Проектная деятельность в современном дошкольном образовании
методическая разработка

Грогуль Светлана Паладиевна

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных  полях. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность новым содержанием. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий  обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые  методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей , обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе которого дети используют разные знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.

Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проективное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в современном  дошкольном образовании

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных  полях. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность новым содержанием. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий  обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые  методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей , обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе которого дети используют разные знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.

Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проективное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

I. Выбор темы и постановка цели.

Темы проектов могут быть самыми разными. Они могут быть предложены как самими детьми, так и воспитателями. Так, учеными отмечается важность соблюдения баланса инициатив взрослых и детей. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Внимательный воспитатель, каждый день, взаимодействуя с детьми, тонко чувствует, что в действительности интересует его воспитанников.

II. Планирование и поиск формы реализации проекта.

Этот этап включает в себя несколько шагов.

  1. Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта. Возможные формы работы: круглый стол, интервью, индивидуальные беседы. Сначала воспитатель задает детям первый вопрос: «Что мы знаем?» и записывает их ответы на большом листе ватмана. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом с ними имена воспитанников. Форма записи зависит от возможностей детей воспринимать письменный текст. Для детей младшего дошкольного возраста это может быть запись в виде предметных картинок, условных знаков, слов, состоящих из печатных букв. Чем старше будут становиться дети, тем больше таких слов нужно использовать. В конце концов, ребенок сам может записать свой ответ. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?». Снова записывает ответы детей на большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического проекта, причем записываются все ответы, независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться. Дети чаще всего предлагают и используют следующие способы сбора информации: чтение книг; эксперименты; экскурсии; воссоздание предмета или события; просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей. Важно также обучать детей разным способам составления и фиксации планов их действий. Например, пошаговое планирование предполагает устное обсуждение с ребенком последовательности его действий («Что ты будешь делать вначале, а что – потом?») с одновременной их фиксацией на бумаге в виде рисунков, схем или слов, если ребенок умеет читать.

    Далее с детьми оговаривается:
  • к кому обратиться за помощью (к взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы можно использовать (принадлежности, оборудование),
  • с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.

2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта, определение направлений поисковой и практической деятельности.

3. Составление календарного плана, ориентированного на временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения в ДОУ.

4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды в группе или участке ДОУ; подбор необходимых материалов.

III. Реализация проекта. Включает в себя:

  • организацию совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • работа над частями проекта, его коррекция;
  • коллективная реализация проекта.

Воспитатели подключают к реализации проекта родителей детей, специалистов. Реализация проекта предполагает самостоятельный выбор детьми центров активности и тех видов деятельности, которые для них привлекательны, а также получение определенного результата (выставка детских работ, импровизированный спектакль, издание книги и т.п.). У детей идет накопление знаний, умений и навыков, педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.

IV. Анализ. Подведение итогов проекта, его демонстрация.

Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Высказывания детей воспитатели записывают. Затем команда педагогов проводит самоанализ, отвечая на следующие вопросы: какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Чему научились дети? Что не удалось? Почему? Совместно с детьми оформляется продукт, полученный в ходе реализации проекта. Педагог организует презентацию проекта, представляя его зрителям или экспертам.

Презентация результатов может быть представлена в разных вариантах:

  • создание газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
  • творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
  • оформление и дизайн группы;
  • разработка игровых модулей;
  • составление планов, схем, карточек;
  • в виде праздников, театрализованных представлений;
  • презентация продуктов совместного труда;
  • спортивные и развлекательные мероприятия;
  • развлечения (чаепития);
  • утренники (выпускной, новогодний бал);
  • выставочная экспозиция с обязательным проведением экскурсий.

По такому алгоритму может быть развернут любой тематический проект.
Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей. Каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы необходимо дать возможность детям продемонстрировать результат окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как современная технология дошкольного образования»

Проектная деятельность – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деят...

"Инновационно-педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании".

Модернизация дошкольного образования,развитие инновационного стиля мышления,совершенстовование профессионализма педагогов невозможно без организации такой деятельности,которая бы решала проблемы отсут...

Презентация "Развитие проектной деятельности в системе дошкольного образования. Итоги,проблемы. перспективы.

Презентация содержит краткое описание направлений работы по использованию проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста в конкретной образовательной организации....

Метод проектной деятельности как современная образовательная технология в решении проблемы качества дошкольного образования

Статья содержит теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через овладение инновационными технологиями организации педагогическог...

Статья из опыта работы на тему: «Внедрение и реализация проектной деятельности в систему дошкольного образования»

В последнее время проектный способ постоянно используется в педагогике. Знания и навыки, обретенные воспитанниками детского сада, например, в ходе проекта, становятся достоянием их собственного опыта....

Научная работа по проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в современном образовании

Работа состоит из теоретической и практической частей, где первая часть раскрывает задачи, цель, приёмы, методы проектной деятельности; вторая часть является исследованием в области проектирования с д...

Личные достижения в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

Личные достижения в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования...