Проект "Мир головоломок"
проект (старшая группа)

Амигалатеой Светлана Ришатовна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данного проекта. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике. 

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Проект направлен на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_golovolomok.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

«Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников» проект

НА 2024-2025УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Возраст: 6-7 лет

Срок реализации 1 год

Автор- разработчик: Амигалатеой С.Р

                                           

                                            Актуальность проекта:

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данного проекта. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.  

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Проект направлен на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики. 

Педагогическая целесообразность проекта позволяет детям решать головоломки, которые не являются ни чрезмерно сложными, не слишком простыми и каждому ребёнку обеспечивается возможность работать в собственном темпе, ему даётся достаточное время для приобретения необходимых знаний и навыков, прежде чем он приступит к следующему этапу решений головоломок.

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: развитие творческих умственных способностей с помощью игр-головоломок.

Задачи: 

Обучающие:

- Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

- Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.

- Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.

Развивающие:

-   Развитие мышления, памяти, внимания.

-   Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.

- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

-  Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.

- Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в учебном    процессе для развития личности ребенка.

Воспитательные:

-  Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

 

 

Проект разработан для детей 6 - 7 лет.

Срок реализации проекта 1год. 

 

Формы и режим занятий 

Учебный-тематический план рассчитан на 102 часа – 2-3 раз в неделю. Обучение осуществляется в подгруппе с постоянным составом.

Формы работы с детьми:

Подгрупповая форма: предполагает работу с детьми в составе 3 -4 человек.

с детьми, уже имеющими навык работы с играми-головоломками, принимающими и понимающими инструкцию педагога, умеющими работать в небольшой группе детей, с высоким уровнем заинтересованности.

 Ожидаемые результаты освоения Проекта:  

 

К ожидаемым образовательным результатам освоения «МИРА ГОЛОВОЛОМОК» следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей дошкольного возраста. Дети не должны осваивать в обязательном порядке технологию смарт-тренинг и уметь быстро решать все виды головоломок.  

Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» дети могут: 

- знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;

-  овладеть способами и правилами решения головоломок;

-  использовать алгоритм при решении головоломок;

-  понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;

- владеть   элементами   логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;

- ориентироваться в пространстве, анализировать,  

      синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

- проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.

 

                                        Паспорт проекта

дата

тема

содержание

Количество часов

ноябрь

Вводное занятие.

«История головоломок в легендах и гипотезах»

Познакомить детей с историей происхождения головоломок, их разнообразием.

2

Чтение математической сказки: «Полезные игры»

Познакомить детей с содержанием сказки с последующим разъяснением.

1

Логическая игра «Упражнение по образцу «Светофор»

«СКЛАДУШКИ»

Познакомить с головоломкой «Складушки»

4

Логическая игра «Упражнение по образцу яйцо Клумба»

Создание условий для развития оперативного мышления у детей, развития поисковой деятельности.

2

Логическая игра- упражнение ПО СХЕМЕ

Развивает способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям.

1

Сосуды-головоломки  

Познакомить детей с видом головоломок «Сосуды- головоломки»

1

Составление силуэтов, предметов и объектов, по словесному описанию. -

Развивать умение детей выкладывание силуэтов предметов и объектов путем наложения на готовый образец, имеющий контурное деление на геометрические формы.

2

декабрь

Геометрические головоломки на плоскости

«СЛАГАЛИЦА»

«СОБЕРИ ПО СХЕМЕ: ДОМИК»

-Составление силуэтов

предметов и объектов по

образцу, по памяти, по

словесному описанию.

2

Воссоздание (создание) на плоскости силуэтов

предметов и объектов из комплекта

геометрических форм

Составление силуэтов

предметов и объектов по

схеме, имеющей частичное

контурное деление на

геометрические формы

3

Логические игры-

упражнения»

ПРОДОЛЖИ РЯД

Развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.

2

январь

Увлекательный «тетрис»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах,

- развивать умение детей ориентироваться на плоскости,

- Продолжать закреплять представление о цветах

18

Блоки Дьенеша

 Занятия направлены на формирование элементарных математических понятий для детей

8

Развивающие головоломка «гексимо»

Развивает у детей тактильное восприятие; обогащает активный словарь детей новыми словами, развивает память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

2

«Логические игры упражнения»

РАЗЛОЖИ КРУГИ

Формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.

3

Февраль-март

Головоломка

«РАЗЛОЖИ

ПУГОВИЦЫ»

- Выкладывание пуговиц

разными способами по цвету,

количеству и

пространственному

расположению.

- Перемещение пуговиц в

соответствии с заданной

инструкцией.

7

Головоломка НАЙДИ ОШИБКУ В РЯДУ

Формировать умение понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

2

Головоломка

ПРОДОЛЖИ РЯД

Развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.

2

Головоломка

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления.

2

Головоломка «Галла -куб»

Создание объемной фигуры с опорой на иллюстрацию - Создание объемной фигуры по собственному замыслу. Используем карточки первого и второго уровней сложности.

5

Головоломка «ПЕРЕМЕСТИ ПУГОВИЦЫ»

Развитие логического мышления, памяти. Внимания.

3

Игры-головоломки с пуговицами на раскладывание пуговиц по заданным условиям с опорой на карточки инструкции.

Раскладывание пуговиц на плоскости в определенном порядке в соответствии с заданной инструкцией; - Раскладывание пуговиц в ячейки таблицы в соответствии с заданной инструкцией

1

Головоломка «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Развивать внимание, логическое мышление.

2

Головоломка «ВЫЛОЖИ В РЯД»

Развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.

2

Головоломки-лабиринты

формирование представления о лабиринтах и правилах их прохождения

улучшение концентрации внимания, памяти

развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить

улучшение речевых навыков, моторики пальцев рук

обучение умению находить варианты решения проблемы

воспитание стойкости, усидчивости, целеустремленности, щепетильности в выполнении работы, умения контактировать с окружающими

4

Апрель

Словесные игры-головоломки

При помощи наводящих вопросов, предполагающих ответы «да», «нет», ответить на вопрос (решить загадку)

4

Загадки с подвохом

Отгадывание загадок, проявляя

смекалку.

1

Не распадающиеся головоломки, узлы

Познакомить детей с не распадающимися головоломками, узлами.

1

Май

«Ребусы»

Познакомить детей с ребусами, научить отгадывать слово, изображенное в рисунке

5

Игра- головоломка «Бабушкина головоломка»

Цель этих игр: создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу.

1

Игра -головоломка «Зеркальная копия»

1

Игра - головоломка «Танграм»

1

Игра головоломка «Вьетнамская игра»

1

Игра – головоломка «Листик»

1

Игра – головоломка «Счётные палочки» творческое воображение  

Развивает у детей тактильное восприятие; обогащает активный словарь детей новыми словами, развивает память,  внимание,  воображение,  образное мышление; мелкую моторику.

1

«Мир – головоломок»

Диагностика

4

Отчет о реализации проекта:

В рамках учебного плана с ноября 2024 г. по май 2025 г. я реализовала проект «Мир головоломок» в подготовительной группе «Василек».

 Целью проекта было: развитие у детей логического мышления, пространственного воображения, мелкой моторики и познавательной активности посредством работы с разнообразными головоломками.

В ноябре мы начали с вводного занятия, посвященного истории головоломок, их разнообразию и культурному значению, с использованием иллюстраций и рассказов. Затем мы прочитали и обсудили математическую сказку «Полезные игры», акцентируя внимание на важности игр для развития. В течение месяца мы играли в логическую игру «Светофор», познакомились с головоломкой «Складушки» и играли с «Яйцом Клумбой», развивая оперативное мышление. Также мы выполняли упражнения по схемам и знакомились с сосудами-головоломками. В конце месяца мы составляли силуэты по словесным описаниям, тренируя умение интерпретировать информацию.

В декабре мы перешли к геометрическим головоломкам, работая с «Слагалицей» и «Домиком», составляя силуэты по образцу, памяти и словесному описанию. Дети воспроизводили силуэты геометрических фигур и работали со схемами, имеющими частичное контурное деление. Также мы играли в «Продолжи ряд», развивая логику и внимание.

В январе мы увлеклись «Тетрисом», закрепляя знания о геометрических фигурах и цветах, продолжали работать с блоками Дьенеша для формирования математических понятий и играли с развивающей головоломкой «Гексимо», обогащая словарный запас и развивая тактильное восприятие. В завершение проекта мы играли в «Разложи круги», формируя понятия «внутри» и «вне» круга и развивая навыки классификации.

В результате я заметила значительный прогресс у детей в развитии логики, пространственного воображения, мелкой моторики и познавательной активности. Они научились работать с различными головоломками, проявляя самостоятельность и творческий подход. Дети стали более внимательными, усидчивыми и способными к анализу и синтезу информации. Я считаю, что проект был успешным, и рекомендую продолжать работу с головоломками, усложняя задачи и добавляя игровые элементы.

Продолжая работу над проектом «Мир головоломок», в феврале и марте мы сосредоточились на головоломках с пуговицами и на развитии умения находить закономерности. Мы начали с головоломки «Разложи пуговицы», в которой дети раскладывали их разными способами по цвету, количеству и пространственному расположению, а также перемещали пуговицы по инструкции. Далее мы учились находить ошибки в ряду, играя в соответствующую головоломку, формируя умение понимать линейные закономерности. Мы продолжили развивать логику и внимание, играя в «Продолжи ряд» и «Что лишнее?». В эти месяцы дети также познакомились с головоломкой «Галла-куб», создавая объёмные фигуры по иллюстрациям и собственному замыслу, используя карточки разной сложности. Мы также играли в «Перемещай пуговицы» и в различные игры с пуговицами на раскладывание их по инструкции как на плоскости, так и в ячейки таблицы. Помимо этого, мы работали над «Систематизацией» и «Выкладыванием в ряд», развивая внимание и логическое мышление. Кроме того, мы впервые попробовали головоломки-лабиринты, формируя представление о них и правилах прохождения, улучшая концентрацию внимания, память, пространственную ориентацию и развивая умение находить решения.

В апреле наш проект перешёл к словесным головоломкам. Мы играли в словесные игры-головоломки, используя наводящие вопросы для поиска ответов, а также разгадывали загадки с подвохом, проявляя смекалку. Кроме того, мы познакомились с неразрешимыми головоломками и узлами, открывая для себя новый вид задач.

В мае мы сосредоточились на ребусах, обучая детей разгадывать слова, зашифрованные в рисунках. Также мы играли в «Бабушкину головоломку», создавая силуэты предметов по образцу и замыслу на плоскости. Мы познакомились с играми «Зеркальная копия», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Листик» и «Счётные палочки», развивая тактильное восприятие, обогащая словарный запас, тренируя память, внимание, воображение, образное мышление и мелкую моторику. В конце мая мы провели диагностику «Мир головоломок», чтобы оценить результаты всего проекта. В целом, дети продемонстрировали хороший прогресс в логическом мышлении, внимании и умении решать различные виды головоломок. Я считаю, что проект «Мир головоломок» был очень полезен для всестороннего развития детей, и его можно рекомендовать для дальнейшего использования в учебном процессе.

 Результаты:

В ходе реализации проекта дети продемонстрировали значительный прогресс в развитии логического мышления, пространственного воображения, мелкой моторики и познавательной активности. Они научились работать с различными видами головоломок, проявляли самостоятельность и творческий подход к решению задач. Дети стали более внимательными, усидчивыми и способными к анализу и синтезу информации.

Выводы и рекомендации:

Проект «Мир головоломок» показал свою эффективность в развитии интеллектуальных способностей детей. Рекомендуется продолжить работу с головоломками, используя более сложные задания и разнообразные методики. Также целесообразно включать в проект элементы игры и соревнования для повышения мотивации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль головоломок в развитии личности ребенка дошкольника.

в  работе показано значение использования головоломок для всестороннего развития ребенка, дан примерный перечень головоломок, которые могут представлены в развивающей среде в разных возрастных гр...

Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».

Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...

Книга кроссвордов, головоломок, загадок и рассказов.

Книга для обучения детей пожарной безопасности, для всех возрастов....

Использование задач-головоломок на занятиях по ФЭМП

Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно,  записывать решение задачи.Продолжать учить детей решать примеры.Формировать навык самоконтроля.Формировать умение  ориентир...

Картотека игр-головоломок

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть...

Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок

Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок:«ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»,  «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА», «ПЕНТАМИНО»Игры-головоломки развивают:*...

Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...