аналитическая справка по художественно-эстетическому развитию
статья
аналитическая справка по художественно-эстетическому восспитанию. В помщь старшим воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам тематического контроля
«Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ»
В период с 24 ноября 2024 года по 16 декабря 2024 года в МДОУ Красночикойский детский сад Солнышко (далее ДОУ) был осуществлен тематический контроль"Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ".
Целью тематического контроля было, оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ. Проверку осуществлял: старший воспитатель Тарасова Е.А.
Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДО.
В ходе проверки подробно были проанализированы следующие вопросы:
#1054;ценка создания условий.
#1054;ценка уровня развития детей.
#1054;ценка профессиональных умений воспитателя.
#1054;ценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
#1054;ценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.
Использовались следующие формы и методы контроля:
- анализ деятельности детей на занятиях, участие детей в конкурсах, выставках.
- анализ просмотренных занятий, собеседование с педагогами
- анализ тематических выставок в уголках художесвенно-эстетического развития
- анализ планирования
- анализ предметно-развивающей среды
- взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)
В ходе контроля было отмечено следующее:
- Создание условий для Художественно – эстетического развития в ДОУ. Во всех возрастных группах достаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому развитию детей. Для занятий по лепке есть пластилин, доски, стеки, салфетки. Достаточно материала для аппликации: цветная бумага, картон, ножницы. Не во всех группах наблюдается наличие бросового материала для творчества детей (природный материал, пластик и т.д.) Отсутствует в группе № 5, №6, №2, В каждой группе есть уголок творчества, который педагоги пополняли и разнообразили в рамках проведения в ДОУ смотра-конкурса «Уголок ИЗО-центр познания и творчества». Педагоги показали компетентный подход к организации данных центров активности в группах. Наполняемость центров ИЗО соответствует возрастным критериям ФГОС ДО и ОП ДО. Не во всех группах размещение центра творчества соответствует требованиям программы, ФГОС ДО и Сан Пину. В группе №7 «Ягодка» уголок творчества размещен в несоответствующем месте, плохо освещенном. В группе № 2 «Матрешки» все атрибуты для творчества размещены вне зоны доступа детям, на очень высоком уровне, что не соответствует требованиям ФГОС ДО и ОП ДО. Уголок творчества в ДОУ должен располагаться в хорошо освященном месте (недалеко от окна). Мебель должна соответствовать росту детей. Доступность материалов творчества и эстетического развития должны находиться в свободном доступе дошкольников, что бы они чувствовали себя «хозяевами в группе». В каждой группе есть уголки для размещения детских работ. В соответствии с требованиями ФГОС ДО детские творческие работы должны размещаться на уровне глаз детей, давая возможность детям самостоятельно организовывать выставку своих работ. Несоответствующие размещение выставки наблюдается в группе №6 (выше уровня глаз детей). В группе № 5 отсутствует маркированная доска для размещения работ по лепке. Не во всех группах имеется достаточное количество изделий народных промыслов. Насыщенное содержание по данному критерию наблюдается в группе №6, в остальных группах в скудном количестве. Не во всех группах есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений.
Вывод: Предметно- пространственная среда ДОУ в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» насыщена, организована в каждой группе, но не полностью соответствует нормам Сан Пин и требованиям ФГОС ДО.
Рекомендации: устранить данные недочеты в группах, привести ППРС в данной области в соответствие.
Срок: январь 2025г.( в течении месяца)
- Анализ занятий. Во всех возрастных группах созданы условия для проведения занятий по художественно-эстетической деятельности. Есть наглядные пособия, необходимые материалы для творческой деятельности. Материал для проведения занятия готовятся педагогами своевременно. В старших группах организовано дежурство. Воспитатели знают задачи, стоящие в каждой возрастной группе, умело организовывают детей на занятие, использую разнообразные методы для активизации мышления, внимания, фантазии детей. Соблюдают соотношение пройденного и нового материала.
На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется музыка и художественные произведения. Активно используется ИКТ технологии. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности, но есть замечания. В группе № 4 «Колокольчик» педагог подобрал материал для занятия не соответствующий возрасту детей. В конце занятий проводится анализ детских работ. На занятиях с детьми педагогами использовались разнообразные нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки , такие как : рисование пластиковыми бутылками, рисование солью, рисование на ткани овощными соками, рисование палочками и спонжиками, лепка соленым тестом, тестом-пластилином, аппликация из фоамирана, природного материала и т.д. На занятиях педагогами активно использовались образцы народного творчества.
Анализ детской деятельности на занятиях показал, что на протяжении всех занятий дети охотно выполняли предложенные педагогами задания, наблюдалась доверительная атмосфера. У всех педагогов все этапы занятия , были взаимосвязаны и имели гибкий, плавный переход к следующему этапу. Благодаря этому дети динамично переключались с одного вида деятельности к другому. На занятиях все педагоги старались поддерживать детский познавательный интерес пользуясь эмоциональной выразительной речью. Обращаясь к детям, использовались доступные вопросы. Все педагоги старались вызвать детей на диалог, дать возможность ответить стеснительным детям. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. В заключительной части все педагоги подвели итоги деятельности, сделали рефлексию.
Просмотрено 8 открытых занятий в разных возрастных группах:
Группа, № | ФИО педагога | Форма проведения | Образовательная область | Тема |
№1 2я младшая группа «Неваляшки» | Родионова О.Е. | ООД | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | «Тарелочка для медвежонка» |
№ 2 2я младшая группа «Матрешки» | Новикова А.А. | ООД | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | «Колобок для мамы» |
Средняя группа №5 «Ромашка» | Калгина Н.В. | ООД | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | «Необычные краски» |
Средняя группа №4 «Колокольчик» | Рябцева Н.Е. | ООД | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | «Береза в снежном уборе» |
1 младшая группа №7 «Ягодка» Группа раннего возраста №8 «Лучики» | Решетникова Л.В. Матвеева Е.В. Матвеева Е.В. | проект мастер - класс | Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. | «Русские матрешки» «Волшебный песок» |
Подготовительная группа № 6 «Ёлочка» | Иванова А.Г. | проект | Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. | «Чудо росписи» |
Старшая группа №3 «Колобок» | Карпова Н.С. | ООД | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | «Путешествие в страну рисования»» |
Средняя группа №5 «Ромашка» | Тарасова Е.А. | ООД | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | «Полоски на чашке» |
Подготовительная группа № 6 «Ёлочка» | Сутемьева Г.И. | ООД | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | «Семейская роспись» |
Подготовительная группа № 6 «Ёлочка» | Кривошеева К.А. | ООД | Художественно-эстетическое развитие (лепка) |
В рамках реализации годовой задачи « Совершенствование работы ДОУ по художественно эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий, нетрадиционных техник в процессе реализации ФГОС ДО и ФОП ДО» педагоги ДОУ обменялись опытом с коллегами МДОУ д/с «Сказка» , Сутемьева Г.И и Лоскутникова Н.С провели мастер классы с дошкольниками на базе д/с «Сказка», представив нетрадиционные техники рисования «Трафарет» и «Рисование солью».
Вывод: все педагоги показали высокий уровень педагогического мастерства, компетентности в организации и проведении открытых занятий.
Дети активно занимались, получая новый опыт в разнообразной творческой деятельности.
Рекомендации: представление опыта работы на РМО, обмен опытом.
- Анализ музыкальной деятельности. При анализе планирования работы по музыкальному воспитанию выявлено, что программное содержание занятий соответствует программе возрастным группам и уровню развития детей. Для проведения занятия созданы условия: выполняются санитарно-гигиенические требования, подготовлены необходимые пособия, атрибуты для занятия. В рамках реализации годовой задачи музыкальными руководителями ДОУ Бурдуковской Т.А и Тарасовой Е.А. был подготовлен и проведен фестиваль «Народного творчества» на котором воспитанниками представляли разные виды творчества в музыкальном исполнении «Гжель», «Хохлома», «Дымка», «Филимоново», «Русская матрешка», «Вологодское кружево», «Забайкальские казаки». Музыкальными руководителями организована разнообразная творческая музыкальная работа с детьми: песни, танцы, игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальный репертуар подбирался с учетом возрастных особенностей детей. На каждый вид творчества были подготовлены костюмы как покупные так и самостоятельно пошитые педагогами.
Вывод: музыкальное развитие детей соответствует требованиям ФГОС и ФОП ДО.
Рекомендация: участие в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях на различных уровнях.
- «Наблюдения самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий». В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные виды художественной деятельности. Формы организации применяются в соответствии с видами деятельности: индивидуальная, групповая, совместная с воспитателями. В режиме дня в основном это время во второй половине дня. Место для проведения самостоятельной деятельности организуется специально. Деятельность проводится с подгруппой детей. Инициатива исходит как от детей, так и от педагогов. Детские работы отличаются разнообразием, что показывает эстетически развитый вкус детей, творческую фантазию. В младших группах дети в основном действуют по образцу, предложенному воспитателем.
Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления для реализации своих творческих возможностей через участие в конкурсах, подготовки к утренникам и т.д.
- «Организации театрализованной деятельности». Не во всех группах ведется целенаправленная работа по обогащению детей впечатлениями с целью развития театрализованной деятельности: чтение, рассматривание картин, беседы. анализ навыков и умений по театрализованной деятельности. В группах скудный материал для театрализации. Не у всех в планах отражена театральная деятельность. Скудно оформлены уголки ряженья для детей.
В некоторых группах изготовлено оборудование для театрализованной деятельности: ширмы, кукольный театр, различные виды театров, костюмы, маски, но редко функционируют как средство развития детей и располагаются вне зоны доступа детей, что затрудняет детям проявлять интерес к такому виду творчества как театрализация. Молодые педагоги обладают не достаточным опытом организации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом детей.
Рекомендации: взять на контроль работу по театрализованной деятельности детей.
Срок: учебный год 2025-2026г.
Ответственные: все педагоги
- «Обследования детей по художественно-эстетическому развитию». Общие показатели развития изобразительных навыков и умений соответствуют возрастным особенностям. Дети видят и могут дать объективную характеристику эстетических признаков окружающих предметов, обладают эмоциональной отзывчивостью. Проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, самостоятельно создают сказочные образы в рисунках, лепке.
Дети умеют в рисунке передать сюжетную композицию. Старшие дошкольник и владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свое творческие способности.
В ходе тематической проверки проводилось обследование детей всех возрастных групп по разделу художественное творчество.
Проанализировав детские работы, знания, умения, навыки детей в старшей и подготовительной группе можно сделать следующие выводы.
#1056;ебёнок видит характерные эстетические признаки окружающих предметов - 87%,
#1042;оспринимает и эмоционально реагирует на образ и средства выразительности разных видов и #1078;анров - 87%
#1069;моционально откликается на красоту природы, проявляет интерес к декоративному искусству –93%
#1057;амостоятельно создаёт художественные образы в различных видах изоискусства - 93%
#1042;ладеет основными техническими приёмами рисования – 93%
#1052;ожет передать сюжетную композицию – 81%
#1048;нтегрирует разные виды изодеятельности в индивидуальной и коллективной работе -
#1047;наком с изделиями русского декоративно-прикладного искусства – 100%
#1059;меет создавать декоративные композиции – 87%
#1055;роявляет творчество в разных видах изодеятельности – 93%
В младшей и средней группе:
#1055;роявляет ли интерес к различным видам искусства и изодеятельности – 64%
#1059;меет создавать простейшие изображения красками, карандашами, из пластилина –78%
#1057;пособен создать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности – 78%
#1042; рисунке передаёт сюжет – 42%
#1057;амостоятельно выбирает способы изображения и художественные материалы – 42%
#1054;бладает элементарными способностями к изодеятельности (чувство цвета, формы) – 71%
#1057;оздаёт декоративные композиции – 57%
#1055;ринимает участие в коллективных работах – 93%
#1069;моционально реагирует на результат работы – 93%
#1042;ладеет основными техническими навыками и умениями – 93%
Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).
- Рабата с родителями.
Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работе с родителями, по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют внимание. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок совместного творчества. В группах прошли выставки: «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Моя мама самая лучшая», в которых принимали участие родители с детьми и педагоги.
В рамках празднования праздника «День Матери» с родителями в каждой группе были организованы мини-утренники в форме «посиделок с мамами». Родители с воспитанниками занимались творчеством, художественным ручным трудом. Так же в рамках проведения фестиваля народного творчества родители стали участниками мастер-классов по изготовлению предметов народного творчества «свистульки», «тарелочки», «глиняные игрушки», «расписные донышки».
Прошло анкетирование: «Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста», которое показало такие результаты:
Всего опрошено 96 родителей
1. 100% опрошенных знают что такое художественно-эстетическое воспитание.
2. 96% родителей знаю, что в учреждении проводится работа по развитию художественно-творческих способностей детей.
3. 96%считают, что в учреждении созданы условия для творческого развития ребёнка?
4. 75% детей дома проявляет интерес к художественно-творческой деятельности, таким как рисование, лепка, аппликация, музыка. театрализации)?
4. 78% родителей ответили что дети проявляют интерес к творчеству в домашней обстановке.
22% частично
5. 96% родителей хранят детские рисунки.
6. поддержка детского творчества: 67% вместе рисуют и лепят, 33% покупают разные материалы для творчества
- Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме
художественно-творческого развития ребёнка?
100% родителей ответили, никакой помощи не требуется.
Вывод: Родители вполне понимают значение данной образовательной области, активно учавствуют в развитии детей в данном направлении.
Рекомендации: продолжать привлекать родителей к совместному участию с детьми в различных видах деятельности.
Срок: постоянно
По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:
- организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;
- организация работы по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;
- наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.
- Отдельные недочеты в работе рекомендованы для исправления:
- недостаточно оборудования в уголках по театрализованной деятельности (необходимо своевременное пополнение и обновление)
- оборудовать в группах уголки народного декоративно-прикладного творчества;
- разнообразить используемые в работе методы и приемы по развитию творческих способностей.
- Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях. (Срок: постоянно, ответственные: воспитатели).
Рекомендации: С целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
1. При планировании занятий (изо деятельность, музыка, конструирование, аппликация)продолжать использовать нетрадиционные техники рисования, лепки и тд.
(Срок: постоянно, ответственные: воспитатели).
2 Привести в соответствие с требованиями центры по художественно-продуктивной деятельности в группе №7 , №8, №6
(Срок: до #1075;. , ответственные: воспитатели).
3. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников. Взять данные рекомендации как приоритет для постановки задач на следующий учебный год.
(Срок: учебный год 2025-2025)
Старший воспитатель Тарасова Е.А.________________________
Заведующая МДОУ д/с «Солнышко»
Ланцова И.В.____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАо реализации Программы развития...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Аналитическая справка по диагностике уровня развития зрительной памяти
Под понятием «зрительная память» обычно понимают все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Аналитическая справка образовательной области "Физическое развитие" младшая группа
Отлеживание динамики развития физической подготовленности детей по образовательной области"Физическое развитие" , определение эффективности образовательного процесса....

аналитическая справка по результатам диагностики развития общей моторики за период 2020-2022г.
В этой справке указано количество детей, прошедших обучение за периоды с 2020 г. по 2022г....
Аналитическая справка по результатам динамики развития воспитанников
В аналитической справке представлены результаты педагогической диагностики воспитанников логопедической группы "Одуванчик" за 2022-2023 и 2023-2024 уч.гг....