Паспорт проекта по театральной деятельности "Волшебный мир театра!"
материал (старшая группа)

Искакова Ирина Вячеславовна

Паспорт проекта по театральной деятельности "Волшебный мир театра!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изображение выглядит как маяк, графическая вставка, иллюстрация, дизайн  Автоматически созданное описание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

___________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64;

 E-mail: oc.vershina@gmail.com

Среднесрочный проект

в старшей группе

«Волшебный мир театра!»

Воспитатель: Искакова Ирина Вячеславовна

г.о. Красногорск, д. Путилково

2024 г.

Проект на тему: «Волшебный мир театра!»

в старшей группе.

Выполнила: воспитатель старшей группы

 Искакова Ирина Вячеславовна

Реализация проекта: 24.11.2024- 24.12.24г.

Тип проекта: Творческий - игровой, среднесрочный.

Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Участники проекта: Воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель – Искакова И.В.

Возраст детей: 5-6 года.

Цель проекта: Создание условий для развития творческих способностей детей; развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

Дети:

-Познакомить детей с различными видами театра;

-Обогащать словарь детей и активизировать, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь, ее грамматический строй;

-Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;

-Развивать всесторонне развитого человека, инициативу, самостоятельность, воображение и фантазию;

-Способность распознавать эмоциональное состояние человека; преодолевать робость, неуверенность, застенчивость;

- Развивать знания детей об эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление) ;  

- Воспитывать у детей любовь к народному творчеству; поощрять добрые отношения, внимания друг к другу.

Родители:

- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Актуальность темы: Театрализованная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Организация театральной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое место, стать полноценным членом сообщества. Театрализация способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, развитию речи, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. В совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

                                                       Структура проекта:
1 этап - подготовительный, информационно-исследовательский:

- Сбор и обработка методических пособий, видео - материалов для ознакомления детей с театральным искусством.

- Создание совместно с родителями и детьми разных видов театра;
- Чтение художественных произведений (сказки, рассказы);
- Подбор игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, пластических этюдов;
- Разработка сценария развлечения для детей.
Консультации для родителей: «Играйте в театр дома», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Читаем сказки дома», «Театр в жизни ребенка»( приложение №2) и памятка для родителей «Театральная деятельность в саду».

2 этап-реализация проекта:
- Беседы с детьми «Что такое театр?», «Ура! Идем в театр!»

 - Расширять знания о правилах поведения в театре, о видах театра. Развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений, умение применять свои знания в беседе.

- Просмотр познавательных мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Театр» (м/ф «Смешарики»), «Театр теней» (м/ф «Фиксики»).

- Дидактические игры: «Собери сказку», «Из какой сказки?», «Угадай и скажи, о ком я говорю».

-Просмотр театральной постановки в детском саду «Морозко» с помощью профессиональных театральных актеров.

 -Развивать словарный запас, мыслительную деятельность детей, умение узнавать персонажа по характерным признакам. Закреплять знания последовательности событий.

- Словесные игры: отгадывание загадок «Пойми меня», «Радио», «Диктор»;
- Викторина « Что я знаю о театре» ( Приложение №1);
- Язык жестов: Игра «Где мы были мы не скажем, кого видели покажем»;
Игры и упражнения: «Изобрази героя», «Имитационные упражнения под музыку», «Отгадай костюм»;
- Чтение, обсуждение и пересказ с помощью (настольного театра) сказок «Репка», «Заюшкина избушка»; (кукольного театра) сказка «Теремок»; (теневого театра) сказка «Три поросенка»; (пальчикового театра) «Красная шапочка».

- Проведение НОД на тему «Сказочный театр» ( Приложение№6).

 - Развивать интерес к литературе, сказкам; развивать речь, внимание.

- Игра – драматизация «Елка» В. Сутеева, «Три медведя».

 - Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе, мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев.

3 этап - заключительный:

-Театрализация сказки «Три медведя», «Елка»;

-Фотоотчет «Наши театралы»;

-Участие в конкурсе «Лучший театральный уголок»

- создание презентации по окончании проекта.

Работа с родителями:

  • Помощь родителей в изготовлении масок и костюмов для театральной инсценировки сказки «Три медведя» (Приложение №5) и новогодней постановки по мотивам сказки В. Сутеева «Елка» (приложение №4).
  • Совместное участие детей и родителей в викторине «Что я знаю о театре» ( Приложение №1).
  • Помощь в организации театральной постановки в детском саду «Морозко» с помощью профессиональных театральных актеров.
  • Создание для родителей информационного буклета-памятки на тему «Театральная деятельность в саду» (приложение №3).
  • Создание консультации для родителей на тему: «Театр в жизни ребенка» ( приложение №2)


Реализация проекта через различные виды деятельности:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

  1. Беседы с детьми «Что такое театр?», «Ура! Идем в театр!»
  2. Дидактические игры: «Собери сказку», «Из какой сказки?», «Угадай и скажи, о ком я говорю».
  3. Просмотр мультфильма «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Театр» (м/ф «Смешарики»), «Театр теней» (м/ф «Фиксики»).

Чтение художественной литературы

  1. Обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, чтение, обсуждение и пересказ с помощью (настольного театра) сказок «Репка», «Заюшкина избушка»; (кукольного театра) сказка «Теремок»; (теневого театра) сказка «Три поросенка»; (пальчикового театра) «Красная шапочка»
  2. Язык жестов: Игра «Где мы были мы не скажем, кого видели покажем»; игры и упражнения: «Изобрази героя», «Имитационные упражнения под музыку», «Отгадай костюм»
  3. Загадки: «Пойми меня», «Радио», «Диктор», «Составь предложение».
  4. Пальчиковых игр  с помощью пальчикового театра.

Художественно – эстетическое развитие

  1. Реализация творческой деятельности детей (изобразительной и музыкальной). Разучивание песен для театральных постановок.
  2.  Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» с настольным театром.
  3. Театрализация сказки К. И. Чуковского «Цыпленок», «Елка» В. Сутеева, «Три медведя».
  4. Аппликация «Открытка для мамы».

Социально – коммуникативное развитие

  1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения к театральным профессиям. Игра театрально-музыкальная "Дирижер" (замри), «Пантомима»
  2. Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала. Игры на развитие пластической выразительности «Лисичка подслушивает», «Танец розы».
  3.  Сюжетно-ролевые игры «Поход в театр».
  4.  Выступление детей перед родителями с театрализацией сказок.

Физическое развитие

page6image1625026064Подвижные игры: «Займи своё место», «Займи своё место», «Штанга», «Самолеты и бабочки»

По реализации проекта «Волшебный мир театра!» были получены следующие результаты:

У детей повысился интерес и уровень знания о театре как искусстве; умение узнавать персонажей и отношения между событиями и строить умозаключения; использование театральной деятельности способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, творческому развития детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Введение театрализованной деятельности явилось не только средством развлечения, но и стимулятором творческой активности детей, которая повысила мотивацию речевого общения и позволяет выстраивать субъект - субъектную позицию взаимодействия взрослого с ребенком. При этом педагог ориентируется на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Театрализованная деятельность позволяет вовлекать детей в активное речевое общение, представляющее собой разнообразную гамму эмоциональных переживаний, целый мир эмоций, где раскрепощается интеллект ребёнка, что позволяет создать ситуацию успешности и комфорта.

Итог проектной деятельности.

Реализация проекта способствовала сплочению детей, родителей, педагогов. Мамы увидели своих детей в новом свете, как творцов, артистов. У детей появились новые знания о театре. Благодаря нашему проекту «Волшебный мир театра!» дети научились совместно обсуждать постановки спектакля, коллективно работать по его воплощению и само проведение спектакля - всё это сближало участников творческого процесса, делало их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. По окончанию проекта была создана презентация и инсценирована театральная постановка от воспитанников своим родителям, что является хорошим результатом проектной деятельности.

Изображение выглядит как стена, в помещении, игрушка, мультфильм  Автоматически созданное описание        Изображение выглядит как стена, в помещении, Стеллаж, коллекция  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как в помещении, одежда, стена, стол  Автоматически созданное описание     Изображение выглядит как одежда, стена, человек, в помещении  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как одежда, рождество, рождественская елка, человек  Автоматически созданное описание      Изображение выглядит как в помещении, стена, дизайн интерьера, потолок  Автоматически созданное описание

Список литературы:

  1. Т. Доронова «Театральная деятельность как средство развития детей 4-6 лет».
  2. Т.М. Борменкова «Русский фольклор в развитии речи детей».
  3. М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду».
  4. Л.Г. Горькова, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».
  5. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  6. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
  7. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год.
  8. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

Приложение №1

СОВМЕСТНОЕ УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВИКТОРИНЕ «ЧТО Я ЗНАЮ О ТЕАТРЕ».

  1. Первый конкурс нашей викторины «Разминка». Каждой команде надо ответить на вопросы про театр.  Если команда затрудняется ответить на вопрос, другая команда сможет ей помочь. Команда, давшая большее количество правильных ответов, получает очко.                  

Итак, слушаем вопросы:

- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).

- Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца? (Балет).

- Как называется самый известный театр оперы и балета в нашем городе? (Большой театр)

- Как называется место, где выступают актеры? (сцена)

- Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)

- Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша).

- Объявление о спектакле. (Афиша).

- Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).

- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).

- Рукоплескание артистам. (Аплодисменты).

- как называются шторы, открывающиеся перед представлением (занавес)

- как называется действие, которое происходит на сцене? (спектакль)

  1. Конкурс «Собери зал». (пазлы)

Перед вами на столах зрительный зал театра. Он распался на части. Вам нужно собрать его, в том порядке как если бы вы стояли на сцене и смотрели перед собой.

  1. А теперь конкурс «Театральные профессии» (люди каких профессий работают в театре) на экране.

        Слушайте внимательно правила проведения этого конкурса: каждая команда с помощью поднятой руки по очереди называет одну театральную профессию, затем подходит к экрану и обводит картинку с изображением, соответствующую ответу. Слушайте друг друга внимательно: повторяться нельзя, повторяющаяся профессия защитываться не будет!

- кто подбирает и шьет театральные костюмы? (костюмер);

- кто гримирует артистов?

- кто пишет сценарии спектаклей?

- кто пишет музыку к спектаклям?

- кто руководит оркестром музыкантов?

- кто делает декорации к спектаклям?

- кто играет роли?

- кто занимается постановкой спектакля?

И т.д.

Давайте подведем итоги. В конкурсе «Театральные профессии» победила команда…

  1. Следующий конкурс «Мы – артисты».  Каждой команде предоставляется возможность продемонстрировать свое актерское мастерство, побывать в роли актеров.

Актеры должны уметь демонстрировать разные чувства, эмоции: грусть. Радость, удивление, испуг и т.д. О том, какое чувство или какую эмоцию испытывает человек, может сказать выражение его лица или мимика. Мы посмотрим сейчас, как с помощью мимики вы сможете выражать разные эмоции.

Задание для команды «_____»: изобразить человека, откусившего лимон.

Задание для команды «_____»: изобразить с помощью мимики человека, который ест мороженое.

А теперь задания для капитанов команд: произнести одну и ту же фразу по-своему, выразив ту или иную эмоцию.

Задание капитану команды «_____»: произнеси предложение «Мы сегодня идем в театр» вопросительно.

А теперь задание капитану команды «______»: произнеси эту же фразу «Мы сегодня идем в театр» радостно.

Следующая фраза: «Опять манная каша».

Задание для «____» - произнести эту фразу грустно.

Задание для «_____» - произнести эту же фразу удивленно.

А теперь представьте на минуту, что вы выступаете на сцене. Вам необходимо с помощью движений, мимики и жестов изобразить какое-либо животное.

На сцену приглашается команда «______». Ваша задача – изобразить голодного волка, рычащего по полю.

А теперь в роли артистов предлагается побывать членам команды «_____». С помощью мимики, жестов и движений изобразите трусливого зайчика, запутывающего свои следы.

Молодцы! Жюри подведет итоги этого конкурса.

  1. А теперь мы с вами побываем в роли зрителей. Наш конкурс называется «Правила поведения в театре».

Вам нужно вспомнить, что значит быть воспитанным человеком и как вести себя в театре. По очереди команда будет называть одно правило.

За каждое правило команда получает очко.

(Каждая команда отвечает по очереди).

Подведение итогов викторины.

Педагог: Наша викторина подошла к концу.  Каждая команда сумела продемонстрировать свои знания о театре. Давайте подведем итоги конкурса.

Команда «__________» … очков.

Команда «__________» …очков.

В нашей викторине «Знатоки театра» побеждает….

Приложение№2

Консультация для родителей «Театр в жизни ребенка»

«Весь мир – театр, а люди в нем - актеры», - говорит классика.

Детские театры всегда были прекрасным местом проведения досуга для всей семьи. 

На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или опосредованно.

И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.

Познание жизни через эмоции


Уникальный период жизни человека  –  детство, время формирования личности.

Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения.

А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план?

Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие.

Дети – лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров, где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы.


                                     
Ваш ребенок – великий артист
               Информация и эмоции, полученные в театре, расширяют кругозор детей, их эмоциональный диапазон, вызывает потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям, поделиться радостью или переживаниями буквально со всеми. Это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Это тот случай, когда мы говорим о ребенке - зрителе.

Но дети еще и гениальные актеры по своей природе, живущие чувствами и эмоциями, не ограниченными взрослением. А уж если ребенок сам принимает участие в театральных постановках: дома, в садике, в школе, в театральной студии, то список драгоценных приобретений значительно удлиняется. Наряду с хорошо развитой речью и более широким, чем у сверстников, кругозором, тренируется память (заучивание текста), ребенок раскрепощается, становится коммуникабельнее, у него появляется ответственность за дело, за себя и партнера.
              
Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела».

Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в театр.

Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки.

Вы никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим артистом.

В первый раз в театр.

Сходить с ребенком в театр. Казалось бы, чего проще? Покупаем билеты, надеваем парадный костюмчик - и вот мы уже восседаем на бархатных креслах партера… На самом деле все не так просто. Поход в театр для малыша - огромный праздник, не частое, надолго запоминающееся событие, и надо постараться, чтобы ребенок не был разочарован.

Хорошо было бы заранее разузнать о спектакле, который вы собираетесь посмотреть: почитать рецензии, расспросить знакомых. Ребенок может запротестовать, увидев непривычную или слишком экстравагантную трактовку любимой сказки, а плохая игра актеров и безвкусные декорации на долгие годы могут привить неприязнь к театру.

Теперь о “вешалке”. Позаботьтесь, чтобы ребенок был удобно одет, и вам не пришлось полчаса стаскивать с него в переполненном фойе (а затем надевать обратно) тридцать три теплые одежки.  Можно подобрать стильную, но функциональную одежду, в которой малыш будет выглядеть элегантно, но которая не доставит много хлопот.

Театр - достаточно условное искусство, особая знаковая система. Собираясь с ребенком в театр, подумайте, к восприятию какой степени абстракции ребенок готов. Лет до трех, возможно, стоит повременить со спектаклями - малыш, скорее всего, просто не поймет происходящее. Для самых маленьких лучше всего подойдет кукольный театр.
В драматические театры с детьми можно ходить с четырех-пяти лет. При этом будет лучше, если вы выберете специальный детский театр.

Впечатления от похода в театр сохранятся у ребенка надолго. Обязательно поиграйте с ним дома, устройте собственное представление для кукол с мишками или для бабушки с дедушкой. А может, устроить выставку эскизов и декораций? Тогда готовьте бумагу и краски! Неплохо будет и перечитать сказку, которую вы видели, теперь она зазвучит совсем по-новому. Заодно можно прочесть и другие сказки того же автора, малыш станет слушать их с огромным интересом.

Главное, чтобы театр стал органичной частью жизни вашего ребенка и чтобы он понял, чем настоящее высокое искусство отличается от безвкусных аляповатых мультсериалов, которыми пичкает наших детей телевидение.

Приложение №3

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
        Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
      Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б.М.Теплов


Содержание театрализованных занятий

 Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.


Содержание театрализованных занятий включает в себя:


·   Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
·   Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
·   Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
·   Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
        Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.


Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.    Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.


·     Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
·     Особенности его эмоционально-личностного развития;
·     Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
·     Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
·     Возрастные и полоролевые особенности;


Театр и родители?!


        Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Приложение №4

Сценарий театрализованной сказки в старшей

  группе «Ёлка»

по мотивам сказки В. Сутеева

Действующие лица:

Снеговик

Бобик

Заяц

Зайцы

Лиса

Дед Мороз

Сорока

Метель

Ребята

Ёлочки

Сцена 1. Детский сад, ребята ведут разговор.

Ребёнок 3: Скоро Новогодний праздник. Игрушки у нас готовы , а елки нет. Что делать?

Ребёнок 2: Давайте напишем  письмо Деду Морозу, попросим прислать нам в детский сад елку. (  Звучит музыка, дети собираются в круг, пишут письмо).

Ребёнок 3: ( Размахивая письмом) - Письмо готово. А кто же его отнесет? Конечно, снеговик-почтовик. Эй, ребята, побежали на улицу! Будем лепить снеговика!

Сцена 2: Улица, большой белый сугроб.

Танец « Снеговик»  ( Танцуют ребята и снеговик).

Ребёнок 4:  Какой хороший получился снеговик-почтовик!

— Снеговик, снеговик,                          

      Храбрый снежный почтовик,                                                

      В темный лес пойдешь                                                              

      И письмо снесешь.                                                      

      Дед Мороз письмо получит —                                      

      Найдет в лесу елочку                                          

      Попушистее, получше,

                          В зеленых иголочках.                    

                          Эту елку поскорей

                          Принеси для всех детей!

В. Сутеев

Снеговик: ( берёт письмо) – Хорошо , ребята , только мне в дороге нужен помощник.

Ребёнок 5: Возьми с собой щенка Бобика, Будет тебя охранять.

Звучит музыка.

Голос в записи. И снеговик отправился в дорогу. Долго шли Бобик и Снеговик и наконец, пришли в огромный, дремучий лес. А в лесу царствует зима. Все деревья одеты в снежные наряды, а краше всех елочки.

Сцена 3. Лес. Деревья. Дети- ёлки.

Ёлка:         Были бы у елочек ножки,        

                   Побежали бы мы по дорожке,        

                   Заплясали бы вы вместе с нами,    

                  Застучали бы мы каблучками.        

                                                          К. Чуковский

Танец ёлочек .

(Появляется заяц. )

Снеговик: — Эй, заяц, где тут Дед Мороз живет?

Заяц: - Некогда мне отвечать, за мной лиса гонится.

(Появляется лиса).

 Бобик: - Держи плутовку! (  пускается за ней вдогонку).

Звучит музыка. ( Заяц, лиса, Бобик бегут друг за другом и убегают).

Глосс в записи: В это время в сказочном лесу разыгралась метель и   закружила снеговика.

Танец метели и снеговика.

 Голос в записи: Задрожал снеговичок и... рассыпался.

( Появляется лиса)

Лиса: - Не сумела я зайца догнать. ( Находит письмо) – Зато письмо важное нашла. (Схватила его и убежала.)

(Появляется Бобик).

 

Бобик: - А где же снеговик? ( находит сугроб и плачет).

(Появляется заяц)

Заяц: - Вот видишь, Бобик, как за лисой гоняться! Не смог снеговика уберечь!

Бобик: - Что же мне делать?        

Заяц: - Не плачь я позову своих братьев и мы поможем тебе снова слепить Снеговика.

(Появляются зайцы).

Танец зайцев и снеговика.        

         

Бобик : Прости меня Снеговик , я больше тебя не оставлю!

Снеговик: А где моё письмо? Что же нам делать?

(Появляется сорока).

Сорока: Я сорока – белобока. Видела, как лиса бежала , письмо несла и уронила . Я подхватила и вам принесла.

Снеговик: Спасибо сорока. Пойдём с нами к Деду Морозу.

Звучит музыка звери и Снеговик идут к Деду Морозу.

Сцена 4: (Дом Деда Мороза).

Снеговик: - Ну вот, пришли к Деду Морозу, а он спит. Что делать?

Бобик: - Конечно, будить!

Звучит музыка: «Вальс-шутка» Д. Шостаковича

Поют:

Звери: — Просыпайся, Дед Мороз! (2 р )

Дед Мороз: — Не мешайте отдыхать!

Звери: — Просыпайся, Дед Мороз! (2 р )

Дед Мороз: — Дайте, дайте мне поспать!

Звери: — Просыпайся, Дед Мороз! (2 р )

Дед Мороз: — Сколько можно мне мешать

                         Дайте отдохнуть немного,

                         Дайте, дайте мне поспать

Звери: — Просыпайся, Дед Мороз!

Дед Мороз:— Довели меня до слез! ( встаёт)

Дед Мороз: - Кто посмел меня разбудить?

Снеговик: Прости нас дедушка, мы с письмом от ребят к тебе пришли.

Дед Мороз: ( Читает письмо) - Так вам ёлочка нужна? Сейчас выберу для вас самую пушистую. ( выбирает ёлку отдаёт Снеговику).

- А чтобы снеговик успел привезти ее к празднику, садитесь   в мои сани.

Звучит музыка : «Смелый наездник» ( снеговик, Бобик уезжают, Дед  Мороз  и звери машут руками)

Сцена 5 .    Выходят  дети с игрушками. Снеговик стоит на прежнем месте, возле него елка. Ребята  наряжают елку и поют песню .

Новогодний хоровод (по выбору).

Приложение №5

Сценарий театрализованной сказки в старшей

  группе «Три медведя»

Действующие лица: 

Ведущая-взрослый

Машенька, Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка - дети.

(Вышла Машенька на полянку и говорит слова)

Песня Маши:

Встану рано поутру и в лесок пойду я,

Там нарву букет цветов, с ним я потанцую!

В лес зеленый побегу - ягод наберу я,

Их в корзинку положу, с ними потанцую!

Ведущая: Малину Маша собирала, заблудилась...

                 Глядь она по сторонам, только елки тут и там.

(Маша садится на пенек)

Я одна в лесной глуши, тихо, тихо, ни души.

Вот и вечер настает, кто дорогу мне найдёт. (Плачет).

Пойду сама искать дорогу. (Маша идёт, осматривается, видит избушку).

Ведущая: Ребята, поможем Маше найти дорогу к избушке? У вас на столах есть задание, которое вам нужно выполнить, чтобы помочь Маше найти дорогу к домику. Молодцы вы справились с заданием. (Маша стучит в дверь)

 

Маша: Кто здесь в домике живет? Кто мне двери отопрет? (Входит)

Ведущая: Дверь открыта, горит свет, только вот хозяев нет. Маша в домике одна. Маша очень голодна. На столе стоят три чаши.

 

 Маша: (Маша села на большой стул) Неудобно... (Ест из большой чаши) Невкусно... (Села на стул поменьше) Неудобно...(Ест из чаши поменьше) Невкусно...(Села на маленький стульчик) Удобненько... (Попробовала из маленькой мисочки) Вкуснятина... (И всё съела. Стала качаться на стульчике. Стульчик ломается, Маша падает на пол)

Что- что я устала. (Маша встает и идет к кроватям.)

(На большую кровать легла) Неудобно.... (Маша переходит к другой кровати) Неудобно... (Легла в маленькую кровать, крепко в маленькой уснула).

Ведущая: Ребята поможем Маше найти, где чья кровать находится!

 

Входят три медведя. Звучит мелодия «Медведь».

 

Михаил Потапович: (подходит к миске и заглядывает в нее). Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал? Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна: Кто хлебал из моей чашки? Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка: Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал? Кто сидел на моём стуле и сломал его?

(подходят к кроватям)

Михаил Потапович: Кто лежал в моей постели и помял ее?

Настасья Петровна: Кто лежал в моей постели и помял ее?

Мишутка: (испуганно) Посмотрите, неужели кто-то спит в моей постели?

(Маша просыпается и прячет я за печь)

Маша: ой, как страшно! Ой-ой-ой!

Михаил Потапович: (подходит к ней) Ты не бойся, я не злой!

Настасья Петровна: (угощает медом). Вот попробуй мед лесной, он душистый и густой.

 

Мишутка: хочешь, будем мы дружить? Будешь в гости приходить.

         Будем вместе кашу есть, будем вместе песни петь,

         позовем лесных зверей, вместе будет веселей!

Ведущая: Медведи рады, Маша рада, веселись, лесной народ! Спеть, сплясать всем вместе надо!

Приложение №6

Конспект занятия 

с элементами театрализованной деятельности

 в старшей группе «Сказочный театр»

 

 

Цель:

Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.

 

Задачи:

Закреплять знание любимых сказок.

Упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без произнесения слов, а так же в умении передавать эмоциональное настроение музыкальных произведений.

Развивать артикуляционный аппарат, формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой вдох.

Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами, умение инсценировать стихи, сценки.

Обогатить словарь детей театральными терминами: артист, эмоции, мимика, пантомима.

Воспитывать артистизм, эстетические чувства, умение перевоплощаться, воображение, фантазию.

 

Оборудование: сундук, билетики с заданиями, облака с эмоциями, палочки на каждого ребенка, 2 телефона, книга К. Чуковского «Телефон».

 

Ход НОД:

 

Игра – приветствие «Здравствуйте»

Поздоровайся ладошкой,

Поздоровайся и ножкой,

Пальчиком и кулачком

И, конечно, язычком!

 

- Ребята, я хочу пригласить вас в необычное путешествие, в удивительную страну, где происходят чудеса и превращения, игрушки оживают и разговаривают, разные зверушки умеют грустить, радоваться. Я приглашаю вас в страну, где живут сказки. Вы догадались, ребята, куда мы отправимся?

Дети: В театр!

 

- Я знаю волшебные слова, которые помогут нам перенестись в театр. Давайте тихо скажем:

Театр, в гости приходи!

Теперь нужно сказать немножко громче. А теперь - громко. (появляется сказочный сундук из него выглядывают билетики с заданиями)

- Чтобы сундук открылся, а мы стали артистами, нужно выполнить театральные задания от разных театров.

 

Возьмём первый билетик. Здесь задание от "Театра язычка".

Чтобы стать хорошим артистом, уметь чётко и красиво говорить, нужно потренировать язычок.

 

Артикуляционная гимнастика.

«Жвачка». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы  двигалось все лицо. 

«Я». Участники становятся полукругом, и каждый, выходя к залу прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывая её вперед с разворотом ладоникверху, произносит «Я». Задача - послать звук вместе с рукой как можно дальше.

«Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-ауууу…» Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, на самом кончике губ. Никто не отозвался…. Позовите чуть активнее: «Эээ-ээ-эй!» Снова никого… Окликните их ещё громче: «Ого-го-гоо…»

«Комарик». Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Дети становятся в круг. Со звуком «пс» накачивают «мячик».«Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдергивает «затычку», и «мячик» со звуком  «ш-ш-ш»  сдувается. Выдох происходит длительно.

 

- Молодцы, хорошо справились с заданием от "Театра язычка" Возьмём следующее задание. Оно от "Театра пантомимы". Вы знаете, что такое пантомима? Это когда показывают чувства героев без слов: выражением лица, жестами, движениями тела. 

 

"Театра пантомимы".

Давайте тоже попробуем так пообщаться.

Я вам слово говорю,

А от вас я жеста жду.

(Дети изображают жестами так, чтобы было понятно.)

- Здравствуйте!

- Иди сюда!

- До свидания!

- Всё отлично!

- Не знаю.

- Я согласен.

- Не хочу!

 

- Молодцы справились со вторым заданием. Возьмём следующее задание. Оно от "Театра Эмоций"

Эмоции - то когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким. 

Игра «Облака»

 

Игра «Музыка и эмоции»

С помощью мимики и движений передать эмоциональное настроение музыкальной композиции.

 

Превращение предмета

- В театре играют роли не только люди, но и предметы. Давайте превратим обычные предметы в другие.

Предмет передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. 

Варианты превращения разных предметов: 

палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.; 

 маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.

 

- Вы справились и с этим заданием и сундук открылся. В сундучке телефон. Отгадайте название сказки, которую мы, как настоящие артисты, будем играть.

 

Инсценировка отрывка из произведения К. Чуковского «Телефон»

 

Рефлексия: сейчас я с вами проведу игру «Настроение». При помощи рук и определенных жестов вы покажете свое отношение к нашему путешествию в «Сказочный театр».

Поднятая вверх одна рука – путешествие в «Сказочный театр» понравилось. Поднятые вверх обе руки – путешествие в «Сказочный театр» заинтересовал и поднял ваше настроение. Опущенные вниз руки – ничего не изменилось в вашем настроении.

-Артистами ребята побывали,

И сказки разные сегодня вспоминали.

Артисты, зрители - все были хороши

Похлопаем друг другу от души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Семейный театр"

Паспорт проекта «Семейный театр»(средняя группа)...

проект по театральной деятельности в средней группе "Театр и мы"

Данный проект разработан для развития художественно-эстетических способностей у дошкольников средствами театральной деятельности....

Проект по театральной деятельности в старшей группе « Театр и мы»

Проблема: внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности. Обоснование проблемы:1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.2. Не сформированы умения детей в ...

Творческий проект по театральной деятельности "Театр - это волшебство своими руками"

Приобщать детей к театральному искусству, театральной деятельности....

Проект по театральной деятельности «Мы играем в театр» (подготовительная группа)

Проект по театральной деятельности«Мы играем в театр» (подготовительная группа)...

Проект по театральной деятельности "Театр - это волшебство своими руками"

Приобщение детей к театральному искусству, к театральной деятельности....