НОД: «Семейные обычаи на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)
Технологическая карта занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya-semeynye_obychai_na_rusi.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел1. Общая информация | |
Фамилия, имя, отчество воспитателя | Костюченко Вера Алексеевна |
Категория | первая |
Стаж работы | 33 |
Образовательная область Вид деятельности | «Познавательное развитие» «Речевое» НОД |
Возрастная группа | Подготовительная |
Тема | «Семейные обычаи на Руси» |
Оснащенность наглядными пособиями, ТСО, дидактическими раздаточными материалами | Картинки, предметы для оформления русской избы, колыбель, ушат, сундук, ноутбук, запись русской народной музыки, кукла -младенец, заготовки подковы, гусиные перышки, русский народный костюм. |
Предшествующая работа | 1. Проведение русских народных игр, хороводов.. 2. Рассматривание иллюстраций, презентаций. «Семейные традиции русского народа» 3. Отгадывание загадок. 4.Словарная работа: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная. |
Раздел 2. Тема, структура, цели, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | |
Вид деятельности (традиционный, фронтальный, комплексный, интегрированный, комбинированный, индивидуальный, подгрупповой, итоговый, тематический | Интегрированный, тематический Интеграция областей: Познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, речевое развитие,физическое. |
Тип деятельности: -закрепление знаний и умений. Результативность: результаты самостоятельного применения знаний и умений из разных областей. | Закрепляют умения анализировать и выполнять действия . Название знакомых предметов быта в русской избе. Умение взаимодействовать друг с другом Пение потешек, поговорок. Выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения» Выполнение действий с младенцем в соответствии семейными обычаями. |
-приобретение новых знаний. Результативность: воспроизведение своими словами правил, понятий, новых слов, выполнение действия по образцу; | Обогащение словаря новыми словами ( Крынка, рушник, чугунок, колыбельная, колыбелька, зыбка. ) Выполнение физ. минутки в соответствии с текстом. Выполнение пальчиковой гимнастики в соответствии с текстом. Выполнение обряда купания младенца по словесному объяснению воспитателя. |
-применение межпредметных умений. Результативность: самостоятельное решение ситуаций, задач, упражнений повышенной сложности отдельными воспитанниками или всем коллективом. | Самостоятельное решение ситуативных задач и осмысление полученного результата. |
-обобщение и систематизация знаний. Результативность: умение сформулировать обобщенный вывод. | Умение делать выводы по итогам проведенной деятельности, формулировать обобщенный вывод с помощью педагога и соответственно возрасту. |
- формирование первоначальных умений. Результативность: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий; | Выполнение действий по словесному указанию и действию воспитателя: |
Цель | Познакомить детей со старинными семейными обычаями. |
Задачи Образовательные | Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину. Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, Илья и др. Учить раскрашивать оберег «подкову». |
Развивающие | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования Развивать художественно-творческие способности детей. |
Воспитательные | Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии. |
Раздел 3. Психологические требования к деятельности | |
Планирование деятельности в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников | Все занятие построено, в увлекательной форме без заучивания, запоминания. Вопросы в занятии подбирала и задавала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Дети были активными, заинтересованными. Дети в ходе занятия выполняют различные задания. На занятии использовались такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа, самостоятельная работа. |
Дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам, сочетание его с коллективной работой в группе | Задаю вопрос подгруппе детей, Индивидуальные ответы воспитанников, Обобщаю ответы детей. |
Соотношение нагрузки на память и мышление воспитанников | На протяжении всего занятия соотношение нагрузки на память и мышление ребенка распределялось равномерно. |
Выполнение санитарных норм: предупреждение утомления и переутомления, чередование видов деятельности. Своевременное и качественное проведение физминуток. Осуществление контроля за осанкой | В ходе занятия прослеживается смена видов деятельности детей, что способствует предупреждению утомления детей. Своевременно проведена физ. минутка. Осуществлялся контроль за осанкой. |
Ход непосредственной образовательной деятельности
Этапы деятельности | Содержание материала | Методы и приемы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Формирование знаний, умений, навыков |
1.Организационный 1мин | Дети и воспитатель под русскую народную музыку входят в групповую комнату. Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: | словесные – устное сообщение Русская народная музыка. | Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.. | Дети, встают в круг и произносят слова утреннего приветствия с поклоном Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы! Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы! Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие! Дети стоя и слушают воспитателя и выполняют действия в соответствии с текстом. | Дети настроены на общение Умение повторять движения за воспитателем. Формирование личностных, коммуникативных качеств |
2.Сообщение темы и мотивация деятельности 1 мин. | Сегодня я хочу пригласить вас со мной совершить в путешествие в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем, как они жили, чем занимались.. Как вы думаете, а как можно попасть в прошлое. Давайте возьмемся за руки, закроем глазки и представим что Мы промчимся чрез века, через многие года, Пронесёмся над лесами и окажемся мы с вами… Далеко за сотни лет лет… | Худ. Слово. музыка | Приглашает детей совершить путешествие в прошлое. Активизирует мыслительную деятельность. (Задает проблемные вопросы, | Дети объясняют как можно попасть в прошлое. Дети стоят в кругу и закрывают глаз | Дети размышляют на чём можно попасть в прошлое. Дети умеют высказывают свои предположения. |
3.Основная часть 7-25 мин. | - Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. А сколько здесь интересных вещей и предметов. Для чего они? Воспитатель Ребята, а почему у нас в избе так тепло? (Ответы детей) Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся. Почему мы так ласково печке говорим? Раздается звук плача ребенка. Ой, ребята, это же плачет недавно родившийся малыш. А что надо сделать чтобы он не плакал? Нужно его успокоить и покачать. Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали. Как мы его назовем? Дети, какие вы знаете русские старинные имена Как можно ласково назвать Илью? Дети: Илюшенька. Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Ильей. Пришла пора и искупать нашего малыша Воспитатель: Давайте Лиля с Надей полотенце, вытрем Ильюшеньку. Воспитатель: А теперь пора нам его… Одевать. - А во что ? - Одевать будем вот в эту отцову рубашку. Отец с матерью хотят, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же здоровым, крепким, работящим, честным, как и они. Воспитатель: Воспитатель: Пора нести Илюшеньку В колыбельку Воспитатель: Чтобы наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть… | Объяснение. Педагог организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания и практику детей, Беседа вопрос-ответ наводящие проблемные вопросы, Показ Обьяснение. Словесный Художественное слово, объяснение ,показ. | Воспитатель рассказывает стихи о предметах старины, спрашивает как называются эти предметы и для чего они предназначены. (сундук, крынка, утюг, Рушник, рубаха, показы вает и свою заинтересованность Организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания и практику детей) (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.) Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают: Вовлекает детей в познавательную деятельность. Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают: Воспитатель задаёт вопрос. Воспитатель задаёт вопросы, показывает обряд купания малыша, объясняет для чего нужны уголек, зернышки, монетки Воспитатель купает, Воспитатель: - Вытирая, говорили- Полотенце вышито и бело Вытирай-ка малыша умело Будет чистеньким малыш Вырастет у нас крепыш. Почему в отцову рубаху. Воспитатель объясняет детям что такое колыбелька, что такое колыбельная? | Проявляют интерес Рассматривают предметы, отвечают на вопросы воспитателя, называют предметы старины. . Дети проговаривают вместе с воспитателем Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам барыня. Ты свари, испеки, обогрей, Освети, полечи и спаси. В дом богатства неси. Успокаивают ребёнка Называют старинные русские имена. Выбирают одно имя - ребеночка называют Илья. Дети рассказывают как изменятся их имена с возрастом Идут к столу, где стоит таз, кувшин с водой, полотенце, уголек, зернышки, монетки) Дети с интересом участвуют в обряде первого купания ребенка. Ребёнок кладет уголек. Ребёнок кладёт зёрнышко Ребёнок кладет денежку. мальчик поливает из кувшина воду, все вместе приговариваем Мыли-мыли-мыли-мыли Бело-набело отмыли Лишь головка одна Всё черным-черна! Дети вытирают куклу. Спомощью воспитателя одевают ребёнка. Дети высказывают свои версии -во что одевать ребенка, почему одевают в отцову рубаху. Укладывают малыша в колыбель Это песенка, под которую засыпает ребенок. Поют колыбельную. | Проявляет познавательную активность в процессе деятельности. Умеют отвечать на вопросы, выполнять определенные действия Участвует в беседе. Размышляют, рассуждают и выдвигают свои идеи, как назвать ребенка обосновывает их. Умеют отвечать на вопросы, выполнять определенные действия |
4. Физминутка 1-3 мин. | «По избе я хожу И что вижу расскажу.» | Показ, самостоятельное выполнение Художественное слово | Воспитатель читает текст физ. минутки. И вместе с детьми выполняют действия в соответствии с текстом. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Переключение воспитанников с умственной деятельности на двигательную, смена позы детей. | Формирование двигательных навыков, переключение внимания Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении. |
5. Самостоятельная деятельность детей 5-15 мин | А пока Илюшенка спит давайте смастерим ему подарок. Как вы думаете, что они готовили ребеночку в подарок Воспитатель. Дети, давайте и мы с вами сделаем для Илюшеньке не простой подарок, а настоящий оберег. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает А так как мы находимся в старинной русской избе, то и раскрашивать наш оберег будем по старинному обычаю. Воспитатель: Вот и мы сегодня раскрасим наш оберег гусиным перышком, с добрыми пожеланиями и хорошим настроением.- А теперь, давайте подарим Илюшеньке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь. Дети:- Никогда не болей, будь здоров.- Расти сильным, крепким да удалым.Слушай отца-батюшку да родную матушку. | Словесный Наглядный Практический Словесный (Объяснение, показ.) | Воспитатель задает детям вопрос. Предлагает сделать подарок. А чем рисовали на Руси в старину ? (Воспитатель приглашает детей за столы). | Обсуждают что можно подарить ребеночку(можно сшить рубашку, смастерить игрушку, вязать носочки.) Размышляют ,что означает слово оберёг. Дети: Угольками, гусиными перышками Дети вместе с воспитателем проходят к столам и раскрашивают оберег -подкову гусиным пёрышком. Дарят свои оберёги ребёночку , проговаривая пожелания. | Умеет слушать, отвечать на вопросы. Делать вывод. Реализована потребность детей в общении |
6. Подведение итогов. Рефлексия
| Ребята, пора нам возвращаться в наше время. 1 Куда мы с вами сегодня совершили путешествие? (ответы детей) 2.С какими предметами старины познакомились? (ответы детей) 3. С кем познакомились? (с младенцем Илюшенькой) (ответы детей) 4. Какой - оберег мы делали? (подкова) (ответы детей) Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций Умный сильный наш народ | Воспитатель с детьми, держась за руки, проговаривают слова.: «Я на месте покружусь, в настоящем окажусь!» Подводит итог деятельности по теме. Задает воспитанникам вопросы о том куда они совершили путешествие, с кем познакомились,. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик. | Умеет отвечать на вопрос воспитателя Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного процесса. Формулирует выводы на основе умозаключений. Умеет оценивать результат своей деятельности. Умеет выражать чувства. Делиться впечатлениями с детьми.
|