«Государственные символы России»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дерябкина Надежда Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gosudarstvennye_simvoly.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Государственные символы России»

Цель: вовлечь детей старшего дошкольного возраста в активный познавательный процесс и способствовать формированию  у дошкольников системных представлений о государственной символике нашего государства.

Задачи:

  1. Познакомить детей с государственными символами России: гимн, герб, флаг.
  2. Познакомить детей с музыкой и словами гимна РФ.
  3. Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.
  4. Формировать элементарные представления о происхождении знамен.
  5. Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага; закрепить их символическое значение.
  6. Обогащать словарь новыми словами.
  7. Развивать речь, внимание, память, гражданское самосознание.
  8. Воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к своей многонациональной стране, чувство гордости за свою страну – Россию.

Ожидаемый результат:

1. Дети проявят  познавательный интерес к государственным символам России.

2. Дети закрепят представления о многонациональной стране и ее государственных символах.

3. У всех участников будет хорошим настроение от получения положительных эмоций во время занятия.

Материалы и оборудование: карта Российской Федерации, иллюстрации или картинки с изображением государственной символики, видеоматериал по теме, фонограмма гимна, презентация о символике России, ноутбук, проектор, экран, карточки с символами: флаг, герб; карандаши, акварельные краски, пластилин, лего - конструктор, листы альбомные и картон А4 для творческой работы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, карточек с символами России, чтение стихотворений и рассказов о России.

Словарная работа: россияне, символы, знамя, стяг, древо, полотнище, герб, скипетр, держава, двуглавый орел, Георгий Победоносец

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

             Ход занятия

  1. Вводная часть. Эмоциональный настрой.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем

И занятие начнем!

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, у каждого человека на земле есть свое имя, отчество и фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией, особенно, если этот человек прославился в науке или искусстве, в спорте или военном деле. И этими людьми гордится уже вся страна. Есть свое имя и у нашей Родины.

- Какое имя носит наша Родина? (Россия)

          Воспитатель: Верно, Россия. (во время объяснения воспитатель предлагает для просмотра карту РФ). 

Россия – страна очень большая и красивая. Ни одно государство на нашей планете не имеет такой большой территории, как Россия. Но главное богатство России – это многонациональный народ, который живет в мире и дружбе.  

- А как можно назвать всех людей, которые живут в нашей стране одним словом? (россияне)

- Ребята, нашу страну, как и все страны на планете можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу. Это символы страны.

- А какие символы у России, вы узнаете, отгадав загадки.

Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

Единству народа поётся в ней слава,

И восхваляется наша держава.

                                   (Гимн)

По ветру вьется полотно,

К шесту оно прикреплено,

У полотна три цвета.

Кто ответит, что же это?

                                (Флаг)

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй.

                                                                                    (Герб)

           Воспитатель: Правильно, это -  гимн, флаг и герб.

Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением.

Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам известный поэт Сергей Михалков, да, да, тот самый, который написал всеми вами любимого Дядю Степу.

- Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине.

(Звучит фонограмма - Гимн Российской Федерации).

         Воспитатель: Все страны мира и большие, и маленькие, все государства, на нашей планете Земля, имеют свои гимны, гербы и флаги. Мы теперь знаем наш гимн, а теперь поговорим о гербе.

Герб - отличительный знак страны.   Кроме герба страны  существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

- Давайте рассмотрим  герб нашей страны. Что на нем изображено?  

- Точно, орел обозначает «силу», наша страна Россия – сильная.

силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое) 

Воспитатель: Но почему у орла две головы? (Это необычный орел, а волшебный

орел – царь, повелитель всех птиц.

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

- На гербе изображен двуглавый орел, одной головой смотрит на запад, а другой на восток. Как вы думаете для чего?

- Правильно, наша страна мирная, она не желает войны, но и в обиду себя не даст, если враги будут нападать с разных сторон.  Двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Он увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. Скипетр или по-другому  жезл – символ царской власти, держава или шар – символ могущества.

- Что еще изображено на гербе?

- Всадник - Георгий Победоносец, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

           Воспитатель: Предлагаю вам интерактивную игру «Собери герб России» (на панели «Колибри» предложены фрагменты гербов России и других стран, задание – собери наш герб).

- А сейчас предлагаю посмотреть фрагмент видеофильма. (Для закрепления - просмотр фрагмента видеофильма).         

     Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть картинки и найти флаг России.

Флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю (показ презентации). Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войск называлась стягом.  Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки»). Так появилось слово знамя. Когда в России правил царь Алексей Михайлович, отец Петра I, по его приказу на реке Оке начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно - «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по Волге-реке, и для него потребовался опознавательный знак. Царь Алексей Михайлович приказал изготовить материю червленую, белую и лазоревую, а Петр I во время северной войны дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг.

- И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл.

- Скажите, что обозначает каждый цвет. (Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу).

        Воспитатель: Предлагаю вам разный материал для творческой работы (пластилин, лего - конструктор, акварельные краски, карандаши) и даю задание – изобразить флаг. (Дети по собственному желанию выбирают себе материал и средства для самостоятельной работы).

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

         Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами говори о государственных символах.

- А что нового вы о них узнали?

- Для чего нужны государственные символы?

- Что оказалось сложным для вас сегодня на занятии?

- Что стало  важным для вас на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"

Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....

Педагогическая викторина "Государственные символы России."

Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития личности. Патриотизм немыслим без нравственности, любви... А всё это должно быть каждодневной,...

"Государственные символы России"

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

"Как мы знакомим детей с государственными символами России"

Государственная символика является частью истории культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка...

Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины»

Номинация "Сценарий патриотического мероприятия""Государственные символы России и моей малой Родины"(посвящается дню России)Цель: Использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с д...

ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Россия – Родина моя. Государственные символы России» /подготовительная группа/

Одна из задач воспитания и образования дошкольников - развитие интереса и любви к своей стране, к своей Родине. данный материал позволяет познакомить дошколят с государственными символами страны....