«Царица-водица»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Детство – это каждодневное открытие мира»
Сухомлинский В.А.
Проект «Царица-водица»
Тип проекта: групповой
Вид проекта: информационно - практико - ориентированный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
- Актуальность
Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжение всего периода дошкольного детства.
Экспериментирование вызывает не только огромный интерес у детей. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения. Практика убедительно показывает, что экспериментальная деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения.
Усваивается все прочно и на долго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.
Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна. Наших детей увлекла тема «Свойства самого удивительного вещества на земле – воды».
Противоречия:
- между повышенным интересом к бесценному дару природе – воде и недостаточным уровнем у дошкольников знаний о воде;
- между различными подходами в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в детском саду и семье.
Проблемы:
- недостаточный уровень знаний о свойствах воды,
- поиск эффективных средств развития личности дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность с активным участием родителей воспитанников.
2. Цель и задачи проекта
Цель: оптимизация работы по развитию познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности как важного направления развития личности дошкольника.
Задачи:
для детей:
- Формировать экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
- Уточнить и расширить знания детей о воде как драгоценном даре природы, свойствах воды.
- Развивать познавательно-исследовательские способности детей в процессе разрешения моделируемых проблемных ситуации.
- Развивать кругозор, познавательную активность, грамотную доказательную речь, творческие способности.
- Воспитывать у детей бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
для педагогов:
1. Создать условия для успешной организации познавательно-исследовательской деятельности.
для родителей:
- Повысить уровень педагогической компетентности в вопросах познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности
- Активизировать детско-родительские отношения при проведении экспериментальной и проектной деятельности.
3.Ожидаемый результат реализации проекта.
1. В группе:
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности по теме проекта;
- обогащение содержания экологического воспитания;
2. В образе старшего дошкольника:
- в познавательном и речевом развитии: освоение доступных знаний о свойствах воды и ее важной роли, развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей;
- в социально-коммуникативном развитии: способность к самореализации, приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со сверстниками и взрослыми в процессе экспериментальной деятельности.
- Во взаимодействии с родителями:
- активное сотрудничество, помощь.
4. Условия выполнения проекта.
1. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
2. Обеспечение разнообразия материала и условий для проведения исследовательской и экспериментальной деятельности детей.
3. Достаточно хороший уровень психологической, интеллектуальной, познавательной подготовки педагогов.
4. Планирование непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной деятельности в тесной взаимосвязи с другими направлениями образовательного процесса.
5. Педагогические принципы проекта.
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
- Научность. Одним из важных принципов является ее научность, основанной на достоверных сведениях.
- Системность. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка по экологическому направлению в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Интеграция. Принцип интеграции строится с учетом ознакомления с свойствами воды и важном назначении в жизни человека.
6.Этапы внедрения проекта
Работа по созданию и внедрению проекта предполагает выделение следующих этапов:
- 1 этап – подготовительный. Сбор информации. Разработка проекта. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- 2 этап – практический. Внедрение проекта. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. Текущий мониторинг выполнения задач.
- 3 этап – заключительный. Презентация опыта. Итоговый анализ реализации проекта, итоговый мониторинг.
Работа осуществляется на основе разработанного перспективного планирования, которое представлено в таблицах 1, 2,3.
7. Механизм сопровождения проекта.
1. Планирование и подготовка
- Изучение методической литературы.
- План работы.
2. Методическое сопровождение
- Участие в работе педагогического коллектива (педагогический совет, консультации, семинары-практикумы).
- Самообразование.
- Проведение открытых мероприятий.
3. Мероприятия поддержки
- Взаимодействие с семьей.
4. Итоговый анализ
- Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках проекта.
8. Требования к уровню подготовки воспитанников.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного развития воспитанников. Диагностическое обследование
Дети должны знать:
- Знать о назначении воды в жизни растений, животных, человека.
- Иметь представление о свойствах воды.
- Знать правила поведения в природе, в центре экспериментирования.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Иметь элементарные представления об охране природы.
9. Материально-техническое сопровождение
- дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- модели и схемы
- детская лаборатория
Содержание работы над проектом по этапам представлено в таблице 1. Работа осуществляется на основе разработанного перспективного планирования, которое представлено в таблице 2.
Таблица 1
Содержание работы над проектом по этапам
Содержание | Участники | Сроки | Результат |
1 этап – подготовительный | |||
1. Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации в рамках исследуемой темы. 2. Разработка проекта. Составление перспективного плана работы. 3. Блиц-опрос (родители, дети). | Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители, дети | сентябрь октябрь сентябрь | Изучение позитивного опыта работы с детьми по экспериментальной и познавательно-исследовательской деятельности. Создание проекта Выявление интереса к изучаемому вопросу |
2 этап – практический | |||
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Практическая деятельность по реализации проекта. 3.Организация работы по созданию мини-музея 4. Текущий мониторинг выполнения задач. 5.Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы в данном направлении в рамках Недели педагогического мастерства. 6.Проведения консультации 7.Организация открытого мероприятия для родителей | Администрация, воспитатели, родители Воспитатели, дети Воспитатели, родители, дети Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели, родители, дети | в течение года | Пополнение атрибутами, пособиями, играми и т.д. Проведение совместных мероприятий Создание мини-музея «Вода-водица» Пакет документов. Аналитическая справка. Открытое мероприятие. Интеллектуальная игра |
3 этап – заключительный | |||
1.Участие на педагогическом совете 2. Обобщение опыта
| Воспитатели | апрель апрель апрель | Мультимедийная презентация реализации задач проекта. Аналитическая справка по результатам(сравнение полученных результатов с прогнозируемыми) |
Таблица 2
Перспективный план реализации проекта
Вид деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Игровая | Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде», «Хорошо-плохо». Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «След в след». Имитация движений «Полет снежинки» Игры с водой, игры со снегом. КВН «Вечная слава воде!» | Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде Помощь в создании мини-музея «Волшебница вода» |
Познавательно – исследовательс-кая | Наблюдения за снежинками «Удивительные формы» Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей). Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды». Занятие «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода». Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Иней», «Превращение в воду». Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». НОД «Вода – наше богатство» НОД «Ручейки и озера» НОД «Кто живет в реке» (с элементами театрализации). Вечер загадок. | |
Трудовая | Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками. | |
Двигательная | Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки» Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся» Пальчиковая гимнастика «Снеговик» | |
Коммуникативная | Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?» Рассматривание картины «Зимний лес» | |
Чтение (восприятие художественной литературы) | Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». М. Перина «Живая вода» Т. Новицкая «Белый снег пушистый» | |
Продуктивная | Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Зимние узоры на окне» Рисование «Круговорот, как я его понимаю» Техника «Эбру» (рисование на воде) | |
Музыкально-художественная | Прослушивание записи шума водопада, ручья. |
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Цель: воспитание интереса к совместной деятельности, демонстрация знаний про воду и ее значение.
Оборудование: картинки, ТСО, бочонок с заданиями.
Ход игры:
Ведущий: - Сегодня у нас пройдет веселая увлекательная игра «Счастливый случай» под девизом: «Награды лучшим, улыбки всем!»
- В нашей игре участвуют семейные команды….
- Наше жюри….
- На игру «Счастливый случай» пришел корреспондент (ребенок)…..
Вопросы для 1 команды:
- Озеро, река, море, океан – это ….
- Кто выловил золотую рыбку?
- Наши лучшие друзья – солнце, воздух и ….
- Зачем вода человеку?
- Откуда мы с вами берем воду?
- Кто загрязняет водоемы?
- Какая вода в реке?
- Твердое состояние воды – это…
- Назови реки, протекающие в нашем городе.
- Из каких слов образовано слово «водопад»?
- Что на глобусе обозначено голубым, синим цветом?
- Без воды нет жизни?
Вопросы для 2 команды:
- Она берет начало с ручейка?
- Кто в речке поймал щуку?
- Чистый воздух и вода – богатство нашей страны и залог …
- Кто не может прожить без воды?
- Где больше всего воды?
- Какая вода в роднике?
- Газообразное состояние воды - …
- Назови озера вблизи города Каменска-Уральского.
- Из каких слов образовано слово «водохранилище»?
- Зачем вода растениям?
- Что на глобусе обозначено белым цветом?
- Нужно ли экономить воду?
Ведущий: - Самый удивительный, самый таинственный гейм «Темная лошадка»
Вам предстоит встреча с загадочной гостей.
Узнать ее вам поможет загадка:
Ох! Ох! Ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда – куда?»
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично все кончается.
Все на место возвращается.
Все виновную прощают,
Сладким чаем угощают. (Федора)
Федора: - Здравствуйте, я уже поняла к чему приводит лень и неряшливость. Теперь я дружу с водой. Намываю все чисто, чисто. Посмотрите на меня, я не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. Знаю, что любите вы отгадывать загадки, читать сказки, играть. Я к вам в гости пришла не с пустыми руками. Принесла я бочонок, но не с водой, а с заданиями.
Федора предлагает по очереди доставать из бочонка задания. Задание: узнать сказку и объяснить значение воды для героев.
Команды предлагают друг другу задание (домашняя заготовка): восстановить загадку про воду и отгадать.
- Шел долговяз ….. (в землю увяз).
- Течет, течет – не вытечет, бежит…. (бежит, бежит, не выбежит).
- Кругом вода …. (а с питьем беда).
- Что в руках не удержишь… (в решете не унесешь).
- Бел, да не сахар… (ног нет, а идет).
- Прозрачен, как стекло, а … (не вставишь в окно).
- Ведущий: Предлагаю пофантазировать на тему:
«Что было бы, если на земле исчезла вода»
«Что было бы, если на земле не осталось чистой воды»
- Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Пока жюри подводить итоги. Корреспондент берет интервью у зрителей и участников.
- Вам понравилась игра?
- Чье выступление Вам запомнилось и показалось самым интересным?
- Вам понравилось играть вместе с сыном?
Жюри объявляет итоги конкурса.
Ведущий благодарит участников конкурса за игру.
КВН «Вечная слава воде!»
Цель: используя игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию.
Ход КВНа:
Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название. За каждый выигранный конкурс команда получает фишку.
Ведущий: В клуб пришел не хмурь лица
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь,
Не стесняйся, не ломайся
Всем законам подчиняйся!
- Здесь собрались самые умные ребята, знающие много о воде и ее значении.
«Разминка» (отвечать быстро и правильно, оценивается какая команда больше ответит на вопросы и правильно)
- Что так вода?
- Что такое водоочистительное сооружение?
- Назовите различные водоемы?
- Какой воды на планете больше пресной или соленой?
- Какая бывает вода?
- Можно ли прожить без воды? Почему?
- Надо ли беречь воду? Как?
- Когда вода для человека бывает опасной?
1 конкурс «Загадки»:
1. Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит (река)
2. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнай меня (ручеек)
3. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем (роса)
4. Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду – от меня
Укрываются (дождь)
5. Рыбам жить зимой тепло:
Крыша - толстое стекло.
6. С неба – звездой,
В ладошку – водой (снежинка)
2 конкурс «Песни»:
Задание: Напеть куплет или припев из песни, в которой поется о воде (кто больше знает песен).
3 конкурс «Капитанов»
Ответить на проблемный вопрос: «Что сильнее вода или огонь?»
4 конкурс «Юные художники»
Предлагается исправить ошибку юных художников, объяснить свой выбор.
5 конкурс «Четвертый лишний»
Назвать четвертый лишний в ряду и пояснить ответ.
Горы, река, море, пруд
Бочка, стакан, вилка, кастрюля
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий благодарит участников за помощь.
Тема: «Вода – наше богатство»
Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и
живых организмов.
Задачи:1. Дать представления о положительном и отрицательном воздействии воды на живые организмы.
2. Развивать связную речь, мышление, любознательность.
3. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Материалы: ТСО, кроссворд, картинки с изображением воды, схемы.
Ход занятия:
- Введение. Эмоциональное начало.
Воспитатель предлагает отгадать загадки и разгадать кроссворд (в помощь даны картинки).
- Что на этих картинках изображено? (море, река, водопад, родник) .
- А как назвать одним словом, то, что вы видите? (вода)
- Основная часть.
2.1. Беседа «Значение воды в жизни всего живого»
- Что вы знаете про воду?
- Какая она бывает? (прозрачная, мокрая, льется, грязная, чистая, замерзшая).
- Для чего нужна вода и кому? (человеку, животным, растениям)
Если руки наши в ваксе, Человеку умирать?
Если на нос сели кляксы, Чтобы лился дождик с неба,
Кто тогда нам первый друг, Чтоб росли колосья хлеба,
Снимет грязь с лица и рук, Чтобы плыли корабли,
Без чего не может мама Чтоб варились кисели,
Ни готовить, ни стирать, Чтобы не было беды -
Без чего, мы скажем прямо, Жить нельзя нам без …(воды)
- Без воды не сделать очень многих, даже простых дел. Вода ничем не заменима.
2.2. Игра «Хорошо-плохо»
- Давайте поиграем в игру (делятся на 2 команды, обсуждение 2-3 минутки под
музыкальное сопровождение) и ответим на вопрос:
«Вода – это хорошо или плохо?»
- Вода – большая труженица и помощница человека, но она может таить в себе много опасностей.
1 гр. - Можно пить, готовить пищу; с помощью воды стирать белье; мыть, купаться;
добывать из воды рыбу, морскую капусту; перевозить грузы…
2 гр. - Из-за шторма гибнут корабли; можно утонуть; грязная вода вызывает болезни; из-за наводнения гибнуть растения и животные.
- Правильно, без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать бумагу для книг, ткань для одежды, лекарство и многое-многое другое. Без воды не было бы чистоты и порядка: умываются люди, животные, растения, машины, принимают душ города и улицы. Вместе с тем вода опасна. Вспомните правила поведения на воде по схемам (нельзя нырять с моста, далеко заплывать, плавать без взрослых)
Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо
беречь.
- Откуда мы с вами берем воду?
- Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она проделывает большой путь, если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.
2.3. Игра «Фантастические гипотезы»
«Что было бы, если бы не было воды»
- Итог занятия
Рефлексия: Подумайте, надо ли вам маленьким жителям нашей планеты, беречь воду? Почему?
Игра «Капельки»
По предложению воспитателя дети превращаются в «капельки» и, свободно перемещаясь в помещении группы, резвятся, играют, подпрыгивают. Затем по сигналу все собираются рядом и образуют большую реку. Воспитатель обращает внимание на то, что, когда капельки соединяются, в реке становится много воды.
Р Е Б Е Н О К
Спасибо за то, что в гостях побывали,
С водичкой-волшебницей вместе играли,
Рады у нас мы вас видеть всегда,
До свидания, наши младшие друзья.
Игра «Воздушные пузырьки»
В о с п и т а т е л ь. Перед вами, ребята, трубочки для коктейля. Ваша задача – дуть через рубочки на воду так, чтобы образовались пузыри и «море закипело».
Дети дуют и наблюдают, как на воде образуются пузырьки, а по ее поверхности идет рябь.
А где еще может так бурлить вода?
Дети отвечают.
Вы правы, это происходит в чайнике, и , когда вода так кипит, она становится горячей.
Дискуссия «Мы приносим помощь»
Море: « Мне грустно видеть, что делают с моими берегами отдыхающие. Они оставляют груды мусора: банки, пакеты, бутылки….»
Океан: « У людей есть такая маслянистая жидкость. Кажется, они ее называют нефтью. В ней вязнут птицы, рыбы, дельфины».
Дельфин: « Я – дельфин! Люблю барахтаться, прыгать и играть! Мне нравятся люди, особенно когда они играют со мной. Но я боюсь запутаться и погибнуть в рыболовных снастях. Помогите мне!»
Рыбы: Что будут говорить рыбы? Как помочь рекам, морям, океанам и их обитателям?
Дидактический материал
Загадки:
1. Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …
(воды)
2. Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит.
(река)
3. Кругом вода,
А с питьем беда.
(море)
4. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнай меня.
(ручеек)
5. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
(роса)
6. Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду – от меня
Укрываются.
(дождь)
7. По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывают иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)
Пословицы и поговорки:
Вода с гор потекла –
Весну принесла.
Много воды –
Много травы.
Не зная броду
Не суйся в воду.
Что в воду упало, то пропало.
Правда в огне не горит
И в воде не тонет.
Дождь в мае хлеба подымает.
Вода с гор потекла, весну принесла.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весной дождик растит, а осенью гноит.
Цветы сильно пахнут - будет дождь.
Лягушки расквакались – жди дождя.
Лето дождливое, зима будет снежная.
Сильная роса – к ясному дню.
Радуга вечером – к хорошей погоде, а утром – к дождю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»
Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности, совершенство...

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе.Тема :"Царица-водица"
Дети узнают о трёх свойствах воды....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЦАРИЦА - ВОДИЦА»
Познакомить детей со свойствами воды; продолжать учить детей проводить элементарные опыты; развивать логическое мышление; учить делать выводы доступные данному возрасту; закрепить знания о том, что во...

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица
Цель:- уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);- дать элем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Царица - водица". Образовательная область "Познание".
В ходе экспериментирования ребенок учится учиться. Целью данной деятельности является расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объе...