Доклад из опыта работы (Выступление на методическое объединение педагогов МДОУ) Тема: «Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях»
статья
Доклад из опыта работы (Выступление на методическое объединение педагогов МДОУ) Тема: «Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_demeeva_r.sh_.docx | 27.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад городского округа Стрежевой» СП «Росинка»
Доклад из опыта работы
(Выступление на методическое объединение педагогов МДОУ)
Тема: «Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях»
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории:
Демеева Русудан Шотаевна
Одна из задач, стоящих перед мировым сообществом, состоит в сохранении существующих самобытных этнических групп и укреплении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Отсюда и необходимость подготовки образованных членов социума, которые могут успешно жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этнокультуру, но и культуру других этнических групп, способных согласовывать национальные и международные интересы, интегрироваться в общероссийское и общемировое пространство.
Действенным средством решения этой задачи является система образования, и именно ее первая ступень, так как в младшем дошкольном возрасте еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Кроме того, в детстве закладываются основы любви и уважения к своему народу, что, в свою очередь, является исходным положением в принятии и понимании культурных ценностей других этнических групп. Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования этнокультурной осведомленности дошкольников.
Широкий круг вопросов, значимых для научного обоснования теории и практики формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, а также современное состояние исследований в науке по данной проблеме представлены в ряде работ. Так, актуальность проблемы осмысления целостности и взаимозависимости мира в сочетании с признанием этнокультурных различий, их права на существование освещена в трудах философов и ученых прошлого и настоящего времени (Е. Н. Аникеев, В. В. Аршавский, В. И. Вернадский, В. В. Ильин, И. Киреевский, Н. Лосский, Н. Н. Моисеев, В. С. Ротенберг, А. В. Семушкин, В. Соловьев, Н. Федоров и др.).
Осведомленность – это наличие сведений, знаний о чём-либо.
Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.
Формирование этнокультурной осведомленности – важная составляющая новой стратегии образования, ориентированная на эффективную динамику этнокультурных процессов в современном мире, воспитание подрастающего поколения «в интересах личности, этноса, государства и общества в целом». Рассматриваемая как образовательная технология, этнокультурная осведомленность (по мнению С. В. Мажаренко) предполагает трансляцию этнокультурных знаний, воспитание чувства уважения к своему и другим народам, их традициям, ценностям, понимание и признание всего этнического многообразия мира.
Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду может осуществляться в следующих вариантах. Например:
– занятие по пересказу дошкольниками народных сказок с использованием народных песен;
– занятие «Детский музыкальный фольклор» (осмысление и игровое освоение малых жанров народного музыкального творчества: потешек, прибауток, колыбельных, закличек);
– занятие «Народные игры» (знакомство с народными играми, имеющие напевы «У медведя во бору», «Дрема» и т.д.);
На музыкальных занятиях должна доминировать психологическая установка, свойственная этнокультуре: «Я – соучастник. Я имею возможность выразить себя в рамках народной традиции». Материалы музыкальных занятий с этнокультурным компонентом (былины, лирические, плясовые народные песни и т.д.) позволяют детям ощутить народную культуру в ее целостности, окунуться в этнокультурную ситуацию и почувствовать ее. Все это помогает обрести историческую память, ощутить свою связь с предками, почувствовать себя связующим звеном в вечном потоке времени от прошлого к будущему. Живое общение с носителями языка и культуры помогает дошкольникам постичь основы этнокультуры, сформировать этнокультурную осведомленность.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не получим ли мы в их лице безнравственного поколения, не имеющего никаких нравственных ценностей?
Как быть, чтобы этого не произошло?
Я думаю, выход в том, чтобы научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитать в них те нравственные качества, которые отсутствуют сегодня у многих взрослых.
Какими методами воспитывать ребенка как личность?
Используя этнокультурные традиции в своей работе, я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, старалась приобщать ребят к национальным традициям. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно - прикладного искусства. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Я повседневно уделяю большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.
Большинство малышей к моменту прихода в детский сад, уже имеет небольшой багаж впечатлений: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления и стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам и про кота - воркота, и про гули. Предлагаю слушать детям музыку в исполнении певцов - профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Вот они: «Из-под дуба», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я», «По улице мостовой», «Ах ты береза».
Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания. Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью.
Работая над характерной осанкой для русской пляски, я учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается.
Ребят старшего возраста знакомила с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно - музыкального искусства отразились жизнь человека, его горести и радости.
Восприятие частушки доступно детям средней группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок — это для детей старшего возраста. Изучение этнокультурных традиций осуществлялось через участие ребят в календарных праздниках.
На Святках они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли, друг друга колядкой, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: «проводили ярмарочных гуляний» и т. д.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игра, как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать ее достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, сделали процесс игры более интересным и содержательным.
Ни один обрядовый праздник не обходился, конечно же, без игры на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с инструментами начинала еще в младшей группе. Показывала бубенцы, бубен, погремушку, колокольчик, ложки, дети играли на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомила с другими народными инструментами, такими, как балалайка, гармошка, свистулька, рожок, трещотка, колотушка, коробочка, рубель и др. Знакомство с новыми музыкальными инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствовало музыкальному развитию детей. Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству.
Очень интересно ребятам было познакомиться с пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает разнообразные стороны действительности.
Накопились предметы с дымковской, городецкой, хохломской, гжельской, городецкой и т. д. росписью.
Большую радость приносили детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызвали яркие матрешки. Детям рассказывала о красоте и особенности этой игрушки. Постепенно ребят подводила к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах, пробовали составлять небольшие рассказы, где действующим лицом была матрешка.
Стараясь приобщать детей к русскому народному творчеству, я пытаюсь развивать в них чувство любви к родному искусству, воспитываю чувство национальной гордости. И один из путей такого воспитания - приобщение детей к культурному наследию своего народа.
Закончу статью словами А.С. Пушкина, смысл которых я думаю, понятен каждому: «Ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников на музыкальных занятиях
В данной статье кратко описыны типы музыкальных занятий, направленных на развитие этнокультурной осведомленности дошкольников....
Консультация для педагогов Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей
Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей...
Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
Экологическое воспитание дошкольников через интеграции ОО с учетом ФГОС ДО...
Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Развитие сенсомоторных навыков у младших дошкольников по средствам авторского дидактического панно."
Развитие сенсомоторных навыков у младших дошкольников по средствам авторского дидактического панно....
Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .
ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...
Презентация "Формирование этнокультурной личности дошкольника средствами музыкальной игры" 2021 г
игра...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие двигательной активности дошкольников на музыкальных занятиях»
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Полноценное развитие всех психичес...