Родительское собрание в старшей группе "Мы вместе""
материал (старшая группа)

Мухина Ольга Викторовна

Родительское собрание по теме "Роль семьи в воспитании равственных ценностей у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Мы вместе»

Тема: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей у дошкольников»

Форма проведения собрания: собрание - практикум

Цель: сплочение родительского коллектива и воспитателей в решении задач нравственного воспитания детей.

Задачи:

1.Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей.

2.Помочь родителям находить оптимальные решения в проблемных ситуациях.

3. Осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.

Ожидаемый результат:

∙ Повысится уровень педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания

∙ Применение полученных знаний в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях в семье.

I. Подготовительный этап

1. Приготовить цитаты о нравственном воспитании, разделённые на 2 части, чтобы разместить их после восстановления на доске.

     «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

 (Антон Семенович Макаренко).

«Характер и нравственное поведение - это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». (Э. Фромм)

 «Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери» (Василий Сухомлинский).

2. Разработать педагогические ситуации для обсуждения.

3. Приготовить текст беседы.

Ход собрания.

 Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас! Нас объединяет важное общее дело - воспитание детей. Именно это является главным вопросом нашего мероприятия. Уверена, что наша встреча состоится в атмосфере хорошего настроения и взаимопонимания.

Дети читают стихи о доброте, красоте родной природы, о Родине.
Слайд

– У меня в руках губка.
–Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Мы не зря обратили внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.

Слайд

Дети чувствуют атмосферу в семье - добрую, спокойную или нервную, напряженную.

Чтобы выбрать правильный путь воспитания своего ребенка, надо знать к какому результату вы хотите прийти. От нас с Вами ( родителей и воспитателей) зависит, каким он будет. Наше собрание не случайно мы назвали «Мы вместе!»

Слайд                                Упражнение «Солнышко»

Представьте себе, что солнышко – это душа ребенка, а лучики – качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по-вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? Напишите, пожалуйста на лучиках. ( Родители пишут)

- Итак, каким же Вы хотели видеть своего ребенка? (родители озвучивают)

Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.

Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы.

Слайд

 Деловая игра «Найди продолжение»

 На доске прикреплены цитаты, вам необходимо найти на ваших столах продолжение и зачитать, что получилось. (Родители зачитывают цитаты)

Формирование нравственных ценностей личности - это активная деятельность самого ребенка, его ближайшего окружения.

Слайд

Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с самим ребёнком – беседу, дискуссию, игры, чтение.

Слайд

Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Если в семье придерживаются высоких моральных принципов, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.

- Хорошо, когда папа говорит: «Пойду помогу бабушке-соседке вскопать огород, а то ей помочь некому» - и берет с собой сына.

-Плохо, когда мама говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я  не хочу с ней разговаривать».

Слайд

Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на занятиях, как вели они себя на перемене, кто дежурил в классе, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Как помогали дома по хозяйству?   Какие дела можно было бы сделать лучше? Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось? Как надо поступать в будущем в этой ситуации?  Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? И т. д.

Слайд

Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день.

Эти беседы и дискуссии учат детей ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. 

Слайд

А детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.

Следующий подход к воспитанию нравственности – чтение. Не только детские сказки, но и литературные произведения других жанров показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.

Пример: сказка «Ручеёк и Тысячелистник»

Слайд

Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.

Упражнение «Жизненные ситуации»

Уважаемые родители.

Я предлагаю выбрать сердечко, на котором напечатана жизненная ситуация.

- Может кто-то работал над этой ситуацией? Расскажите, поделитесь опытом. Если нет, то как бы Вы поступили?

(Ответы на вопросы)

Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю выполнить упражнения.

Упражнение «Семейный устав» (Коллективная работа)

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», « Не кричи», « Мне некогда», «Уйди», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка.  Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами.

Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на

правила поведения.

Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя частицу «НЕ».

Пример:  Не спеши во время еды. (Будем есть медленно)

- Не разговаривай так громко. (Давай поговорим тише)

- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге)

- Нельзя идти на улицу раздетым. (Нужно одеваться, так как на улице холодно)

- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Для того чтобы взять чужую вещь нужно спросить разрешения)

- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки надо убирать на место)

- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой)

-Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах говорим спокойно и тихо.)

- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно)

Устав готов.

Итог

Закончить наш мастер-класс хочется словами Василия Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас, родителей, зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

 Рефлексия

Дерево

Уважаемые родители, выберите один листик и приклейте  его на дерево.

  • Зелёный листик– мастер – класс был для Вас полезен, побольше таких занятий (собраний)
  • Жёлтый листик– понравилось, но не всё, интересно;
  • Красный листик – собрание не понравилось, скучно.

Спасибо за совместную плодотворную деятельность

2 Разное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Играйте вместе с детьми"

Конспект родительского собрания«Играйте вместе с ребёнком»Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей.Материалы и оборудование: фишки красного, жёлтого, зелёного цвета. Ход собрания....

Родительское собрание в старшей группе «Экспериментирование дома вместе с детьми»

Родительское собрание в старшей группеТема: «Экспериментирование дома вместе с детьми»Форма проведения: « Круглый стол»...

выступление на родительском собрании в старшей группе "Играйте вместе с детьми"

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают  игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. ...

Родительское собрание в старшей группе на тему "Играем вместе"

Родительское собрание в старшей группе проходит в форме игр с детьми и родителями и совместной творческой работой...

Материал к родительскому собранию в старшей группе детского сада "Семья вместе - душа на месте!"

Форма проведения: Семейная гостиная.Тема: "Семья вместе - душа на месте!"1. Знакомство с обычаями и традициями русского народа;2. "Скучно жить без посиделок - и бы надо возродить!"...

Родительское собрание в старшей группе на тему Играем вместе с детьми

Родительское собрание в старшей группе на тему Играем вместе с детьми...