лесные жители
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
занятие в старшей логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiyae__oznokomlenie_s_prirodnym_okruzheniem.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
1.Уточнить и углубить представление детей о лесе: его растительном и животном мире; формировать у детей представление о взаимосвязях обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
2.Развивать умения составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия; закрепить понятия: хищники и травоядные.
3.Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В.Бианки «Сова»; игра по сказке; чтение произведений Е.Чарушина «Заяц, «Лиса», «Волк»
Материал: магнитная доска, картинки с изображением животных, птиц, насекомых, дидактические карточки «С какой ветки детки», карточки «Найди и обведи», карточки «Пищевые цепочки»
Словарная работа: лесные цепи, равновесие, питание.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я с вами хочу поговорить о лесе. Ведь лес – это особенный прекрасный мир, который в первую очередь состоит из деревьев.
- Назовите, какие деревья растут в лесу? (липа., клен, ель и др.)
- Какие из этих деревьев хвойные? (Ель, сосна, кедр) Хвойные деревья. Почему их так называют? (Потому что у них хвоинки) Скажите, какие виды деревьев вы знаете? (лиственные и хвойные)
- Липа, осина, тополь, клен – к какому виду относятся эти деревья? (К лиственным) Почему их так называют – лиственные деревья? (Потому что у них на ветках листья) Назовите лиственные деревья. (Липа, осина, тополь клен)
- Да, все деревья разделяются на лиственные и хвойные.
- Как назовем лес, в котором растут липы, березы. клены. осины? (Лиственный лес)
- Лес, в котором растут ели, называют ельником. Там, где растут только сосны – сосновым бором. А еще их можно назвать хвойными лесами.
Кроме лиственных и хвойных бывают смешанные леса. Как вы думаете, какие деревья растут в таких лесах? (И лиственные, и хвойные)
- Сейчас мы будем с вами лесничими и вырастим хвойный и лиственный леса. Здесь вместо поляны с елочкой должен вырасти хвойный лес. А здесь, на поляне с кленом – лиственный лес. Возьмите карточки с изображением деревьев и положите на нужную поляну. Там же вы найдете и их деток – листья и семена.
- У кого сложился пазл? Какое дерево у тебя Саша, Сережа, Ангелина?
- Какой лес вырастили вы, ребята? (Лиственный)
-А у вас? (Хвойный)
-Скажите одним словом: кедр, ель, сосна –это…… (хвойные)
- В чем отличие лиственных деревьев от хвойных? (у лиственных – листочки, а у хвойных - иголочки)
- Возьмите карточки с изображением деревьев определите, в каком лесу оно должно расти в лиственном или хвойном. Будьте внимательны при выполнении задания.
- Ну а теперь проверим выполнение задания, если все деревья растут в правильно лесу, то деток с ваших деревьев вы найдете на полянке, каждый в своем лесу. А теперь переверните пазлы, если пазлы одного цвета, то задание выполнено правильно, если нет, то значит это ошибка.
- Давайте прислушаемся к звукам наших лесов. Тихо, кажется, что здесь кроме деревьев никого нет. Прислушайтесь, и лес откроет нам свои секреты.
(звукозапись звуков леса)
-Что же вы услышали? (дует ветер, поют птицы, падают шишки)
- В лесу живет много разных обитателей. И они прислали нам гостинцы, (из-под дерева достаю корзинку) Хотите узнать, что там? посмотреть? А вот посмотреть, мы сможем, если правильно выполним задания. Определять мы будем на запах. на вкус, на ощупь.
Достаю из корзинки коробочку с надписью «угадай на вкус» один ребенок с закрытыми глазами пробует на вкус яблоко. (Аналогично определяют на запах орехи, на ощупь – груши, шишки. Как вы думаете, кто прислал вам эти подарки. какие животные прислали нам гостинцы
(белка, медведь, ежик, заяц)
- Да в лесу живут разные виды лесных обитателей. Например, белка и заяц – травоядные они питаются растениями, волк и лиса – хищники, они охотятся на более мелких обитателей леса, а ежик и медведь – всеядные: они едят и растительную пищу и мелких животных.
- Кто запомнил , какие животные травоядные? (заяц, белка)
- К какому виду животных относятся лиса и волк? (это хищники)
- Почему ежа и медведя называют всеядными? (потому что медведь и еж едят и растения и мелких животных)
3. Пройдите, пожалуйста, к столам и возьмите карточки с зеленой рамкой. Перечислите кто нарисован у вас на карточках. (лось, волк, куница, белка, заяц, лиса)
- А теперь будьте внимательны! Первый ряд обведет маркером хищных животных, а второй ряд – травоядных.
- Каких животных обвел? Почему?(я обвел лося, белку и зайца, потому что они питаются растениями)
- Почему не обвел волка (лису, куницу)? (потому что это хищник)
Физминутка
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко. Как лисята
И как мишка косолапый
И как серый волк – волчище
И как заинька трусишка
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся
4. Но кроме зверей в лесу живут и насекомые, и птицы и другие представители животного мира.
Вот гусеница сидит на листе дерева. У нее одно дело поедать листья. Вот мышка съела травинку, а тут под корой жук-усач грызет дерево.
Не съедят ли они весь лес? Нет, не съедят. За ними много глаз присматривают. Вот синичка гусеницу цап – понесла в гнездо птенцов кормить. Дятел продолбил дырку в дереве и вытащил жука.
За синицей и дятлом следят другие животные. Синицу и дятла ловят соколы, ястребы. И получается, что все жители леса друг от друга зависят. Ястребам не прожить без синиц, синицам без гусениц, а гусеницам без листьев. И всем вместе без леса. А зависимость жителей леса друг от друга называют «Пищевой цепочкой»
- Возьмите карточки на подносках голубого и оранжевого цвета и выложите пищевые цепочки.
Солнце – шишка – белка – ласка
Солнце – береза – заяц – волк
Давайте проверим оранжевые карточки (выкладываю цепочку на магнитой доске): солнце светит, на хвойных деревьях растут шишки, белка грызет орешки, белку ловит ласка. А теперь проверим, как вы выложили цепочку на голубой карточке. (Ответы 1-2 детей)
- Ребята скажите, а что произойдет, если вдруг исчезнут все деревья (зайцы останутся без пищи, и погибнут, а если не будет зайцев, то и волки тоже исчезнут)
-А если не будет волков?
-А если не будет зайцев?
-А если солнце не будет светить обогревать?
(рассуждения 2-3 детей)
В природе все взаимосвязано и важно, чтобы взаимосвязь сохранялась.
Ведь все обитатели леса, являются важными и ценными членами лесного братства. Даже без маленькой гусеницы или хищного волка нарушается равновесие в природе. И очень важно чтобы человек сохранять равновесие в природе. Не засорял окружающую среду и бережно относился к животному и растительному миру.
МУ «Управление дошкольного образования»
Альметьевского муниципального района
Конкурс «Воспитатель года 2011»
Занятие «Лесные жители»
в старшей логопедической группе
Подготовила и провела: Бодрягина Е.Г
Альметьевск 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический вечер развлечений о ПДД в старшей группе "Приключение лесных жителей"
Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Данное мероприятие продолжает знакомить детей ...
Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"
Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...
Конспект математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.
Конспект математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей....
Сценарий проведения игры на лесной поляне «В гостях у лесных жителей» для воспитанников старших групп группы
Цель мероприятия: создание в ДОУ здоровьесберегающей среды как средства сохранения и укрепления здоровья всех воспитанников.Задачи:1. Создать благоприятный психологический климат в дошкольном коллекти...
Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.
Конспект математической игры-развлечения для старшей группы "Лесной переполох"...
Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.
Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей....