Проект "Мир головоломок"
проект (старшая группа)
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данного проекта. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.
Проект направлен на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников» проект
НА 2024-2025УЧЕБНЫЙ ГОД
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор- разработчик: Амигалатеой С.Р
Актуальность проекта:
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данного проекта. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.
Проект направлен на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики.
Педагогическая целесообразность проекта позволяет детям решать головоломки, которые не являются ни чрезмерно сложными, не слишком простыми и каждому ребёнку обеспечивается возможность работать в собственном темпе, ему даётся достаточное время для приобретения необходимых знаний и навыков, прежде чем он приступит к следующему этапу решений головоломок.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: развитие творческих умственных способностей с помощью игр-головоломок.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
- Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
- Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
Развивающие:
- Развитие мышления, памяти, внимания.
- Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.
- Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для развития личности ребенка.
Воспитательные:
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Проект разработан для детей 6 - 7 лет.
Срок реализации проекта 1год.
Формы и режим занятий
Учебный-тематический план рассчитан на 102 часа – 2-3 раз в неделю. Обучение осуществляется в подгруппе с постоянным составом.
Формы работы с детьми:
Подгрупповая форма: предполагает работу с детьми в составе 3 -4 человек.
с детьми, уже имеющими навык работы с играми-головоломками, принимающими и понимающими инструкцию педагога, умеющими работать в небольшой группе детей, с высоким уровнем заинтересованности.
Ожидаемые результаты освоения Проекта:
К ожидаемым образовательным результатам освоения «МИРА ГОЛОВОЛОМОК» следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей дошкольного возраста. Дети не должны осваивать в обязательном порядке технологию смарт-тренинг и уметь быстро решать все виды головоломок.
Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» дети могут:
- знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
- овладеть способами и правилами решения головоломок;
- использовать алгоритм при решении головоломок;
- понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
- владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
- ориентироваться в пространстве, анализировать,
синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Паспорт проекта
дата | тема | содержание | Количество часов |
ноябрь | Вводное занятие. «История головоломок в легендах и гипотезах» | Познакомить детей с историей происхождения головоломок, их разнообразием. | 2 |
Чтение математической сказки: «Полезные игры» | Познакомить детей с содержанием сказки с последующим разъяснением. | 1 | |
Логическая игра «Упражнение по образцу «Светофор» «СКЛАДУШКИ» | Познакомить с головоломкой «Складушки» | 4 | |
Логическая игра «Упражнение по образцу яйцо Клумба» | Создание условий для развития оперативного мышления у детей, развития поисковой деятельности. | 2 | |
Логическая игра- упражнение ПО СХЕМЕ | Развивает способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям. | 1 | |
Сосуды-головоломки | Познакомить детей с видом головоломок «Сосуды- головоломки» | 1 | |
Составление силуэтов, предметов и объектов, по словесному описанию. - | Развивать умение детей выкладывание силуэтов предметов и объектов путем наложения на готовый образец, имеющий контурное деление на геометрические формы. | 2 | |
декабрь | Геометрические головоломки на плоскости «СЛАГАЛИЦА» «СОБЕРИ ПО СХЕМЕ: ДОМИК» | -Составление силуэтов предметов и объектов по образцу, по памяти, по словесному описанию. | 2 |
Воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм | Составление силуэтов предметов и объектов по схеме, имеющей частичное контурное деление на геометрические формы | 3 | |
Логические игры- упражнения» ПРОДОЛЖИ РЯД | Развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения. | 2 | |
январь | Увлекательный «тетрис» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, - развивать умение детей ориентироваться на плоскости, - Продолжать закреплять представление о цветах | 18 |
Блоки Дьенеша | Занятия направлены на формирование элементарных математических понятий для детей | 8 | |
Развивающие головоломка «гексимо» | Развивает у детей тактильное восприятие; обогащает активный словарь детей новыми словами, развивает память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику. | 2 | |
«Логические игры упражнения» РАЗЛОЖИ КРУГИ | Формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления. | 3 | |
Февраль-март | Головоломка «РАЗЛОЖИ ПУГОВИЦЫ» | - Выкладывание пуговиц разными способами по цвету, количеству и пространственному расположению. - Перемещение пуговиц в соответствии с заданной инструкцией. | 7 |
Головоломка НАЙДИ ОШИБКУ В РЯДУ | Формировать умение понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду. | 2 | |
Головоломка ПРОДОЛЖИ РЯД | Развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения. | 2 | |
Головоломка ЧТО ЛИШНЕЕ? | Развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления. | 2 | |
Головоломка «Галла -куб» | Создание объемной фигуры с опорой на иллюстрацию - Создание объемной фигуры по собственному замыслу. Используем карточки первого и второго уровней сложности. | 5 | |
Головоломка «ПЕРЕМЕСТИ ПУГОВИЦЫ» | Развитие логического мышления, памяти. Внимания. | 3 | |
Игры-головоломки с пуговицами на раскладывание пуговиц по заданным условиям с опорой на карточки инструкции. | Раскладывание пуговиц на плоскости в определенном порядке в соответствии с заданной инструкцией; - Раскладывание пуговиц в ячейки таблицы в соответствии с заданной инструкцией | 1 | |
Головоломка «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ» | Развивать внимание, логическое мышление. | 2 | |
Головоломка «ВЫЛОЖИ В РЯД» | Развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения. | 2 | |
Головоломки-лабиринты | формирование представления о лабиринтах и правилах их прохождения улучшение концентрации внимания, памяти развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить улучшение речевых навыков, моторики пальцев рук обучение умению находить варианты решения проблемы воспитание стойкости, усидчивости, целеустремленности, щепетильности в выполнении работы, умения контактировать с окружающими | 4 | |
Апрель | Словесные игры-головоломки | При помощи наводящих вопросов, предполагающих ответы «да», «нет», ответить на вопрос (решить загадку) | 4 |
Загадки с подвохом | Отгадывание загадок, проявляя смекалку. | 1 | |
Не распадающиеся головоломки, узлы | Познакомить детей с не распадающимися головоломками, узлами. | 1 | |
Май | «Ребусы» | Познакомить детей с ребусами, научить отгадывать слово, изображенное в рисунке | 5 |
Игра- головоломка «Бабушкина головоломка» | Цель этих игр: создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу. | 1 | |
Игра -головоломка «Зеркальная копия» | 1 | ||
Игра - головоломка «Танграм» | 1 | ||
Игра головоломка «Вьетнамская игра» | 1 | ||
Игра – головоломка «Листик» | 1 | ||
Игра – головоломка «Счётные палочки» творческое воображение | Развивает у детей тактильное восприятие; обогащает активный словарь детей новыми словами, развивает память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику. | 1 | |
«Мир – головоломок» | Диагностика | 4 |
Отчет о реализации проекта:
В рамках учебного плана с ноября 2024 г. по май 2025 г. я реализовала проект «Мир головоломок» в подготовительной группе «Василек».
Целью проекта было: развитие у детей логического мышления, пространственного воображения, мелкой моторики и познавательной активности посредством работы с разнообразными головоломками.
В ноябре мы начали с вводного занятия, посвященного истории головоломок, их разнообразию и культурному значению, с использованием иллюстраций и рассказов. Затем мы прочитали и обсудили математическую сказку «Полезные игры», акцентируя внимание на важности игр для развития. В течение месяца мы играли в логическую игру «Светофор», познакомились с головоломкой «Складушки» и играли с «Яйцом Клумбой», развивая оперативное мышление. Также мы выполняли упражнения по схемам и знакомились с сосудами-головоломками. В конце месяца мы составляли силуэты по словесным описаниям, тренируя умение интерпретировать информацию.
В декабре мы перешли к геометрическим головоломкам, работая с «Слагалицей» и «Домиком», составляя силуэты по образцу, памяти и словесному описанию. Дети воспроизводили силуэты геометрических фигур и работали со схемами, имеющими частичное контурное деление. Также мы играли в «Продолжи ряд», развивая логику и внимание.
В январе мы увлеклись «Тетрисом», закрепляя знания о геометрических фигурах и цветах, продолжали работать с блоками Дьенеша для формирования математических понятий и играли с развивающей головоломкой «Гексимо», обогащая словарный запас и развивая тактильное восприятие. В завершение проекта мы играли в «Разложи круги», формируя понятия «внутри» и «вне» круга и развивая навыки классификации.
В результате я заметила значительный прогресс у детей в развитии логики, пространственного воображения, мелкой моторики и познавательной активности. Они научились работать с различными головоломками, проявляя самостоятельность и творческий подход. Дети стали более внимательными, усидчивыми и способными к анализу и синтезу информации. Я считаю, что проект был успешным, и рекомендую продолжать работу с головоломками, усложняя задачи и добавляя игровые элементы.
Продолжая работу над проектом «Мир головоломок», в феврале и марте мы сосредоточились на головоломках с пуговицами и на развитии умения находить закономерности. Мы начали с головоломки «Разложи пуговицы», в которой дети раскладывали их разными способами по цвету, количеству и пространственному расположению, а также перемещали пуговицы по инструкции. Далее мы учились находить ошибки в ряду, играя в соответствующую головоломку, формируя умение понимать линейные закономерности. Мы продолжили развивать логику и внимание, играя в «Продолжи ряд» и «Что лишнее?». В эти месяцы дети также познакомились с головоломкой «Галла-куб», создавая объёмные фигуры по иллюстрациям и собственному замыслу, используя карточки разной сложности. Мы также играли в «Перемещай пуговицы» и в различные игры с пуговицами на раскладывание их по инструкции как на плоскости, так и в ячейки таблицы. Помимо этого, мы работали над «Систематизацией» и «Выкладыванием в ряд», развивая внимание и логическое мышление. Кроме того, мы впервые попробовали головоломки-лабиринты, формируя представление о них и правилах прохождения, улучшая концентрацию внимания, память, пространственную ориентацию и развивая умение находить решения.
В апреле наш проект перешёл к словесным головоломкам. Мы играли в словесные игры-головоломки, используя наводящие вопросы для поиска ответов, а также разгадывали загадки с подвохом, проявляя смекалку. Кроме того, мы познакомились с неразрешимыми головоломками и узлами, открывая для себя новый вид задач.
В мае мы сосредоточились на ребусах, обучая детей разгадывать слова, зашифрованные в рисунках. Также мы играли в «Бабушкину головоломку», создавая силуэты предметов по образцу и замыслу на плоскости. Мы познакомились с играми «Зеркальная копия», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Листик» и «Счётные палочки», развивая тактильное восприятие, обогащая словарный запас, тренируя память, внимание, воображение, образное мышление и мелкую моторику. В конце мая мы провели диагностику «Мир головоломок», чтобы оценить результаты всего проекта. В целом, дети продемонстрировали хороший прогресс в логическом мышлении, внимании и умении решать различные виды головоломок. Я считаю, что проект «Мир головоломок» был очень полезен для всестороннего развития детей, и его можно рекомендовать для дальнейшего использования в учебном процессе.
Результаты:
В ходе реализации проекта дети продемонстрировали значительный прогресс в развитии логического мышления, пространственного воображения, мелкой моторики и познавательной активности. Они научились работать с различными видами головоломок, проявляли самостоятельность и творческий подход к решению задач. Дети стали более внимательными, усидчивыми и способными к анализу и синтезу информации.
Выводы и рекомендации:
Проект «Мир головоломок» показал свою эффективность в развитии интеллектуальных способностей детей. Рекомендуется продолжить работу с головоломками, используя более сложные задания и разнообразные методики. Также целесообразно включать в проект элементы игры и соревнования для повышения мотивации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль головоломок в развитии личности ребенка дошкольника.
в работе показано значение использования головоломок для всестороннего развития ребенка, дан примерный перечень головоломок, которые могут представлены в развивающей среде в разных возрастных гр...
Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...

Книга кроссвордов, головоломок, загадок и рассказов.
Книга для обучения детей пожарной безопасности, для всех возрастов....
Использование задач-головоломок на занятиях по ФЭМП
Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, записывать решение задачи.Продолжать учить детей решать примеры.Формировать навык самоконтроля.Формировать умение ориентир...
Картотека игр-головоломок
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть...

Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок
Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок:«ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА», «ПЕНТАМИНО»Игры-головоломки развивают:*...

Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...