Проект по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе «Моя маленькая Родина - моя семья»
проект (старшая группа)

Любовь Михайловна Широкова

Цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.

Задачи проекта:

Для детей:

  • расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
  • формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
  • организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.

Для педагогов:

  • создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
  • развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
  • воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
  • прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.

Для родителей:

- Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.

- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

- Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.

- Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravs.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе

«Моя маленькая Родина - моя семья»

Возраст: дети 5-6 лет.

Тип проекта: информационно - творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, родители.

Cрок осуществления проекта: краткосрочный

Цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.

Задачи проекта:

Для детей:

  • расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
  • формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
  • организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.

Для педагогов:

  • создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
  • развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
  • воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
  • прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.

Для родителей:

- Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.

- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

- Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.

- Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор  литературы,
  2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  3. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  4. дидактические игры,
  5. выставки книг, рисунков, поделок,
  6. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление   групповой комнаты, музыкального зала)

телевизор, компьютер, принтер

электронные презентации.

Актуальность проекта

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

 Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является.

     Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

     Что такое семья - понятно всем. Семья это - дом, семья - это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

     Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. В настоящее время в своевременной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, т. к. воспитанием детей в основном занимаются мамы, родители мало времени уделяют детям, порой безразлично относятся к ребенку, к его запросам, интересам.

     В беседах с детьми  выяснилось, что дети имеют недостаточные знания о своей семье и у них возникли вопросы: «Что такое семья?», «Для чего человеку семья?», «Какова история происхождения моего рода?», «Что такое генеалогическое древо».

Краткое содержание проекта:

Деятельность педагога:

- Изучение социального паспорта семей своей группы.
- Создание предметно-развивающей среды в группах воспитанников: семейные уголки с семейными альбомами «Папа, мама и я - вместе дружная семья» , «Профессии моей семьи», пополнение среды сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.

-Составление конспектов занятий, досугов, развлечений.

- Подготовка и проведение праздничных концертов к Дню матери,  «Мы ваши дочки и сыночки»,  «Мой папа может».
- Разработка памяток родителям по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Создание информационной папки для родителей 
- Проведение праздника «Папа, мама и я – дружная семья».

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

- Обследование знаний детей.

- Определение проблемы.
- Подготовка и оформление теоретического и практического материала.
- Занятия по познавательной деятельности, ознакомлению с семьями воспитанников, сбор фотоматериалов, оформление альбомов, газет, выставок.
- Чтение художественной литературы.
- Тематические беседы.
- Составление генеалогического древа семьи, альбома

« Тайна моего имени», «Дом в котором я живу»
- Праздники, развлечения совместно с родителями и воспитателями.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

- Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в вашей семье»
- Определение основных форм работы с родителями, составление плана.
- Совместная деятельность (праздники, развлечения).
- Консультации.
- Изготовление стендов, газет, фотовыставок для родителей.
- Составление группового альбома, генеалогического древа семьи, тайна имени
- Оформление материалов и методических рекомендаций для родителей

-Привлечение родителей к участию в выставках поделок.

Продукты проектной деятельности.

  • Памятка: «Советы по воспитанию внуков».
  • Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», « Генеологическое древо семьи».
  • Участие родителей в выставке поделок
  • Оформление альбомов «Тайна моего имени», « Дом, в котором я живу»
  • Составление родителей совместно с детьми небольшого рассказа о семье.
  • Создание генеалогического древа «Моя родословная».
  • Досуг с родителями « Мама, папа, я – дружная семья»

Ожидаемые результаты:

  • Повышение у детей уровня знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.
  • Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники», «генеалогическое древо».
  • Совместная деятельность благоприятно скажется на детско-родительских отношениях.
  • Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.
  • Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
  • У детей формируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.

Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности.

Содержание проекта

1.Подготовительный этап

- Подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.

- Опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка?, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род?, А у животных тоже есть родители?)

- Сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».

- Подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.

- Подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.

- Подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности.

- Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.

2. Основной этап. Практический

Игровая деятельность.

Игры с конструктором: «Двухэтажный дом для семьи».

Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения, развивать воображение, учить сооружать постройку с перекрытиями, определять какие нужны детали.

Дидактическая игра: «Почта доверия» (дети фразами высказывают своё отношение к характеру поведения в различных ситуациях).

Д/игры: «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится».

Цель: уметь выделять логические неточности, различать голоса близких людей, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, развивать сообразительность, умения решать поставленную задачу.

Настольная игра «Профессии».

Цель: расширять представление о разнообразных профессиях, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Я умею…»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья. День рождения», «Я гуляю с братом и сестренкой», «Наша семья празднует новый год», «Мы помощники для мамы», «Едем в гости».

Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.

Познавательное развитие.

Непосредственно-образовательная деятельность: «НОД «Моя семья».

Цель: ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закреплять представления о семье, развивать толерантность и эмпатию.

НОД «Род и родословие».

Цель: закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о традициях и обычаях семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Познание ФЭМП.

Решение логических задач по теме «Семья»

Рассказ воспитателя: «Когда взрослых нет дома».

Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь близких людей.

Беседы: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Имена моих родных», «Что значит любить родителей?», «Что такое генеалогическое древо?», «Родственные отношения», «Тайна моего имени», « Дом, в котором я живу»

Цель: Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи.

Речевое развитие.

Составление рассказа по сюжетной картине: «Семья».

Цель: учить детей связно и последовательно описывать изображенные события, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям, активизировать словарный запас, воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Составление рассказов на темы: «Идем гулять в парк», «Мои бабушки и дедушки», «Я вырасту и стану….».

- Знакомство с пословицами и поговорками о семье, обсуждение смысла пословиц.

- Игры-задания с обсуждением ситуаций («Как мама и бабушка заботятся о нас»).

Чтение художественной литературы.

Цель: приобщать детей к словесному искусству, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, подводить детей к мотивированной оценке поступков и характеров героев.

  • Е.А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка».
  • В.Ю. Драгунский «Чики брык»,
  • С.В. Михалков « Недотёпа».
  • Я.Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша».
  • Олег Бундур «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу».
  • Татьяна Агибалова: «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?»
  • М. Дружинина «Девочка наоборот»
  • А. Барто «Младший брат»
  • Н. Артюхова «Большая береза»
  • Т.н.с. «Три дочери»
  • Р.н.с. «Три сына»
  • Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
  • Л.Н. Толстой «Дед».

Заучивание стихотворений: А.Майков «Мать и дитя».

Загадки на темы: «Семья», «Дом», «Детский сад».

Продуктивная деятельность.

Художественное творчество

Использование раскрасок по теме «Моя семья».

Аппликация: «Коврик для кухни».

Рисование: «Моя мама», «Мы идем в детский сад», «Наши праздники дома», «Портреты родителей».

Цель: закреплять умение задумывать несложный сюжет рисунка, развивать самостоятельность и творческую активность, учить рисовать фигуру человека в движении.

Рисование праздничных открыток на «День матери».

Лепка: «Мы гуляем с папой».

Цель: учить создавать несложный сюжет в лепке, лепить фигуры разного роста, с соблюдением пропорций.

Музыка.

Разучивание песен

Физическое развитие

  • Проведение праздника ко Дню матери.
  • Использование физкультминуток: «Семья», «Мама и дочь», «Человек».
  • Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья».
  • Подвижные игры: «Как живёте?», «Найди свой домик», игра-миниатюра «Дружная семья».

Трудовая деятельность.

  • Посильная трудовая деятельность дома.
  • Дежурство по столовой, на занятиях, ручной труд.
  • Трудовые поручения в группе и дома.

Социально-коммуникативное развитие

  • Рассматривание картин художников.

Цель: показать детям как художник передает в работах любовь и нежность к персонажам.

З.Серебрякова «За обедом», Б.Кустодиев «Утро».

Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия)

- Анкетирование родителей.

- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.

- Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании генеалогического древа семьи, дом, в котором я живу, тайна моего имени.

Цель: Повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей.

3 этап. Заключительный (май)

- Отчет о реализации проекта.

- Сбор всей информации и материалов по проекту.

- Анализ выполнения поставленных целей и задач.

- Проект реализовывался в НОД и, в совместной деятельности взрослых и детей, совместной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды.

- Проведение досуга совместно с родителями « Мама, папа, я – дружная семья»

Вывод: 

В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.

Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.

В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.

Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.

Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.

За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.

Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.

Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Природа родного города"

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой родного края,  решаются не только природоохранные задачи, н...

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Природа родного города»

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для  духовно-нравственного, эстетического, патриотического,  воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию 2 младшей группы «Я и моя семья»

Воспитывая детей младшей группы, мы  уже в этом возрасте  задумываемся  о том,  как развить и  сформировать личность ребёнка,   воспитать настоящего гражданина...

Проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Семья – хранилище души»

Вид проекта: информационно - творческийУчастники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитателиВозраст детей: 4-5 летПродолжительность проекта: краткосрочный (1 ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы компенсирующей направленности "Доброта с экрана"

Проект направлен на формирование нравственных ориентиров детей дошкольного возраста на основе использования Российских мультфильмов....

Проект по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе: "Я расту на Кубани"

Данный образовательный проект был разработан в связи с тем, что мы, педагоги, считаем важным реализацию задач нравственно-патриотического  воспитания и многие годы работаем в этом направлении. Ог...