Презентация "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду"
презентация

Суяргулова Татьяна Владимировна

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.  Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Как педагогу грамотно организовать это взаимодействие, стимулируя детскую инициативу и самостоятельность?

Презентация раскрывает  основные теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetno-rolevoy_igry_v_detskom_sadu.pptx221.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ Старший воспитатель Суяргулова Т. В.

Слайд 2

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации . Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей . Сюжетно-ролевая игра это основной вид игры ребенка дошкольного возраста . Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Слайд 4

Структура сюжетно-ролевой игры Сюжет Содержание Роль

Слайд 5

- это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих . Сюжет

Слайд 6

Роль это средство реализации сюжета, т.е. игровая позиция ребенка. Для ребенка роль это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль

Слайд 7

Содержание это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение. Содержание

Слайд 8

Чем отличается сюжет игры от ее содержания? Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, магазин и др.) Содержание игры - это воспроизведение отношений между людьми

Слайд 9

Бытовые (игры в семью, детский сад) Общественные (игры в празднование Дня рождения города, поход в библиотеку, школу, …) Производственные отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, салон красоты, …) Сюжеты игры

Слайд 10

Типы сюжета игры Однотемные Одноперсонажные Однотемные Многоперсонажные Мнотемные Многопресонажны

Слайд 11

Примерная т ематика сюжетно-ролевых игр ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА Игровые действия на сюжеты « Дочки – матери» , « Больница» «Шофер» («Автобус») . МЛАДШАЯ ГРУППА « Дочки – матери» , « Больница» «Шофер» («Автобус»). + «Магазин». СРЕДНЯЯ ГРУППА « Дочки – матери» , « Больница» «Шофер» («Автобус») , « Магазин», + «Парикмахерская», «Зоопарк», «Моряки», «Детский сад» , « Кафе», «Летчики».

Слайд 12

Сюжетосложение (5-7 лет) Этапы формирования сюжетно-ролевой игры Предметно-игровые действия (1,5-3 года) Ролевое действие и взаимодействие (3-5 лет)

Слайд 13

1 ЭТАП – ранний возраст Задачи педагога: принимать участие в игре и вовлекать в неё детей, формировать у ребёнка умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, п оказать ребенку как можно одушевить кукол и другие игрушки с помощью действий и речи, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром - взрослым , а затем сверстником.

Слайд 14

2 ЭТАП – младший дошкольный возраст Задачи педагога: строить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение, умение ребенка принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера, учить развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог, учить изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров, менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета, учить действовать с предметами-заместителями, воображаемыми предметами.

Слайд 15

3 ЭТАП – средний дошкольный возраст Задачи педагога: у сложнять сюжет, через последовательность игровых ситуаций, в овлекать ребенка в детализацию сюжета, учить ребёнка выполняет разные роли в одной игре , (персонажей должно быть больше, чем участников ), формировать умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры, формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, т.е игровые контакты регулируются правилами игрового взаимодействия , с овершенствовать умения детей действовать с игрушками, предметами-заместителями , воображаемыми предметами.

Слайд 16

4 ЭТАП – старший дошкольный возраст Задача педагога формировать новый сложный способ построения игры - совместное сюжетосложение (планирование игры), то есть умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры (умение договариваться); п оощрять проявления творчества , самостоятельности, развитие длительных (до нескольких дней) игровых сюжетов .

Слайд 17

Примерная т ематика сюжетно-ролевых игр СТАРШАЯ ГРУППА « Дочки – матери» , « Больница» «Шофер» («Автобус») , « Магазин», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Моряки», «Детский сад» , « Кафе», «Летчики». + «Строители», «Ателье», «Цирк», «Морское путешествие», «Автозаправка», «Поликлиника» , « Скорая помощь», «Морские пограничники», «Почта». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА « Дочки – матери» , « Больница» «Шофер» («Автобус») , . « Магазин», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Моряки», «Детский сад» , « Кафе», «Летчики», «Строители», «Ателье», «Цирк», «Морское путешествие», «Автозаправка», «Поликлиника» , « Скорая помощь», «Морские пограничники», «Почта». + «Библиотека», «Пограничники», «Школа», «Ферма, «Космонавты», «Супермаркет», «Банк», «Туристическое агентство», «Ветеринарная клиника» и д.р .

Слайд 18

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры Выбор игры. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Приступая к разработке плана организации игровой деятельности учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др. Продумайте и опишите содержание игры. Спланируйте возможные направления развития сюжета. Определите игровые правила. Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Организуйте игровую среду. Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми .

Слайд 19

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры 3 . Ознакомление детей с планом игры совместная его доработка. План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий. 4. Создание воображаемой ситуации. Это важнейшая основа начала сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. 5. Распределение ролей. При распределение ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремиться удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Слайд 20

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры 6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. 7. Сохранение игровой ситуации. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса 1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию 2) Педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива 3) Все меры педагогического воздействия на детей педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации. 4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры 5) Можно организовать коллективные соревнования между небольшими группами играющего коллектива

Слайд 21

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры 8. Завершение игр. Педагог, разрабатывая план игры, должен наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Слайд 22

" Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.). "Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого- либоперсонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п. "Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал , который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру ( детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п.

Слайд 23

Основной принцип организации сюжетно-ролевой игры воспитатель должен играть вместе с детьми Педагог – не руководит игрой , а сопровождает игру. Педагог – партнер , участник игры. Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей. Педагог – наблюдатель за играми детей. Педагог – консультант в случае возникших затруднений . Педагог – организатор , носитель игровых умений и умений организованного общения в игре. Педагог – помощник в решении конфликтных ситуаций.

Слайд 24

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру, создавая условия (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры ). Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др .). Комплексные приемы - ознакомление с окружающим миром в активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация предметно-игровой среды, активизирующее общение воспитателя с детьми. Приемы сопровождения игр детей

Слайд 25

Игровые отношения это отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. Взаимоотношения в игре

Слайд 26

Место Время П редметная среда Руководство Условия для развития игровой деятельности в детском саду

Слайд 27

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Слайд 28

1 . Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра, ежедневно уделяйте время игре. 2. Дети благодарны не столько взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику. 3 . Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. 4 . Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа. 5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры 6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями. 7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве. 8. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. 9. В игре должно быть интересно и ребенку, и взрослому. 10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства. 11. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей. 12 . Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. 13 . Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. 14. Обратите внимание на неиграющих детей. Рекомендации воспитателям по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду

Слайд 29

Спасибо за внимание!

Слайд 30

Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетно-ролевых игр детей. – СПб.: Речь, 2010 Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации и проведению Недели игры в детском саду. Сюжетно-ролевая игра "Магазин".

Данный материал содержит опыт работы педагога по организации и проведению недели игры в старшей группе....

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Весело играть в сюжетно ролевые игры в детском саду

Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые игры. Научить реб...