Программа методического сопровождения педагогов по развитию коммуникативной компетентности "Основы педагогического общения"
консультация
Тренинг по развитию коммуникативных способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.45 КБ |
![]() | 19.21 КБ |
![]() | 26.83 КБ |
![]() | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг коммуникативных способностей
Цель: развитие и отработка коммуникативных умений и навыков педагогов.
Задачи:
- расширение представлений педагогов о техниках эффективного взаимодействия;
- отработка техник эффективного взаимодействия.
План-конспект:
- Игра-приветствие. (15 мин)
Цель – снятие эмоционального напряжения участников, сплочение группы, отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.
Содержание.
Все участники сидят в кругу. Каждой получает ручку лист бумаги. Первый участник приветствует группу «Здравствуйте. Я сегодня вот такая (показывает свое эмоциональное состояние мимикой, жестами)». Затем листок передают по кругу, каждый педагог пишет какое эмоциональное состояние, по его мнению, пытался передать участник, загибает свою запись и передает листок следующему участнику. Игра продолжается пока не представятся все участники. Затем каждый читает «про себя» ответы других и высказывается в процессе обсуждения.
Обсуждение.
Насколько вам удалось передать свое эмоциональное состояние с помощью невербальных средств общения? Почему? Удалось ли Вам угадать эмоциональное состояние других? Какие эмоции, ощущения вызвала игра?
Материалы. 10 ручек, 10 тетрадных листов.
- Упражнение «Эффективность общения». (30 мин)
Цель – определить умения и навыки, важнейшие для эффективного общения. Определить некоторые причины неэффективного взаимодействия. Отработка навыков эффективного взаимодействия в группе.
Содержание.
Участники делятся на 2 группы и получают задание выделить 5-6 умений, навыков, качеств, наиболее важных для эффективного взаимодействия. Оформить их на листе, выступить с докладом. При этом каждый из участников получает «подпольное задание» - роль, которую он должен играть в процессе обсуждения. На работу в группе дается 10 мин.
Список ролей:
«Генератор идей» - ваша задача с самого начала захватить инициативу, выдвинуть как можно больше предложений и попытаться с помощью аргументов и эмоционального напора склонить большинство группы к поддержке вашей позиции.
«Спорщик» - вы должны в штыки встречать выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения.
«Соглашатель» - вы должны выражать согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания, выделяя в них нечто рациональное и поддерживая эти моменты.
«Организатор» - вы должны обеспечить выявление позиций всех участников, побуждаете всех высказаться, задаете уточняющие вопросы, демонстрируете заинтересованность ходом обсуждения, подводите промежуточные итоги дискуссии.
«Сторонний наблюдатель» - ваша задача наблюдать за поведением членов группы как бы со стороны, стараясь как можно меньше вмешиваться в процесс обсуждения.
После работы в группе участники выступают с докладами (приходят к общему знаменателю). – 10 мин.
Обсуждение:
Легко ли было работать в группе, что мешало эффективной работе? Догадались ли вы, какие роли играли ваши коллеги? Какие позиции коллег помогали работе группы, какие мешали? Как вы справились с ролью, какая роль, по-вашему, вам наиболее близка? Ваши эмоции по поводу упражнения.
Материалы: 2 маркера, 2 чистых листа А3, 2 набора карточек с «подпольными» ролями.
- Упражнение «Мудрый слушатель». (30 мин)
Цель – уточнение понятий активное и пассивное слушание, отработка техник активного и пассивного слушания.
Содержание.
Первая часть – мозговой штурм на тему «что такое активное и пассивное слушание»
(при активном слушании, на первый план выступает отражение информации, пассивное слушание – внимательное слушание, с минимальной обратной связью).
Перед вами список приемов слушания. Вам необходимо определить, какие из них относятся к техникам активного, а какие к техникам пассивного слушания.
- Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).
- «Эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника.
- «Зеркало» - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.
- «Парафраз» - передача содержания высказывания партнера другими словами.
- Побуждение – (Ну и... И что дальше?)
- Уточняющие вопросы (Правильно ли я поняла, что..? Что ты имел в виду, говоря...?)
- Резюмирование - подытоживание, выделение основных идей говорящего (Таким образом, ты хочешь сказать…).
Время – 10 мин.
Вторая часть – работа в парах. Один выполняет роль слушателя, другой рассказывает о каком либо самом, интересном, увлекательном событии в своей жизни. Сначала партнер выполняет роль пассивного слушателя, затем, по сигналу ведущего, роль активного слушателя, используя вышеуказанные приемы. Затем партнеры меняются местами. Задача рассказчика поделится какой либо проблемой в своей жизни, задача слушателя – та же.
На это задание дается 10 минут.
Обсуждение:
Участники высказываются по поводу своих ощущений, которые они испытывали как в роли говорящего, так и в роли слушателя. Какой слушатель вызвал большую симпатию – активный или пассивный? Как вы считаете, в каких ситуациях, какая техника наиболее приемлема?
(Активное слушание незаменимо в деловых беседах, в ситуациях, где ваш партнер по общению равен вам, в конфликтных ситуациях. Техника «Зеркало» полезна в беседе с не слишком разговорчивым слушателем, она будет возвращать его к сказанному и побуждать к добавлению дополнительных деталей. Перефразирование полезно тогда, когда мы не уверены, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование помогает в беседе с многословными родителями, позволяет продвигаться в разговоре более быстрыми темпами. Пассивное слушание эффективно, когда партнер находится в состоянии эмоционального аффекта, возбуждения. А также в тех случаях, когда родитель сообщает важную инфо и перебивать его нецелесообразно.)
Материалы:
Лист ватмана с приемами слушания, чистый лист ватмана, маркер.
- Упражнение «Эффективные техники речевого общения»
Цель - отработка навыков построения Я-высказывания.
Мини-лекция.
Я-высказывания – это конструктивный способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях, альтернатива Ты-высказыванию (высказывание оценки в адрес другого, перекладывание ответственности на него).
Схема построения Я-высказывания:
1. описание ситуации, вызвавшей напряжение (Когда я вижу, что ты… Когда я сталкиваюсь с тем, что…)
2. точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую… Я не знаю как реагировать… У меня возникла проблема…)
3. называние причин этого чувства.
Сейчас вам необходимо снова разделится по парам. Один – родитель, другой – воспитатель. Воспитателю необходимо сообщить родителю негативную информацию о ребенке 2 разными способами: использя Ты-высказывание для обвинений, использует Я-высказывание по схеме. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе сою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует правильность использования Я-высказывания.
Обсуждение:
Ваши ощущения, когда вам отвечали разными способами.
Цель – отработка техники использования стилей «адвокат» и «прокурор».
Позиция «адвокат»
- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
- Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Позиция «прокурор»
- В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
- Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.
Сейчас мы с вами попробуем использовать стиль адвокат на практике. Опять делимся на пары: родитель-воспитатель, родитель приходит к воспитателю со своей проблемой, воспитатель пытается выяснить, что же происходит.
Например, родитель приходит к учителю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в классе друзей, поэтому он не хочет учиться». В ответ на это учитель может сказать: «Я считаю, что он плохо учится по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на уроках?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между учителем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить." «Я тоже считаю, что ваш ребенок может учиться лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не может реализовать свои способности? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».
Обсуждение.
В процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?
Предварительный просмотр:
Семинар-брифинг «Особенности общения воспитателя с ребенком»
(составлено по материалам В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – с.83-90)
Задачи:
- изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения;
- углубление знаний педагогов об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике-сотрудничества».
План проведения семинара-брифинга:
I. Вопросы для обсуждения:
1. Особенности познания педагогом своих воспитанников;
2. Отношение дошкольников к личности воспитателя;
3. Характеристика стилей педагогического общения (диагностика и самодиагностика педагогического общения);
4. Оптимальное педагогическое общение.
II. Дискуссия на тему: «Педагогика сотрудничества» - как я ее понимаю.
III. Решение педагогических задач.
Семинар-брифинг отличается от других форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении тем, что позволяет максимально активизировать воспитателей в процессе подготовки к занятию, так и на самом занятии. После взаимного приветствия и вводного слова методист делит коллектив педагогов на подгруппы в соответствии с количеством обсуждаемых вопросов (4 подгруппы). Сформировав задания по первому вопросу, методист предлагает одной из подгрупп обсудить его. Отвечает на вопрос вся подгруппа, и повторения при этом не допускаются, поэтому естественно, каждый педагог оказывается в ситуации, когда необходимо говорить по существу. Когда члены подгруппы высказались, возможно включение всех педагогов в обсуждение проблемы. Методист подводит итог, и приглашается другая подгруппа для обсуждения данного вопроса и так далее. Для подготовки к семинару-брифингу участникам рекомендуется ознакомиться со следующей литературой.
Литература:
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М., 1983.
2. Башлакова Л.Н. Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. – М., 1985.
3. Карандашев В.Н. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.
4. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. – Минск, 1986.
- Панько Е.А., Башлакова Л.Н. Детям себя посвятить. – Минск,1991.
Характеристику стилей педагогического общения целесообразно давать в сравнительном плане. Для этого можно воспользоваться схемой определения стилей педагогического общения.
критерии | стили педагогического общения | ||
авторитар | демократ | либерал | |
Разделение функций между воспитателями и детьми | Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке. | Распределение функций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей | Уходит от руководства детским коллективом. Характерны недостаточно развитая ответственность в выполнении своих функций и переоценка возможностей детей. |
Соотношение требовательности и уважение к личности ребенка | Недостаток уважения и доверия к личности ребенка. Принцип: доверяй но проверяй. | Максимум требований и уважения к ребенку. | Выполнение своих требований не проверяет. |
Соотношение прямых и обратных связей с детьми | Доминирует командование во всех ситуациях педагогического общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Преобладает формальный подход к обучению и воспитанию. | Потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. | Находится полностью во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда удается. Часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. |
Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей. | Не считает важным учитывать, изучать отношения между детьми. | Считает важным учитывать, изучать отношения между детьми. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. | Учитывает взаимоотношения в группе. В обсуждении кто с кем хочет сидеть, работать, часто уходит от сути дела |
Отношение к своим ошибкам | Не любит, не умеет признавать свои ошибки, пытается их замаскировать. | Умеет признавать свои ошибки, несмотря на то, что это трудно. | Не боится признавать свои ошибки, не придает этому большого значения. Т.О. авторитет его в глазах детей и коллег быстро падает. |
Количество и качество воспитательных воздействий. | Большое количество воспитательных однообразных воздействий | Количество воспитательных воздействий меньше и они разнообразнее | Количество воспитательных воздействий ситуативно. Не придает значения их разнообразию |
Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий | дисциплинирующие воздействия преобладают над организующими | организующие воздействия преобладают над дисциплинирующими | организующим воздействиям значения не придает, количество дисциплинирующих ситуативно (от настроения) |
Соотношение позитивных и негативных оценок | Низко оценивает возможности и способности детей. Преобладают замечания, порицания, «прежние дети лучше чем нынешние» | Положительные оценки преобладают над отрицательными. Отношение к личности ребенка как к самостоятельной ценности. | Оценочные высказывания ситуативны (от настроения). |
Наличие или отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия | Не испытывает склонности к косвенным средствам воздействия. Публичное и прямое указание ребенку на его ошибки, просчеты, недостатки в поведении. | Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия. Разговор с ребенком на едине, замечание взглядом. | Не обращает внимание на использовании косвенных замечаний. |
Характер педагогических установок | Жесткие педагогические установки: - любимчики - не любимые и бездарные - безликая масса, серость | Динамические педагогические установки | Непоследователен в своих установках. Мнение о себе такого педагога дети чаще всего не ценят. |
После обсуждения воспитателям предлагается оценить стиль своего общения с детьми и коллегами по следующей схеме:
Показатель стиля педагогического общения | самооценка | экспертная оценка |
Разделение функций между воспитателями и детьми | ||
Соотношение требовательности и уважение к личности ребенка | ||
Соотношение прямых и обратных связей с детьми | ||
Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей. | ||
Отношение к своим ошибкам | ||
Количество и качество воспитательных воздействий. | ||
Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий | ||
Соотношение позитивных и негативных оценок | ||
Наличие или отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия | ||
Характер педагогических установок |
В качестве эксперта может выступать методист, заведующая или воспитатель-напарник.
Завершается занятие дискуссией.
План проведения дискуссии на тему: «Педагогика сотрудничества» - как я ее понимаю.
1. Творческая группа педагогов предлагает для обсуждения программу реализации идей «педагогики сотрудничества» в дошкольном учреждении. «Педагогика сотрудничества» - это прежде всего педагогическое творчество. Можно с чем-то не согласиться, можно и нужно отдельные положения ее уточнять и развивать, но ее уточнять и развивать, но ее непреходящее значение в том, что это не только заметный шаг в утверждении новой, гуманистической и эффективной педагогики, но и сгусток творческой энергии учителей, воспитателей, платформа раскованного педагогического творчества.
Сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это еще и способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов и методов:
- увлечение ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью;
- определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности;
- общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и детей, т.е. без ведущих и ведомых;
- уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.
Воспитатель выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творчеством человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу. Творческая коллегиальность – вот что определяет характер педагогического общения с детьми.
2. Вопросы для обсуждения:
- Чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость поиска новых путей и подходов к воспитанию и обучению детей, к общению с ними?
- Что Вы знаете о работе педагогов-новаторов, что читали об их опыте, что заинтересовало Вас в их методике?
- Какие идеи, принципы и методы «педагогики сотрудничества» вы считаете основными?
- Заинтересовала ли вас идея «Учения без принуждения»? Попробуйте для себя определить основные направления этой идеи.
- В чем вы видите преимущество «педагогики сотрудничества» над традиционными методами обучения и воспитания?
- сотрудничество с родителями: как его развивать?
3. По результатам обсуждения педагоги вырабатывают решения и рекомендации для апробации их в образовательной практике с детьми.
Предварительный просмотр:
Коммуникативный тренинг
(составлено по материалам: Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций./ С.Н. Лютова. Моск. гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России, каф. Философии. – М.: МГИМО– Университет, 2007. – с. 241-252)
Задачи:
- формирование профессиональных практических навыков в области управления стрессовыми состояниями и конфликтами, возникающими в коммуникативных ситуациях;
- обучение навыкам профилактики, анализа, арбитража и разрешения как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.
1. «Эмпатия»
Цель: освоение методик эмпатического общения (активное слушание, перифраз, вхождение в раппорт и др.), позволяющих точнее понять эмоциональное состояние собеседника и смысл его сообщения, избавить собеседника от коммуникативного стресса, предотвратить возможный конфликт с ним. Расширение эмоционального опыта, формирование толерантности к личности другого, как собственного антистрессорного «щита».
Процедура:
- Упражнение «Пантерлоги»
Участники играют в испорченный видеотелефон, по цепочке демонстрируя «соседу справа» позу и жест, показанные «соседом слева». В момент общения каждой пары все остальные участники от нее отворачиваются. Когда «цепь» замкнется, автор невербального сообщения должен оцень степень соответствия ему того, что дошло до него в итоге.
- Упражнение «Протеже»
Участники работают в парах: № 1 из кажой пары должен поведать партнеру некую персональную информацию о себе, которую затем № 2 перескаже всей группе своими словами, стараясь при этом не исказить смысл сообщения и его эмоциональный фон: № 1 должен оценить, насколько № 2 это удалось.
- Упражнение «Маугли»: «мы с тобой одной крови – ты и я»
№ 2 из каждой пары называет (пишет) для № 1 пять своих отрицательных качеств. Задача № 1 так рассказать об этих качествах (в чем они проявляются и почему нежелательны), как бы они были его собственными. № 2 должен оценить, насколько партнеру удалось влезть в его шкуру, насколько они оказались «одной крови».
- «Арт-терапия стресса»
Процедура:
Участники получают листы бумаги и цветные мелки, садятся за круглый стол. Задание: нарисовать себя на данном этапе жизненного пути (в любом жанре, при этом мастерство художника в этом случае значения не имеет) и 4 своих проводников (кого и что угодно), дать название своему рисунку и показать их всем с необходимыми комментариями. Руководитель и участники группы могут высказывать свои ассоциации.
3. «Эйфория»
Цель: снятие стрессового напряжения, развитие эмпатии.
Процедура: участники группы работают в парах. По очереди каждый называет партнеру итуацию, неизменно вызывающую у него яркие положительные эмоции. Задача партнера – вербально живописать предложенную ситуацию так, чтобы слушающий мог ощутить эйфорию, на время рассказа (2,5-3 мин.) полностью погрузившись в воображаемое.
4. Красный стул
Цель: получение поощрительного заряда положительных эмоций, приобретение навыка «держать удар» лести, комплимента, заслуженной похвалы (как фактора стресса), отработка полезных коммуникативных навыков.
Процедура: доброволец садится на стул в центре круга. Остальные по очереди дают отчет в форме «Я-сообщение» о своем впечатлении от тех или иных достоинств сидящего на «красном стуле» (о внешности, манере, стиле поведения и общения, таланте и т.д.). Сидящий может сохранять молчание или реагировать на реплики. По окончании ему предлагается поделиться своими впечатлениями и обсудить их.
5. Сказкотерапия конфликтного поведения
Цель: развитие навыков анализа и альтернативного разрешения конфликтных ситуаций русской народной сказки «По щучьему велению».
Процедура: участники группы (один продолжая другого) припоминают сюжет известной сказки, определяют предмет (что?) и стороны (кто?) каждого конфликта (их минимум 12), анализируют более типичные по схеме:
- Почему? (причина конфликта)
- Как? (стратегия и тактика конфликтного поведения сторон)
- Зачем? (цели, интересы, выгода/исходы сторон).
Затем участники предлагают и инсценируют наиболее остроумные альтернативные способы разрешения этих конфликтов.
6. «Консенсус»
Цель: выявление стратегий поведения в процессе выработки командного решения, формирование методов убеждения и достижения консенсуса в деловой игре – виртуальной стрессогенной ситуации, чреватой конфликтами.
Процедура: руководитель делит участников на «экипажи» по 5-6 чел. и предлагает ситуацию: «Ваш корабль потерпел крушение в Тихом океане, в 1000 милях от берега. Судно вот пойдет ко дну, а вашей команде нужно перетащить в резиновую лодку столько, сколько успеете, из 15 уцелевших предметов (выдается список). Кроме них у каждого экипажа найдутся: пачка сигарет, коробок спичек, 5 долларов бумажками. Время дорого, нужно начать загрузку резиновой лодки с самого необходимого, чтобы в случае, если вы не успеете, ко дну пошло наименее ценное!»
Задание:
1. за 10 минут составьте индивидуальный (каждый человек отдельно)список вещей по степени убывания их необходимости (№1 – самая нужная вещь, № 15 – самая бесполезная);
2. за следующие 15 мин выработайте единый командный список, при этом запрещается проводить голосование, нужно, чтобы каждый член команды искренне согласился с принятым ранжированием предметов, расположение предметов в списке должно быть мотивировано;
3. предстоит обсуждение итоговых списков, представителю команды придется объяснять, почему одни вещи предпочли другим.
Рекомендации для вырабатывающих командное решение:
1. Слушайте чужое мнение.
2. поддержите то мнение, с которым вы согласны хотя бы отчасти.
3. Избегайте принуждения и торга.
4. имейте в виду, что расхождение во мнениях способствует принятию решения!
В каждой команде может быть один наблюдатель, не участвующий в обсуждении списка, его впечатления от происходившего будут важны при общегрупповом обсуждении упражнения. В процессе наблюдения ему стоит обращать внимание на:
- слушают ли чужое мнение?
- искренне ли соглашаются с чужим мнением?
- как настаивают на своем (аргументируют, кричат, используют давление, торг, обман).
7. «Арбитраж»
Цель: получение опыта конструктивного противодействия и арбитража; исследование различных стратегий ведения дискуссии.
Процедура: участники разбиваются на тройки и инсценируют конфликт (желательно, чтобы предмет конфликта был реальным). Двое поочередно изображают конфликтующие стороны (то себя, то своего реального оппонента), третий становится арбитром. Важно, чтобы каждый попробовал обе роли: авторитарного и самоуверенного нападающего и оправдывающегося пассивного манипулятора. Необходимо групповое обсуждение итогов ролевой игры.
8. «Прощание»
Цель: вербальное подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы друг к другу и к руководителю.
Процедура: участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника.
2.4. Тренинг «Психологическая коррекция общения»
(составлено по материалам В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – с.95-100)
Задачи:
- приобретение опыта совместной работы в коллективе;
- поиск новых способов поведения в контактах с коллегами;
- развитие навыка восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними;
- овладение навыком высказывания и принятия обратных связей.
Задание для ведущего:
(Ведущим тренинга может быть методист, заведующая дошкольным учреждением или воспитатель). «Сегодня Вы выполняете роль человека, который должен помочь своему коллективу в совместных поисках и в обучении общению. Вы — не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Вы не должны доказывать свое превосходство над другими и стремиться вызвать у них восхищение или страх. Ваша помощь воспитателям должна заключаться:
в подготовке помещения, в котором будет проходить игра;
подготовке необходимых материалов; списка качеств, важных для межличностного общения, карандашей или ручек, таблицы "Положение об обратных связях"; зачитывании инструкции к очередному заданию и контроле за временем его выполнения;
организации совместного анализа впечатлений, возникших в каждой конкретной ситуации, ведении дискуссии в соответствии с правилами проведения семинара.
Сценарий встречи
I. Воспитатели садятся в круг. Ведущий предлагает каждому внимательно посмотреть на лица других и по истечении
1—2 минут закрыть глаза. Каждый воспитатель должен с закрытыми глазами постараться представить себе лица своих коллег, зафиксировать в памяти лицо, которое лучше всего представляется, и открыть после этого глаза.
Затем предлагается одному из воспитателей описать лицо коллеги, не смотря на нее и не называя цвета ее глаз, волос и одежды. Остальные воспитатели должны узнать, кого описали. Можно предложить составить "портрет коллеги" 3—5 воспитателям.
II. Ведущий раздает воспитателям листочки со списком качеств, важных для межличностного общения. Каждый должен
определить, в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место,
куда надо вписать цифры от 0 до 6. Если человеку кажется, что
ему вообще не присуще данное качество, он ставит 0 рядом с
описанием. Если это качество хоть сколько-нибудь, пусть очень
незначительно, выражено у данного человека, он ставит цифру 1. Если описание полностью, без сомнений может быть отнесено к этому воспитателю, он ставит цифру 6.
Таким образом, каждый член коллектива оценивает по очереди все описания, руководствуясь своим собственным представлением о себе. (Это
задание занимает не меньше 10 минут.)
Далее коллектив воспитателей делится на 2 подгруппы и
каждая приступает к выполнению общего задания. В течение 30
минут нужно проранжировать 10 качеств в зависимости от их
важности. Подгруппа совместно должна решить, какое из 10 качеств является самым важным в межличностных отношениях.
Потом каждая подгруппа выбирает второе по значимости качество, третье и т.д. Кто-то один из подгруппы должен записывать решения. Если относительно какого-то качества между членами подгруппы будут серьезные разногласия, не нужно разрешать их путем голосования или принятия компромиссных решений. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. Затем результаты ранжирования сравниваются.
Список качеств, важных для межличностного общения
Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время это способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.
Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.
Аутентичность: умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность: отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.
Инициативность: склонность к деятельной позиции в отношении с людьми к тому, чтобы "идти вперед", а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность: умение говорить и действовать напрямую, без всяких "экивоков", четкое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.
Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты» поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.
Принятие чувств: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с людьми, но и показывать их,- выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом — отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них.
Конфронтация: умение "с глазу на глаз" общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений — готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, ас надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом — умение быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.
III. Ведущий знакомит воспитателей с Положениями об обратных связях, потом ставит в центр круга пустое кресло и говорит, что его займет тот, кто первым захочет выслушать от других информацию о себе.
Кто-то из воспитателей вызывается первым занять пустое кресло и начинает выслушивать от каждого по очереди информацию о себе. Он сам выбирает того, кто будет говорить ему, как его воспринимает, какие чувства вызывает его поведение. Когда первый закончит говорить, следующим может быть воспитатель, сидящий справа по ходу часовой стрелки. Воспитатель, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссии, не пытаться уточнить, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний воспитателей, дающих ему обратные связи.
По окончании задания предлагается всем обсудить свои впечатления.
Примечание. Если воспитателей больше, чем 10–12 человек, можно уменьшить количество людей, от которых будет приниматься информация, или этих людей выбирает сам воспитатель. Это сократит время выполнения задания.
Положение об обратных связях
Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как его воспринимают; что чувствуют в связи со сложившимися отношениями; какие чувства вызывает его поведение.
• Говори о том, что конкретно делает данный воспитатель, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
- Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
- Предостережения: не давай оценок», не давай советов.
- Помни: обратная связь – это не информация о том, что
представляет собой тот или иной человек, это в большей мере
сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что
тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
Игра "Свое пространство "
Ведущий выделяет из коллектива одного воспитателя и предлагает ему встать или сесть в центр круга. Далее всех остальных просят тесно сгрудиться «округ него. После паузы в 2–3 минуты ему говорится следующее:
– Сейчас вы превращаетесь в светило, на разном удалении от которого окажутся многочисленные планеты – другие воспитатели. Те из них, чье притяжение вами ощущается сильнее, естественно, займут место ближе вам. То, чье притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе "оторвутся" от вас. Закройте глаза, сосредоточьтесь».. Теперь откройте глаза. Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси. Каждому, кто окружает вас, поочередно сообщите, и каком направлении тому следует отходить. Пока коллега не отдалился на расстояние, соответствующее вашему внутреннему чувству Притяжения, командуйте:
"Еще… Еще... Стоп!" Те, кому вы так и не сказали "Стоп!", вообще покидают игровую площадку, Вы вправе, конечно, не только удалять, но и оставлять человека на месте либо приближать его к себе на дистанцию до 30 см. Начали!
Такая инструкция умышленно допускает комические ситуации «изгнания» или «максимального приближения», это оживляет занятие.В то же время игра непроизвольно настраивает и воспитателя , и весь коллектив на достаточно серьезный лад.
После размещения участников игры вокруг «светила» ведущий дает ему вторую инструкцию:
– Вы создали сейчас свое психологическое пространство. Хорошо ли Вам в нем? Если не вполне, можете внести любые изменения в расположения окружающих Вас людей. Добивайтесь такой их расстановки, чтобы испытать чувство комфорта внутри данной среды.
Как правило, некоторые изменения воспитателем -"светилом" вносятся. Нередко при этом он просит вернуться на площадку одного-двух из тех, кого поначалу "изгнал", а также по-новому группирует между собой пары, тройки "планет".
Расстановку людей после первой инструкции можно толковать как демонстрацию воспитателем своих симпатий и антипатий. В действительности среди лиц, удаленных на значительное расстояние либо вообще "изгнанных", подчас находятся те, кому воспитатель -"светило" оказывает особое предпочтение, но хочет скрыть это от других коллег.
Точно также среди оставленных им особенно близко могут попасться люди, безразличные ему, или те, свою враждебность к которым он считает нужным замаскировать перед коллективом.
Расстановка воспитателей после второй инструкции в большей степени отражает подлинную систему отношений воспитателей, но все же носит явный отпечаток "желаемого", "воображаемого" им положения вещей. Все это весьма информативно для методиста и заведующей дошкольным учреждением.
Можно организовать очередной тур игры с новым воспитателем-"светилом". Эта игра может повторяться. Сравнивая действия воспитателя сегодня и полгода (год) назад, методист получает представление об изменениях связей и статуса данного воспитателя в коллективе. Для этого рекомендуется делать заметки, но после занятия.
Ведущий в итоге благодарит всех воспитателей за работу на занятии.
Предварительный просмотр:
Коммуникативный тренинг
(составлено по материалам: Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций./ С.Н. Лютова. Моск. гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России, каф. Философии. – М.: МГИМО– Университет, 2007. – с. 241-252)
Задачи:
- формирование профессиональных практических навыков в области управления стрессовыми состояниями и конфликтами, возникающими в коммуникативных ситуациях;
- обучение навыкам профилактики, анализа, арбитража и разрешения как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.
1. «Эмпатия»
Цель: освоение методик эмпатического общения (активное слушание, перифраз, вхождение в раппорт и др.), позволяющих точнее понять эмоциональное состояние собеседника и смысл его сообщения, избавить собеседника от коммуникативного стресса, предотвратить возможный конфликт с ним. Расширение эмоционального опыта, формирование толерантности к личности другого, как собственного антистрессорного «щита».
Процедура:
- Упражнение «Пантерлоги»
Участники играют в испорченный видеотелефон, по цепочке демонстрируя «соседу справа» позу и жест, показанные «соседом слева». В момент общения каждой пары все остальные участники от нее отворачиваются. Когда «цепь» замкнется, автор невербального сообщения должен оцень степень соответствия ему того, что дошло до него в итоге.
- Упражнение «Протеже»
Участники работают в парах: № 1 из кажой пары должен поведать партнеру некую персональную информацию о себе, которую затем № 2 перескаже всей группе своими словами, стараясь при этом не исказить смысл сообщения и его эмоциональный фон: № 1 должен оценить, насколько № 2 это удалось.
- Упражнение «Маугли»: «мы с тобой одной крови – ты и я»
№ 2 из каждой пары называет (пишет) для № 1 пять своих отрицательных качеств. Задача № 1 так рассказать об этих качествах (в чем они проявляются и почему нежелательны), как бы они были его собственными. № 2 должен оценить, насколько партнеру удалось влезть в его шкуру, насколько они оказались «одной крови».
- «Арт-терапия стресса»
Процедура:
Участники получают листы бумаги и цветные мелки, садятся за круглый стол. Задание: нарисовать себя на данном этапе жизненного пути (в любом жанре, при этом мастерство художника в этом случае значения не имеет) и 4 своих проводников (кого и что угодно), дать название своему рисунку и показать их всем с необходимыми комментариями. Руководитель и участники группы могут высказывать свои ассоциации.
3. «Эйфория»
Цель: снятие стрессового напряжения, развитие эмпатии.
Процедура: участники группы работают в парах. По очереди каждый называет партнеру итуацию, неизменно вызывающую у него яркие положительные эмоции. Задача партнера – вербально живописать предложенную ситуацию так, чтобы слушающий мог ощутить эйфорию, на время рассказа (2,5-3 мин.) полностью погрузившись в воображаемое.
4. Красный стул
Цель: получение поощрительного заряда положительных эмоций, приобретение навыка «держать удар» лести, комплимента, заслуженной похвалы (как фактора стресса), отработка полезных коммуникативных навыков.
Процедура: доброволец садится на стул в центре круга. Остальные по очереди дают отчет в форме «Я-сообщение» о своем впечатлении от тех или иных достоинств сидящего на «красном стуле» (о внешности, манере, стиле поведения и общения, таланте и т.д.). Сидящий может сохранять молчание или реагировать на реплики. По окончании ему предлагается поделиться своими впечатлениями и обсудить их.
5. Сказкотерапия конфликтного поведения
Цель: развитие навыков анализа и альтернативного разрешения конфликтных ситуаций русской народной сказки «По щучьему велению».
Процедура: участники группы (один продолжая другого) припоминают сюжет известной сказки, определяют предмет (что?) и стороны (кто?) каждого конфликта (их минимум 12), анализируют более типичные по схеме:
- Почему? (причина конфликта)
- Как? (стратегия и тактика конфликтного поведения сторон)
- Зачем? (цели, интересы, выгода/исходы сторон).
Затем участники предлагают и инсценируют наиболее остроумные альтернативные способы разрешения этих конфликтов.
6. «Консенсус»
Цель: выявление стратегий поведения в процессе выработки командного решения, формирование методов убеждения и достижения консенсуса в деловой игре – виртуальной стрессогенной ситуации, чреватой конфликтами.
Процедура: руководитель делит участников на «экипажи» по 5-6 чел. и предлагает ситуацию: «Ваш корабль потерпел крушение в Тихом океане, в 1000 милях от берега. Судно вот пойдет ко дну, а вашей команде нужно перетащить в резиновую лодку столько, сколько успеете, из 15 уцелевших предметов (выдается список). Кроме них у каждого экипажа найдутся: пачка сигарет, коробок спичек, 5 долларов бумажками. Время дорого, нужно начать загрузку резиновой лодки с самого необходимого, чтобы в случае, если вы не успеете, ко дну пошло наименее ценное!»
Задание:
1. за 10 минут составьте индивидуальный (каждый человек отдельно)список вещей по степени убывания их необходимости (№1 – самая нужная вещь, № 15 – самая бесполезная);
2. за следующие 15 мин выработайте единый командный список, при этом запрещается проводить голосование, нужно, чтобы каждый член команды искренне согласился с принятым ранжированием предметов, расположение предметов в списке должно быть мотивировано;
3. предстоит обсуждение итоговых списков, представителю команды придется объяснять, почему одни вещи предпочли другим.
Рекомендации для вырабатывающих командное решение:
1. Слушайте чужое мнение.
2. поддержите то мнение, с которым вы согласны хотя бы отчасти.
3. Избегайте принуждения и торга.
4. имейте в виду, что расхождение во мнениях способствует принятию решения!
В каждой команде может быть один наблюдатель, не участвующий в обсуждении списка, его впечатления от происходившего будут важны при общегрупповом обсуждении упражнения. В процессе наблюдения ему стоит обращать внимание на:
- слушают ли чужое мнение?
- искренне ли соглашаются с чужим мнением?
- как настаивают на своем (аргументируют, кричат, используют давление, торг, обман).
7. «Арбитраж»
Цель: получение опыта конструктивного противодействия и арбитража; исследование различных стратегий ведения дискуссии.
Процедура: участники разбиваются на тройки и инсценируют конфликт (желательно, чтобы предмет конфликта был реальным). Двое поочередно изображают конфликтующие стороны (то себя, то своего реального оппонента), третий становится арбитром. Важно, чтобы каждый попробовал обе роли: авторитарного и самоуверенного нападающего и оправдывающегося пассивного манипулятора. Необходимо групповое обсуждение итогов ролевой игры.
8. «Прощание»
Цель: вербальное подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы друг к другу и к руководителю.
Процедура: участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника.
2.4. Тренинг «Психологическая коррекция общения»
(составлено по материалам В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – с.95-100)
Задачи:
- приобретение опыта совместной работы в коллективе;
- поиск новых способов поведения в контактах с коллегами;
- развитие навыка восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними;
- овладение навыком высказывания и принятия обратных связей.
Задание для ведущего:
(Ведущим тренинга может быть методист, заведующая дошкольным учреждением или воспитатель). «Сегодня Вы выполняете роль человека, который должен помочь своему коллективу в совместных поисках и в обучении общению. Вы — не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Вы не должны доказывать свое превосходство над другими и стремиться вызвать у них восхищение или страх. Ваша помощь воспитателям должна заключаться:
в подготовке помещения, в котором будет проходить игра;
подготовке необходимых материалов; списка качеств, важных для межличностного общения, карандашей или ручек, таблицы "Положение об обратных связях"; зачитывании инструкции к очередному заданию и контроле за временем его выполнения;
организации совместного анализа впечатлений, возникших в каждой конкретной ситуации, ведении дискуссии в соответствии с правилами проведения семинара.
Сценарий встречи
I. Воспитатели садятся в круг. Ведущий предлагает каждому внимательно посмотреть на лица других и по истечении
1—2 минут закрыть глаза. Каждый воспитатель должен с закрытыми глазами постараться представить себе лица своих коллег, зафиксировать в памяти лицо, которое лучше всего представляется, и открыть после этого глаза.
Затем предлагается одному из воспитателей описать лицо коллеги, не смотря на нее и не называя цвета ее глаз, волос и одежды. Остальные воспитатели должны узнать, кого описали. Можно предложить составить "портрет коллеги" 3—5 воспитателям.
II. Ведущий раздает воспитателям листочки со списком качеств, важных для межличностного общения. Каждый должен
определить, в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место,
куда надо вписать цифры от 0 до 6. Если человеку кажется, что
ему вообще не присуще данное качество, он ставит 0 рядом с
описанием. Если это качество хоть сколько-нибудь, пусть очень
незначительно, выражено у данного человека, он ставит цифру 1. Если описание полностью, без сомнений может быть отнесено к этому воспитателю, он ставит цифру 6.
Таким образом, каждый член коллектива оценивает по очереди все описания, руководствуясь своим собственным представлением о себе. (Это
задание занимает не меньше 10 минут.)
Далее коллектив воспитателей делится на 2 подгруппы и
каждая приступает к выполнению общего задания. В течение 30
минут нужно проранжировать 10 качеств в зависимости от их
важности. Подгруппа совместно должна решить, какое из 10 качеств является самым важным в межличностных отношениях.
Потом каждая подгруппа выбирает второе по значимости качество, третье и т.д. Кто-то один из подгруппы должен записывать решения. Если относительно какого-то качества между членами подгруппы будут серьезные разногласия, не нужно разрешать их путем голосования или принятия компромиссных решений. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. Затем результаты ранжирования сравниваются.
Список качеств, важных для межличностного общения
Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время это способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.
Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.
Аутентичность: умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
Конкретность: отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.
Инициативность: склонность к деятельной позиции в отношении с людьми к тому, чтобы "идти вперед", а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
Непосредственность: умение говорить и действовать напрямую, без всяких "экивоков", четкое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.
Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; искренность, которая эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты» поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях и чувствах.
Принятие чувств: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с людьми, но и показывать их,- выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом — отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них.
Конфронтация: умение "с глазу на глаз" общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений — готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, ас надеждой на установление подлинных и искренних отношений.
Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом — умение быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.
III. Ведущий знакомит воспитателей с Положениями об обратных связях, потом ставит в центр круга пустое кресло и говорит, что его займет тот, кто первым захочет выслушать от других информацию о себе.
Кто-то из воспитателей вызывается первым занять пустое кресло и начинает выслушивать от каждого по очереди информацию о себе. Он сам выбирает того, кто будет говорить ему, как его воспринимает, какие чувства вызывает его поведение. Когда первый закончит говорить, следующим может быть воспитатель, сидящий справа по ходу часовой стрелки. Воспитатель, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссии, не пытаться уточнить, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний воспитателей, дающих ему обратные связи.
По окончании задания предлагается всем обсудить свои впечатления.
Примечание. Если воспитателей больше, чем 10–12 человек, можно уменьшить количество людей, от которых будет приниматься информация, или этих людей выбирает сам воспитатель. Это сократит время выполнения задания.
Положение об обратных связях
Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как его воспринимают; что чувствуют в связи со сложившимися отношениями; какие чувства вызывает его поведение.
• Говори о том, что конкретно делает данный воспитатель, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
- Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
- Предостережения: не давай оценок», не давай советов.
- Помни: обратная связь – это не информация о том, что
представляет собой тот или иной человек, это в большей мере
сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что
тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
Игра "Свое пространство "
Ведущий выделяет из коллектива одного воспитателя и предлагает ему встать или сесть в центр круга. Далее всех остальных просят тесно сгрудиться «округ него. После паузы в 2–3 минуты ему говорится следующее:
– Сейчас вы превращаетесь в светило, на разном удалении от которого окажутся многочисленные планеты – другие воспитатели. Те из них, чье притяжение вами ощущается сильнее, естественно, займут место ближе вам. То, чье притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе "оторвутся" от вас. Закройте глаза, сосредоточьтесь».. Теперь откройте глаза. Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси. Каждому, кто окружает вас, поочередно сообщите, и каком направлении тому следует отходить. Пока коллега не отдалился на расстояние, соответствующее вашему внутреннему чувству Притяжения, командуйте:
"Еще… Еще... Стоп!" Те, кому вы так и не сказали "Стоп!", вообще покидают игровую площадку, Вы вправе, конечно, не только удалять, но и оставлять человека на месте либо приближать его к себе на дистанцию до 30 см. Начали!
Такая инструкция умышленно допускает комические ситуации «изгнания» или «максимального приближения», это оживляет занятие.В то же время игра непроизвольно настраивает и воспитателя , и весь коллектив на достаточно серьезный лад.
После размещения участников игры вокруг «светила» ведущий дает ему вторую инструкцию:
– Вы создали сейчас свое психологическое пространство. Хорошо ли Вам в нем? Если не вполне, можете внести любые изменения в расположения окружающих Вас людей. Добивайтесь такой их расстановки, чтобы испытать чувство комфорта внутри данной среды.
Как правило, некоторые изменения воспитателем -"светилом" вносятся. Нередко при этом он просит вернуться на площадку одного-двух из тех, кого поначалу "изгнал", а также по-новому группирует между собой пары, тройки "планет".
Расстановку людей после первой инструкции можно толковать как демонстрацию воспитателем своих симпатий и антипатий. В действительности среди лиц, удаленных на значительное расстояние либо вообще "изгнанных", подчас находятся те, кому воспитатель -"светило" оказывает особое предпочтение, но хочет скрыть это от других коллег.
Точно также среди оставленных им особенно близко могут попасться люди, безразличные ему, или те, свою враждебность к которым он считает нужным замаскировать перед коллективом.
Расстановка воспитателей после второй инструкции в большей степени отражает подлинную систему отношений воспитателей, но все же носит явный отпечаток "желаемого", "воображаемого" им положения вещей. Все это весьма информативно для методиста и заведующей дошкольным учреждением.
Можно организовать очередной тур игры с новым воспитателем-"светилом". Эта игра может повторяться. Сравнивая действия воспитателя сегодня и полгода (год) назад, методист получает представление об изменениях связей и статуса данного воспитателя в коллективе. Для этого рекомендуется делать заметки, но после занятия.
Ведущий в итоге благодарит всех воспитателей за работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИКТ-ГРАМОТНОСТИ КЛУБ «ДЕВАЙС».
Программа предназначена для работы в дошкольном учреждении. Направленность программы-повышение ИКТ-грамотности педагогов. Особенности программы - простота, доступность, актуальность....

Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»
Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...

Методическое сопровождение педагогов по организации сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса через использование информационно-коммуникативных технологий
сценарий методического объединения в ДОУ...

Материалы семинара «Методическое сопровождение педагогов по реализации раздела образовательной программы дошкольного образования «Речевое развитие»
Материалы семинара "Методическое сопровождение педагогов по реализации раздела образовательной программы дошкольного образования "Речевое развитие"...
Мастер-класс для педагогов: «Коммуникативная культура педагогического общения с родителями».
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители ст...