ТРИЗ: Как сочинять загадки?
материал

Горбунова Т. П

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Зачем загадывают и отгадывают загадки?  Потому что детям  нравится раскрывать тайны. Это факт.   А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_sostav_zagadok.docx855.76 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«РЖД Детский сад № 35».

ТРИЗ: Как сочинять загадки?

Подготовила воспитатель : Горбунова Т.П

Подготовила воспитатель: Горбунова Т. П

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга. Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит). Остальные дети слушают и запоминают.

Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

zag04

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Итак , гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого). Почему? Потому, что замечательные авторы уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких.

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

zag01

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Pareidolia_22

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

zag02

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

zag05

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

zag03

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

zag06

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии.

В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 6 лет

Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

zag08

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ" - ТРИЗ

Работа с дошкольниками над сказкой с использованием технологии ТРИЗ....

Авторская разработка"Сочиняем сказки" ( с использованием модели -признаки по ТРИЗ )

Детям старшего возраста доступны схематические модели, они легко ими усваиваются (модели-это условные обозначения, знаки, символы). Использование модели в игре "Сочиняем сказки" ( с  кк...

Консультация для родителей "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии)

Детское речевое творчество неразрывно связано с созданием сказочных  текстов. Для того,чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно составлять сказку,необходимо познакомить его с моделями, на ос...

Консультация для родителей "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии)

Детское речевое творчество неразрывно связано с созданием сказочных  текстов. Для того,чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно составлять сказку,необходимо познакомить его с моделями, на ос...

Мастер класс для педагогов "Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии"

Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе в...

сочиняем загадки по ТРИЗ

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных моде...

Мастер класс по ТРИЗ для родителей и детей "Учитесь сочинять загадки"

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика? Цели ТРИЗ – не прост...