Консультация для педагогов на тему: «Развитие двигательной активности дошкольников на музыкальных занятиях»
консультация

Тимофеева Татьяна Владимировна

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями, переходят во внутренний план. Существенно, что процесс двигательного, телесного опыта достаточно длительный – охватывает все дошкольное детство.

Поэтому движения для детей являются составной частью системы образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 г. Павлово

Консультация для педагогов

на тему: «Развитие двигательной активности дошкольников на музыкальных занятиях»

Подготовила:

Тимофеева Т.В.

музыкальный руководитель

январь

2022г.


Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями, переходят во внутренний план. Существенно, что процесс двигательного, телесного опыта достаточно длительный – охватывает все дошкольное детство.

Поэтому движения для детей являются составной частью системы образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.

Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе. Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста.

Значимость музыкально – ритмических движений дошкольников трудно переоценить, поскольку уже в раннем возрасте дети, не умея говорить, адекватно реагируют на музыку различного характера, еще, по сути не зная, что это такое музыка.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании и физическом развитии детей.

Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий, а звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

Для развития музыкально-двигательной активности дошкольников, способствующих укреплению здоровья детей и развитию их личностных ресурсов, необходимо создание условий.

Для достижения этой цели необходимо решение целого ряда задач:

1.Формировать у детей координацию движений и чувства ритма в разных видах деятельности через традиционные, инновационные методы (приемы) работы.

2.Развивать музыкальный слух.

3.Обогащать детей музыкальными впечатлениями, расширять двигательный опыт разнообразными видами движений.

4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость и телесное самовыражение в ситуациях публичных выступлений и театрализации.

На музыкальных занятиях во время слушания музыки, дети не только воспринимают мелодию, но и отзываются движениями ног, рук. Например: слушая марш, дети маршируют. Слушая вальс, придумывают движения вальса.

Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма.

Большую роль в развитии двигательной активности детей на музыкальных занятиях принадлежит музыкально — ритмическим движениям, хороводам. Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата.

На музыкальных занятиях используют следующие виды ритмики:

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • танцы, пляски, хороводы;
  • музыкальные игры.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также  упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

В занятиях ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя активную деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные народные танцы, характерные и свободные танцы.

Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.).

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале я активно помогаю, советую детям, какие движения лучше подобрать  под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без моей подсказки создают «свою» пляску.

Музыкальная игра (третий вид  ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся  на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под  пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх  нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетных музыкальных играх «Зайцы и лиса», «Васька кот», дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей. В несюжетных играх «Кто скорее ударит в бубен»,  «Будь ловким» ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным  шагом, выставление  ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг, сужение и расширение круга дробным шагом.

Очень любят дети игры с пением, которые выполняют несколько задач одновременно: развивают головой аппарат, речевой и двигательный. Очень полюбились детям осенние игры «Пугало», «Огуречик» и др.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности.

Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Ритмические упражнения совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются дети разного уровня развития. Поддержать ребёнка - значит, верить в него!

Здоровый ребёнок

 - это счастливый ребёнок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность дошкольников на музыкальных занятиях

Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО»...

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассуди-тельным, сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует, бегает, кричит,пусть он находится в постоянном движении».Жан Жак Руссо...

Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...

Консультация для родителей на тему «Развитие двигательной активности у детей инвалидов и детей с ОВЗ в домашних условиях»

       Физические упражнения, бег, гимнастика, подвижные игры и многое, многое другое является основой физического развития вашего ребенка и объединяется одним понятием &nda...

Консультация для воспитателей. Тема: «Развитие двигательной активности дошкольников в повседневной жизни».

В консультации раскрываются цели, задачи и способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста в поседневной жизни и редставлена серия игр для активной  двигательной деятельности...