Статья "Технология эффективной социализации дошкольника"
статья

Карташова Светлана Геннадьевна

В статье раскрыто понятие социализации. Перечислены задачи социального развития дошкольников.Раскрыто содержание основных игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologiya_effektivnoy_sotsializatsii.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология эффективной социализации дошкольника»

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. 

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.  Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

     Задачами социального развития дошкольников являются:

  1. Освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
  2. Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
  3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.;
  4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации:

  1. Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).
  2. Любовь к экспериментам.
  3. Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.
  4. Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.
  5. Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.
  6. Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

Учитывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. 

Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, разработанны старшим научным сотрудником института социологии РАН Гришаевой Н.П.

Технологии эффективной социализации более 20 лет. В данный момент она состоит из 10 подтехнологий, реализованных во многих детских садах России и 3 новых подтехнологий, проходящих апробацию.

Клубный час, технология которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.

- Ежедневный круг, позволяет развить множество качеств, так необходимых для школы. На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.

- Ситуации месяца, технология позволяет заложить  базовые модели социальных ролей ( я-член коллектива, я –горожанин (житель села), я- житель земного шара, я – часть мироздания, я мальчик или девочка, я – член семьи, я-россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми.

- Заключительные праздники по ситуации месяца, позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.

 - Проблемная педагогическая ситуация, это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволяет детям принять собственное решение, без присутствия взрослого. Дать оценку своим действиям в процессе рефлексии, извлечь уроки из собственного поведения, то есть самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации.

- Дети – волонтеры, технология предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада и школы, а также школьниками и взрослыми волонтерами.

- Социальные акции, технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях и инициативах, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.

 - Волшебный телефон, детский «телефон доверия». Технология позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а психологу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.

- Развивающее общение, технология гуманистического общения, которая создает условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем. Данная технология позволяет ребенку самостоятельно принимать решение, а не перекладывать его на взрослого.

- Работа с родителями. Технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада или школы, через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов. 

3 новых подтехнологий:

«Буккроссинг»

Направление: «Популяризация чтения» Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку) Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.

Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.

«Кресло раздумий"

Красивое и удобное кресло располагается в группе или спальне, там же имеются песочные часы (3-5 мин).

Дети обсуждают для чего, в каких ситуациях оно используется: для того, чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять о случившемся, сделать собственные выводы, попросить прощения у обиженного ребёнка, воспитателя, помириться.

Песочные часы определяют временной отрезок для раздумий (если ребёнку не хватило времени, он может его продлить самостоятельно).

Если ребёнок просто захотел посидеть, подумать - это не запрещается!

«Говорящие стены»

Целью организации «говорящих стен» - усвоение, закрепление, расширение знаний, развитие коммуникативных навыков .

Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Педагогический коллектив ДОУ должен стремиться к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с семьей. Изучение мнений родителей о ДОУ, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в развитии и воспитании детей. В ДОУ должна быть разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, что создаст более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Это позволит родителям и педагогам лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, дошкольных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в дошкольном учреждении, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, поможет взрослым в понимании их личности, развитии его способностей, формировании жизненных приоритетов.

 Данные технологии позволят изменить образовательный процесс, сформировать и развивать у ребенка – дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе и соответствуют ФГОС. Овладение этими  технологиями  дает возможность педагогам реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, родителей и детей.  

Список литературы

1. Басова С. Н. Использование современных технологий социализации дошкольника/ С. Н. Басова. - М. : Эксмо, 2016.- 87 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии/В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 2013. - 219 с.

3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации/ Н. П. Гришаева. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 184 с.

4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. - М. : Речь, 2004. – 272 с.

5. Рожков М. И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М. И. Рожков. - М. : Наука, 2012. - 274 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе,Клубный час в МБДОУ д/с №21

Введение детей в ситуацию «Клубный час». Помощь детям в приобретении жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции....

Ценностно-ориентационная деятельность как средство эффективной социализации дошкольника

В данной презентации затронута одна из основных задач ФГОС: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в...

Технологии эффективной социализации дошкольников

Применение технологий эффективной социализации детей дошкольного возраста....

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

Использование технологии «Клубный час» для эффективной социализации дошкольников

Педагогическая технология "Клубный час" - технология успешной социализации дошкольников....

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками»

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками&raq...

"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».

laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии       «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой    (10 игр для ...