Проект "Лесные жители"
проект (подготовительная группа)

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, с окружающей его природы, животных родного края. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

Проект

«Лесные жители»

Разработала:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Родионова Н.В.

Паспорт педагогического проекта

 

Тема проекта

 

«Лесные жители».  

Вид проекта

 

Познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта

Педагоги группы, родители, воспитанники старшей  группы с ТНР.

Возраст детей

6 - 7 лет.

Актуальность проекта

 

  Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, с окружающей его природы, животных родного края. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу

Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность

 Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу

Гипотеза

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы содержательного направления проекта

Каких животных можно назвать дикими?

Каких из диких животных человек приучил первыми?

Внешний вид животных: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы,    туловища, лап, хвоста и т. д)

Чем питаются дикие животные зимой?

Как называют детёнышей животных?

Повадки  животных

Как называются жилища  животных?

В каких сказках говорится о  животных?

 Как зимуют дикие животные?

 Почему нужно охранять животных, беречь природу?

 Кто заботится о животных зимой в лесу?

Цель проекта

 

Обобщение и систематизация знаний детей о диких животных, их приспособленности к среде обитания.

Задачи проекта

Для детей.

Образовательные:

Расширять и уточнять представления детей о природе зимой (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры),   о диких животных лесов России ( где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме , познакомить со следами диких зверей, их повадками; пользой, которую приносят дикие животные. Помощь людей животным в зимний период.

Продолжать развивать речь как средство общения.. Вызывать интерес  детей к явлениям живой и неживой природы.  

Обогащать активный словарь детей (дупло, берлога, логово, нора, колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный, прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.).

 Развивать связную речь через составление описательных и творческих рассказов о диких животных; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать   творческие способности детей

Развивающие:

 - развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений;

- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение, мышление в процессе изучения природных объектов;

- развивать творческие способности детей, умения детей передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности.

Для педагогов:

- создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по всем образовательным областям;

- создать информационную базу: создание презентаций;

- подбор художественных произведений по теме проекта;

- оформление выставки;

- подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;

 - обогатить предметно-развивающую  среду по теме проекта;

Для родителей:

- заинтересовать родителей включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Предполагаемый  результат:

Для детей:

-приобретение необходимых знаний и представлений о диких животных;

-умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

- желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

- проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности;

 (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);

- овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

- стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности ( познавательная, поисковая, творческая, игровая);

- произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний;

- освоение детьми способов принятия общего решения.

Для педагогов:

- реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

 -повышение  уровня знаний детей по теме.

-активизация словаря по лексической теме.

Для родителей:

- установление эмоционального контакта с детьми;

- продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Ресурсы проекта

Книги

А. К. Толстой «Белка и волк». Р. н. с. «Лиса и волк»

 Г. Снегирев «След оленя».  р. н. с. «Заяц-хваста»

 И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

 Р. н. с. «Зимовье». Г. Скребицкий «Кто как зимует».

9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся» Е. Чарушин «Волчонок» и др.

Энциклопедия «Дикие животные России»

Альбомы: «Животные зимой», «Как животные готовятся к зиме».

Трафареты, обводки, книжки-раскраски.

Иллюстрации,  плакат.

Родителям: информация по теме проекта, рекомендации по теме проекта,

Электронная презентация:

«Животные зимой».

Видеофильм:

«Как белка готовится к зиме»

Продукт проекта

 

Для детей:

-рисунки , поделки, коллективные работы.

Для педагогов:

- изготовление дидактических игр по теме, альбомов.

Для родителей:

– совместное изготовление детьми и родителями  выставки,

- страничка в портфолио «Зоопарк»

Интеграция областей

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Сроки реализации

Краткосрочный,1 неделя

 

Процесс реализации проекта.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семья

Подготовительный

Осознают и личностно воспринимают проблему, эмоционально реагируют на проблемные вопросы.

Предлагают варианты решения проблемы.

Совместно с воспитателем определяют цель проекта.

Принимают задачи проекта.

Дополняют задачи проекта.

Прогнозируют результаты проекта. Мы узнаем: «Особенности жизни диких  животных зимой»

Создают проблемную ситуацию и описывают ее. Используют модель 3-х вопросов.

Формулируют проблемные вопросы.

Определяют задачи.

Собирают литературу: стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы.

Делают объявление для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.

 Создают проблему для осуществления проекта.

Принимают проблему «Участвуем в проекте».

Помогают собирать литературу. Оформляют совместно с детьми стенгазеты, книжки-малышки.

Беседуют с детьми о диких животных и помогают им в решении проблемной ситуации

Деятельностный

Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта.

Объединяются в рабочие группы, распределяют обязанности.

Выполняют проект (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.

Готовятся к итоговому мероприятию

Организуют совместную деятельность с детьми.

Помогают в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.

Разучивают с детьми загадки, пальчиковые игры, игры, стихи, читают им сказки и рассказы.

Контролируют развитие проектной деятельности детей.

Оказывают дифференцирован

ную помощь детям при проведении проектной деятельности.

Собирают рисунки детей.

Помогают в составлении рассказов о диких животных (словотворчество).

Принимают участие в оформлении выставки поделок

Завершающий

Проводят итоговое мероприятие.

Обсуждают результаты проектной деятельности, выясняют причины успехов и неудач.

Совместно с взрослыми определяют перспективы развития проекта

Помогают в организации итогового мероприятия.

Участвуют в обсуждении результатов проектной деятельности.

Совместно с детьми определяют перспективы развития проекта

 

Модель « трёх вопросов».

                 Что мы знаем?

        Что хотим узнать?

Где мы можем это узнать?

Давид – у медведя есть берлога.

Дима – животные живут в лесу

Матвей – заяц меняет шубку зимой на белую.-

Артемий – Зачем тигру шерсть в полоску?

Слава – У животных ноги или лапы?

Тимофей - Как появились животные?

Ефим – А дикие животные умеют лазать по деревьям?

Андрей - Почему у животных разные хвосты?

- В садике, у воспитателя

- Из книг, мультфильмов.

-Спросить у мамы, у папы.

 

Системная  паутинка по проекту.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская).

Просмотр видеороликов, компьютерных презентаций о диких животных зимой.

Рассматривание картинок из серии «Ознакомление с окружающим миром».

Опытно-экспериментальная деятельность «Шерсть животного».

  «Городское время» -«Дикие животные моего края» (компьютерная презентация)

Беседа «Как животные готовятся к зиме».

Р/и «Дети и звери», «Помоги природе», «Экологический светофор», «Что бы было, если…».

(ведущая деятельность – чтение).

А. К. Толстой «Белка и волк». Р. н. с. «Лиса и волк»

 Г. Снегирев «След оленя».  р. н. с. «Заяц-хваста»

 И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».

 Р. н. с. «Зимовье». Г. Скребицкий «Кто как зимует».

9 В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся» Е. Чарушин «Волчонок» и др.

Энциклопедия «Дикие животные России»

Выставка книг «Животные в сказках», «Детские писатели о животных».

 Энциклопедия «Дикие животные России».

(ведущая деятельность – коммуникативная).

Игры на формирование коммуникативных навыков «Что пропало», «Волшебный мешок», «Отгадай, кто это».

Экологические игры: «Уши и хвосты», «Кто где живёт?», «Чьи следы?».

Беседы о приспособлении животных к окружающим условиям, поведение человека с животным.

Ситуативный разговор «Все ли животные могут стать домашними?».

Проблемная ситуация «Можно ли ежа взять домой».

Игра-забава «У оленя дом большой».

Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека».

Дидактические игры: «Помоги  животным найти свой дом», «Знаки природы».

Развитие речи

.Социализация

Труд

(ведущая деятельность – связная речь).

Составление рассказов, рассказывание по коллажам, мнемотаблицам; придумывание сказки о животном по серии картинок.

Составление описательного рассказа «Дикое животное зимой».

Дидактические игры «Узнай животного по описанию», «Кто чем питается», «Чей домик», «Кто какую пользу приносит»;  «Семья животных».

Игра-задание «Нарисуй животного и составь о нём рассказ».

Социализация

(ведущая деятельность – игровая).

С/ролевые игры  «Строим дом для зайца»

«Ветеринарная клиника».

Режиссерская игра «Животные в лесу» (макет)

Составление совместно с родителями фотоальбома  с фотографиями детей в зоопарке.

Разыгрывание историй с игрушечными зверями.

Р/и «Дети и звери», «Помоги природе», «Экологический светофор», «Что бы было, если…».

(ведущая деятельность – трудовая).

Ручной труд:

Оригами (лиса),

 работа с природным материалом (ёж),

 с картоном на тему «Подарки для малышей», изготовление масок животных.

Дежурство в книжном уголке и уголке природы.

Безопасность

Здоровье

Физическая культура

(интеграция разных видов деятельности).

Беседы: «Встреча с диким животным»

«Р/и «Экологический светофор», «Дети и звери».

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок боится животных».

Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека».

(интеграция разных видов деятельности).

Беседы «Что ведёт к гибели зверей ?»

Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем мы отличаемся».

Р/и «У зверей и у людей» (с мячом),  «Питание зверят». Дыхательная гимнастика «Перекличка животных», «Ушки».

Артикуляционная гимнастика «Заяц», «Хитрая лиса»

Логоритмическое упражнение «Лесные животные».

(ведущая деятельность – двигательная).

Подвижные игры

«Бездомный заяц», «Медведь и пчелы», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Зарядка зверей», «Волк и зайцы», «Белкин дом», «Лиса в курятнике».

Физминутки: «Звериная зарядка»,»Звери шли на водопой», «Ёж и барабан».

Заданием на развитие моторики руки «Обведи силуэты животных ».

Музыка

Художественное творчество

Режимные моменты

(ведущая деятельность – музыкально-художественная).

Песня "Пляска лесных зверят". Слова и музыка: Е. Гомоновой.

Песня Волчий вальс

 Песенка трех волков. Слова Ю. Мориц Музыка С. Никитина.

Танец «Разноцветные зверята»,

Хороводная игра «Хоровод зверей».

(ведущая деятельность – продуктивная).

Игра-задание «Нарисуй животного и составь о нём рассказ».

 Рисование «Белочка в дупле»

Лепка « Лисичка охотится»

Аппликация «Зимний лес»

Конструирование животных из ЛЕГО, мозаики,  оригами.

Рассматривание иллюстраций Евгения Чарушина.

(интеграция разных видов деятельности).

Беседы об умывании (дети, звери), питании (звери, люди), значении сна (для людей, животных), движений (люди, животные).

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Итог

Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями детей.

Папка-передвижка для родителей «Книги о диких животных для вашего ребёнка».

Библиотека для родителей: энциклопедии, книги о природе, статьи о воспитании доброты в детях.

Составление рассказов по предложенной тематике.

Квест-игра «Приключения в лесу»

Викторина «Лесные жители»

Вывод.

 Проектная деятельность позволила систематизировать представления детей в разных направлениях:

-обеспечила развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;

- включение родителей в педагогический процесс ДОУ,  укрепила заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;

- пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы;

- повысили уровень личной самооценки детей за достигнутый результат;

- обогатили знания детей  о  животных наших лесов, особенностях их внешнего вида, повадках, приспособлениях к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты), оказании помощи людей в жизни животных зимой.

-научились  сравнивать животных по нескольким признакам и  находить их  сходство и различие.

Определение перспектив в данном направлении

• Продолжать работу по теме «Дикие животные»

• Сравнивать животных по внешнему виду, особенностям жилища, питания, выведения потомства;

• Составлять описательный рассказ , активно использовать словарь по теме

• Любить и бережно относиться к природе.

Литература:

1. О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

2. Дыбина О.Б. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей в группе детского сада. М. Мозайка – Синтез 2000

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лесные жители

занятие в старшей логопедической группе...

Тематический вечер развлечений о ПДД в старшей группе "Приключение лесных жителей"

Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Данное мероприятие продолжает знакомить детей ...

презентация "жители лесного царства"

презентация к занятию по окружающиму миру...

презентация "жители лесного царства"

презентация к занятию по окружающиму миру...

Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"

Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...

Экологический игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста«Лесные жители»

Цели и задачи: - Расширение и обогащение знаний детей по теме «Дикие животные». - Воспитание любви к природе и желания бережно относиться к ней . - Развитие навыков коммуникации. - Развитие фантаз...