Консультация учителя – логопеда для воспитателей старших и подготовительной к школе групп. Тема: «Речь – движения – ритм»
консультация (старшая группа)

Пальчиковые гимнастики  являются одним из способов помочь малышу быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту. Они синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствуют формированию речи, памяти, внимания, мышления.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rech-dvizheniya-ritm.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: ,

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Консультация учителя – логопеда для воспитателей

старших и подготовительной к школе групп

Тема: «Речь – движения – ритм»

»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Топчевская Т.Б.

ГБОУ Школа № 460 ДГ-1

2022 – 2023

Значение пальчиковых игр.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствует формированию речи, памяти, внимания, мышления. Она активно способствует проявлению различных способностей. Цель постоянного применения комплекса игр и упражнений – помочь посредством пальчиковых гимнастик ребенку:

Пальчиковая гимнастика для малышей будет иметь максимальный эффект, если она носит регулярный характер не только в детском саду, но и дома. Причем эти минутки тесного общения с мамой или папой не должны быть принудительными, тогда они войдут в привычку, а ребенок получит огромное удовольствие от них.

Пальчиковые гимнастики также являются одним из способов помочь малышу быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.

Заниматься с ребенком в этом направлении следует с самого раннего возраста. Такие упражнения делят на две группы – пассивные и активные. Пальчиковые гимнастики первой группы – это манипуляции взрослых (массаж ладошки младенца, сгибание, разгибание его пальчиков), а выполнение игр второй группы проходит с участием самих малышей.

Взаимосвязь мелкой моторики руки и речи.

Гимнастика для рук позволяет ребенку быстрее научиться выполнять пальцами множество движений – от захвата предметов до манипуляций с очень мелкими объектами. Без развития этих способностей дошкольнику довольно сложно обходиться при самообслуживании: надо уметь держать ложку, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т.д. От того, насколько развиты мышцы кисти пальчиковыми гимнастиками, будет зависеть качество рисования, письма.

Но еще более важно то, что мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков.

Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать точные движение пальчиками:

Особое значение в этом плане имеет пальчиковая гимнастика, занимаясь которой, дети начинают раньше и более правильно разговаривать, писать, активно развивать память с мышлением, координацию движений. Естественно, что благодаря этим упражнениям руки становятся сильными и ловкими. Замечено, что дошкольники, выполняющие пальчиковые гимнастики, быстрее успокаиваются после перенесенных волнений.

Правила проведения игр.

Чтобы пальчиковая гимнастика для детей достигла своей цели, необходимо выполнять основные правила ее проведения:

  1. Руки ребенка сначала надо подготовить, поглаживая их.
  2. Темп упражнений – медленный, ритмичный, с повторениями до 5 раз.
  3. Требуемые действия выполняют сначала одной рукой, затем другой и завершают обеими вместе.
  4. Надо контролировать постановку кисти и четкость выполнения движений малышом, разговаривая с ним максимально доброжелательно и спокойно.
  5. Пальцы обеих рук при пальчиковых гимнастиках должны нагружаться одинаково.
  6. Выполнив упражнение, следует расслабить кисти, к примеру, встряхнув ими.
  7. Упражнения периодически надо менять, оставляя для повторения любимые игры ребенка.
  8. Всячески нужно поощрять попытки ребенка повторять за взрослыми слова, самостоятельно выполнять движения.

Пальчиковая гимнастика для детей оказывает комплексное воздействие, поэтому с этой целью используется воспитателями в детском саду в различных видах деятельности. Она включает в себя упражнения для пальцев и для всей кисти руки.

Пальчиковая гимнастика для детей представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Упражнения для рук.

Цель пальчиковых игр – развитие речи и лексикона, музыкального слуха, способности к творческой деятельности. Заниматься с малышом можно в детском саду и дома в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности для дошкольника. Упражнения могут быть как с речевым сопровождением (рифмованные сказки, потешки, истории), так и без него (массаж).

Сложность движений пальчиковой гимнастики варьируется в зависимости от возраста ребенка и уровня развития мелкой моторики руки. В возрасте 0-1,5 года малыш только наблюдает за действиями взрослого, а затем начинает принимать все более активное участие, с 3-х лет проговаривая простые истории уже полностью самостоятельно.

Игровые упражнения для кистей рук.

Гимнастика для рук разогревает мышцы кисти, способствует повышению их тонуса. Основные приемы – поглаживание, легкий массаж, сгибание-разгибание пальчиков.

«Воробышки»

Вот рассыпали пшено (дробь пальцами по поверхности ладошки и пальчикам),
Раскатилось оно (поглаживание поверхности ладошки).
Прискакали два воробышка (изобразить, как воробышки скачут по ладошке с пальцами),
Поклевали все до зернышка (повторить дробь).

«Утро»

Из сжатого кулачка по очереди разгибаются пальчики, их разминают, поглаживают. На предпоследней строчке кулачок два раза сжать-разжать, затем – «умыть»: погладить ладонью всю ладошку малыша.

Просыпался большой братец.
Указательный проснулся,
Средний рядом повернулся,
Безымянный потянулся,
А мизинчик улыбнулся.
«Всем привет!» – сказали дружно,
Умываться теперь нужно.

«Мячик»

Мы играли вместе в мячик (обхватить ладонью кулачок, повращать его),
Он повсюду быстро скачет (похлопать кулачок о кулачок).
Снова мы его поймаем (выполнить такие вращательные движения для другой руки),
А потом вновь поиграем (опять постукивание кулачками).

Игровые упражнения для пальцев.

Активные упражнения для пальцев часто носят подражательный характер: дети имитируют форму различных предметов и животных, повторяют их движения. Следует для наглядности образа показывать картинки с используемыми для игры объектами, тогда дошкольнику будет легче проводить ассоциации между своими пальцами и демонстрируемыми предметами или животными.

«Звери в лесу»

Пять деревьев на опушке (растопырить пальцы),
Ручеек там есть с лягушкой (сжать кулачки, выдвинув фаланги указательного пальца с мизинцем – глаза).
Вот промчался зайчик серый (сжать кулак, выпрямив вертикально указательный и средний пальцы – уши),
Спрятался: ведь он несмелый (полностью сжать кулак).

«Гости»

Стол накроем для гостей (выпрямить вертикально ладонь, накрыть кончики второй ладонью, как столешницей),
Стулья все расставим (одну руку сжать в кулак – сиденье, вторую ладонь, выпрямив, приставить вертикально со стороны пальцев – спинка).
Соберутся друзья все
И обедать станем
(сжать ладонь, дальше по очереди распрямлять пальцы).
Друг Большой – он раньше всех,
Указательный – за ним,
Среднего мы слышим смех,
С ним – Безымянный, не один:
И Мизинчик наш пришел.
Что ж, скорее все за стол
(сжать вновь кулак).

«Птицы»

Во дворе пропел петух (сложить по 4 пальца, зацепив их в замок – гребень; оттопырить, сложив вместе, большие – клюв):
Будит всех с утра вокруг (открыть «клюв», поднять пальцы – встопорщить гребень).
Пролетает голубь сизый (соединив запястья, сделать взмахи ладонями, имитируя движения крыльев).
Воробей здесь скачет рыжий (открыть одну ладонь, вторую сложить щепотью и изобразить как скачет птичка по ладони).

Игры с предметами:

- сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т.д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т.д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; игра “Золушка” (сортировать смешанных две крупы: например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т.д.); забавные картинки (на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения.

Упражнения без речевого сопровождения.

Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.

Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.

Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить. И другие.

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца).

Грибы

Вылезли на кочке мизинец

Мелкие грибочки: безымянный

Грузди и горькушки, средний правая рука

Рыжики, волнушки. указательный

Даже маленький пенёк большой

Удивленья скрыть не мог. большой

Выросли опята указательный

Скользкие маслята, средний левая рука

Бледные поганки безымянный

Встали на полянке. Мизинец

Овощи

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок, указательный

Перец, томат, кабачок, средний правая рука

Тыква, капуста, картошка, безымянный

Лук и немножко горошка. мизинец

Овощи мы собирали, мизинец

Ими друзей угощали, безымянный левая рука

Квасили, ели, солили, средний

С дачи домой увозили. указательный

Прощай же на год, большой палец левой руки

Наш друг – огород! большой палец правой руки

Фрукты

Игра с пальчиками:

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

Но купили мы арбуз - большие

Это самый вкусный груз! - пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

Домашние животные

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5

Кусается сильно котёнок-глупыш,

5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5

Но, я же играю с тобою, малыш,

5 4 3 2

А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Игра "Пальчики в лесу":

"Раз, два, три, четыре, пять - (ребёнок держит перед собой левую руку ладонью к себе)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл, -
(загибает мизинец)
Этот пальчик чистить стал, -
(загибает безымянный палец)
Этот резал, -
(загибает средний палец)
Этот ел, -
(загибает указательный пале.)
Ну, а этот лишь глядел!" -
(загибает большой палец и щекочет ладошку).
(Выполнение того же упр., с правой рукой.
Одновременное выполнение упр. двумя руками).

Игра "Кто приехал?"
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

"Кто приехал?"
(Быстро хлопает кончиками больших пальцев.)
"Мы, мы, мы! "
(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
"Мама, мама, это ты?"
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
"Да, да, да!"
( Хлопают кончиками указательных пальцев.)
"Папа, папа, это ты?"
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
"Да, да, да!"
( Хлопает кончиками средних пальцев.)
"Братец, братец, это ты?"
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
"Да, да, да!"
( Хлопает кончиками безымянных пальцев.)
"Ах, сестричка, это ты? "
(Хлопает кончиками больших пальцев.)
"Да, да, да! "
(Хлопает мизинцами.)
"Все мы вместе, да, да, да!"
( Хлопает всеми пальцами.)

Игра-потешка “Ну-ка, братцы, за работу”

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все пальцы.

Дождик и солнце.
Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)
Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)
На лицо, на лицо.
Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове)
Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)
Светит так, светит так!
Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)
Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)

Горох.
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна
И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая. Пятая… (выпрямляем соответственно пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “БОМ!” (хлопаем).

Козочка.
- Шёл старик дорогою
идти пальчиками по стол
- Нашёл козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем,
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,
снова показать рога
- А старик ругается. погрозить пальчиком.

Вышел дождик погулять.

Раз, два, три, четыре, пять, удары пальцами обеих рук по столу. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

Шёл неспешно, по привычке, “Шагают” средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

“По газону не ходить!” - часто и ритмично бьют в ладоши.

Дождь вздохнул тихонько:

- Ох! - один хлопок.

И ушёл. - ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».

Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль).

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль)....

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР “В гости к Зимушке-Зиме”

Конспект занятия по теме “В гости к Зимушке-Зиме” с использованием следующих технологий:Технология обучения детей составлению сравненийМнемотехникаЗдоровье сберегающие технологии...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Интеллектуально-творческая игра по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе «Правила дорожного движения достойны уважения» в форме "Крестики-нолики"

Интеллектуально-творческая игра по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе «Правила дорожного движения достойны уважения» в форме "Крестики-н...