Статья "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
статья

Потапова Наталья Александровна

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_dnv_doshkolnikov.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Основными параметрами личности развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, интеллигентность, активность, чувство собственного достоинства. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно – нравственного воспитания.

Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него “моделью”, по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребёнку, в который он вошёл.

Испокон веков воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребёнка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребёнок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Семья готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передаёт ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребёнку большую помощь.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества.

Таким образом, воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироваться и закрепляться изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму

И мы, воспитатели, напоминаем родителям о важности духовно-нравственного воспитания детей, через следующие направления:

  1. Родительские собрания
  2. Индивидуальные тематические консультации
  3. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через стендовую информацию.
  4. Совместное участие родителей и детей в конкурсах, выставках.

Все перечисленные формы работы с родителями дают положительные результаты.

Список литературы:

  1. Интернет-источник https://infourok.ru/rekomendacii-roditelyam-po-duhovnonravstvennomu-vospitaniyu-3910856.html
  2. Интернет-источник https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html
  3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Москва, 2014.
  4. Гукова Е.Г.Социологический анализ устойчивости семьи в современной России. – М.,1997.
  5. Лихачёв Д.С.Письмо о добром и прекрасном.- М.,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над духовными, поэтому и у детей распростран...

Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.

в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»...

Педагогическая поддержка семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детск...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....