Рабочая программа по трудовому воспитанию старших дошкольников «Рукам - работа, душе – праздник» (хозяйственно – бытовой труд)
рабочая программа (старшая группа)
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать»-В.А. Сухомлинский. Труд –нравственный высший принцип. И, естественно уже, с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. В планировании образовательного процесса по ФГОС ДО содержание трудового воспитания направлено на достижении цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ragimova.docx | 72.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 3 от 27.08.2018 | Утверждено приказом заведующего МАДОУ № 26 ___________Т.И. Куренок Приказ № 77 от 27.08.2018 |
Рабочая программа
по трудовому воспитанию старших дошкольников
«Рукам - работа, душе – праздник»
(хозяйственно – бытовой труд)
срок реализации программы 2 года
(01.09.2018-31.05.2020)
возраст детей (5 -7 лет) (8лет)
Составила:
Рагимова Т.Н., воспитатель
г. Бердск – 2018
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Принципы и подходы
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
1.5. Планируемый результат
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективно-тематическое планирование
2.2. Формы, методы и средства реализации программы
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
III. Организационный раздел
3.1. Компоненты трудовой деятельности
3.2. Перечень оборудования и дидактического материала
3.3. Материально-техническое обеспечение
3.4. Используемые источники
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать»-В.А. Сухомлинский. Труд –нравственный высший принцип. И, естественно уже, с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. В планировании образовательного процесса по ФГОС ДО содержание трудового воспитания направлено на достижении цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- Развитие трудовой деятельности;
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Как показывает опыт, привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития. Своевременное трудовое воспитание-эффективное средство подготовки ребенка к школе. Поэтому трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносит: «Я сам». Настоящая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и составлена на основе образовательного минимума содержания образования, определенного примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах неодинаков. Именно хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста становится содержательнее, коллективным, формируются основные психические качества личности, самостоятельности, активность, целеустремлённость, что позволяет шире использовать хозяйственно-бытовой труд как средство нравственного воспитания детей: понимание необходимости и важности такого труда, оценка своего труда и труда людей, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. Данная программа реализуется в течении 2 лет/ для воспитанников (5-7 (8) лет) старшего дошкольного возраста.
- Цель и задачи
Цель: формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду через непосредственное участие детей в посильной деятельности в детском саду и дома.
Задачи:
- Учить детей практическим действиям с предметами-орудиями и другими средствами необходимыми для выполнения трудовых действий.
- Формировать трудовые умения и навыки планирования, организацию и контроль своего труда.
- Воспитывать у детей желание трудиться, проявлять инициативу и самостоятельность.
- Прививать любовь к труду в коллективе, учить взаимодействовать со сверстниками в процессе хозяйственно-бытовых поручений.
- Принципы и подходы
Основополагающие принципы реализации программы:
- Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
- Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
- Принцип индивидуализации (учет возможности, потребностей и особенностей развития)
- Принцип конкретности и доступности обучения, соответствие требований, приемов, методов и условий возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Значимые для разработки
и реализации и программы характеристики:
Особенности ДОО, статус, образовательная политика, материально-технические условия и др; возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников.
Образовательное учреждение МАДОУ № 26 «Кораблик» в своей деятельности руководствуются конституцией Российской Федерации, федеральным законом, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Новосибирской области., уставом ДОО. Детский сад занимает отдельно стоящие здание внутри микрорайона, на территории ДОО разнообразные виды деревьев, создана зона ландшафтного дизайна «Японский садик», «Прованс», есть большая теплица. Социальная среда микрорайона (филиал детской библиотеки№ 3, ДК «Прогресс», пожарная часть № 34, МБОУ СОШ № 5,13, позволяет расширить образовательное содержание экскурсий., целевых прогулок, наблюдений, наладить взаимодействие с учреждениями города.
- Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
от 5 до 6 лет (Старшая группа)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того, чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Вспомним феномен Ж. Пиаже о длине извилистой и прямой дорожек. Если расстояние (измеряемое по прямой) между начальной и конечной точками более длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между начальной и конечной точками прямой дорожки, то прямая дорожка (которая объективно короче извилистой) будет восприниматься детьми как более длинная. Точно так же машинка, которая проехала меньший путь, но остановилась впереди другой машинки, которая проехала больший путь, будет рассматриваться детьми как проехавшая больший путь и ехавшая быстрее. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.
В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую - либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
В работе с детьми старшего возраста уделяют большое внимание расширению процессов хозяйственно-бытового труда; во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки и стаканы.
На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками планирования и организации бытового труда.
Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца.
Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
от 6 до 7 лет (Подготовительная группа)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых: поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения.
Способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного с сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно-бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются раздача второго и третьего блюда. Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, распределять обязанности, подбирать оборудование.
Активное участие детей седьмого года жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одновременно через коллективную трудовую деятельность, полезной окружающим и через выполнение поручений, обязанностей дежурных. Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов и пр. При постановке перед детьми подобных целей важно добиться понимания ими полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих.
- Планируемый результат
- Дети должны научиться получать удовлетворение от результатов своего труда, понимать личностную значимость посильного труда.
- Дети владеют знаниями, умениями и навыками позволяющие им планировать работу, рассказывать об основных этапах, уметь договориться о распределении обязанностей по способу общего и совместного труда.
- Дети освоили умения, обеспечивающие культуру труда (бережное отношение к инструментам, поддержание порядка, самоконтроль в работе с различными материалами, требования гигиены)
- Владеют представлением о направленности рациональных способах выполнения процесса хозяйственно-бытового труда, могут замечать и устранять неполадки.
- Должны уметь согласовывать свои желание и интересы в процессе коллективной трудовой деятельности по отношению к работающим рядом, быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого.
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективно-тематическое планирование
Перспективный план по организации
хозяйственно-бытового труда с детьми 5 - 6 лет
Месяц | Тема и программное содержание | Кол-во часов |
Сентябрь | Занятие №1. Тема: «Чистые зубки» Программное содержание: 1) Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; 2) Самостоятельно чистить зубы, умываться. | 25 минут |
Занятие №2. Тема: «Порядок в шкафу» Программное содержание: 1) Закреплять умение быстро аккуратно одеваться; 2) Соблюдать порядок в шкафу (раскладывать одежду в определенные места). | 25 минут | |
Занятие №3. Тема: «Хозяйственно бытовой труд с куклой «Замарашкой» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №4 Тема: «Чистота – залог здоровья!» Программное содержание: 1) Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их. 2) Закреплять и расширять представления о способах ухода за комнатными растениями. 3) Формировать привычку к здоровому образу жизни; умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого, доводить начатое дело до конца. 4) Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними; воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность, коллективизм. | 25 минут | |
Октябрь | Занятие №1. Тема: «Учимся вести себя за столом» Программное содержание:
| 25 минут |
Занятие №2. Тема: «Профессии наших родителей» Программное содержание: 1) формировать обобщенное представление о труде портного на основе обобщения трудовых процессов и выделение их направленности на результат. 2) Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни. 3) Воспитывать интерес детей к миру взрослых. | 25 минут | |
Занятие №3 Тема: «Фея трудолюбия!» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №4. Тема «Уроки Мойдодыра!» Программное содержание: 1) Уточнить знания детей о необходимости беречь уши, глаза и зубы, знать основные правила ухода за этими частями тела. 2) Воспитывать умение и желание беречь свой организм. | 25 минут | |
Ноябрь | Занятие №2 Тема: «Кто опрятен – тот приятен» Программное содержание: 1) формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене. 2) Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей; 3) учить правилам знакомства. | 25 минут |
Занятие №2. Тема: «Профессия Врач» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №3. Тема: «Ремонт книг» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №4. Тема: «Самоделькины» Программное содержание: 1) Учить детей бережно относиться к игрушкам: следить, чтобы разбросанные и сломанные игрушки не превращались в мусор, за их комплектностью, чинить (если это возможно). 2) Объяснить детям, что выбрасывать пластмассовые поколотые игрушки нельзя, что при сжигании загрязняется воздух. 3) Совершенствовать навыки ручного труда в работе с поломанными игрушками. 4) Продолжать учить детей трудиться в коллективе. | 25 минут | |
Декабрь | Занятие №1. Тема: «Очистим снежные дорожки» Программное содержание:
| 25 минут |
Занятие №2. Тема: «Вот какие мы молодцы» Программное содержание: 1) учить детей одевать и шнуровать обувь; 2) закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии»; 3) закреплять навыки самообслуживания. | 25 минут | |
Занятие №3. Тема: «Дежурство в уголке природы» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №4. Тема: «Уборка игрушек» Программное содержание:
| 25 минут | |
Январь | Занятие №1. Тема: «Как мы Федору трудиться учили» Программное содержание:
| 25 минут |
Занятие №2. Тема: «Вырастим лук» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №3. Тема: «Собери игрушки» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №4. Тема: «Причеши куклу» Программное содержание:
| 25 минут | |
Февраль | Занятие №1. Тема: «Золушка» Программное содержание:
| 25 минут |
Занятие №2. Тема: «Скорая помощь для книжек» Программное содержание: 1) Развивать трудовую деятельность среди дошкольников посредствам ручного труда 2) Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам 3) Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам | 25 минут | |
Занятие №3. Тема: «Служба быта» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №4. Тема: «Уход за комнатными растениями» Программное содержание:
| 25 минут | |
Март | Занятие №1. Тема: «Растения в нашем уголке природы» Программное содержание:
| 25 минут |
Занятие №2 Тема: «Мамины помощники» Программное содержание: 1) Учить помогать мамам дома убирать, вытирать пыль; 2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых; 3) Воспитывать желание оказывать помощь родителям. | 25 минут | |
Занятие №3. Тема: «Поможем Федоре» Программное содержание: 1) Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности. 2) Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. 3) Познакомить детей с размножением растения путём черенкования. | 25 минут | |
Занятие №4. Тема: «Волшебное зеркало» Программное содержание: 1) Закреплять умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде; 2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки; 3) Приучать детей следить за своим внешним видом. | 25 минут | |
Апрель | Занятие № 1. Тема: «У Сладкоежки в гостях» Программное содержание: 1)Учить трудиться сообща в определенной последовательности 2)Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста 3) воспитывать аккуратность и взаимовыручку; Начатое дело доводить до конца. | 25 минут |
Занятие №2. Тема: «Стирка кукольного белья» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие № 3. Тема: «Игрушки любят чистоту» Программное содержание:
| 25 минут | |
Занятие №4. Тема: «Такие разные растения» Программное содержание:
| 25 минут | |
Май | Занятие №1. Тема: «Город Мастеров» Программное содержание: 1) Закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них. 2) Расширять словарный запас детей; развивать выразительность в стихотворной и прозаической речи. 3) Развивать у детей внимание, восприятие, образную память. | 25 минут |
Май | Занятие №2. Тема: «Труд в жизни людей» Программное содержание: 1) Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию. 2) Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. 3) Обогащать словарный запас детей. | 25 минут |
Занятия №3. Тема: «Не хотим лениться – будем мы трудиться!» Программное содержание: 1) формирование положительного отношения к труду; 2) развитие трудовых навыков, 3) воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей 4) воспитания навыков трудолюбия; закрепление понятий «труд-хорошо», «лень-плохо». | 25 минут | |
Занятие №4. Тема: «Труд» Программное содержание: 1) Уточнить и расширить знания детей о труде как средство удовлетворения потребностей, о людях с разных профессий. 2) Подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий3) Воспитывать уважение к труду и людям труда. | 25 минут |
Перспективный план по организации хозяйственно-бытового труда
с детьми 6 - 7 лет
Месяц | Недели | Хозяйственно бытовой труд | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Выявить уровень самостоятельности у детей старшей группы |
2 | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. (Оказать помощь младшему воспитателю. Наведем порядок в игровых уголках) | Выполнять поручения самостоятельно; сотрудничать друг с другом; трудиться аккуратно, быстро, старательно. Учить поддерживать порядок в группе. | |
3 | Дежурства - каждый день. (по столовой, подготовка к НОД) | Развивать чувство ответственности, долга; выполнять поручения взрослого самостоятельно, быстро и качественно. | |
4 | Хозяйственно-бытовой труд. (в групповой комнате, на участке) | Развивать самостоятельность при распределении обязанностей, работать сообща, замечать самостоятельно непорядок, предлагать устранять его, при необходимости оказывать друг другу помощь. | |
Месяц | Недели | Хозяйственно бытовой труд | Программное содержание |
Октябрь | 1 | Дежурства -каждый день. по столовой, подготовка к НОД) | Выполнять самостоятельно поручения взрослого быстро и качественно. Развивать чувство ответственности, долга. |
2 | Протереть строительный материал. | Поручить самостоятельно протереть влажной тряпкой, губкой строительный материал. Учить прополаскивать, выжимать губку. | |
3 | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. (Помощь мл. воспитателю, следить за порядком в группе, убрать игрушки.) | Самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность товарища. Вызвать желание оказать помощь малышам. | |
4 | Хозяйственно-бытовой труд. | Формировать умение самостоятельно готовить оборудование для труда. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам: - мыть игрушки. - тщательно прополаскивать, - отжимать тряпочки и губки. Учить понимать значимость труда. Оценивать свою деятельность и деятельность товарища. | |
Месяц | Недели | Хозяйственно бытовой труд | Программное содержание |
Ноябрь | 1 | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. (Оказать помощь младшему воспитателю. Менять полотенца. Наведем порядок в игровых уголках.) | Воспитывать бережное отношение к игрушкам, оборудованию, вещам, желание их самостоятельно ремонтировать. Развивать самоконтроль и взаимопомощь. |
2 | Дежурства -каждый день. по столовой, подготовка к НОД) | Развивать чувство ответственности, долга; выполнять самостоятельно поручения взрослого быстро и качественно. | |
3 | . Хозяйственно-бытовой труд. Уборка участка детского сада. (Расчистить дорожки от первого снега.) | Дать детям понятие о труде дворника, о его рабочем инвентаре. Вызвать желание у детей самостоятельно организовать хозяйственно-бытовой труд. Прививать любовь к труду. Развивать дружеские взаимоотношения в процессе труда, стремление к совместной деятельности, чувство взаимопомощи, трудолюбие. | |
4 | Стирка салфеток. | Продолжать учить детей самостоятельно следить за чистотой: стирать салфетки после рисования и аппликации. Воспитывать трудолюбие. | |
Месяц | Недели | Хозяйственно бытовой труд | Программное содержание |
Декабрь | 1 | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. (Протирать подоконники, мебель, мыть шкафчики для полотенец.) | Развивать чувство ответственности, долга; выполнять самостоятельно поручения взрослого быстро и качественно. |
2 | Помогаем в уборке мл. воспитателю. Трудовое воспитание. Старшая группа Р. А.Жукова стр. 40 №17 | Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда. Формировать привычку самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в группе развивать чувство ответственности, желание быстро и качественно выполнять поручения взрослого. | |
3 | Дежурства -каждый день. по столовой, подготовка к НОД) | Развивать чувство ответственности, долга; выполнять самостоятельно поручения взрослого быстро и качественно. | |
4 | Протирание шкафов для дидактических игр. | Закрепить умение самостоятельно планировать коллективную деятельность; распределять между собой обязанности. Воспитывать уважение к результату труда. |
Месяц | Недели | Хозяйственно бытовой труд | Программное содержание |
Январь | 1 | Стирка кукольного белья. | Познакомить со свойствами воды и мыла. Учить детей самостоятельно пользоваться схемой стирки кукольного белья. Воспитывать желание трудиться. |
2 | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом.(Подбирать чистое постельное белье по комплектам, раскладывать на кровати, приводить в порядок учебную доску, приготавливать тряпочку, оказывать помощь младшему воспитателю.) | Развивать самостоятельность, взаимопомощь, взаимовыручку. | |
3 | Хозяйственно-бытовой труд. (Стирка кукольного белья.) | Формировать умение самостоятельно готовить необходимое оборудование, умение планировать свою и общую работу (намечать последовательность, распределять обязанности, договариваться о совместной работе). Закреплять трудовые умения самостоятельно намыливать, тереть, полоскать, расправлять, выжимать, вывешивать белье. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, бережливость, готовность принять участие в труде, настойчивость; формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда - работать дружно, оказывать помощь, давать советы, доброжелательно оценивать работу. | |
Месяц | Недели | Хозяйственно бытовой труд | Программное содержание | ||
февраль | 1 | Мытьё игрушек. | Закрепить умение самостоятельно пользоваться схемой. Формировать навыки совместного труда умение договариваться, помогать друг другу. Воспитывать желание трудиться. | ||
2 | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. (Оказать помощь младшему воспитателю. Расставлять стулья в определенном порядке. Наведем порядок в игровых уголках.) | Развивать чувство ответственности, долга; выполнять самостоятельно поручения взрослого быстро, качественно. | |||
3 | Дежурства - каждый день. (по столовой, подготовка к НОД) | Развивать чувство ответственности, долга; выполнять самостоятельно поручения взрослого быстро и качественно. Оценить свою деятельность и деятельность товарища. | |||
4 | Наведение порядка в физкультурном уголке. | Продолжать учить детей следить за чистотой. Предложить помыть мячи, самостоятельно протереть спортивный инвентарь. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, уважение к труду товарища. | |||
Месяц | Недели | Хозяйственно бытовой труд | Программное содержание | ||
Март | 1 | Трудовое поручение. | Сформировать желание постоянно и самостоятельно следить за порядком в группе. Закрепить трудовые умения. | ||
2 | Дежурства - каждый день. (по столовой, подготовка к НОД) | Развивать чувство ответственности, долга; выполнять самостоятельно поручения взрослого быстро и качественно. Оценить свою деятельность и деятельность товарища. | |||
3 | Мытьё предметов в игровом уголке «Парикмахерская» | Продолжать формировать у детей выполнять практические действия самостоятельно. Продолжать учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе труда. Воспитывать желание трудиться. | |||
4 | Диагностический этап | Выявить уровень самостоятельности у детей после проделанной работы |
2.2. Формы, методы и средства реализации программы
Трудовое воспитание детей в детском саду ведется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Ею сформулирована основная задача трудового воспитание-формирование положительного отношения к труду, определены содержание, виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы, формы организации труда.
Формы организации труда детей (хозяйственно-бытовой)
Поручения: подгрупповые, индивидуальные, общие, коллективные, долгосрочные, кратковременные, регулярные, простые, сложные, эпизодические .
Трудовые поручения в старшем дошкольном возрасте сложны по ожиданию, выполнению и степени ответственности за результат. Важное значение начинают приобретать обязанности (дело, освоение через поручение, где дети осознают необходимость постоянного и систематического его выполнения).
Дежурства: индивидуальны, подгрупповые (по столовой, в уголке природы, на участках, обязательные, систематические)
Труд одного и нескольких детей в интересах группы. Здесь ярко выделяется общественная направленность труда. Основной смысл дежурства-забота о других.
Коллективный труд: общий, совместный коллективный труд-труд, в котором решаются нравственные, трудовые задачи, воспитание коллективных взаимоотношений, а общий, труд-когда при обшей цели каждый ребенок выполняет часть работы самостоятельно. Поддержание интереса к коллективному труду способствует осознание характера систематических обязанностей, принятие его мотивов и цели. Следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.
Хозяйственно-бытовая деятельность включает в себя:
- Поддержание порядка в помещении и на участке. Самостоятельно подметать дорожку, пол на веранде, в малых игровых формах (домик, машина и др.), уборку листьев, чистку снега.
- Стирку кукольной одежды, постельных кухонных принадлежностей, салфеток, тряпочек к занятиям.
- Мытье строительного материала, игрушек, инвентаря.
- Дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.
- Проведение влажной уборки в игровых зонах (вытирать пыль с полок, уборка пособий, игрушек)
- Уход за ростками в уголке природы и цветами (рыхление, полив, протирание крупных листьев)
Методы работы по хозяйственно-бытовому труду в разных видах деятельности и режимных моментах.
- Групповые и индивидуальные беседы о труде.
- Показ, объяснение, обучение, пояснение.
- Чтение художественной литературы по тематике.
- НОД, дежурство, совместный и коллективный труд.
- Совместная деятельность в процессе режимных моментов.
- Наблюдение за трудом взрослых.
- Рассматривание картин, иллюстраций, ИКТ.
- Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым.
- Игры различной направленности.
- Анализ полученных результатов.
- Похвала, поощрение, рефлексия.
- Объективная оценка результата.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Именно в семье созданы благоприятные условия для овладения ребенком хозяйственно-бытовыми операциями, так как данный вид труда направлен на облуживание коллектива, развития поддержание чистоты и порядка, помощь взрослым, ответственность за себя и других. Этот, вид труда взрослых, который наиболее доступен пониманию ребенка, так как основан на подражательности. С помощью взрослых, в семье ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде, окружающего его среду. Подражая старшим он быстрее овладевает трудовыми навыками, видит и оценивает результаты своего труда, знакомится с правилами безопасности по использованию бытовых предметов. Совершенствуя формы взаимодействия детский сад-семья мы подчеркиваем общественную направленность труда и ее социальную значимость.
Совместная деятельность с семьей:
- Экскурсии
- Наблюдения
- Досуговая деятельность
- Хозяйственно-бытовой труд
- Совместные проекты
- Личный пример родителей
- Просмотр мультимедийных презентаций
- Беседы
- Консультации
- Информационная обеспеченность
- Трудовые акции
- Субботники
III. Организационный раздел
3.1. Компоненты игровой деятельности дошкольников
- Мотив-это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент. Мотивы бывают разнообразны: получение положительной оценки от взрослых, общественный мотив (польза для других), желание показать себя с лучший стороны, общение со взрослыми и тд.
- Цель- это то, к чему надо стремится. Особенностью данного компонента является обязательное участие в ее реализации взрослого. Дети ставят цель, взрослый ставить цель для поэтапного осознание детьми.
- Трудовые действия-это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результатом. Это относительно самостоятельный процесс труда, где ребенку доставляет удовольствие само действие. Подражая способами действий взрослого, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности.
- Планирование-это умение предвидеть предстоящую работу. Включает в себя: организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как этапов, так и результата. Старшие дошкольники планируют процесс исполнения, намечают этапы, контроль и оценку не проводят. Взрослый привлекает детей к совместному планированию и учит самостоятельно планировать.
- Результат-это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к трудовой деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста важен как моральный результат (положительный отзыв взрослого) так и материальный (награждение и т.д.) появляется удовлетворение от самостоятельного достигнутого результата в трудовой деятельности.
3.2. Перечень оборудования и дидактического материала, необходимого для организации хозяйственно-бытового труда
Наглядный материал:
- Картины, репродукции, мультимедийные презентации о предметном мире, профессиях взрослых и трудовой, коллективной деятельности, лепбуки по трудовому воспитанию, знаковые обозначения, символизирующие место хранения предметов быта (картинки с изображением предметов и их контуров, геометрических форм), детские наборы бытовых инструментов и др.
Атрибуты и оборудование:
- Сюжетно-ролевые игры, отражающие реальные трудовые процессы в игровой сюжет (сюжетные игрушки, дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса), игрушки-копии бытовых приборов (пылесос, стиральная машина, миксер и др.)
- Фартуки, нарукавники, шапочки для дежурства; инвентарь для дежурства, для организации труда в уголке природы, на участке.(клеенки, тряпочки, палочки для рыхления, разбрызгиватель воды, щепки-сметки, лейки, тазики, кисточки, прищепки, инструменты детские, грабли, лопатки, садовые совки, корзинки, маленькие ведра и др.)
Художественная литература:
- Кейс поговорок, загадок, пословиц, стихотворений о труде, подборка произведений по теме в соответствии с возрастом, энциклопедии, знакомящие с трудом человека в прошлом и настоящем, наборы открыток и описательными рассказами и др.
3.3. Материально- техническое обеспечение программы
по хозяйственно-бытовому труду
В дошкольном учреждении имеется современная информационно-техническая база: электронная почта, доступ к сети интернет, технические средства обучения, музыкальные центры, магнитофоны, копировальная техника, сканер, компьютеры, мультимедийна и слайд проектирования, электронное пианино, мобильные экраны. Материально- техническое оснащение и оборудование, пространственная среда ДОО соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Материальная база преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования активности детей.
3.4. Используемые источники
Литература:
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная к школе группа. - М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017- 80с.
- Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф.» Социально- коммуникативное развитие дошкольников» Подготовительная к школе группа. - М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017- 104с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 2014. № 2. С. 4 – 18.
- Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства / Р. Буре // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 4. – С. 17 – 25.
- Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
- Комарова, Тамара Трудовое воспитание в детском саду / Тамара Комарова , Людмила Куцакова , Лариса Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 242 c.
- Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 128 c.
- Электронные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда в детском саду.
ВведениеЗначение трудаТруд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольн...
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно-бытового труда
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда Значение труда Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, ск...
Конспект по трудовому воспитанию в старшей группе Помощь малышам . Коллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке помещения.
Конспект занятия...
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Хозяйственно- бытовой труд
В работе подробно раскрывается вид детского труда: хозяйственно-бытовой труд....
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда...
Непосредственно- образовательная деятельность по трудовому воспитанию в старшей группе на тему: «Хозяйственно-бытовой труд»
Непосредственно- образовательная деятельность по трудовому воспитанию в старшей группе на тему: «Хозяйственно-бытовой труд»...
Конспект занятия по трудовому воспитанию в старшей группе (хозяйственно-бытовой труд) «Наведем порядок в шкафчике»
Дети, придя в группу с прогулки, часто оставляют в своих шкафчиках беспорядок (вещи не вывернуты, лежат не на своих местах, не сложены).Как же заставить детей дошкольного возраста следить за порядком ...