"Развитие художественного восприятия у детей дошкольного возраста"
статья

Изобразительное искусство — это важный способ развития внутреннего мира детей. Произведения живописи и графики обладают яркостью, наглядностью и образностью, что соответствует наглядно-образному мышлению дошкольника. Однако знакомство детей с искусством невозможно без активного развития наблюдательности, фантазии и воображения. В трудах многих ученых-психологов (Б. Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Ф.Н. Узнадзе и др.) отмечается, что восприятие — активная деятельность, которой надо учить. Исследования показали, что восприятие — это сложный и многогранный процесс, который можно охарактеризовать как целостный, динамичный, структурированный и осмысленный. Он обладает избирательностью: человек выделяет главное, не обращая внимания на второстепенные детали (объект и фон). Восприятие зависит от конкретной установки, с которой человек подходит к тому или иному объекту, а также от индивидуальных особенностей воспринимающего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие художественного восприятия у детей дошкольного возраста

Изобразительное искусство — это важный способ развития внутреннего мира детей. Произведения живописи и графики обладают яркостью, наглядностью и образностью, что соответствует наглядно-образному мышлению дошкольника. Однако знакомство детей с искусством невозможно без активного развития наблюдательности, фантазии и воображения. В трудах многих ученых-психологов (Б. Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Ф.Н. Узнадзе и др.) отмечается, что восприятие — активная деятельность, которой надо учить. Исследования показали, что восприятие — это сложный и многогранный процесс, который можно охарактеризовать как целостный, динамичный, структурированный и осмысленный. Он обладает избирательностью: человек выделяет главное, не обращая внимания на второстепенные детали (объект и фон). Восприятие зависит от конкретной установки, с которой человек подходит к тому или иному объекту, а также от индивидуальных особенностей воспринимающего.

Психологами выделяются следующие этапы восприятия:

  • запечатление — первая эмоциональная реакция на объект;
  • впечатление — осознаваемая реакция, возникновение образа под влиянием более глубоких чувств;
  • узнавание — процесс наложения образа того, что человек видит в настоящий момент, на образ прежних воспоминаний;
  • наблюдение — детальное рассматривание, анализ основных характеристик воспринимаемого объекта (форма, цвет, структура);
  • понимание — соединение отдельных впечатлений в единое целое, установление связей и отношений как между частями одного объекта, так и между разными объектами.

Таким образом, было установлено, что восприятие — это сложный и многогранный процесс, который трудно выделить в чистом виде. Поэтому изучать и развивать его у детей следует в различных видах деятельности.

Психологами и педагогами были проведены также специальные исследования, посвященные проблеме развития художественного восприятия (Е.П. Зальцман, Н.Л. Кульчинская, А.А. Мелик-Пашаев, М.Н. Семенова, Б.П. Юсов и др.). В результате было выявлено, что люди с неразвитым художественным видением не способны в полной мере воспринимать произведения искусства. Это связано с тем, что художественное восприятие — это сложный процесс, наполненный разнообразными переживаниями и в первую очередь основанный на эстетических чувствах. Наиболее полно структуру художественного восприятия раскрыл Б.П. Юсов.

Он выделил три основных компонента, которые формируют художественное восприятие:

1. Эрудиция (познавательный аспект восприятия), то есть знание истории и фактов искусства.

2. Отзывчивость (сенсорно-эмоциональный аспект восприятия), которая предполагает восприимчивость к языку искусства.

3. Сопереживание (нравственно-волевой аспект восприятия), что означает сопоставление художественного образа с личным опытом, а также индивидуальное, самостоятельное и объективное понимание авторской позиции.

При этом было отмечено, что для совсем юных зрителей важнее сенсорно-эмоциональный аспект восприятия, а не объём знаний, то есть искусствоведческая информация.

Исходя из этого, работа по развитию у детей художественного восприятия должна осуществляться в нескольких направлениях:

— воспитание восприимчивости к языку изобразительного искусства, обогащение сенсорного и эмоционального опыта детей, а также их знакомство с выразительными средствами, характерными для разных видов искусства;

— формирование способности выражать своё отношение к событиям, описанным в произведении, и связывать их с личным опытом;

— углубление знаний и представлений об искусстве.

Работы детей, созданные по памяти или сразу после знакомства с произведениями искусства, помогают закрепить и углубить полученные впечатления. Способность рассказывать истории с помощью изображений часто приносит более увлекательные результаты, чем просто слова. Даже в самых простых детских рисунках можно увидеть настоящее произведение, основываясь на следующих аспектах: композиция, цвет, характер передачи пространства и «эмоциональная среда». Дети особенно восприимчивы к восприятию композиции, конструктивности в построении пространства и предметно-смысловых отношений, то есть к сюжету. В детских работах передача настроения часто опережает умение изображать пространство. В таких произведениях всегда заметны эмоции и чувства, которые художник вложил в свою картину.

Детям дошкольного возраста свойственно мажорное восприятие жизни и искусства. Им не по душе чёрный цвет, тёмные краски и «пустые» места на картине. У детей своё, особенное представление о красоте произведений искусства, тесно связанное с их жизненными убеждениями. Именно поэтому дети не могут воспринимать изображения грязной дороги с лужами после дождя, сломанных заборов, покосившихся избушек и голых деревьев, какими бы живописными они ни были (исследование М. Н. Семеновой).

Процесс развития художественного восприятия должен осуществляться по двум направлениям, которые тесно связаны между собой.

Во-первых, это творческие практические задания, направленные на поиск выразительных средств, которые позволят наиболее точно и убедительно передать замысел, преобладающее настроение, оценку изображенных персонажей и так далее.

Во-вторых, это специальные занятия, посвященные восприятию художественных произведений.

Давайте более подробно рассмотрим некоторые средства выразительности, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста и которые должен знать воспитатель.

Искусствоведы выделяют такие основные средства художественного выражения, как рисунок (средство изображения форм окружающего мира), колорит, композиция. Рисунок — основной вид графики. Техника выполнения рисунка может быть различной — это линия, штрих, тональное пятно. Рисунок — это искусство, которое позволяет передавать основные формы и внешние черты предметов, а также внутренний мир человека через бесконечное разнообразие поз, жестов, движений и мимики. Рисунок подчиняется строгим законам построения формы реальных предметов и служит своего рода каркасом, основой для картины.

В зависимости от того, какие линии (плавные или резкие, ломаные) использует художник при изображении персонажа, можно понять его отношение к этому герою, а также сделать предположение о его характере. Чтобы передать дружеские и доброжелательные отношения между героями произведения, художники используют плавные и четкие линии. Персонажи смотрят друг на друга, их жесты спокойны, а мимика выражает радость, доверие и внимание. Усвоить эти художественные приемы дошкольникам помогут игры «Измени настроение», «Составь картинку из книжки».

Недоброжелательные отношения между персонажами можно заметить по их взглядам, которые не пересекаются, и по жестам, направленным в разные стороны. Мимика может выражать разные чувства: грусть, хитрость, обиду. Когда человек испытывает грусть или печаль, уголки его губ и глаз слегка опускаются. Злость и коварство проявляются в поджатых губах, прищуренных глазах и нарочитой небрежности в передаче эмоций. У хищных и злобных персонажей (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга и др.), как правило, большие зубы, подчеркивающие агрессивность, отрицательную характеристику образа. Фигуры угловаты, движения крадущиеся или, наоборот, резкие, как, например. Баба Яга в иллюстрациях В. Слаука. Полученные знания дошкольники закрепляют в играх «Измени настроение», «Живые картинки».

В произведениях живописи главным средством эмоциональной выразительности является цвет.

Но не каждый, отдельно взятый, цвет, а сочетание цветов между собой — колорит. Он помогает раскрыть содержание картины. В зависимости от подбора красок колорит может быть теплым и холодным, ярким и тусклым, радостным и печальным, могучим и слабым.

Восприятие цвета в жизни и в произведениях искусства связано со множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного чувственного опыта. Именно ассоциативные связи заставляют нас воспринимать определенные цвета как холодные и теплые, независимо от того, какой предмет имеет данный цвет. Даже в знойный летний день небесная лазурь и водная гладь дают ощущение прохлады. Именно поэтому все синие, голубые и фиолетовые цвета воспринимаются как холодные, даже если таким цветом окрашена теплая шерстяная вещь. Желтые, оранжевые, красные цвета дают ощущение тепла, даже если это цвета холодного металлического предмета, так как ассоциируются в нашем сознании с солнцем, огнем и излучаемым ими теплом.

Подбор красок зависит от содержания картины, от душевного состояния и чувств как автора, так и изображаемых героев.

Цвет сам по себе, в изолированном виде, не обладает ни силой воздействия, ни красотой. Все его качества зависят от окружающих цветов. Таким образом, путем благоприятных контрастов и сближений любой краске можно придать самое разнообразное значение.

Это хорошо видно на примере использования красного цвета различными художниками. Он может быть символом тепла, доброты, уюта. Как правило, в таком значении этот цвет используется художниками-иллюстраторами детских книг. Но красный может быть и символом борьбы, агрессии, трагизма, например, у художников-баталистов.

У каждого мастера есть своя излюбленная гамма, любимые цвета. Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта цветовых впечатлений, но у него уже есть предпосылки для развития эстетического восприятия цвета и его сочетаний. Даже младенец интуитивно тянется ко всему яркому, красочному. Но по-настоящему развить чувство цвета можно только путем специально организованных упражнений. Доказано, что глаз среднего наблюдателя способен различать в спектре белого цвета около 120 цветов. Поэтому уже с детьми дошкольного возраста надо предусмотреть упражнения, повышающие их цветовую восприимчивость, а не останавливаться лишь на знакомстве с основными цветами спектра.

Для проведения работы в данном направлении воспитателю важно владеть некоторыми теоретическими знаниями в области цветоведения. Современная наука определяет цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Необходимо различать понятие света с точки зрения физических законов и законов живописи.

В живописи свет понимается как самое светлое пятно в картине. Сочетание светлых и темных пятен помогает создать ощущение объема, глубины пространства (воздушная перспектива).

Свет как физическое явление — это электромагнитное волновое движение. Ощущение различных цветов дают электромагнитные волны разной длины: самые длинные — красного, самые короткие — синего и фиолетового.

В спектре белого солнечного света различают семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Все спектральные цвета и их оттенки относятся к хроматическим цветам. Ахроматические (буквально — не имеющие цвета) — это белый, черный и все оттенки серого.

Каждый цвет можно охарактеризовать с помощью определенных понятий. Например, цветовой тон — это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.), то есть приравнять к одному из цветов спектра. Ахроматические цвета не имеют цветового тона. Светлота — это отличие данного цвета от черного, а относительная яркость — отношение величины светового потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее.

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; иногда насыщенность называют чистотой цвета. Самые чистые цвета — спектральные. Их чистота составляет 100%, но насыщенность неодинакова: желтый цвет наименее насыщен, к краям же спектра (красный и фиолетовый) насыщенность цветов увеличивается.

В живописной работе обычно говорят о чистоте красок, а не цвета. При этом имеется в виду доля чистого пигмента данного цвета в смеси красок. Чистота ахроматических цветов, также как и насыщенность, равна нулю.

Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета не имеют цветности. Чистые цвета в природе практически не встречаются, здесь мы имеем дело с таким явлением, как смешение цветов.

Необходимо большое внимание уделить также разъяснению детям такого средства выразительности, как композиция. Она соединяет отдельные части, элементы изображения в гармоничное целое. Как образно высказался о композиции И.Б. Элентух, картина напоминает стройный, хорошо слаженный организм, и в ней, как в любом организме, все части пригнаны друг к другу так тщательно, что при отсутствии одной из них разваливается целое.

Элементами композиции являются: формат изображения, экспрессия лиц и движений, язык жестов; характер освещенности, светотени; контрасты, ритм, симметрия и равновесие; перспективно-пространственный строй произведения, который определяется выбором точки зрения, высотой горизонта, местом и ролью основных пространственных планов.

Композиционные построения живописных и графических работ имеют много разновидностей, например, изображение на одной линии горизонтально, вертикально или по диагонали. К диагональному построению чаще прибегают для изображения движения. Изображение, построенное в круг или треугольник, подчеркивает близость взаимоотношений героев.

Композиция методом контрастного сопоставления групп участников события, а также отдельных лиц чаще встречается там, где необходимо изобразить конфликтную ситуацию, противоборство сторон. Контраст служит средством передачи наиболее существенного, подчеркивает противоположность свойств и черт изображенных героев. Композиция может быть замкнутой и открытой. В Замкнутой композиции действие ограничивается пределами холста, рамками картины. В противовес ей есть картины, изображения на которых как бы не умещаются на холсте, предметы или фигуры изображены не полностью. К такому средству выразительности художники прибегают, если хотят показать незаконченность действия. Зритель как бы вовлекается в пространство картины. Это свойственно открытым композициям.

Наиболее важные принципы построения художественного произведения — единство, целостность, подчинение второстепенного главному.

Симметричные, круговые, треугольные композиции, мягкий спокойный колорит, выдержанный в теплой цветовой гамме, тщательно, с любовью выписанные детали и действующие лица помогают показать сердечность, любовь, душевность взаимоотношений изображенных героев, подчеркивают отношение к ним автора.

Незаметный, но очень важный прием, объединяющий в целое разрозненные части композиции, главные и второстепенные детали, — это ритм. Чередование через определенные интервалы одних и тех же элементов, пустого и заполненного пространства, динамики и статики, ритмическая согласованность отдельных групп, движений, поворотов и полуоборотов фигур и, наконец, взаимосвязь цветовых пятен делают произведение единым, легко обозримым и доступным пониманию.

Дошкольники лучше всего воспринимают ритм на примере различных видов орнамента (геометрического и растительного).

Разновидностью ритмического построения объектов окружающей действительности является симметрия. Понятие симметрии дети усваивают на примере бабочки, а также с помощью такого технического приема, как монотипия.

Знакомить дошкольников с языком изобразительного искусства нужно постепенно, не требуя от детей заучивания терминов и понятий. Достаточно, если они войдут в пассивный словарь ребенка.

Развитие эстетического восприятия не заканчивается в дошкольном возрасте, оно лишь начинается. Задача воспитателя — увлечь ребёнка в загадочный и прекрасный мир искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...

Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ, обусловленными задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.

Статья об особенностях зрительного восприятия у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, способе его развития посредством игр с таблицами Шульте....

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...