Рабочая программа по эмоциональному развитию старших дошкольников.
рабочая программа (старшая группа)

Родионова Светлана Николаевна

Рабочая программа по эмоциональному развитию старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа эмоционального развития старших дошкольников

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Особую значимость разработка данной проблематики приобретает в настоящее время. Именно социализация, социокультурное развитие детей дошкольного возраста рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности современных дошкольных образовательных учреждений.

Особое значение для эффективного решения задач социокультурного развития личности имеет дошкольное детство. Как установлено многочисленными исследованиями представителей возрастной психологии и педагогики (работы Л. И. Божович, А.В. Запорожца, А. А. Люблинской , Д.Б. Эльконина и др.) дошкольное детство – это период жизни, когда человек максимально активно познает окружающий мир. Вместе с тем, вступая во взаимоотношения с окружающими людьми (как взрослыми, так и сверстниками), исследуя мир природы и предметов, у ребенка не только происходит накопление системы знаний, необходимых ему для успешной адаптации к социуму. У него развивается когнитивная и эмоционально – волевая сферы, психические процессы, функции и состояния, что несомненно, имеет огромное значение для успешного развития личности в целом и обеспечивает оптимальное социокультурное развитие, социализацию человека в окружающем его мире.

Рабочая программа эмоционального развития старших дошкольников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 402 «Золотая рыбка» (далее - рабочая программа) разработана на основании п 1.1. ст. 48 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочая программа составлена на основе основной общей образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка».

Разработка программы осуществлена в соответствии с:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 ″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций″».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы: Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы: 1. Формировать представления у детей об эмоциях и чувствах. 2. Развивать личностную сферу ребенка. 3. Формировать эмоциональный интеллект.4. Корректировать и развивать высокий эмоциональный уровень.5. Совершенствовать способность к обучению, развивать мотивацию.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы, на которых построена разработка данной программы определены основными теоретическими положениями педагогической и возрастной психологии.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование разных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода, предлагает выбор и построение материала, который исходит из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

-системность подачи материала;

-наглядность обучения;

-цикличность построения занятий;

-доступность;

-проблемность;

-развивающий и воспитательный характер учебного материала.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Результатом реализации программы является развитие у детей:

-умения положительно относится к себе, к другим людям, обладать чувством собственного достоинства;

-ребенок способен выражать свое мнение;

-способности адекватно оценивать свою работу;

-способности выражать эмоции мимикой, жестами, действиями;

-ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, способен договариваться, учитывает интересы и чувства других, радуется успехам других, сопереживает неудачам;

-ребенок следует инструкции взрослого, управляет своим поведением, сотрудничает и решает конфликтные ситуации, находит компромиссные решения.

-ребенок может следовать социальным нормам поведения, может соблюдать правила безопасного поведения.

II Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Данная программа предусмотрена для работы с детьми 6-7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2.Мотивационный этап-выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа.

3.Практический этап-новая информация на основе имеющихся данных; задания на развитие эмоционального интеллекта и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.

4.Рефлексивный этап-обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Работа с родителями детей-участников программы ориентирована на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Программа реализуется посредством создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. На занятиях используются следующие методы и приёмы:

-Беседа

-Объяснение

-Беседа-опрос

-Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.

-Творческие: сюжетно-ролевые, игры перевоплощения.

-Свободное и дидактическое рисование.

1 Рисование-средство самовыражения, которое обеспечивает ребенку путь для проявления чувств. С помощью данного метода ребенок может без слов выражать свои переживания в рисунке.

2 Сказкотерапия (элементы сказкотерапии). Когда ребенок проживает сюжет сказки, он преодолевает барьер общения с другими детьми, адекватно телесно выражает эмоции и чувства.

3 Коммуникативные игры-игры, направленные на формирование умений у детей видеть в другом его достоинства, давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку.

4 Игры направленные на развитие воображения, произвольности.

5 Эмоционально символические методы- групповое обсуждение различных чувств. На данном этапе обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувства. Рисование на определенные темы.

6 Релаксация. Дети сосредоточены на своем внутреннем мире, на телесных, зрительных ощущениях. На эмоциях, чувствах и переживаниях. Звучит успокаивающая, восстанавливающая музыка, которая способствует уменьшению эмоциональной напряженности.

7 Психогимнастика. Снижает напряжения, тревожность. Помогает выразить переживания, эмоциональное состояние, способствует выражению эмоциональной проблемы при помощи мимики, пантомимики, игры, движений, танца.

Приемы, направленные на саморегуляцию поведения, формирование сознательного контроля: демонстрация способов поведения, решение проблемных и житейских ситуаций, создание ситуаций выбора, мини-беседа, обсуждение поступков героев произведения, инсценировка, аргументация действий.

Приемы, направленные на снятие напряжения, преобразование отрицательных эмоций: релаксационные упражнения, ритуальные действия, игровые упражнения, телесно-ориентированные игры, пантомимика.

На занятиях используются различные формы работы со сказкой, в зависимости от задач занятия.

При составлении структуры занятий для развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников, было разработано календарно-тематическое планирование. Для примера, в приложении представлен конспект занятия на тему «Радость»

                            Тематическое планирование

Период

Тема

Цели и задачи

Октябрь

       Настроение

Цель: Проявление и осознание эмоциональных состояний.

Задачи: Научить детей 1. распознавать по выражению лица различные эмоции. 2. определять причины эмоций. 3. Выражать свои эмоции и говорить о них.

Положительные эмоции

Цель: Осознание положительного эмоционального опыта.

Задачи: Научить детей

1. разделять положительные и отрицательные эмоции. 2. Уметь находить в другом человеке хорошие стороны. 3. Моделям дружеского общения.

 Радость

Цель: Знакомство детей с эмоцией «радость» и причинами возникновения этой эмоции.

Задачи: Научить детей

1.определять по выражению лица и действиям признаки радости. 2.изображать эмоцию радость на своем лице. 3. Называть причины радости.

       Я и другие

Цель: Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.

Задачи: Научить детей

1.Проявлять заботу о других, чувствовать принадлежность к группе, общности, сплоченности. 2. Понимать что доверие другого человека это ценность.3. Общению.

Ноябрь

Злость

Цель: Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений. Осознание отрицательных эмоций.

Задачи: Научить детей:

1.Определять характерные признаки злости по выражению лица и действиям. 2.изображать эмоцию злости на своем лице. 3. Справляться с эмоцией злости. 4. Понимать и называть причины злости. 5. Регулировать агрессивное поведение.

Страх

Цель: Расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.

Задачи: Научить детей:

1.Определять характерные признаки эмоции страх по выражению лица и действиям. 2. называть причины страха. 3.справляться со своим страхом 4. отличать реальную опасность от мнимой. 5. Уважительно относится к чужим страхам.

Грусть

Цель: Расширять представления детей об эмоции «грусть»

Задачи: 1. научить детей понимать свои чувства и чувства других. 2.передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. 3. Помогать детям преодолевать негативные настроения.

Интерес

Цель: Расширять представления детей об эмоции «интерес»

Задачи: 1. научить детей понимать свои чувства и чувства других людей. 2. передавать эмоциональное состояние «интерес», используя различные выразительные средства. 3.развивать эмпатию, воображение.

   Декабрь

    Наши эмоции

Цель: Продолжать знакомить детей с эмоциями радости, страха, грусти, интереса.

Задачи: 1. Закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения. 2.расширять представления детей об эмоциях. 3. Продолжать развивать эмпатию, воображение, определять настроение по мимике, движениям, жестам.

Удивление

Цель: Расширять представление детей об эмоции удивления.

Задачи: 1. Учить понимать свои чувства и чувства других людей.2. развивать эмпатию. 3.научить детей понимать причины удивления.

Давайте жить дружно

Цель: Формировать у детей чувство принадлежности к группе.

Задачи: 1. Научить детей устанавливать и поддерживать контакты. 2. Сотрудничать и решать конфликтные ситуации.3. развивать навык общения мальчиков и девочек.

Отдам тебе то, что есть у меня

Цель: Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.

Задачи: 1. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплоченности.2. Обучать детей общению друг с другом. 3.Научить детей проявлять заботу о других людях.

2.3. Мониторинг достижения

детьми планируемых результатов освоения программы

Для оценки уровня освоения детьми программы «В мире друзей» проводится диагностика эмоциональной сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей. В мониторинге предусмотрено использование следующих диагностических методик:

Методика Венгера «Дополнение фраз»

Цель: выявить умения ребенка понимать ситуацию, поведение других детей в данной ситуации, умение давать прогноз и логично связывать действия, осознавать собственные эмоции.

Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р.Калинина)

Цель: выявить уровень и показатель сформированности эмоционального интеллекта

Методика «Что, почему, как?» (М.А.Нгуен)

Цель: выявить степень готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека, умение сопереживать.

III. Организационный раздел

3.1. Обеспеченность средствами обучения и воспитания для реализации программы.

Диагностические комплекты

Количество

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

1

Куражева Н.Ю., Диагностический комплекс «Цветик-семицветик» для проведения и оценки эмоциональной сферы старших дошкольников.

1

Развивающие пособия для эмоциональной сферы

Развивающая доска «Как настроение?» Эмоции и как мы их проявляем.

1

Кубики настроения.

2

Развивающая игра «Магнитные истории. Эмоции»

1

Дидактические, настольные игры

Альбом заданий «Я и мои чувства, настроение, эмоции»

3

Демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции»

1

Комплект карточек –пиктограмм с эмоциями

1

Комплект «Сюжетные картинки»

1

3.2. Календарный план

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Итог

Диагностика

4 занятия

4 занятия

4 занятия

Диагностика

12занятий

3.3. Методическое обеспечение

1. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет/ Н.Ю.Куражевой. –СПб.: Речь, 2016. -160 с.

2.  «В мире друзей». Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. -80 с. – (Программа развития).

3. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-7 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А.Пазухина- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. -272 с.

3.4. Этапы реализации программы

Название

Содержание

Срок реализации

Подготовительный

Для определения исходного уровня развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет были выделены показатели и подобраны методики. Затем была проведена комплексная диагностика и определен исходный уровень развития эмоционального интеллекта. Результаты первичной диагностики показали необходимым развитие эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет.

Сентябрь

2024

Практический

Была создана соответствующая предметно-пространственная среда. Создали уголок уединения, предназначенный для релаксации, отдыха ребенка, где удобно переживать наедине самим с собой свои эмоции. Для выплескивания отрицательных эмоций предназначены подушки, которые можно бить. Сформировали материал для дидактических игр, которые направлены для расширения знаний детей об эмоциях. Дополнили группы наглядными пособиями: фотографии с изображениями людей, лица с различными эмоциями, пиктограммы, графические изображения. Также был разработан комплекс групповых занятий для детей 6-7 лет, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Всего было проведено 12 занятий.

Октябрь-Декабрь

2024

Итоговый

Определение динамики развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Подготовка выводов реализации программы, анализ полученных данных.

Январь

2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Давайте жить дружно». Групповое занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников

Цель: повышать у детей уверенность в себе; развивать координацию движений; слуховое восприятие, групповое сплочение детского коллектива....

Рабочая программа по психогимнастике для старших дошкольников

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно. В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные методы психопрофилактики и психо...

Рабочая программа для психологической подготовки старших дошкольников к школьному обучению "В школу с радостью"

Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностны...

Рабочая программа по трудовому воспитанию старших дошкольников «Рукам - работа, душе – праздник» (хозяйственно – бытовой труд)

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленнос...

Рабочая программа по правовому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет

Рабочая программа по правовому воспитанию  дошкольников  5-6 лет...

Рабочая программа социально – эмоционального развития детей 3-6 лет «Я, ты, мы»

Рабочая программа социально – эмоционального развития детей 3-6 лет «Я, ты, мы»...

Презентация Программы социально- эмоциональное развитие старших дошкольников для педагогов ДОУ

Цель: презентавать парциальную программу педагогическому сообществу ДОУ, вызвать профессиональный интерес....