Проект "Лесные жители"
проект (подготовительная группа)
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, с окружающей его природы, животных родного края. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.67 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39»
Проект
«Лесные жители»
Разработала:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Родионова Н.В.
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта
| «Лесные жители». |
Вид проекта
| Познавательно – исследовательский, творческий. |
Участники проекта | Педагоги группы, родители, воспитанники старшей группы с ТНР. |
Возраст детей | 6 - 7 лет. |
Актуальность проекта
| Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, с окружающей его природы, животных родного края. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу |
Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность | Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу |
Гипотеза | Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. |
Вопросы содержательного направления проекта | Каких животных можно назвать дикими? Каких из диких животных человек приучил первыми? Внешний вид животных: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста и т. д) Чем питаются дикие животные зимой? Как называют детёнышей животных? Повадки животных Как называются жилища животных? В каких сказках говорится о животных? Как зимуют дикие животные? Почему нужно охранять животных, беречь природу? Кто заботится о животных зимой в лесу? |
Цель проекта
| Обобщение и систематизация знаний детей о диких животных, их приспособленности к среде обитания. |
Задачи проекта | Для детей. Образовательные: Расширять и уточнять представления детей о природе зимой (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), о диких животных лесов России ( где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме , познакомить со следами диких зверей, их повадками; пользой, которую приносят дикие животные. Помощь людей животным в зимний период. Продолжать развивать речь как средство общения.. Вызывать интерес детей к явлениям живой и неживой природы. Обогащать активный словарь детей (дупло, берлога, логово, нора, колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный, прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.). Развивать связную речь через составление описательных и творческих рассказов о диких животных; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать творческие способности детей Развивающие: - развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений; - развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение, мышление в процессе изучения природных объектов; - развивать творческие способности детей, умения детей передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Воспитательные: - воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту); - воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности. Для педагогов: - создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по всем образовательным областям; - создать информационную базу: создание презентаций; - подбор художественных произведений по теме проекта; - оформление выставки; - подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта; - обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта; Для родителей: - заинтересовать родителей включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности. |
Предполагаемый результат: | Для детей: -приобретение необходимых знаний и представлений о диких животных; -умение решать предложенные задачи в совместной деятельности; - желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности; - проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности; (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность); - овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми; - стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности ( познавательная, поисковая, творческая, игровая); - произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний; - освоение детьми способов принятия общего решения. Для педагогов: - реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте. -повышение уровня знаний детей по теме. -активизация словаря по лексической теме. Для родителей: - установление эмоционального контакта с детьми; - продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности. |
Ресурсы проекта | Книги А. К. Толстой «Белка и волк». Р. н. с. «Лиса и волк» Г. Снегирев «След оленя». р. н. с. «Заяц-хваста» И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи». Р. н. с. «Зимовье». Г. Скребицкий «Кто как зимует». 9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся» Е. Чарушин «Волчонок» и др. Энциклопедия «Дикие животные России» Альбомы: «Животные зимой», «Как животные готовятся к зиме». Трафареты, обводки, книжки-раскраски. Иллюстрации, плакат. Родителям: информация по теме проекта, рекомендации по теме проекта, Электронная презентация: «Животные зимой». Видеофильм: «Как белка готовится к зиме» |
Продукт проекта
| Для детей: -рисунки , поделки, коллективные работы. Для педагогов: - изготовление дидактических игр по теме, альбомов. Для родителей: – совместное изготовление детьми и родителями выставки, - страничка в портфолио «Зоопарк» |
Интеграция областей | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Сроки реализации | Краткосрочный,1 неделя |
Процесс реализации проекта.
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семья |
Подготовительный | Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы. Предлагают варианты решения проблемы. Совместно с воспитателем определяют цель проекта. Принимают задачи проекта. Дополняют задачи проекта. Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Особенности жизни диких животных зимой» | Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов. Формулируют проблемные вопросы. Определяют задачи. Собирают литературу: стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы. Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте. Создают проблему для осуществления проекта. | Принимают проблему «Участвуем в проекте». Помогают собирать литературу. Оформляют совместно с детьми стенгазеты, книжки-малышки. Беседуют с детьми о диких животных и помогают им в решении проблемной ситуации |
Деятельностный | Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта. Объединяются в рабочие группы, распределяют обязанности. Выполняют проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых. Готовятся к итоговому мероприятию | Организуют совместную деятельность с детьми. Помогают в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям. Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы. Контролируют развитие проектной деятельности детей. Оказывают дифференцирован ную помощь детям при проведении проектной деятельности. Собирают рисунки детей. | Помогают в составлении рассказов о диких животных (словотворчество). Принимают участие в оформлении выставки поделок |
Завершающий | Проводят итоговое мероприятие. Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач. Совместно с взрослыми определяют перспективы развития проекта | Помогают в организации итогового мероприятия. Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности. Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта |
Модель « трёх вопросов».
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где мы можем это узнать? |
Давид – у медведя есть берлога. Дима – животные живут в лесу Матвей – заяц меняет шубку зимой на белую.- | Артемий – Зачем тигру шерсть в полоску? Слава – У животных ноги или лапы? Тимофей - Как появились животные? Ефим – А дикие животные умеют лазать по деревьям? Андрей - Почему у животных разные хвосты? | - В садике, у воспитателя - Из книг, мультфильмов. -Спросить у мамы, у папы.
|
Системная паутинка по проекту.
Познание | Чтение художественной литературы | Коммуникация |
(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская). Просмотр видеороликов, компьютерных презентаций о диких животных зимой. Рассматривание картинок из серии «Ознакомление с окружающим миром». Опытно-экспериментальная деятельность «Шерсть животного». «Городское время» -«Дикие животные моего края» (компьютерная презентация) Беседа «Как животные готовятся к зиме». Р/и «Дети и звери», «Помоги природе», «Экологический светофор», «Что бы было, если…». | (ведущая деятельность – чтение). А. К. Толстой «Белка и волк». Р. н. с. «Лиса и волк» Г. Снегирев «След оленя». р. н. с. «Заяц-хваста» И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи». Р. н. с. «Зимовье». Г. Скребицкий «Кто как зимует». 9 В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся» Е. Чарушин «Волчонок» и др. Энциклопедия «Дикие животные России» Выставка книг «Животные в сказках», «Детские писатели о животных». Энциклопедия «Дикие животные России». | (ведущая деятельность – коммуникативная). Игры на формирование коммуникативных навыков «Что пропало», «Волшебный мешок», «Отгадай, кто это». Экологические игры: «Уши и хвосты», «Кто где живёт?», «Чьи следы?». Беседы о приспособлении животных к окружающим условиям, поведение человека с животным. Ситуативный разговор «Все ли животные могут стать домашними?». Проблемная ситуация «Можно ли ежа взять домой». Игра-забава «У оленя дом большой». Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека». Дидактические игры: «Помоги животным найти свой дом», «Знаки природы». |
Развитие речи | .Социализация | Труд |
(ведущая деятельность – связная речь). Составление рассказов, рассказывание по коллажам, мнемотаблицам; придумывание сказки о животном по серии картинок. Составление описательного рассказа «Дикое животное зимой». Дидактические игры «Узнай животного по описанию», «Кто чем питается», «Чей домик», «Кто какую пользу приносит»; «Семья животных». Игра-задание «Нарисуй животного и составь о нём рассказ». | Социализация (ведущая деятельность – игровая). С/ролевые игры «Строим дом для зайца» «Ветеринарная клиника». Режиссерская игра «Животные в лесу» (макет) Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей в зоопарке. Разыгрывание историй с игрушечными зверями. Р/и «Дети и звери», «Помоги природе», «Экологический светофор», «Что бы было, если…». | (ведущая деятельность – трудовая). Ручной труд: Оригами (лиса), работа с природным материалом (ёж), с картоном на тему «Подарки для малышей», изготовление масок животных. Дежурство в книжном уголке и уголке природы. |
Безопасность | Здоровье | Физическая культура |
(интеграция разных видов деятельности). Беседы: «Встреча с диким животным» «Р/и «Экологический светофор», «Дети и звери». Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок боится животных». Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека». | (интеграция разных видов деятельности). Беседы «Что ведёт к гибели зверей ?» Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем мы отличаемся». Р/и «У зверей и у людей» (с мячом), «Питание зверят». Дыхательная гимнастика «Перекличка животных», «Ушки». Артикуляционная гимнастика «Заяц», «Хитрая лиса» Логоритмическое упражнение «Лесные животные». | (ведущая деятельность – двигательная). Подвижные игры «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Зарядка зверей», «Волк и зайцы», «Белкин дом», «Лиса в курятнике». Физминутки: «Звериная зарядка»,»Звери шли на водопой», «Ёж и барабан». Заданием на развитие моторики руки «Обведи силуэты животных ». |
Музыка | Художественное творчество | Режимные моменты |
(ведущая деятельность – музыкально-художественная). Песня "Пляска лесных зверят". Слова и музыка: Е. Гомоновой. Песня Волчий вальс Песенка трех волков. Слова Ю. Мориц Музыка С. Никитина. Танец «Разноцветные зверята», Хороводная игра «Хоровод зверей». | (ведущая деятельность – продуктивная). Игра-задание «Нарисуй животного и составь о нём рассказ». Рисование «Белочка в дупле» Лепка « Лисичка охотится» Аппликация «Зимний лес» Конструирование животных из ЛЕГО, мозаики, оригами. Рассматривание иллюстраций Евгения Чарушина. | (интеграция разных видов деятельности). Беседы об умывании (дети, звери), питании (звери, люди), значении сна (для людей, животных), движений (люди, животные). |
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами | Итог | |
Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Папка-передвижка для родителей «Книги о диких животных для вашего ребёнка». Библиотека для родителей: энциклопедии, книги о природе, статьи о воспитании доброты в детях. Составление рассказов по предложенной тематике. | Квест-игра «Приключения в лесу» Викторина «Лесные жители» |
Вывод.
Проектная деятельность позволила систематизировать представления детей в разных направлениях:
-обеспечила развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;
- включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепила заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;
- пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы;
- повысили уровень личной самооценки детей за достигнутый результат;
- обогатили знания детей о животных наших лесов, особенностях их внешнего вида, повадках, приспособлениях к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты), оказании помощи людей в жизни животных зимой.
-научились сравнивать животных по нескольким признакам и находить их сходство и различие.
Определение перспектив в данном направлении
• Продолжать работу по теме «Дикие животные»
• Сравнивать животных по внешнему виду, особенностям жилища, питания, выведения потомства;
• Составлять описательный рассказ , активно использовать словарь по теме
• Любить и бережно относиться к природе.
Литература:
1. О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
2. Дыбина О.Б. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей в группе детского сада. М. Мозайка – Синтез 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лесные жители
занятие в старшей логопедической группе...

Тематический вечер развлечений о ПДД в старшей группе "Приключение лесных жителей"
Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Данное мероприятие продолжает знакомить детей ...
презентация "жители лесного царства"
презентация к занятию по окружающиму миру...
презентация "жители лесного царства"
презентация к занятию по окружающиму миру...

Жители пустыни» (занятие в подготовительной к школе группе Раздел «Учимся рисовать», «Познаем мир») Форма проведение: занятие - путешествие
Учить рисовать оттенки цветов ( желтого).Выполнять аппликации в нетрадиционной технике....
Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"
Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...
Экологический игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста«Лесные жители»
Цели и задачи: - Расширение и обогащение знаний детей по теме «Дикие животные». - Воспитание любви к природе и желания бережно относиться к ней . - Развитие навыков коммуникации. - Развитие фантаз...