Родительское собрание "Чтение и развитие речи"
классный час
Как помочь ребёнку построить рассказ по картине (серии картинок)?
Обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам — 3—4. Картинки должны отражать реальный опыт детей — хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.). В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей. В возрасте 5—7 лет использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение и развитие речи
Как помочь ребёнку построить рассказ по картине (серии картинок)?
Обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам — 3—4. Картинки должны отражать реальный опыт детей — хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.). В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4—6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей. В возрасте 5—7 лет использовать серии картинок из 6—8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами.
Использовать следующие приёмы: совместное рассказывание (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу); взрослый даёт образец рассказа (он должен быть выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию); предложить ребёнку план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия; это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность); описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств; для рассматривания картины использовать игровые приёмы «фотоаппарат», «подзорная труба» и др..
Как сделать словарь детей богатым?
Чтение книг: оно помогает детям узнавать новые слова и понимать их значение в контексте. Также важно обсуждать прочитанные книги с ребенком и объяснять незнакомые слова.
Использование приёма «Слова дня». Каждый день нужно выбирать новое слово, объяснять его значение и использовать в разных контекстах.
Игра «Слова-ассоциации». Это игра, в которой ребёнок должен назвать слово, связанное с предыдущим. Например, если ребенок назвал слово «дерево», следующее слово может быть «листья».
Наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д. и разговаривайте с ребёнком о наблюдаемом). Рассматривание и описание картин, картинок, игрушек и различных предметов. Просмотр познавательных фильмов, мультфильмов с обязательным последующим обсуждением.
Как устранить внелитературную лексику из речи ребёнка?
В возрасте (до 4-5 лет) употребление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное – первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление.
Необходимо не реагировать слишком остро.
Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье, такие слова не говорят, это неправильно» и предложить другой вариант.
Нужно стараться избегать семейных конфликтов в присутствии ребенка.
Очень часто дети прибегают к вызывающему поведению только потому, что они не знают других способов выражения своих эмоций. Необходимо научить ребенка нескольким словам, описывающим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь).
Беседа о нелитературной лексике. В спокойной доступной форме объяснить ребёнку из – чего они возникают и почему их нельзя использовать.
Соблюдение чётких правил в семье. Следить за речью всех членов семьи.
Как сделать чтение интересным и увлекательным процессом для ребёнка?
Самое главное — показывайте им пример! Родители сами должны читать. В противном случае вероятность, что их дети увлекутся чтением, крайне мала. Необходимо показать детям, что от чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции. Используйте следующие приёмы: дочитайте до самого интересного места — и остановитесь; используйте театрализацию, обыгрывание куклами, игрушками. Выбирайте книги в соответствии с возрастом ребёнка; привлекайте ребёнка к выбору книги (совместно посещайте библиотеку, книжный магазин).
Как вместе с ребёнком учить наизусть стихи и песни?
Начинайте учить стихотворение, когда ребёнок в хорошем настроении. Последовательность разучивания стихотворения: сначала следует прочитать стихотворение; выяснить все непонятные слова и выражения; снова прочитать стихотворение, но уже выразительно; предложить ребенку через 2 минуты повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь; предложить ребенку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз; через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение; перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение; утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребенка.
Подобрать подходящий способ запоминания. Одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив, нужна абсолютная неподвижность. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи.
Как объяснить ребёнку значение пословиц и поговорок?
Малыши до 5 лет не в состоянии понимать шутки, скрытое порицание и переносный смысл, потому не смогут понять значение в полной мере. Это доступно детям 5 – 6лет.
Подберите простые поговорки, в которых несложно увидеть суть. Постепенно расширяйте круг поговорок и пословиц.
Используйте иллюстрации для понимания смысла пословиц и поговорок. Использование поговорок и пословиц родителями в контексте какого – либо семейного события, деятельности. Инсценирование пословиц.
Как обсуждать прочитанное с ребёнком?
Задавать вопросы, позволяющие узнать, эмоциональное отношение ребенка к явлениям, событиям, героям. Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.
Задавать вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Это поможет увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения, что позволит детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.
Задавать вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.
Задавать вопросы, направленные на воспроизведение содержания.
Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.
Задавать вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов – вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное.
Рисовать картинки к понравившемуся эпизоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»
Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....
Родительское собрание "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Родительское собрание...

Занятие для просмотра на родительском собрании по развитию речи.
Учить детей видеть по картине приметы времени года, составлять полные предложения, развернутый рассказ из 4-5 предложений....

Родительское собрание "Особенности развития речи детей 4-5 лет""
Протокол № 2родительского собрания в средней группе от 23.11.2011г.Тема: «Особенности развития речи детей 4-5 лет»Повестка дня:1.Доклад «Особенности развития речи детей 4-5 лет»2. Наши праздники...

Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

родительское собрание : особенности развития речи детей 3-4 лет, и способы ее развития
в данной публикации рассказывается об соновных особенностях развития речи детей младшего возраста...