аналитическая справка по художественно-эстетическому развитию
статья

Екатерина Александровна Тарасова

аналитическая справка по художественно-эстетическому восспитанию. В  помщь старшим воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_po_hudozhestvennomu_razvitiyu.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам тематического контроля

«Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ»

В период с 24 ноября 2024 года по 16 декабря 2024 года в МДОУ Красночикойский детский сад Солнышко (далее ДОУ) был осуществлен тематический контроль"Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ".

Целью тематического контроля было, оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ. Проверку осуществлял: старший воспитатель Тарасова Е.А.

Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДО.

В ходе проверки подробно были проанализированы следующие вопросы:

#1054;ценка создания условий.

#1054;ценка уровня развития детей.

#1054;ценка профессиональных умений воспитателя.

#1054;ценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

#1054;ценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.

Использовались следующие формы и методы контроля:

  • анализ деятельности детей на занятиях, участие детей в конкурсах, выставках.
  • анализ просмотренных занятий, собеседование с педагогами
  • анализ тематических выставок в уголках художесвенно-эстетического развития
  • анализ планирования
  • анализ предметно-развивающей среды
  • взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)

В ходе контроля было отмечено следующее:

  1. Создание условий для Художественно – эстетического развития в ДОУ. Во всех возрастных группах достаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому развитию детей. Для занятий по лепке есть пластилин, доски, стеки, салфетки. Достаточно материала для аппликации: цветная бумага, картон, ножницы. Не во всех группах наблюдается наличие бросового материала для творчества детей (природный материал, пластик и т.д.) Отсутствует в группе № 5, №6, №2, В каждой группе есть уголок творчества, который педагоги пополняли и разнообразили в рамках проведения в ДОУ смотра-конкурса «Уголок ИЗО-центр познания и творчества». Педагоги показали компетентный подход к организации данных центров активности в группах. Наполняемость центров ИЗО соответствует возрастным критериям ФГОС ДО и ОП ДО. Не во всех группах размещение центра творчества соответствует требованиям программы, ФГОС ДО и Сан Пину. В группе №7 «Ягодка» уголок творчества размещен в несоответствующем месте, плохо освещенном. В группе № 2 «Матрешки» все атрибуты для творчества размещены вне зоны доступа детям, на очень высоком уровне, что не соответствует требованиям ФГОС ДО и ОП ДО. Уголок творчества в ДОУ должен располагаться в хорошо освященном месте (недалеко от окна). Мебель должна соответствовать росту детей. Доступность материалов творчества и эстетического развития должны находиться в свободном доступе дошкольников, что бы они чувствовали себя «хозяевами в группе». В каждой группе есть уголки для размещения детских работ. В соответствии с требованиями ФГОС ДО детские творческие работы должны размещаться на уровне глаз детей, давая возможность детям самостоятельно организовывать выставку своих работ. Несоответствующие размещение выставки наблюдается в группе №6 (выше уровня глаз детей). В группе № 5 отсутствует маркированная доска для размещения работ по лепке. Не во всех группах имеется достаточное количество изделий народных промыслов. Насыщенное содержание по данному критерию наблюдается в группе №6, в остальных группах в скудном количестве. Не во всех группах есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений.

Вывод: Предметно- пространственная среда ДОУ в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» насыщена, организована в каждой группе, но не полностью соответствует нормам Сан Пин и требованиям ФГОС ДО.

Рекомендации: устранить данные недочеты в группах, привести ППРС в данной области в соответствие.

Срок: январь 2025г.( в течении месяца)

  1. Анализ занятий. Во всех возрастных группах созданы условия для проведения занятий по художественно-эстетической деятельности. Есть наглядные пособия, необходимые материалы для творческой деятельности. Материал для проведения занятия готовятся педагогами своевременно. В старших группах организовано дежурство. Воспитатели знают задачи, стоящие в каждой возрастной группе, умело организовывают детей на занятие, использую разнообразные методы для активизации мышления, внимания, фантазии детей. Соблюдают соотношение пройденного и нового материала.

На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется музыка и художественные произведения. Активно используется ИКТ технологии. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности, но есть замечания. В группе № 4 «Колокольчик» педагог подобрал материал для занятия не соответствующий возрасту детей. В конце занятий проводится анализ детских работ. На занятиях с детьми педагогами использовались разнообразные нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки , такие как : рисование пластиковыми бутылками, рисование солью, рисование на ткани овощными соками, рисование палочками и спонжиками, лепка соленым тестом, тестом-пластилином, аппликация из фоамирана, природного материала и т.д. На занятиях педагогами активно использовались образцы народного творчества.

Анализ детской деятельности на занятиях показал, что на протяжении всех занятий дети охотно выполняли предложенные педагогами задания, наблюдалась доверительная атмосфера. У всех педагогов все этапы занятия , были взаимосвязаны и имели гибкий, плавный переход к следующему этапу. Благодаря этому дети динамично переключались с одного вида деятельности к другому. На занятиях все педагоги старались поддерживать детский познавательный интерес пользуясь эмоциональной выразительной речью. Обращаясь к детям, использовались доступные вопросы. Все педагоги старались вызвать детей на диалог, дать возможность ответить стеснительным детям. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. В заключительной части все педагоги подвели итоги деятельности, сделали рефлексию.

Просмотрено 8 открытых занятий в разных возрастных группах:

Группа, №

ФИО педагога

Форма проведения

Образовательная область

Тема

№1 2я младшая группа «Неваляшки»

Родионова О.Е.

ООД

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Тарелочка для медвежонка»

№ 2 2я младшая группа «Матрешки»

Новикова А.А.

ООД

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Колобок для мамы»

Средняя группа

№5 «Ромашка»

Калгина Н.В.

ООД

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Необычные краски»

Средняя группа

№4 «Колокольчик»

Рябцева Н.Е.

ООД

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Береза в снежном уборе»

1 младшая группа №7 «Ягодка»

Группа раннего возраста №8 «Лучики»

Решетникова Л.В.

Матвеева Е.В.

Матвеева Е.В.

проект

мастер - класс

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

«Русские матрешки»

«Волшебный песок»

Подготовительная группа № 6 «Ёлочка»

Иванова А.Г.

проект

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

«Чудо росписи»

Старшая группа №3 «Колобок»

Карпова Н.С.

ООД

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Путешествие в страну рисования»»

Средняя группа №5 «Ромашка»

Тарасова Е.А.

ООД

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Полоски на чашке»

Подготовительная группа № 6 «Ёлочка»

Сутемьева Г.И.

ООД

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Семейская роспись»

Подготовительная группа № 6 «Ёлочка»

Кривошеева К.А.

ООД

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

В рамках реализации годовой задачи « Совершенствование работы ДОУ по художественно эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий, нетрадиционных техник в процессе реализации ФГОС ДО и ФОП ДО» педагоги ДОУ обменялись опытом с коллегами МДОУ д/с «Сказка» , Сутемьева Г.И и Лоскутникова Н.С провели мастер классы с дошкольниками на базе д/с «Сказка», представив нетрадиционные техники рисования «Трафарет» и «Рисование солью».

Вывод: все педагоги показали высокий уровень педагогического мастерства, компетентности в организации и проведении открытых занятий.

Дети активно занимались, получая новый опыт в разнообразной творческой деятельности.

Рекомендации: представление опыта работы на РМО, обмен опытом.

  1. Анализ музыкальной деятельности. При анализе планирования работы по музыкальному воспитанию выявлено, что программное содержание занятий соответствует программе возрастным группам и уровню развития детей. Для проведения занятия созданы условия: выполняются санитарно-гигиенические требования, подготовлены необходимые пособия, атрибуты для занятия. В рамках реализации годовой задачи музыкальными руководителями ДОУ Бурдуковской Т.А и Тарасовой Е.А. был подготовлен и проведен фестиваль «Народного творчества» на котором воспитанниками представляли разные виды творчества в музыкальном исполнении «Гжель», «Хохлома», «Дымка», «Филимоново», «Русская матрешка», «Вологодское кружево», «Забайкальские казаки». Музыкальными руководителями организована разнообразная творческая музыкальная работа с детьми: песни, танцы, игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальный репертуар подбирался с учетом возрастных особенностей детей. На каждый вид творчества были подготовлены костюмы как покупные так и самостоятельно пошитые педагогами.

Вывод: музыкальное развитие детей соответствует требованиям ФГОС и ФОП ДО.

Рекомендация: участие в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях на различных уровнях.

  1. «Наблюдения самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий». В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные виды художественной деятельности. Формы организации применяются в соответствии с видами деятельности: индивидуальная, групповая, совместная с воспитателями. В режиме дня в основном это время во второй половине дня. Место для проведения самостоятельной деятельности организуется специально. Деятельность проводится с подгруппой детей. Инициатива исходит как от детей, так и от педагогов. Детские работы отличаются разнообразием, что показывает эстетически развитый вкус детей, творческую фантазию. В младших группах дети в основном действуют по образцу, предложенному воспитателем.

Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления для реализации своих творческих возможностей через участие в конкурсах, подготовки к утренникам и т.д.

  1. «Организации театрализованной деятельности». Не во всех группах ведется целенаправленная работа по обогащению детей впечатлениями с целью развития театрализованной деятельности: чтение, рассматривание картин, беседы. анализ навыков и умений по театрализованной деятельности. В группах скудный материал для театрализации. Не у всех в планах отражена театральная деятельность. Скудно оформлены уголки ряженья для детей.

В некоторых группах изготовлено оборудование для театрализованной деятельности: ширмы, кукольный театр, различные виды театров, костюмы, маски, но редко функционируют как средство развития детей и располагаются вне зоны доступа детей, что затрудняет детям проявлять интерес к такому виду творчества как театрализация. Молодые педагоги обладают не достаточным опытом организации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом детей.

Рекомендации: взять на контроль работу по театрализованной деятельности детей.

Срок: учебный год 2025-2026г.

Ответственные: все педагоги

  1. «Обследования детей по художественно-эстетическому развитию». Общие показатели развития изобразительных навыков и умений соответствуют возрастным особенностям. Дети видят и могут дать объективную характеристику эстетических признаков окружающих предметов, обладают эмоциональной отзывчивостью. Проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, самостоятельно создают сказочные образы в рисунках, лепке.

Дети умеют в рисунке передать сюжетную композицию. Старшие дошкольник и владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свое творческие способности.

В ходе тематической проверки проводилось обследование детей всех возрастных групп по разделу художественное творчество.

Проанализировав детские работы, знания, умения, навыки детей в старшей и подготовительной группе можно сделать следующие выводы.

#1056;ебёнок видит характерные эстетические признаки окружающих предметов - 87%,

#1042;оспринимает и эмоционально реагирует на образ и средства выразительности разных видов и #1078;анров - 87%

#1069;моционально откликается на красоту природы, проявляет интерес к декоративному искусству –93%

#1057;амостоятельно создаёт художественные образы в различных видах изоискусства - 93%

#1042;ладеет основными техническими приёмами рисования – 93%

#1052;ожет передать сюжетную композицию – 81%

#1048;нтегрирует разные виды изодеятельности в индивидуальной и коллективной работе -

#1047;наком с изделиями русского декоративно-прикладного искусства – 100%

#1059;меет создавать декоративные композиции – 87%

#1055;роявляет творчество в разных видах изодеятельности – 93%

В младшей и средней группе:

#1055;роявляет ли интерес к различным видам искусства и изодеятельности – 64%

#1059;меет создавать простейшие изображения красками, карандашами, из пластилина –78%

#1057;пособен создать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности – 78%

#1042; рисунке передаёт сюжет – 42%

#1057;амостоятельно выбирает способы изображения и художественные материалы – 42%

#1054;бладает элементарными способностями к изодеятельности (чувство цвета, формы) – 71%

#1057;оздаёт декоративные композиции – 57%

#1055;ринимает участие в коллективных работах – 93%

#1069;моционально реагирует на результат работы – 93%

#1042;ладеет основными техническими навыками и умениями – 93%

Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).

  1. Рабата с родителями.

Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работе с родителями, по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют внимание. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок совместного творчества. В группах прошли выставки: «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Моя мама самая лучшая», в которых принимали участие родители с детьми и педагоги.

В рамках празднования праздника «День Матери» с родителями в каждой группе были организованы мини-утренники в форме «посиделок с мамами». Родители с воспитанниками занимались творчеством, художественным ручным трудом. Так же в рамках проведения фестиваля народного творчества родители стали участниками мастер-классов по изготовлению предметов народного творчества «свистульки», «тарелочки», «глиняные игрушки», «расписные донышки».

Прошло анкетирование: «Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста», которое показало такие результаты:

Всего опрошено 96 родителей

1. 100% опрошенных знают что такое художественно-эстетическое воспитание.

2. 96% родителей знаю, что в учреждении проводится работа по развитию художественно-творческих способностей детей.

3. 96%считают, что в учреждении созданы условия для творческого развития ребёнка?

4. 75% детей дома проявляет интерес к художественно-творческой деятельности, таким как рисование, лепка, аппликация, музыка. театрализации)?

4. 78% родителей ответили что дети проявляют интерес к творчеству в домашней обстановке.

22% частично

5. 96% родителей хранят детские рисунки.

6. поддержка детского творчества: 67% вместе рисуют и лепят, 33% покупают разные материалы для творчества

  1. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме

художественно-творческого развития ребёнка?

100% родителей ответили, никакой помощи не требуется.

Вывод: Родители вполне понимают значение данной образовательной области, активно учавствуют в развитии детей в данном направлении.

Рекомендации: продолжать привлекать родителей к совместному участию с детьми в различных видах деятельности.

Срок: постоянно

По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:

  • организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;
  • организация работы по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;
  • наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.
  • Отдельные недочеты в работе рекомендованы для исправления:
  • недостаточно оборудования в уголках по театрализованной деятельности (необходимо своевременное пополнение и обновление)
  • оборудовать в группах уголки народного декоративно-прикладного творчества;
  • разнообразить используемые в работе методы и приемы по развитию творческих способностей.
  • Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях. (Срок: постоянно, ответственные: воспитатели).

Рекомендации: С целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

1. При планировании занятий (изо деятельность, музыка, конструирование, аппликация)продолжать использовать нетрадиционные техники рисования, лепки и тд.

(Срок: постоянно, ответственные: воспитатели).

2 Привести в соответствие с требованиями центры по художественно-продуктивной деятельности в группе №7 , №8, №6

(Срок: до #1075;. , ответственные: воспитатели).

3. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления

совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников. Взять данные рекомендации как приоритет для постановки задач на следующий учебный год.

(Срок: учебный год 2025-2025)

Старший воспитатель Тарасова Е.А.________________________

Заведующая МДОУ д/с «Солнышко»

Ланцова И.В.____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАо реализации Программы развития...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Аналитическая справка по диагностике уровня развития зрительной памяти

Под понятием «зрительная память»  обычно понимают все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Аналитическая справка образовательной области "Физическое развитие" младшая группа

Отлеживание динамики развития физической подготовленности детей по образовательной области"Физическое развитие" , определение эффективности образовательного процесса....

аналитическая справка по результатам диагностики развития общей моторики за период 2020-2022г.

        В этой справке указано количество детей, прошедших обучение за  периоды с 2020 г. по 2022г....

Аналитическая справка по результатам динамики развития воспитанников

В аналитической справке представлены результаты педагогической диагностики воспитанников логопедической группы "Одуванчик" за 2022-2023 и 2023-2024 уч.гг....