ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. «Развитие творческого воображения детей 5-6 лет категории ОВЗ, посредством применения творческих игр».
методическая разработка

Сурина Анастасия Андреевна

В качестве темы по самообразования я выбрала "Развитие творческого воображения детей 5-6 леткатегории ОВЗ, посредством применения творческих игр". Считаю что игр занимает особо важное место не только в образовательной жизни ребёнка, но и в развитии творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx618.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Развитие творческого воображения детей 5-6 лет категории ОВЗ, посредством применения творческих игр».

Тьютор: Сурина А.А.

Яр-Сале 2024-2025 год

Игры на развитие воображение предметов.

Упражнение «Волшебная мозаика»

 Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

 Содержание: Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов


Игра: «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Содержание :Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.


Тема: «Развитие творческого воображения детей 5-6 лет категории ОВЗ, посредством применения творческих игр».

Роль творческой игры в развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность:

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Ещё Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста – игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

В трудах отечественных и зарубежных учёных (Выготский Л.С., Усова А.П., Эльконин Д.Б., Монтессори М., Кофка К. и др) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребёнка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наряду с предметной деятельностью игра используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию воображения, инициативы, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор, развивается восприятие, мышление, внимание, речь. В логопедии имеются упоминания о несформированности творческих игр у дошкольников с общим недоразвитием речи и отмечается необходимость обучения их этому виду игровой деятельности (Миронова С.А., Усачёва Л.Н., Косова Г.В.). Этот вопрос и в наше время остается актуальным. Наблюдения за творческими играми детей с ОВЗ старшего (5 летнего) и подготовительного (6 летнего) к школе возраста проведенные мною в ДОУ, свидетельствуют о том, что процесс формирования игровой деятельности этих детей в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается. Наиболее существенные отличия игры детей с ОВЗ связаны с однообразием игровых задач и трудностями их самостоятельной постановки, нередко недостаточным разнообразием игровых замыслов, необходимостью помощи взрослых при организации коллективной игры. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, но оно носит кратковременный характер. Трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной ролевой беседы детей. В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды творческих игр: строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые. Игры со строительным материалом содействуют развитию у детей пространственных представлений, понятий о форме, размере, качестве материала и сооружаемых построек; развивают усидчивость, целенаправленность действий, сосредоточенность. Дети 5-го года жизни учатся делать несложные постройки как самостоятельно, так и под руководством педагога. С помощью педагога дети строят дом для кукол, гараж, мост, пользуясь образцом или своим опытом. К 6 годам дети воспроизводят знакомые предметы, машины, здания. Игра приобретает более яркую эмоциональную окраску, когда мы используем маски, соответствующие декорации или кукол из детского театра. Такие игры развивают творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Особое место среди творческих игр занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети обобщают свой опыт и впечатления и, опираясь на них, учатся пользоваться правильной речью. Игровая деятельность детей с ОВЗ не достигает высокого уровня развитой сюжетно-ролевой игры. Нужно специальное организованное поэтапное обучение, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья достигли соответствующего возрастной норме уровня развития сюжетно-ролевой игры. Любая сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки, в которой важно заинтересовать ребёнка игрой, определить задачи и последовательность игры, выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть. Лишь после такой предварительной подготовки проводится сюжетно-ролевая игра. Дети 5-го года жизни обычно играют в семью, в различные поездки и путешествия (на машине, автобусе, поезде), играют в куклы, изображают хозяев и животных. На 6 году жизни дети в своих играх, стремятся подражать взрослым (воспроизводят, что делает мама, папа, воспитатель), героям мультфильмов и компьютерных игр, распределяют роли. В сюжетно-ролевых играх детей отражается полнота их представлений о жизни, проявляется их наклонность к определенным занятиям, определяется отношение к окружающему и окружающим. Отражая в игре моменты своей деятельности, ребёнок тренирует свою правильную речь и поведение в ситуациях, очень близких и необходимых ему. 

Значение творческих игр для детей с ограниченными возможностями здоровья:                                                                                                                           

1) происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей;                                                                                                         

2) игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из занятий в обычные условия;                                                                      

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе. Таким образом, можно сказать что, творческие игры в жизни дошкольников с ОВЗ служат не только для формирования правильной речи и развития психических процессов, но и для развития личностных качеств, приобретённые навыки являются помощниками в адаптации ребёнка  в социальной среде.       

Цель: раскрыть творческий потенциал ребёнка, способствовать становлению разносторонне развитой личности  

Задачи: 

  • Познакомить с разнообразными видами творческой деятельности;
  • Развить навык комбинирования элементов и нестандартное мышление;
  • Формировать умение решать творческие задачи;
  • Способствовать развитию фантазии
  • Стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.

Ожидаемый результат:

  • закрепляются имеющиеся у детей знания и представления о творчестве, овладевают новыми знаниями;
  •  развиваются все стороны личности ребенка: живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий;
  •  формируется устойчивый интерес к творческой деятельности;
  • формируется диалогическая речь;
  • формируется умение импровизировать, придумывать новые творческие работы;
  • формируется способность проявлять инициативу в выборе рабочего материала, фантазию в создании творческой работы.

План работы с родителями:

Формы

взаимодействия

Содержание работы

Период

Индивидуальные беседы

Ознакомление родителей с целями и задачами образовательной деятельности на текущий месяц

Сентябрь

Рекомендации для родителей.

«Формирование пространственных представлений о пространственных соотношениях».

(для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению сюжетных картинок, например из кубиков с частями изображения или разрезных карточек с иллюстрациями).

«Построение геометрических форм и изображений с помощью различных предметов, например палочек».

Индивидуальные беседы

Ознакомление родителей с целями и задачами образовательной деятельности на текущий месяц

Октябрь

Консультация:

«Правильный дидактический материал»

(Следует обращать внимание, что при нарушении усидчивости у ребёнка, материал, которым пользуется ребенок (наглядные пособия, картинки). Должны быть достаточно простыми, без лишних иллюстраций и большого количества заданий, шрифт обьёмный.

Консультация:

«Правильно играем»

(Во время игровой деятельности необходимо использовать приобретённые на занятиях знания и навыки.

Индивидуальные беседы

Ознакомление родителей с целями и задачами образовательной деятельности на текущий месяц

Ноябрь

Консультация

Сенсорное развитие – это важно

Декабрь

Индивидуальные беседы

Ознакомление родителей с целями и задачами образовательной деятельности на текущий месяц

Памятка родителям:

Здоровье ребёнка в ваших руках

Январь

Консультация:

Роль игры в жизни ребёнка

Февраль

Индивидуальные беседы

Ознакомление родителей с целями и задачами образовательной деятельности на текущий месяц

        Март

Индивидуальные беседы

Ознакомление родителей с целями и задачами образовательной деятельности на текущий месяц

Апрель

Индивидуальные беседы

Чего мы добились за год

Памятка

Чем занять ребёнка летом

Май


План работы с детьми:

Цель работы тьютора:

Индивидуальное сопровождение воспитанника с ОВЗ в инклюзивном обучении и успешное включение в среду образовательного дошкольного учреждения.

Задачи:

1.Создание комфортных условий для нахождения в группе ДОУ:

-организация рабочего места ,места для игр, уголка уединения, отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.

2. Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДО учреждения, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3.Помошь в усвоении адаптированной образовательной программы, преодоление затруднений в образовательной деятельности. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы ,учитывая индивидуальные ,физические, психические особенности ребенка.

4.Организация сопровождения другими специалистами: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники .Обеспечение преемственности и последовательности специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ:

-включение родителей в процесс обучения и воспитания;

-формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку;

-содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, путях его дальнейшего развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.

Функции тьютора:

1.Диагностическая:

- сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанника, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении;

- отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.

2.Прогностическая:

- выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребенка психолого-педагогических проблем;

- разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе;

- разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ;

3. Регулятивная:

- оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство ДОУ ребенка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем;

- проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с ребенком с ОВЗ;

- включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов дошкольного образовательного учреждения;

- консультирование родителей.

4.Аналитическая:

Отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;

№ П/п

Вид деятельности

Сроки реализации

1

Оказание помощи ребёнку с ОВЗ по успешному включению в процесс ООД группы

ежедневно

2

Участие ребёнка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ с учетом возможностей и интересов ребёнка

В течении года

3

Оказание ребёнку помощи при участии в специализированных для детей с ОВЗ конкурсах

В течении года

4

Участие в конкурсе «Творчество без границ»

Октябрь-ноябрь

5

Участие в конкурсе «ИКАРЁНОК без границ»

Ноябрь-январь

6

Познавательное развитие. Формировать навыки счёта в пределах 20 с участием слухового, зрительного и двигательного анализатора.

 

Сентябрь- май

7

Речевое развитие. Активизировать движения речевого аппарата. Знать буквы алфавита. Научить писать буквы алфавита и произносить звуки

Сентябрь- май

8

Физическое развитие. Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений

Сентябрь- май

9

Художественно-эстетическое развитие. Продолжать учить рисовать красками (гуашь, акварель).

Учить раскрашивать аккуратно, ровными штрихами.

Закреплять умение владеть ножницами.

Развивать мелкую моторику

Сентябрь- май

10

Социально-коммуникативное развитие. Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, воспитывать коммуникативные навыки.

Сентябрь- май


Портфолио


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.                                        ...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности». (2021 – 2022 г.г.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 164          План работы по самообразованию «Развити...