поморов также теснейшим образом связана с обрядностью. Неотделимой частью обрядности календарного цикла является празднование деревенских престолов, посвященных Двунадесятым праздникам или дням поминовения святых. В каждой деревне, помимо обязательно праздновавшихся Главных Господних праздников (Пасхи, Рождества и Крещения), отмечались праздники, маркировавшиеся престолами. С большим почетом относились к Троице, Преображению Господню, Фролу и Лавру, Успению Богородицы, Покрову, Михайлову дню. Они праздновались во время полевых работ. Как правило, крестьяне отмечали праздники три дня, и работать в эти дни считалось вызовом обществу. Новый год по календарю поморов наступал 14 сентября. Этот день знаменовался началом Маргаритинской ярмарки. На Севере ярмарочные традиции происходили из глубокой древности. Ярмарки для поморов не торговое действо, а в первую очередь — праздник, который отмечался очень широко и ярко.
Поморский календарь
Поморский новый год
Поморский Новый год – это праздник урожая, когда поморы возвращались с промыслов с рыбой. 14 сентября на протяжении столетий начиналась Новогодняя сентябрьская Маргаритинская ярмарка, единственная в России морская ярмарка
Покров
14 октября. С этого дня, по представлениям крестьян, в некоторых северных
деревнях начиналась зима: «С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», — а вместе с нею новые хозяйственные существовал обычай поздравлять друг друга в этот день с «первым ледком, первым снежком».
Хозяева звали гостей, сами ходили в гости и готовили угощение. На Севере было принято печь из муки нового урожая калитки. Одну обязательно оставляли «Хозяину» - домовому, задабривали его. Кали́тки — маленькие открытые пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или
припёками
Рождество
7 января Рождество Христово-семейный праздник. К нему готовились заранее наряжали елку, готовили угощения и подарки. Ель украшали звездой и гирляндами. Накануне Рождества, в Сочельник детвора собиралась в группы и отправлялась колядовать – петь под окнами односельчан песни, которые называются колядками. А хозяева должны были одарить колядовщиков. Главный подарок на Рождество у нас на Севере это конечно считается козуля «Дорога козулечка к рождественскому дню».
Поморские (лепные козули) объёмные обрядовые печенье является наиболее древним видом печеного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам ХП века. Традиционно пресное ржаное тесто замешивали из грубой ржаной муки и воды и соли. Фигурки – олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени . Самым желанным подарком был олень с раскидистыми рогами. Хлебная фигурка служила оберегом от злых сил. Хозяйка обычно оставляла одну-две козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью.
Масленица
Масленица — праздник проводов зимы и встреча весны. Длился он целую неделю. На масляной неделе было принято выпекать и поедать в больших
количествах блины – символ солнца и новой жизни.
«Тетёрочный день»
У поморов приходится на 22 марта — день весеннего равноденствия.
В этот день пекли традиционные формы обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки». Еще в ХIХв. в разных губерниях России с помощью такого печенья закликали весну. Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.
«Тетёра» или «тетёрка» — это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть, по-каргопольски, «сканого», и выкладывают в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.
Но почему обрядовое печенье названо именно «тетеркой»? Может, потому, что в Каргополе, как и в ряде других северных областей, весну глухарь начинает, свою песню тетерке поет боровая птица и ничего не видит и не слышит вокруг. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой. А может, назвали так, сравнив ржаное витое солнышко с золотой монетой, что ходила по Терскому берегу в старину и называлась «тетерка» от старинного слова «тетерь» — золотой. Да это и не важно. Важно то, что красивый древний обычай живет в памяти народной. «Тетерки» - это доброе весеннее солнышко, которое так терпеливо всегда ждут северяне.
Пасха
Пасха-главный православный праздник года. К этому празднику тщательно готовились, заранее красили яйца и пекли куличи. Кулич – это праздничный
пасхальный хлеб
Троица (Пятидесятница)
Первый летний праздник Троица –это девичий праздник, главное место
отводилось березе. Вокруг березы водились хороводы, пели песни.
Но основное действие –это завивание венков. Не только плетут венки
на голову, но и завивают ветви березы.
Семик
Семи́к (зелёные Святки) - славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый так по главному дню. Отмечается с четверга (в иных местах со вторника) седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи (в иных местах по Троицын день). Праздник знаменует окончание весны и начало лета. Это был главный весенне-летний праздник, с обширным циклом игр, хороводов и песен. Здесь так же, как и в зимние святки, в календарную обрядность врывалась обрядность молодежная, предбрачная по своему характеру. Неделя зеленых святок называлась иначе семицкой (так как это была седьмая неделя после пасхи). Зеленые святки были связаны с представлением о расцветающей, входящей в силу растительности. Народ чествовал деревья и цветы.
Ильин день
2 августа «На Илью до половины дня – лето, с половины – осень». Илья пророк, в народном воображении, могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы -грома, молнии и дождя. От него зависит
плодородие земли. В этот день в деревнях пекли первые колобки из зерна
нового урожая(наверно Колобок из известной сказки был испечен в Ильин день).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль воспитателя в подготовке, и участие в проведении праздников и развлечений» (консультация для воспитателей)
А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе гр...

Консультация для воспитателей " Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"
консультация...

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»
Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультации для воспитателей: "НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - КАК СРЕДСТВО ПРЕОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ."
Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей....
Консультация для воспитателей ДОУ «Значение русских народных праздников в приобщении детей к народным традициям»
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...

Консультация для воспитателей детского сада "Как рассказать детям про Масленицу и приобщить их к традициям народного праздника» "
Важная задача родителей и педагогов детского сада — с раннего возраста приобщать детей к русским национальным традициям, неотъемлемой частью которых являются народные праздники....