ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ДИЗАЙНА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
учебно-методический материал
Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Исетский детский сад «Ивушка»
Исетского муниципального района Тюменской области
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ДИЗАЙНА
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ БУРКОВСКОЙ Н.Д.
Исетское - 2023
Актуальность исследования заключается в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Целью воспитания эстетической культуры является формирование творчески развитой личности, способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, активное участие в искусстве труда.
Воспитание эстетической культуры – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавать ее.
В процессе воспитания эстетической культуры у дошкольника развивается вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; кроме того, этот процесс связан со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Проблему воспитания эстетической культуры рассматривали
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Г.С. Лабковская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий и другие.
Многие исследователи (Г.М. Вишнева, Д.Б. Кабалевский,
Н.А. Курочкина, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский,
В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,
А.Б. Щербо, Н.Б. Халезова и другие) отмечают, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем. Чувство красоты окружающих людей, вещей, природы повышает у ребенка естественный интерес к жизни, уровень любознательности, создает особенные эмоционально психические состояния, способствует развитию мышления, памяти, воли и других психических процессов.
Проблему воспитания эстетической культуры детей дошкольного возраста рассматривали Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Н.И. Киященко,
С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, Л.Д. Лазуткина, Д.Б. Лихачев, В.И. Логинова, Р. Орлова, П.Г. Саморукова, В.А. Сластенин, А. Суровцева,
Е. Тихеева, Е.А. Флерина, А.И. Ходькова, В.Н. Шацкая, С. Шацкий, Л. Шлегер, В. Шмидт.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить, что дизайн и его изобразительно-выразительные средства, имеют большое влияние на полноценное развитие личности (Р. Арнхейм, Ю.Б. Борев, Н.П. Валькова, В.Л. Глазычев, E.H. Лазарев). Возможности использования детского дизайна для воспитания эстетической культуры дошкольников велики.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации методики воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
Задачи самообразования:
1. Рассмотреть воспитание эстетической культуры у дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Выделить особенности воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна, формы, методы.
3. Изучить программно-методическое обеспечение воспитания эстетической культуры в современных образовательных программах дошкольного образования.
4. Определить исходный уровень эстетической культуры у дошкольников.
5. Разработать и реализовать методику воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
6. Определить динамику уровня воспитанности эстетической культуры у дошкольников после применения методики.
1 этап – аналитико-диагностический.
Задачи:
- Повысить теоретический уровень знаний по теме.
- Выявить исходный уровень эстетической культуры у дошкольников.
Для решения данных задач была изучена разнообразная литература по вопросам воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
Теоретические основы воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна:
Автор | Трактовка понятия «воспитание эстетической культуры» |
Н.В. Савин В.Н. Шацкая | воспитание способностей целенаправленного восприятия, эстетического чувства и правильного понимания, и оценивания красоты в окружающей действительности – в общественной жизни, природе, явлениях искусства, труде. |
В.А. Разумный | активный, целенаправленный процесс формирования и совершенствования системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой. |
Н.И. Болдырев | формирование эстетического отношения к действительности и активизация эстетической деятельности детей. |
А.И. Буров | организованный, целенаправленный и контролируемый педагогический процесс формирующий в личности эстетическое отношение к действительности и эстетической деятельности. |
Исходя из трактовок данного понятия можно сделать вывод, что воспитание эстетической культуры представляет собой целенаправленный педагогический процесс, состоящий из системы мероприятий, направленных на то, чтобы формировать в личности эстетическое отношение к действительности и выражать его эстетической деятельности.
Эстетическая культура включает в себя ряд компонентов:
– эстетическое восприятие;
– эстетические чувства;
– эстетические потребности;
– эстетические вкусы;
– эстетические идеалы
Цель воспитания эстетической культуры достигается через решение следующих задач:
- расширение знаний и формирование навыков художественно-эстетической культуры;
- развитие художественно-эстетических творческих способностей;
- развитие эстетических качеств человека (эстетическое восприятие, чувства, вкусы и другие психические категории эстетического воспитания).
В настоящее время детский дизайн является одним из новых направлений художественного воспитания дошкольников и поэтому на него активно обращают внимание. Это направление детской деятельности способствует развитию детского творчества.
Детский дизайн – одно из средств воспитания эстетической культуры, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве.
Детский дизайн – это детская деятельность в ходе, которой выполняются задачи в области художественно-эстетического образования дошкольника.
Г.Н. Пантелеев в содержание понятия «детский дизайн» включил понятие «дизайн-проект» и понятие «дизайн-рукоделие».
Выделяют такие типы детского дизайна, как:
– объемный (предметно-декоративный);
– пространственный (архитектурно-художественный);
– плоскостной (аппликативно-графический).
В процессе занятий детским дизайном дошкольники:
- учатся пониманию принципов художественных обобщений;
- познают приемы творческой импровизации декоративного образа;
- учатся видеть в орнаменте комбинацию цвета, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
В настоящее время есть выбор вариантов воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые научно обоснованы и реализуются в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
С целью изучения исходного уровня эстетической культуры у дошкольников, была проведена опытно-поисковая работа, в исследовании участвовали 30 детей в возрасте 6-7 лет.
Критерии и показатели уровня эстетической культуры дошкольников:
Критерии | Показатели |
1. Эстетические представления | 1. Наличие представлений о прекрасном. 2. Проявление эстетического отношения к предметам искусства. 3. Наличие ценностно-художественных ориентаций и отражение их в художественно-творческой деятельности. 4. Наличие потребности в познании прекрасного. |
2. Эстетическое восприятие |
|
3. Творческая практическая деятельность |
|
На основании критериев и показателей, были определены три уровня эстетической культуры дошкольников, которые представлены в таблице:
Высокий | Средний | Низкий |
У детей устойчивые представления о прекрасном. Дети, на основе устойчивых ценностно-художественных ориентаций, отражают их в художественно-творческой деятельности. У детей отмечается высокий уровень эстетического отношения к предметам искусства и наличие потребности в познании прекрасного. Дети видят и чувствуют красоту в искусстве, имеют художественный вкус. Воспринимают и преобразовывают получаемую эстетическую информацию, проявляя эмоции и чувства при восприятии предметов искусства. Дети ярко выражают собственные эстетические переживания в продукте творческой деятельности. В самостоятельной творческой деятельности используют различные средства выразительности, активно вносят элементы прекрасного в продукт собственной творческой деятельности. . | У детей относительно устойчивые представления о прекрасном и они стараются отразить их в собственной художественно-творческой деятельности. У детей отмечается средний уровень эстетического отношения к предметам искусства, в целом они интересуются предлагаемыми для ознакомления предметами искусства, но интерес их неустойчив. Дети способны увидеть и почувствовать красоту в искусстве, но для этого им нужна помощь педагога, который обратит их внимание на средства выразительности предметов искусства. Художественный вкус развит недостаточно. Способны к восприятию эстетической информации, но эмоциональный фон при этом, несколько снижен. Дети могут выразить собственные эстетические переживания в продукте творческой деятельности, но при этом используют ограниченное количество средств выразительности, способны внести элементы прекрасного в продукт собственной творческой деятельности, действуя по образцу или подсказке. | У детей не сформированы представления о прекрасном. Отсутствуют ценностно-художественные ориентации, они не отражают их в художественно-творческой деятельности, не проявляют интереса к предлагаемым для ознакомления предметами искусства. Дети не видят и не чувствуют красоты в предметах искусства, художественный вкус не развит. Не воспринимают получаемую эстетическую информацию, поскольку не проявляют эмоций и чувства при знакомстве с предметами искусства. Дети не могут выразить собственных эстетических переживаний в продукте самостоятельной творческой деятельности. При самостоятельной творческой деятельности практически не используют средства выразительности – в основном копируя предъявленный к рассмотрению образец. |
Комплекс диагностических заданий в соответствии с выделенными критериями:
Первое задание было направлено на выявление уровня эстетических представлений, характеризующих общий уровень эстетической культуры дошкольников.
Детям были предложены для рассматривания предметы народного творчества – подносы с жостовской росписью, поскольку данная роспись дает реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов. Краски, используемые мастерами достаточно яркие, сочные, роспись производится мастерами обычно по черному фону, что дает контрастность, в связи с этим, обычно предметы с жостовской росписью хорошо воспринимаются дошкольниками, вызывая у них эстетические чувства, эмоциональный отклик и желание отразить увиденное в собственном творчестве
Для выявления наличия представлений о прекрасном и эстетического отношения к предметам искусства в первой части занятия детям был задан ряд вопросов, а затем дети расписали подготовленные бумажные подносы с черным фоном, имитируя жостовскую роспись.
Проанализировав результаты выполнения первого задания, был сделан вывод, что дети испытуемой группы имеют в основном средний уровень эстетических знаний и представлений:
− высокий уровень – 8 детей (26,6%);
− средний уровень – 13 детей (43,3%);
− низкий уровень – 9 детей (30%).
Второе задание было направлено на выявление уровня эстетического восприятия, характеризующего уровень эстетической культуры дошкольников. Я предложила детям рассмотреть картину Ф.А. Васильева «Мокрый луг». Выразительные средства пейзажа, изображенного художником, доступны для восприятия и осознания детьми дошкольного возраста. Они способны выразить и передать свои чувства, полученные от восприятия полотна, в речевых высказываниях. После того, как дети рассмотрели картину, им было предложено ответить на ряд вопросов.
Проанализировав ответов, можно сделать вывод, что большинство старших дошкольников имеют средний уровень эстетического восприятия. Таким образом результаты распределились так:
- высокий уровень – 6 детей (20%)
- средний уровень – 12 детей (40%);
- низкий уровень – 12 детей (40%).
Третье задание было направлено на выявление уровня творческой практической деятельности, характеризующей уровень эстетической культуры дошкольников. Для проведения данного задания я предложила детям создать по замыслу поделку из предложенных материалов: природного, бросового, цветной бумаги и картона, пластилина и глины и т.п. Дала задание самостоятельно декорировать поделку по своему желанию.
Уровень творческих практических умений, характеризующих уровень эстетической культуры дошкольников, оценивался по трехбалльной системе:
Проанализировав результаты выполнения третьего задания, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста, в основном имеют средний и низкий уровни творческих практических умений, характеризующих общий уровень эстетической культуры дошкольников.
Полученные данные распределились так: высокий уровень – 7 детей (23,4%); средний уровень – 14 детей (46,6 %); низкий уровень – 9 детей (30%).
Результаты, полученные после выполнения детьми трех диагностических заданий на критерии, характеризующие уровень эстетической культуры дошкольников следующие: высокий уровень эстетической культуры – 8 чел. (26,6%); средний уровень эстетической культуры – 13 чел. (43,4%); низкий уровень эстетической культуры – 9 чел. (30%). Таким образом, результаты эксперимента показали, что дошкольники продемонстрировали, в основном, средний уровень эстетической культуры.
2 этап Практический
1. Разработать методику воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
В связи с полученными в ходе диагностики результатами, была разработана методика воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна.
Методика - определенная последовательность действий и способов взаимодействия педагога и детей в конкретных формах организации образовательно-воспитательной деятельности.
Предлагаемая мной методика направлена на решение ряда задач:
1) Образовательные:
- знакомить с различными видами искусства − живописью, скульптурой, народными промыслами;
- сформировать у детей первоначальные представления о дизайне и возможностях эстетического отображения действительности его средствами;
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования, аппликации: способам создания поделок с использованием различных материалов в конструировании, лепке;
- закреплять способы и приемы эстетического отображения действительности на основе собственного замысли в таких видах деятельности как: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности средствами дизайна;
- формировать умение оценивать самостоятельно созданные поделки и изображения.
2) Развивающие:
- развивать у детей стремление к творчеству и творческие способности;
- развивать эстетическое восприятие и эстетический вкус;
- развивать предпосылки дизайнерского и проектного мышления;
- развивать умение составлять план собственной деятельности и в процессе выполнения работы придерживаться собственного плана действий при выполнении дизайнерской работы;
- продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;
- развивать чувство цвета, цветовое восприятие, воображение;
- развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетических объектов;
- развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах деятельности.
3) Воспитательные:
- воспитывать эстетический и художественный вкус, чувство гармонии;
- воспитывать любовь, уважение, положительное эмоциональное отношение к предметам искусства;
- воспитывать интерес к дизайну.
Методика предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.
Срок реализации методики − один учебный год (сентябрь-май).
Методика воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна, включает следующие блоки:
- Рисование в нетрадиционных техниках.
- Объемная аппликация.
- Конструирование и фитодизайн (в том числе, объемное конструирование из бумаги, квиллинг, конструирование из природного и бросового материалов).
- Лепка из соленого теста или пластилина.
Каждый блок включает по 2 −3 занятия определенным видом детского дизайна (всего 17 занятий).
Перед занятиями с детьми проводились ознакомительные беседы о творчестве художников, скульпторов, известных конструкторов, с сообщением доступных возрасту знаний.
Детям была предоставлена возможность для продуктивной дизайнерской деятельности в групповой комнате свободное время и создан комфортный микроклимат в воспитательно-образовательном процессе.
Занятия дизайном, направленные на воспитание эстетической культуры у дошкольников проводились в форме образовательной деятельности, экскурсий и бесед один раз в месяц.
Длительность занятия составляла 30-35 мин.
На занятиях была определена следующая последовательность:
- Получение необходимой информации, расширение представлений детей о предметах и жанрах искусства.
- Анализ и субъективная оценка при восприятии формы, цвета, выразительности образа, созданного в предмете искусства.
- Формирование сенсорного эталона (рассматривание, ощупывание) для последующей самостоятельной продуктивной дизайнерской деятельности.
- Формирование эмоционального отклика на эстетическое содержание произведения искусства.
Занятия в предлагаемой методике можно распределять по месяцам, в зависимости от времени года или предстоящих праздников.
В процессе реализации методики воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна был проведен ряд ознакомительных мероприятий по ознакомлению с экспозициями по искусству и практических занятий детским дизайном.
Перспективный план занятий, направленных на воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна, содержащий вид детского дизайна и тему занятия (по блокам):
Блок | Вид деятельности | Вид дизайна и тема |
Блок 1 | Рисование в нетрадиционных техниках | Отпечатки –картинки (монотипия) : «Летняя фантазия» |
Рисование солью: «Морская фантазия «Зимний узор» | ||
Рисование мятой бумагой: «Веселый праздник» | ||
Блок 2 | Объемная аппликация | Модульная аппликация (мозаика ): «Красивые витражи» |
Ленточная аппликация: «Путешествие в Антарктиду» | ||
Накладная аппликация: «Небывалые птицы» | ||
Блок 3 | Конструирование и фитодизайн | Конструирование объемное из бумаги: «Морское путешествие» Квиллинг: «Невиданные цветы» Бумагопластика «Старый замок»(коллективная работа) |
Конструирование из природного материала: «Лес полон тайн» Конструирование из бросового материала: «Мы –путешественники» | ||
Фитодизайн: «Пейзаж из сухоцветов» | ||
Блок 4 | Лепка | Лепка из соленого теста: «Необычная елка», «Весеннее дерево», «Страна народной игрушки» Лепка из пластилина: «Новая брошь для мамы», «Космический дизайн» (коллективная работа) |
3 этап Заключительный
1. Выявить динамику уровня эстетической культуры у дошкольников после применения методики.
На этом этапе работы была проведена контрольная диагностика, направленная на выявление динамики уровня эстетической культуры у дошкольников, после применения разработанной методики. При определении динамики были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе. Благодаря этому есть возможность сравнить результаты диагностики, провести подробный анализ и сделать выводы.
В результате итоговой диагностики по выявлению уровня эстетической культуры дошкольников после применения методики воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна были получены следующие данные:
- высокий уровень эстетической культуры– 14 чел. (46,6%).
- средний уровень эстетической культуры – 8 чел. (26,6%).
- низкий уровень эстетической культуры – 8 чел. (26,6%).
В результате проведенной работы произошло снижение показателей низкого уровня эстетической культуры у дошкольников – на 3,4%. Показатели высокого уровня возросли на 20%. За счет такого увеличения показателей высокого уровня, произошло снижение показателей среднего − на 16,8%.
Результаты проведенной работы подтвердили положительную динамику в уровне воспитания эстетической культуры у дошкольников.
По результатам проведенной работы можно утверждать, что у детей сформированы эстетические представления, повысился уровень эстетического восприятия; возрос интерес к творческой практической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективный план занятий, направленный на эстетическое воспитание старших дошкольников
Блок | Вид деятельности | Вид дизайна и тема | Задачи занятия | Деятельность детей | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Блок 1 | Рисование в нетрадиционных техниках | Отпечатки –картинки (монотипия) «Летняя фантазия» |
| Для выполнения работы детям необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине листа, нарисовать по собственному замыслу композицию или предмет. красками. Не просушивая краску лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток. После высыхания рисунка декорировать его по жеванию ребенка: бусинами, блестками, перьями и т.п. | Краски (гуашь или акрил 12 цв.) Кисти Бумага Баночка для воды Клей ПВА Бросовый материал для декора. |
Рисование солью «Морская фантазия» «Зимний узор» | Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого задуманного пейзажа или яркого фона дети используют соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон дети посыпают солью, пока краска, нанесенная на лист, не высохла. Когда краска подсохнет, просто остатки соли стряхиваются. На их месте останутся необычные светлые пятнышки. | Соль Краски Краски (гуашь или акрил 12 цв.) Бумага Баночка для воды | |||
Рисование мятой бумагой «Веселый праздник» |
| Способ №1. На лист бумаги дети наносят жидкую краску. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывают смятую салфетку. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги Способ №2. Сначала сминается салфетка – на получившийся комок, а наносится слой краски (или нескольких красок). Окрашенной стороной наносятся отпечатки. Полученные текстурные листы используются при создании коллажей. | Смята салфетка (плотная) или мягкая бумага Краски (гуашь или акрил 12 цв.) Бумага Баночка для воды | ||
Блок 2 | Объемная аппликация | Модульная аппликация (мозаика) «Красивые витражи» |
| При такой технике дети создают задуманный образ путем наклеивания множества одинаковых разноцветных форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки. | Мелкие геометрические фигуры из бумаги и фольги. Клей ПВА Кисти Картон |
Ленточная аппликация «Путешествие в Антарктиду» | Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации дети берут широкий лист бумаги, складывают его гармошкой, вырезают изображение и декорируют по своему вкусу природным или бросовым материалом | Картон, Цветная бумага Природный и бросовый материал. Ножницы, клей ПВА | |||
Накладная аппликация «Небывалые птицы» | Техника позволяет получить многоцветное изображение. Дети задумывают образ и последовательно создают его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. | Цветная бумага Ножницы, клей ПВА Материал для декора | |||
Блок 3 | Конструирование и фитодизайн | Конструирование объемное из бумаги: Квиллинг: «Невиданные цветы» Бумагопластика «Старый замок» (коллективная работа) |
развивать у детей стремление к творчеству и творческие способности. | Выполняется в технике бумажной филиграни, приемами скручивания бумаги и получения различных форм. Дети изготавливают основание строения замка – цилиндры приемом скручивания и бумажной филиграни. | Цветная бумага Ножницы, клей ПВА Материал для декора Цветная бумага Ножницы, клей ПВА Материал для декора |
Конструирование из природного материала «Лес полон тайн» Конструирование из бросового материала: «Мы –путешественники» |
| Детям предлагают общую тематику будущих конструкций, и они сами создают замыслы конкретных поделок, выбирают природный материал и способы выполнения Детям предлагают общую тематику будущих конструкций, и они сами создают замыслы конкретных поделок, выбирают бросовый материал и способы выполнения | Шишки, камешки, веточки, листья, ягоды (рябина), желуди, горох, гречка, скорлупа орехов, тыквенные семечки и т.п.
| ||
Фитодизайн «Пейзаж из сухоцветов» |
| Дети по собственному замыслу изображают пейзаж на листе картона, используя природные материалы. | Сухоцветы (бессмертник) листья, ягоды рябины, листья засушенные (гербарий), | ||
Блок 4 | Лепка | Лепка из соленого теста Необычная елка Весеннее дерево Страна народной игрушки Лепка из пластилина «Новая брошь для мамы» «Космический дизайн» (коллективная работа) |
| Основные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вдавливание, отгибание края и т.д. Из отдельно вылепленных деталей дети создают целую композиции. При изготовлении картин из соленого теста используют и дополнительный материал: лоскуты ткани, бисер, бусины, пуговицы, перья и пр. Работа с соленым тестом доставляет огромное удовлетворение; они с большим интересом работают с этим «необычным» материалом, создавая необыкновенные, сказочные картины Дети составляют композиции и лепят их элементы по собственному замыслу, используя основные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вдавливание, отгибание края. | мука, - ножницы. - доска - Клей ПВА для склеивания деталей. Пластилин Стеки, Дощечки Материал для декора. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Блонский, П.П. Психология и педагогика. [Текст] : Избранные труды / П.П. Блонский – М. : Юрайт, 2016. – 164 с.
- Бубнова, С.Ю. Современные подходы к реализации задач художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] / С.Ю. Бубнова // КиберЛенинка : Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 5. – Режим доступа : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-realizatsii-zadach hudozhestvennoesteticheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v kontekste-trebovaniy. – 24.08.2018.
- Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности [Текст] / Н.В. Бутенко // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 7. – С. 138-143.
- Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. [Текст] : Для занятий с детьми 3-7 лет / Р.С. Буре. – М. : Мозаика-синтез, 2016. – 80 с.
- Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства [Текст] / А.И. Буров. – Акад. Наук СССР. Ин-т истории искусств. – М. : Искусство, 1956. – 292 с.
- Бычков, В.В. Эстетика [Текст] : Учебник для вузов. Гриф МО РФ / В.В. Бычков. – М. : Академический Проект, Мир, 2012. – 464 с.
- Вилитенко, В.А. Основы детского дизайна как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя-дефектолога [Электронный ресурс] / В.А. Вилитенко // КиберЛенинка: Специальное образование. – 2015. – № XI. – Режим доступа : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-detskogo-dizayna-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-defektologa. – 24.08.2018.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2012. – 352 с.
- Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин. – Режим доступа : http://www.ereading.by/chapter. php/15324/5/Golovin_Slovar%27_prakticheskogo _psihologa.html. – 25.08.2017.
- Гребень, Е. Дизайнерские проекты [Текст] / Е. Гребень // Дошк.воспитание. – 2008. – № 5. – С. 97-102.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014. – 321 с.
- Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2015. – 192 с.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания [Текст] : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2015. – 464 с.
- Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие [Текст] : учебник и практикум для СПО / Е.А. Дубровская; отв. Ред. Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 185 с.
- Заёнчик, В.М. Дизайн и его функции при создании предметной среды [Текст] / В.М. Заёнчик // Заёнчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности : предметная среда и дизайн : учеб. для вуза / В.М. Заёнчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. – 2006. – С. 159-210.
- Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / И.Н. Емельянова. – Тюмень : Издательство Тюм ГУ, 2003. – 216 с.
- Карлаш, С.И. Дизайн детского сада пространства [Текст] / С.И. Карлаш // Дошк.педагогика. – 2008. – № 1. – С. 56-58.
- Киященко, Н.И. Эстетика – философская наука [Текст] / Н.И. Киященко. – М. : Вильямс, 2012. – 592 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2015. – 432 с.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] : Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 240 с.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009). – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/. – 12.08.18.
- Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст] : учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2017. – 400 с.
- Кривицкий, К.Е. Школьникам об эстетике [Текст] / К.Е. Кривицкий. – М. : Просвещение, 1975. – 156 с.
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст] : курс лекций / В.Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2004. – 336 с.
- Культура [Электронный ресурс] // Студопедия. – Режим доступа : https://studopedia.ru/5_ 160281_termin-kultura.html –– 28.08.2017.
- Куриленко, А.А. Уровни и критерии сформированности эстетической культуры личности [Электронный ресурс] / А.А. Куриленко // КиберЛенинка: КПЖ. – 2018. – №2 (127). Режим доступа : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-i-kriterii-sformirovannosti-esteticheskoy-kultury-lichnosti. – 24.08.2018).
- Куриленко, А.А. Формирование эстетической культуры личности [Текст] / А.А. Куриленко // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 1 (21). – С. 87-91.
- Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Г.С. Лабковская. // сост. М.С. Каган, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. – М. : Просвещение, 2012. – 304 с.
- Липский, В.Н. Трансформации эстетической культуры в социально-политическом контексте [Электронный ресурс] / В.Н. Липский // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – Режим доступа : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsii-esteticheskoy-kultury-v-sotsialno-politicheskom-kontekste. – 24.08.2018.
- Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / Б.Т. Лихачев. – М. : Просвещение, 1985. – 175 с.
- Лыкова, И.А. Дизайн в образовательном пространстве детского сада (проектируем программу художественного развития) [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова // Проблемы современного образования. – 2015. – № 4. – Режим доступа : URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-v-obrazovatelnom-prostranstve-detskogo-sada-proektiruem-programmu-hudozhestvennogo-razvitiya. – 24.08.2018.
- Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. Сост. и авт. Вступительной статьи В.С. Хелемендик. – М. : Просвещение, 2012. – 415 с.
- Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема [Текст] / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 799-803.
- Миранкова, Е.В. Генезис научных представлений о сущности и структуре эстетической культуры личности [Текст] / Е.В. Миранкова // Вестник МГИРО. – 2014. – № 2. – С. 799-803.
- Мониторинг в детском саду [Текст] : науч.-метод. пособие : соответствует «Федер. Гос. Требованиям к структуре основ. Общеобразоват. Прогр. Дошк. образования» / Т.И. Бабаева [и др.]. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 590 с.
- Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / под ред. В.Н. Шацкой. – М. : АПН РСФСР, 1955. – 183 с.
- Овсянников, М.Ф. История эстетической мысли [Текст] : Учебное пособие. / М.Ф. Овсянников. – М. : Высшая школа, 1984. – 336 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М. : Мир и образование, 2012. – 1376 с.
- От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
- Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн [Текст] / Г.Н. Пантелеев. – М. : Карапуз-дидактика, 2006. – 350 с.
- Петкова, С.М. Справочник по эстетике [Текст] / С.М. Петкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 368 с.
- Петрова, В.И. Этические беседы с дошкольниками [Текст]: Для занятий с детьми 4-7 лет / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М. : Мозаика-синтез, 2015. – 80 с.
- Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 395 с.
- Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] : учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов. – М. : «Высш. шк.», 1984. – 174 с.
- Полковникова, Н. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников [Текст] / Н. Полковникова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 12 – С. 11.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» [Текст] / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 464 с.
- Разумный, В.А. Художественная педагогика [Электронный ресурс] / В.А. Разумный. – Режим доступа: http://www.razumny.ru/hud-ped.pdf. – 12.08.18.
- Романюк, Т.А. Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры [Электронный ресурс] / Т.А. Романюк // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» – Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2017/2242/30380» >www.scienceforum.ru/2017/2242/30380. – 25.08.2018.
- Соломенникова, О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством [Текст] / О.А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 123 с.
- Сохраним то, что есть в детях [Текст] : С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая / Сост., предисловие М.Б. Зацепиной. – М. : Карапуз, 2012. – 352 с.
- Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова. – Шадр. Гос. Пед. ин-т. – Шадринск, 2011. – 217 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М. : Концептуал, 2016. – 320 с.
- Торшилова, Е.М. Эстетическое воспитание в семье [Текст] / Е.М. Торшилова. – М. : Искусство. 1989. – 144 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. – 23.08.2018.
- Флерина, Е.А. Эстетическое оформление детского сада. [Текст] : / Е.А. Флерина // Художественное воспитание дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 100-104.
- Черезова, Л.Б. Организация дизайн-деятельности старших дошкольников при создании эколого-развивающей среды в детском саду [Электронный ресурс] / Л.Б. Черезова, И.О. Шехватова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 61-65. – Режим доступа : URL: http://e-koncept.ru/2015/95129.htm. – 23.08.2018.
- Эстетическая культура [Текст] / отв. Ред. И. А. Коников. – М. : 1996. – 201 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-542034-1417375767.jpg)
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений.
Данный материал является творческим отчетом по самообразованию на тему: "Воспиатние звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений". Здесь представлены четыре этапа восп...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156983-1354542993.jpg)
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами детского дизайна.
Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами детского дизайна....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-648725-1654782674.jpg)
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников средствами проектной деятельности» (из опыта работы 2019-20 уч.г.)
В своей работе использую технологию проектной деятельности в рамках нравственно-патриотического воспитания.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и придумывает объяснения явлениям...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/27/picture-1304848-1611697185.jpg)
«Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании дошкольников средствами музейной педагогики». (из опыта работы) (Педсовет)
общение педагогов с родителями воспитанников ДОУ всегда было и остается актуальным вопросом, одной из сторон которого является поиск рациональных путей взаимодействия. В рамках музейной педагогики на ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-648725-1654782674.jpg)
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников средствами проектной деятельности» (из опыта работы в 2020-21 уч.г)
Патриотичесоке воспитание дошкольников является неотьемлющей частью образовательного процесса.В дошкольном возрасте происходит формирование культурных ценностей каждого человека. Ребенок проявляет люб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-997186-1521119622.jpg)
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/16/picture-1548484-1734329439.jpg)
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ «Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами детского дизайна»...