Проект по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе «Моя маленькая Родина - моя семья»
проект (старшая группа)
Цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Задачи проекта:
Для детей:
- расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
- формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
- организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.
Для педагогов:
- создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
- развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
- воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
- прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.
Для родителей:
- Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
- Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.
- Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravs.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе
«Моя маленькая Родина - моя семья»
Возраст: дети 5-6 лет.
Тип проекта: информационно - творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, родители.
Cрок осуществления проекта: краткосрочный
Цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Задачи проекта:
Для детей:
- расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
- формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
- организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.
Для педагогов:
- создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
- развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
- воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
- прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.
Для родителей:
- Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
- Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.
- Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор литературы,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
телевизор, компьютер, принтер
электронные презентации.
Актуальность проекта
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является.
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Что такое семья - понятно всем. Семья это - дом, семья - это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. В настоящее время в своевременной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, т. к. воспитанием детей в основном занимаются мамы, родители мало времени уделяют детям, порой безразлично относятся к ребенку, к его запросам, интересам.
В беседах с детьми выяснилось, что дети имеют недостаточные знания о своей семье и у них возникли вопросы: «Что такое семья?», «Для чего человеку семья?», «Какова история происхождения моего рода?», «Что такое генеалогическое древо».
Краткое содержание проекта:
Деятельность педагога:
- Изучение социального паспорта семей своей группы.
- Создание предметно-развивающей среды в группах воспитанников: семейные уголки с семейными альбомами «Папа, мама и я - вместе дружная семья» , «Профессии моей семьи», пополнение среды сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.
-Составление конспектов занятий, досугов, развлечений.
- Подготовка и проведение праздничных концертов к Дню матери, «Мы ваши дочки и сыночки», «Мой папа может».
- Разработка памяток родителям по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Создание информационной папки для родителей
- Проведение праздника «Папа, мама и я – дружная семья».
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
- Обследование знаний детей.
- Определение проблемы.
- Подготовка и оформление теоретического и практического материала.
- Занятия по познавательной деятельности, ознакомлению с семьями воспитанников, сбор фотоматериалов, оформление альбомов, газет, выставок.
- Чтение художественной литературы.
- Тематические беседы.
- Составление генеалогического древа семьи, альбома
« Тайна моего имени», «Дом в котором я живу»
- Праздники, развлечения совместно с родителями и воспитателями.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в вашей семье»
- Определение основных форм работы с родителями, составление плана.
- Совместная деятельность (праздники, развлечения).
- Консультации.
- Изготовление стендов, газет, фотовыставок для родителей.
- Составление группового альбома, генеалогического древа семьи, тайна имени
- Оформление материалов и методических рекомендаций для родителей
-Привлечение родителей к участию в выставках поделок.
Продукты проектной деятельности.
- Памятка: «Советы по воспитанию внуков».
- Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», « Генеологическое древо семьи».
- Участие родителей в выставке поделок
- Оформление альбомов «Тайна моего имени», « Дом, в котором я живу»
- Составление родителей совместно с детьми небольшого рассказа о семье.
- Создание генеалогического древа «Моя родословная».
- Досуг с родителями « Мама, папа, я – дружная семья»
Ожидаемые результаты:
- Повышение у детей уровня знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.
- Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники», «генеалогическое древо».
- Совместная деятельность благоприятно скажется на детско-родительских отношениях.
- Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.
- Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
- У детей формируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности.
Содержание проекта
1.Подготовительный этап
- Подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.
- Опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка?, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род?, А у животных тоже есть родители?)
- Сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».
- Подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.
- Подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.
- Подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.
2. Основной этап. Практический
Игровая деятельность.
Игры с конструктором: «Двухэтажный дом для семьи».
Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения, развивать воображение, учить сооружать постройку с перекрытиями, определять какие нужны детали.
Дидактическая игра: «Почта доверия» (дети фразами высказывают своё отношение к характеру поведения в различных ситуациях).
Д/игры: «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится».
Цель: уметь выделять логические неточности, различать голоса близких людей, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, развивать сообразительность, умения решать поставленную задачу.
Настольная игра «Профессии».
Цель: расширять представление о разнообразных профессиях, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Я умею…»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья. День рождения», «Я гуляю с братом и сестренкой», «Наша семья празднует новый год», «Мы помощники для мамы», «Едем в гости».
Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
Познавательное развитие.
Непосредственно-образовательная деятельность: «НОД «Моя семья».
Цель: ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закреплять представления о семье, развивать толерантность и эмпатию.
НОД «Род и родословие».
Цель: закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о традициях и обычаях семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Познание ФЭМП.
Решение логических задач по теме «Семья»
Рассказ воспитателя: «Когда взрослых нет дома».
Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь близких людей.
Беседы: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Имена моих родных», «Что значит любить родителей?», «Что такое генеалогическое древо?», «Родственные отношения», «Тайна моего имени», « Дом, в котором я живу»
Цель: Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи.
Речевое развитие.
Составление рассказа по сюжетной картине: «Семья».
Цель: учить детей связно и последовательно описывать изображенные события, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям, активизировать словарный запас, воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Составление рассказов на темы: «Идем гулять в парк», «Мои бабушки и дедушки», «Я вырасту и стану….».
- Знакомство с пословицами и поговорками о семье, обсуждение смысла пословиц.
- Игры-задания с обсуждением ситуаций («Как мама и бабушка заботятся о нас»).
Чтение художественной литературы.
Цель: приобщать детей к словесному искусству, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, подводить детей к мотивированной оценке поступков и характеров героев.
- Е.А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка».
- В.Ю. Драгунский «Чики брык»,
- С.В. Михалков « Недотёпа».
- Я.Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша».
- Олег Бундур «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу».
- Татьяна Агибалова: «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?»
- М. Дружинина «Девочка наоборот»
- А. Барто «Младший брат»
- Н. Артюхова «Большая береза»
- Т.н.с. «Три дочери»
- Р.н.с. «Три сына»
- Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
- Л.Н. Толстой «Дед».
Заучивание стихотворений: А.Майков «Мать и дитя».
Загадки на темы: «Семья», «Дом», «Детский сад».
Продуктивная деятельность.
Художественное творчество
Использование раскрасок по теме «Моя семья».
Аппликация: «Коврик для кухни».
Рисование: «Моя мама», «Мы идем в детский сад», «Наши праздники дома», «Портреты родителей».
Цель: закреплять умение задумывать несложный сюжет рисунка, развивать самостоятельность и творческую активность, учить рисовать фигуру человека в движении.
Рисование праздничных открыток на «День матери».
Лепка: «Мы гуляем с папой».
Цель: учить создавать несложный сюжет в лепке, лепить фигуры разного роста, с соблюдением пропорций.
Музыка.
Разучивание песен
Физическое развитие
- Проведение праздника ко Дню матери.
- Использование физкультминуток: «Семья», «Мама и дочь», «Человек».
- Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья».
- Подвижные игры: «Как живёте?», «Найди свой домик», игра-миниатюра «Дружная семья».
Трудовая деятельность.
- Посильная трудовая деятельность дома.
- Дежурство по столовой, на занятиях, ручной труд.
- Трудовые поручения в группе и дома.
Социально-коммуникативное развитие
- Рассматривание картин художников.
Цель: показать детям как художник передает в работах любовь и нежность к персонажам.
З.Серебрякова «За обедом», Б.Кустодиев «Утро».
Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия)
- Анкетирование родителей.
- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.
- Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании генеалогического древа семьи, дом, в котором я живу, тайна моего имени.
Цель: Повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей.
3 этап. Заключительный (май)
- Отчет о реализации проекта.
- Сбор всей информации и материалов по проекту.
- Анализ выполнения поставленных целей и задач.
- Проект реализовывался в НОД и, в совместной деятельности взрослых и детей, совместной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды.
- Проведение досуга совместно с родителями « Мама, папа, я – дружная семья»
Вывод:
В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.
Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.
В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.
Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.
Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.
Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.
Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Природа родного города"
Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой родного края, решаются не только природоохранные задачи, н...
Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Природа родного города»
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для духовно-нравственного, эстетического, патриотического, воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию 2 младшей группы «Я и моя семья»
Воспитывая детей младшей группы, мы уже в этом возрасте задумываемся о том, как развить и сформировать личность ребёнка, воспитать настоящего гражданина...
Проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Семья – хранилище души»
Вид проекта: информационно - творческийУчастники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПродолжительность проекта: краткосрочный (1 ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы компенсирующей направленности "Доброта с экрана"
Проект направлен на формирование нравственных ориентиров детей дошкольного возраста на основе использования Российских мультфильмов....
Проект по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе: "Я расту на Кубани"
Данный образовательный проект был разработан в связи с тем, что мы, педагоги, считаем важным реализацию задач нравственно-патриотического воспитания и многие годы работаем в этом направлении. Ог...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....