Кружок "Звонкий колокольчик"
рабочая программа (подготовительная группа)

Щербакова Нелли Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Звонкий колокольчик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок "Звонкий колокольчик"228 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

 г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56 

Email: ds130@edu.klgd.ru

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130

_________________Александрова В.Г.

Пр. № ____ от «_31_» _августа 2024 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Звонкий колокольчик»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                                               

Автор программы:  

Щербакова Нелли Николаевна

музыкальный руководитель

г. Калининград

г. Калининград - 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Данная программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу воспитанников, методы работы музыкального руководителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приёмы воспитания вокалистов. Новизна программы, в первую очередь, в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и навыков у музыкально одарённых воспитанников детского сада.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства,  обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья.

         Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) воспитанники осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения воспитанника, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы воспитанник, наделённый способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства; самореализоваться в творчестве; научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, и была разработана программа дополнительного образования детей кружка «Звонкий колокольчик», направленная на духовное развитие воспитанников.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Наблюдая за детьми в ДОУ, я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, нуждающимися в дополнительном развитии вокально-творческих способностей.

Направленность программы    

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый

Актуальность образовательной программы 

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром.                Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для воспитанников с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи, это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для воспитанника эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

      Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 5 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

 В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Ребёнок включён во всё многообразие художественных видов деятельности: он поёт, танцует. Это создаёт возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных.

 Программа может быть рекомендована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам учреждений дополнительного образования.

Практическая значимость образовательной программы

Высшим проявлением способностей является талант. Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Принципы отбора содержания образовательной программы

Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с объёмом учебной нагрузки для детей старшего дошкольного возраста  - не более 30 минут.

Отличительные особенности программы

Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта. Примерной программы дошкольного образования Е. В. Соловьевой с учётом авторской программы “Ладушки” И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой, на основе программы авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

        В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как личности, проявляющей свой творческий потенциал, выбирающей при этом оптимальные виды деятельности. Сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 6 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

        Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение трёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

        Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.         Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется эмоциональность дошкольников.

        Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.             Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Программа «Звонкий колокольчик» предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

        В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.

        Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через узнавание простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами, подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и, как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, а также с участием родителей.

Цель образовательной программы

приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задачи образовательной программы

Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;

Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и труду людей

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6 – 7 лет.

Особенности организации образовательного процесса

Для эффективности выполнения данной программы группа должна состоять из 10 – 12 человек, состав группы – постоянный.

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих 6, подготовительную к школе группу, МАДОУ ЦРР д/с № 130. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с  детьми.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Обучающиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) 1 раз в неделю  по 1 академическому часу, продолжительность занятия составляет 30 минут.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: Приветствие, артикуляционная гимнастика, беседа, пение, инсценировки, музыкально-ритмические движения, музицирование, игра, релаксация.

Объём и срок освоения образовательной программы

Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Звонкий Колокольчик» составляет один год. Основной учебно-тематический план составлен на 36 академических часов в год, включая диагностическое тестирование и обучающие занятия.

Основные методы обучения

Тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Планируемые результаты        

*Показ сценок с любым видом театра. Умение импровизировать.

*Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.

*С желанием участвовать в любом виде деятельности.

*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.

*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,

«ниточка с иголочкой».

*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).

*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

*Передавать полученный опыт малышам.

Механизм оценивания образовательных результатов

Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих способностей детей. Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребёнка. Диагностическая методика разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П.Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных Т.М.Орловой и С.И.Бекиной. Она заключается в следующем:

1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребёнок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.

2. Ребёнок поёт песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение ребёнка аккордами (для определения природного регистра детского голоса).

3. Ребёнок поёт короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса). Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и заносятся в таблицу (см. Приложение 1). В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

 - Занятия интегрированного типа;

 - Развлечения;

 - Театрализованные представления, концерты;

 - Календарные праздники;

 - Видео и фотоматериалы;

 - Отзывы родителей, педагогов ДОУ.  

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы                              

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приёмы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.

4. Приёмы работы над отдельным произведением: пение песни с полузакрытым ртом; пение песни на определенный слог; проговаривание согласных в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

5. Настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук); остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования; анализ направления мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность.

6. Словесная оценка педагогом качества детского исполнения песни в зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей детей.

Материально-технические условия (обеспечепие)

Развивающая предметная среда детского сада для детей 6 - 7 лет оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

Специальные помещения для проведения занятий:

№п/п

Наименование

КВ.М.

1

Музыкальный зал

2

Театральная студия

Оборудование

1.

стулья-30 шт.

2.

технические средства обучения мультимедийная система 1шт.,

3.

ноутбук-1 шт

4.

шкафы для пособий-3 шт

5.

стол большой -1 шт.

6.

стул большой-19 шт;

7.

Ковер - 2 шт.;

8.

цифровое пианино-1шт

9.

аудиосистема-1 шт.

Оценочные и методические материалы.

Игровой метод:

  • игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
  • развивающие игры с голосом;
  • игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  •  театральные, мимические этюды;
  • игры: музыкальные, на развитие песенного творчества;
  • музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.

 Словесный метод:

  • беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений;
  • скороговорки на развитие дикции;
  • творческие игры со словом.

Наглядный метод:

  • наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок педагогом);
  • наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкально-дидактическим играм).

Практический метод:

  • песни-миниатюры;
  • упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции;
  • песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития песенного творчества).

Методическое обеспечение

- декорации передвижной русской избы;

- предметы народного быта;

- костюмы в народном стиле;

- демонстрационный материал: «Русская изба», «Славянская семья и быт», «Инструменты народного оркестра», «Моя Родина – Россия» и т.д.;

- атрибуты, шапочки – маски для игр.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

           Данный структурный элемент образовательной программы состоит из двух частей: учебный план и перспективное планирование  учебного плана и направлен на достижение цели и задач Программы и планируемых результатов её освоения.

1 этап – диагностический. Определение начального уровня развития певческих навыков детей.

2 этап – практический. Организация работы по развитию певческих навыков и формирования певческой культуры детей.

3 этап – контрольный. Позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется диагностикой уровня развития певческих навыков детей на конец года.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (36 часов, 2 часа в  месяц)

РАЗДЕЛ I. «Детский музыкальный фольклор»

ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».

 Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».

  Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».

  Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

 РАЗДЕЛ II. «Народные песни»

ТЕМА 1. «Календарные песни».

  Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

ТЕМА 2. «Свадебные песни».

  Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

ТЕМА 3. «Лирическая песня».

  Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

РАЗДЕЛ III. «Игровой фольклор»

ТЕМА 1. «Песенный припев».

  Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

ТЕМА 2. «Движения, театрализованное действо».

  Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

РАЗДЕЛ IV. «Хоровод»

  ТЕМА 1, 2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

  Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

РАЗДЕЛ V. «Игра на детских музыкальных инструментах»

  ТЕМА 1. «Знакомство с народными инструментами».

  Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3 знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

  ТЕМА 2. «Ансамблевая игра».

  Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

6 – 7 лет.

Название раздела,

темы

Виды деятельности

Количество учебных часов /подготовительная гр./

Формы аттестации/  контроля

Теория

Практика

Всего

1.«Труд и наука – брат и сестра»

2.«Жихарка» – инсценировка для детей старшей группы

3.«У наших ворот всегда хоровод»

4.«Листопадничек» – интегрир. занятие

   10 м.

5 м.

5 м.

10 м.

     

20 м.

25 м.

25 м.

20 м.

     30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

Групповые

практические

задания

5.«Осенние посиделки» – развлечение

6.«Покров»

7.«Как у нашей Дуни»

8. «Матушка родимая» - развлечение с мамами

9.«Ходит сон по лавочке»

5 м.

10 м.

10 м.

5 м.

10 м.

25 м.

20 м.

20 м.

25 м.

20 м.

30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

Концертное

выступление

10.«Здравствуй, зимушка – зима»

11. «Зимняя карусель»

12. «Новый год у ворот»

13. «Святки» (развлечение)

5 м.

5 м.

10 м.

5 м.

25 м.

25 м.

20 м.

25 м.

30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

Индивидуаль

ные

творческие

задания

14. «На пороге - коляда»

15. «Страшные вечера»- развлечение

16. «Праздник валенка»

10 м.

5 м.

5м.

20 м.

25 м.

25 м.

30 м.

30 м.

30 м.

Групповые

практические

задания

Концертное выступление

17. «В гостях у домового»

18. «Игры молодецкие»- с папами.

19. «Без песен мир тесен»

20. «Ждём весну»

10 м.

5 м.

5 м.

10 м.

20 м.

25 м.

25 м.

20 м.

30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

Индивидуаль

ные

творческие

задания

21. «Как на масленой неделе»

22. «Марья - искусница»- занятие с мамами

23. «Сорок птах»

24. «Птицы летите, весну несите»

25. «Веселые частушки»

26. «Весну привечаем – игры затеваем»

15 м.

10 м.

10 м.

10 м.

5 м.

10 м.

15 м.

20 м.

20 м.

20 м.

25 м.

20 м.

30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

Групповые

практические

задания

27. «Дуйте в дудки…»

28. «Красна речь поговоркою»

29. «Верба - вербочка»

30. «Пасхальный перезвон»

5 м.

15 м.

10 м.

10 м.

25 м.

15 м.

20 м.

20 м.

30 м.

30 м.

30 м.

30 м.

Индивидуаль

ные

творческие

задания

31. «Дорога не ешка, дорога потешка»

32. «Приходите в гости к нам»- концерт для детей и взрослых

5 м.

     5 м.

25 м.

     25 м.

30 м.

   30 м.

Отчетное

выступление

Итого

4 ч. 15 м.

11 ч. 45 м.

16 ч.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

месяц

Тема

Задачи

октябрь

1.

 

2.

 

 

3.

 

4.

«Труд и наука – брат и сестра»

«Жихарка»-инсценировка для детей старшей группы

«У наших ворот всегда хоровод»

«Листопадничек» -интегрир. занятие

1.Закреплять знания  детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах.

2.Учить выполнять новое хороводное движение «капуста». Выразительно передавать движение в танце.

3. Познакомить с новыми  пословицами и   поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни.

4. Продолжать учить аккуратно, работать с природным материалом, проявлять фантазию и самостоятельность.

ноябрь

1.

 

 

2.

3.

4.

5.

«Осенние посиделки»

развлечение

«Покров»

«Как у нашей Дуни»

«Матушка родимая» - развлечение с мамами

«Ходит сон по лавочке»

1. Учить понимать смысл праздников и их обрядов.

2.Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница.

3.Создавать и украшать народный костюм совместно с мамами.

4.Привлекать детей к совместной трудовой деятельности с мамами для создания варежкового театра.

5.Создать положительную атмосферу на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка.

декабрь

1.

 

2.

3.

 

4.

«Здравствуй, зимушка – зима»

 (посиделки с мамами)

«Зимняя карусель»

«Новый год у ворот»

«Святки»

(развлечение)

1.Познакомить детей с традициями русского народа – посиделками.

2.Украшение элемента русского костюма (кокошника).

3.Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового и детского фольклора.

4.Познакомить детей с предметами быта: (рушник, русская печь, ухват и т.д.)

январь

1.

 2.

 

3.

«На пороге - коляда»

«Страшные вечера»- развлечение

Праздник валенка»

1.Познакомить детей с обрядом – колядование, инсценировать песни - колядки.

2.Развивать воображение и фантазию детей при изготовлении масок.

3.Укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка.

февраль

1.

 

2.

 

 

3.

 

4.

«В гостях у домового»

«Игры молодецкие»- с папами.

«Без песен мир тесен»

«Ждём весну»

1. Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса.

2. Воспитывать нравственные качества у детей, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей.

3. Расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке.

4. Учить правильному певческому дыханию и обращать внимание на четкую артикуляцию в пении.

5.Разучить с детьми игровое движение – «ручеек».

6.Закрепить знания детей фольклорного материала о весне.

март

1.

 

2.

 

 3.

4.

 5

6.

«Как на масленой неделе»

«Марья - искусница»- занятие с мамами

«Сорок птах»

«Птицы летите, весну несите»

«Веселые частушки»

«Весну привечаем – игры затеваем»

1.Расширить знания  детей о празднике – Масленица и проведении масленичной недели.

2. Познакомить с героиней русских народных сказок – Марьей – искусницей, украшать с ней рушник.

3. Разучить танец «Вологодские кружева», совершенствовать умение двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения.

4. Учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках.

5.Обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений.

6.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах.

апрель

1.

2.

 

3.

4.

«Дуйте в дудки…»

«Красна речь поговоркою»

«Верба - вербочка»

«Пасхальный перезвон»

1.Познакомить детей с праздниками– Вербное воскресенье и Пасха.

2. Разучить обрядовые игры.

3.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне.

4. Привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми.

май

1.

 

2.

 

 

 «Дорога не ешка, дорога потешка»

«Приходите в гости к нам»- концерт для детей и взрослых

1.Закреплять артистические навыки детей в выступлении.

2.Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал.

ВСЕГО:

32

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа художественной направленности

«Звонкий колокольчик»

 

1

Начало учебного года

01 октября

2

Продолжительность учебного периода на каждом  году обучения

32 учебные недели

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий на каждом году обучения

32 занятия

6

Количество часов всего

 16 часов

7

Окончание учебного года

31 мая

8

Период реализации программы

01.10.2024 – 31.05.2025

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
  1. 73-ФЗ.
  1. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  6. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"

Для педагога дополнительного образования:

8.БардинаП. Е. Жили - были. -  Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.

9.Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6)

10.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С - Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.

11.Буренина А.И.. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).

12.Закон РФ «Об образовании в РФ»

13.Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”

14.Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.

15.Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.

16.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

17.Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.

18.Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.

19.Медведева М.. “А мы просо сеяли”.

20.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

21.Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.

22.Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.

23.Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.

24.Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.

25.Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.

26.Немов Р.С. Психология. – М., 1999.

27.Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

28.Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.

29.Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.

30.Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.

31.Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А. 

Для обучающихся и родителей:

32.Посвянская Н.П. От зимы до осени. -  М.: Детская литература -1979г.-286с.

33.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.

34.Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.

35.Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.

36.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.

37.Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.

Интернет-ресурсы

.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

                                                                                                           Приложение 1.

Диагностика развития певческих  навыков детей

Дата диагностирования:________________________

______________-Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.

______________-Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками.

______________-Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.

Критерии

Показатели

                                               Уровень

     Н.

                   С.

                           В.

1

Особенности голоса

Сила звука

Голос слабый

Голос не очень сильный, но ребёнок может петь непродолжительное время достаточно громко

Голос сильный

Особенности тембра

В голосе слышен хрип или сип, голос тусклый, не выразительный

Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно

Голос звонкий, яркий

Певческий диапазон

Диапазон в пределах 2-3 звуков

Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си)

Широкий диапазон по сравнению с нормой

2

Развитие дыхания

Продолжительность дыхания. (звуковая проба «М»)

Менее 15 сек

15-17 сек

Более 17 сек

Задержка дыхания на вздохе (гипоксическая проба)

Менее 16 сек

16-18 сек

Более 18 сек

3

Развитие звуковысотного слуха

Музыкально-слуховые представления

Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть не знакомую попевку с сопровождением после многократного повторения

Пение  знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний

Пение знакомой мелодии самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний

Точность интонирования

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще. Ребёнок воспроизводит только слова песни в её ритме или интонирует 2-3 звука

Ребёнок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии

Звуковысотный слух

Не различает звуки по высоте

Различает звуки по высоте в пределах октавы и септимы

Различает звуки по высоте в пределах сексты и квинты

Критерии диагностики уровня развития певческих навыков

Низкий уровень – 1 балл

Средний уровень – 2 балла

Высокий уровень – 3 балла

     При определении общего уровня развития и овладения вокально-хоровыми навыками все баллы суммируются.

     Набранные ребёнком баллы:

-  14-22  – низкий уровень

-  23-33  – средний уровень

-  34-44 – высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательная программа МДОУ "Детский сад "Колокольчик"

Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»  (в настоящее время проходит апробацию) ...

Презентация группы "Колокольчик" (видео)

Презентация находется в разделе "Видео" на моём мини-сайте....

Интегрированное занятие " Волшебный колокольчик"

Интегрированное занятие в старшей группе                          ...

Игра с колокольчиком на музыку В. Моцарта

Игра предназначена для использования на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте и соединяет в себе две основные цели: развитие музыкального, тембрового слуха у детей и знакомство их с творч...

Музыкально-дидактические игры с колокольчиками "Дили-дили, дили-дили - колокольчики звонили"

Музыкально-дидактические игры с колокольчиками на развитие слухового внимания, звуковысотного слуха, чувства ритма, координации движений...

Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"

Картотека пьес для диатонических колокольчиков "Веселый колокольчик"Атор составитель: Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ г. Владимира "Детский сад №83 комбинир...

Кукла Колокольчик для педагогов.Семинар-практикум с элементами тренинга по куклотерапии для педагогов: «Кукла-колокольчик»

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.Задачи тренинга:актуализировать процесс самоанализа сотрудников;научить пс...