НОД: «Семейные обычаи на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

 Вера Алексеевна Костюченко

Технологическая карта занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел1. Общая информация

Фамилия, имя, отчество воспитателя

Костюченко Вера Алексеевна

Категория

первая

Стаж работы

33

Образовательная область

Вид деятельности

«Познавательное развитие» «Речевое»

НОД

Возрастная группа

Подготовительная

Тема

«Семейные обычаи на Руси»

Оснащенность наглядными пособиями, ТСО, дидактическими раздаточными материалами

Картинки, предметы для оформления русской  избы, колыбель, ушат, сундук, ноутбук, запись русской народной музыки, кукла -младенец, заготовки подковы, гусиные перышки, русский народный костюм.

Предшествующая работа

1. Проведение русских народных игр, хороводов..

2. Рассматривание иллюстраций, презентаций.  «Семейные традиции русского народа»

3. Отгадывание загадок.

4.Словарная работа: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.

Раздел 2.  Тема, структура, цели, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Вид деятельности (традиционный, фронтальный, комплексный, интегрированный, комбинированный, индивидуальный, подгрупповой, итоговый,  тематический

Интегрированный, тематический  Интеграция областей: Познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, речевое развитие,физическое.

Тип деятельности:

-закрепление знаний и умений. Результативность: результаты самостоятельного применения знаний и умений из разных областей.

Закрепляют умения анализировать  и выполнять действия .

Название знакомых предметов  быта в русской избе.

Умение взаимодействовать друг с другом

Пение потешек, поговорок.

Выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения»

Выполнение действий с младенцем в соответствии семейными обычаями.

-приобретение новых знаний. Результативность: воспроизведение своими словами правил, понятий, новых слов, выполнение действия  по образцу;

Обогащение словаря новыми словами ( Крынка, рушник, чугунок, колыбельная, колыбелька, зыбка. )

Выполнение физ. минутки в соответствии с текстом.

Выполнение пальчиковой гимнастики в соответствии с текстом.

Выполнение обряда купания младенца по словесному объяснению воспитателя.

-применение межпредметных умений. Результативность: самостоятельное решение ситуаций, задач, упражнений повышенной сложности отдельными воспитанниками или всем коллективом.

Самостоятельное решение ситуативных задач и осмысление полученного результата.

-обобщение и систематизация знаний. Результативность: умение сформулировать обобщенный вывод.

Умение делать выводы по итогам проведенной деятельности, формулировать обобщенный вывод с помощью педагога и соответственно возрасту.

- формирование  первоначальных умений. Результативность: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий;

 Выполнение действий по словесному указанию и действию воспитателя:

Цель

Познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи

Образовательные

Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, Илья и др.

Учить раскрашивать оберег «подкову».

Развивающие

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений  о старинных семейных обычаях. 
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные

Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Раздел 3. Психологические требования к деятельности

Планирование   деятельности в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников

   Все занятие построено, в увлекательной форме без заучивания, запоминания.  Вопросы в занятии подбирала и задавала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.   Дети были активными, заинтересованными. Дети в ходе занятия выполняют различные задания. На занятии использовались такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа, самостоятельная работа. 

Дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам, сочетание его с коллективной работой в группе

Задаю вопрос подгруппе детей, Индивидуальные ответы воспитанников, Обобщаю ответы детей.

Соотношение нагрузки на память и мышление воспитанников

На протяжении всего занятия соотношение нагрузки на память и мышление ребенка распределялось равномерно.

Выполнение санитарных норм: предупреждение утомления и переутомления, чередование видов деятельности. Своевременное и качественное проведение  физминуток.  Осуществление контроля за осанкой

В ходе занятия прослеживается  смена видов деятельности детей, что способствует предупреждению утомления детей. Своевременно проведена физ. минутка. Осуществлялся контроль за осанкой.

                                                     Ход непосредственной образовательной деятельности

Этапы деятельности

Содержание  материала

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формирование знаний, умений, навыков

1.Организационный

1мин

Дети и воспитатель под русскую народную музыку входят в групповую комнату. Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами:

словесные  – устное сообщение

Русская народная музыка.

Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой

Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину..

Дети, встают в круг и произносят слова утреннего приветствия с поклоном

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

Дети стоя и слушают воспитателя

 и  выполняют действия в соответствии с текстом.

Дети настроены на общение

Умение повторять движения за воспитателем.

Формирование личностных, коммуникативных качеств

2.Сообщение темы и мотивация деятельности

1 мин.

Сегодня я хочу пригласить вас со мной совершить в путешествие  в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем, как они жили, чем занимались.. Как вы думаете, а как можно попасть в прошлое.

Давайте возьмемся за руки, закроем глазки  и представим что

Мы промчимся чрез века, через многие года,

Пронесёмся над лесами и окажемся мы с вами…

Далеко за сотни лет лет…

Худ. Слово.

музыка

Приглашает детей совершить путешествие в прошлое. Активизирует мыслительную деятельность.

(Задает проблемные вопросы,

Дети объясняют как можно попасть в прошлое.

Дети стоят в кругу и закрывают глаз

Дети размышляют на чём можно попасть в прошлое.

Дети умеют высказывают свои предположения.

3.Основная часть

7-25 мин.

- Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. А сколько здесь интересных вещей и предметов. Для чего они? Воспитатель    

Ребята, а почему у нас в избе так тепло?    (Ответы детей)   Конечно, посмотрите, какая  у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся.

Почему мы так ласково  печке говорим? Раздается звук плача ребенка.

 Ой, ребята, это же плачет недавно родившийся малыш. А что надо сделать чтобы он не плакал?

Нужно его успокоить и покачать. 

Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали. Как мы его назовем?  

Дети, какие вы знаете русские старинные имена

 Как можно ласково назвать Илью?

Дети: Илюшенька.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Ильей.

Пришла пора и искупать нашего малыша

Воспитатель:  Давайте Лиля с Надей полотенце, вытрем Ильюшеньку.

Воспитатель: А теперь пора нам его…  Одевать.

- А во что ?

- Одевать будем вот в эту отцову рубашку.

Отец с матерью хотят, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же здоровым, крепким, работящим, честным,  как и они.

Воспитатель:

Воспитатель: Пора нести Илюшеньку  В колыбельку

Воспитатель:

Чтобы наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть…

Объяснение.

Педагог организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания  и  практику детей,

Беседа

вопрос-ответ

наводящие проблемные вопросы,

Показ Обьяснение.

Словесный

Художественное слово, объяснение ,показ.

Воспитатель рассказывает стихи о предметах старины, спрашивает как называются эти предметы и для чего они предназначены. (сундук, крынка, утюг,

Рушник, рубаха, показы

вает и свою заинтересованность Организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания  и  практику детей) (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)

Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:

Вовлекает детей в познавательную деятельность.

Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:

Воспитатель задаёт вопрос.

Воспитатель задаёт вопросы, показывает обряд купания малыша, объясняет для чего нужны уголек, зернышки, монетки

Воспитатель купает,

Воспитатель:

- Вытирая, говорили-

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Почему в отцову рубаху.

Воспитатель объясняет детям что такое колыбелька, что такое колыбельная?

Проявляют интерес Рассматривают предметы, отвечают на вопросы воспитателя, называют предметы старины.

.

Дети проговаривают вместе с воспитателем

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Успокаивают ребёнка

Называют старинные русские имена.

Выбирают одно имя - ребеночка называют Илья.

Дети рассказывают как изменятся их имена с возрастом

Идут к столу, где стоит таз, кувшин с водой, полотенце, уголек, зернышки, монетки)

Дети с интересом участвуют в обряде первого купания ребенка.

Ребёнок кладет уголек.

Ребёнок кладёт зёрнышко

Ребёнок кладет денежку.

мальчик поливает из кувшина воду, все вместе приговариваем

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Спомощью воспитателя одевают ребёнка. Дети высказывают свои версии -во что одевать ребенка, почему одевают в отцову рубаху.

Укладывают малыша в колыбель

Это песенка, под которую засыпает ребенок. Поют колыбельную.

Проявляет познавательную активность в процессе деятельности. Умеют  отвечать на вопросы, выполнять определенные действия

Участвует в беседе.

Размышляют, рассуждают и выдвигают свои  идеи, как назвать ребенка

обосновывает их.

Умеют  отвечать на вопросы, выполнять определенные действия

4. Физминутка

1-3 мин.

«По избе я хожу

И что вижу расскажу.»

Показ, самостоятельное выполнение

Художественное слово

Воспитатель читает текст физ. минутки.

И вместе с детьми выполняют действия в соответствии с текстом.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.  Переключение воспитанников с умственной деятельности на двигательную, смена  позы детей.

Формирование двигательных навыков, переключение внимания

Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении.

5. Самостоятельная деятельность детей

5-15 мин

А пока  Илюшенка спит давайте  смастерим ему подарок. Как вы думаете, что они готовили ребеночку в подарок

Воспитатель. Дети, давайте и мы с вами сделаем для Илюшеньке не простой подарок, а настоящий оберег.  Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает

А так как мы находимся в старинной русской избе, то и раскрашивать наш оберег будем по старинному обычаю. Воспитатель: Вот и мы сегодня раскрасим наш оберег гусиным перышком, с добрыми пожеланиями и хорошим настроением.- А теперь, давайте подарим Илюшеньке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь. Дети:- Никогда не болей, будь здоров.- Расти сильным, крепким да удалым.Слушай отца-батюшку да родную матушку.

Словесный

Наглядный

Практический

Словесный

(Объяснение, показ.)

Воспитатель задает детям вопрос.

Предлагает сделать подарок.

А чем рисовали на Руси в  старину ?

(Воспитатель приглашает детей за столы).        

Обсуждают что можно подарить ребеночку(можно сшить рубашку, смастерить

игрушку,

вязать носочки.)

Размышляют ,что означает слово оберёг.

Дети: Угольками, гусиными перышками

Дети вместе с воспитателем проходят к столам и раскрашивают оберег -подкову гусиным пёрышком.

Дарят свои оберёги ребёночку , проговаривая пожелания.

Умеет слушать, отвечать на вопросы. Делать вывод. Реализована потребность детей в общении

6. Подведение итогов. Рефлексия

  1. мин.

Ребята, пора нам возвращаться в наше время.

1 Куда мы с вами сегодня совершили путешествие? (ответы детей)

2.С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)

3. С кем познакомились? (с младенцем Илюшенькой) (ответы детей)

4. Какой  - оберег мы делали? (подкова) (ответы детей)

Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций

Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны! 

Воспитатель с детьми, держась за руки, проговаривают слова.: «Я на месте покружусь, в настоящем окажусь

Подводит итог  деятельности по теме.

Задает  воспитанникам  вопросы о том куда они совершили путешествие, с кем познакомились,. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе;

высказывают эмоциональный отклик.

Умеет отвечать на вопрос воспитателя

Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного процесса. Формулирует выводы на основе умозаключений.

Умеет оценивать результат своей деятельности.

Умеет выражать чувства. Делиться впечатлениями с детьми.