Тематический план кружка " Волшебная страна" средний возраст 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Кирюхина Надежда Михайловна

Рабочая программа по социально коммуникативному развитию." Волшебная страна" направлен на раскрытие творческого потенциала, раскрытие артистических способностей в соответствии с возрастом ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт

Наименование образовательного учреждения, в котором реализуется рабочая программа «Улыбка»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 291»

Основание для разработки рабочей программы

Федеральный закон «ОБ образовании»  № 273 от 29.12.2012 г.» Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 27.07.2013г.) ст. 2.14,ст. 10.7, ст. 12.4.5

Полное название программы

Рабочая программа

«Театральная страна» направленная на развитие творческих способностей, приобщение детей к театральному искусству.

Орган утверждения программы

Целевая направленность

 Социально коммуникативная направленность. Раскрытие  творческого потенциала детей, развитие артистических  способностей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребёнка.

Возрастная направленность

Дети младшего дошкольного возраста (мальчики, девочки 4-5 лет).

Срок реализации

Рабочая программа «Театральная страна» рассчитана на срок реализации 1 год

Составитель

Кирюхина Надежда Михайловна

Год разработки

2024-2025 год

Пояснительная записка

Полноценное, умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят от эстетического воспитания. Это и есть принцип всестороннего  и гармоничного развития личности, к которому мы все стремимся. Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Обогащению опыта ребёнка способствуют театральные события: (просмотр театрализованных постановок, обыгрывание детьми сказок, импровизация, игры-представления, музыкальные этюды, проведение календарных и народных праздников, театрализованные игры). Через различные виды театрализованной деятельности педагогам  даётся возможность формировать нравственный мир ребёнка, развивать их художественно-эстетический вкус, творческие  способности.

Театрализованная деятельность содействует развитию социальной уверенности воспитанников, формированию у них позитивного отношения к сверстникам, окружающим людям, становлению личности.

Актуальность:

 Театральный кружок “Театральная страна”   нацеливает, прежде всего, на формирование у детей чувства любви, радости, сострадания, сопереживание персонажам сказок, умению прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Ведь именно в дошкольном возрасте дети приобщаются к богатствам природы и культуры, учатся жить в обществе, создают свою собственную картину окружающего мира.  Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Ведь именно,  впечатления,  полученные в детстве  самые эмоциональные, выразительные, надолго запоминающиеся.

Велика роль театрализованной деятельности в предупреждении и преодолении у ребёнка неуверенности в себе и своих возможностях,  тревожности и страхов.  

В театрализованной деятельности  используются упражнения по психогимнастике, общей задачей которой является предупреждение эмоциональных расстройств и сохранение психического здоровья детей. В театральной игре дети обучаются азбуке выражения эмоций, выразительным движениям, в ходе театрализованных действий происходит преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения.

Таким образом, театрализованные развлечения,  игры  - комплексно воздействуют на развитие детей дошкольного возраста.

Новизной данной программы является  творческая  креативность детей, раскрепощение  личности (помимо классических постановок сказок, в данную программу  вошли сказки на новый лад, музыкально-литературные композиции, творческое рассказывание сочинённое детьми).

Цели  программы: создание естественных,  максимально благоприятных условий,  для раскрытия духовного и творческого потенциала детей, развития артистических  способностей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребёнка.

Задачи  программы:

Вызывать  интерес к театрализованной деятельности средствами театральных событий: (просмотр театрализованных постановок, игры- превращения, музыкальные этюды, )

побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимики, жестов, пластики движений)

развивать способность свободного коммуникативного общения со взрослыми и детьми (побуждать согласовывать действия, умение слушать не перебивать, говорить обращаясь к партнёру)

способствовать возникновению ощущения значимости каждого ребёнка в коллективной театрализованной деятельности

побуждать родителей отмечать  и поддерживать успехи своих детей, помогать им,  правильно оценивать полученные результаты.

В программе систематизированы средства и методы театрализованной деятельности, направленной на развитие творческого артистического начала ребёнка, с учётом его индивидуальных способностей и умений, развитие коммуникативных навыков в непосредственно  образовательной деятельности.

Методы  и приёмы проведения образовательной деятельности

 Каждая образовательная деятельность  несёт в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. В непосредственно-образовательной деятельности  с использованием театральных кукол, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Комплексы пальчиковых гимнастик педагог выбирает самостоятельно, т.к. методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна. Формы проведения театрализованной деятельности различны. Предусмотрены как теоретические – чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.

Все методы  и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.

Организация работы программы

Срок реализации  программы:  I год.

Образовательная деятельность с детьми по программе осуществляется с октября месяца.

Работа с детьми проводится по определённой системе и включает в себя еженедельные занятия.

Время проведения: вторник, II половина дня с 16.00 – 16.20.

Количество занятий в месяц 4.Количество занятий в год 32.

 

Формы организации театрализованной деятельности детей

           Для успешной реализации программы используются следующие средства:

 

- обеспеченность занятий музыкальным сопровождением ( магнитофон, видеомагнитофон, телевизор)

- наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, инсценировок т.д.)

 Для качественного усвоения материала используются следующие приемы обучения:

- игра

- метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)

- инсценировки и драматизация

- объяснение, рассказ педагога  и рассказы детей

- чтение воспитателя, показ, личный пример

- просмотр видеофильмов

- разучивание произведений устного народного творчества

- наблюдения, экскурсии, обсуждения

Тематический план кружка « Театральная страна»

Руководитель кружка Кирюхина Н.М.

2 неделя

«Пойми меня»

 

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать детей на создание игровой мотивации.

Совершенствовать развитие творческих способностей детей, средствами театрального искусства

Развивать творческое воображение, по средствам художественного произведения

1

3 неделя

Кукольный театр

   «Тимошка»

Развивать интерес к театрально – игровой деятельности, побуждать детей к «перевоплощению» в создаваемый образ.

1

4 неделя

«Выросла репка большая-пребольшая»

Развитие коммуникативных качеств общения среди сверстников.

Самостоятельная передача образов с помощью выразительных средств (мимики, пластики)

1

Ноябрь

1 неделя

«Как собачка друга искала».

Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки. Активизировать словарь детей.

1

4 неделя

«Желтый маленький комочек»

Развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.

1

Декабрь

1 неделя

«Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет»

Продолжать развивать умение выполнять имитационные движения.

1

2 неделя

«Волшебный сундучок»

Способствовать развитию актерских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения.

1

3 неделя

«Мешок с сюрпризом»

Формировать исполнительские умения. Развивать умение вести диалог.

1

4 неделя

«Постучимся в теремок»

Приобщать детей к русским народным сказкам.  

Вызывать желание импровизировать, выразительно передавать образы персонажей.

Познакомить детей со сказкой «Теремок». Вырабатывать интонационную выразительность речи.

1

Январь

1 неделя

«Кто в теремочке  живет»

Приобщать детей к русским народным сказкам.  

Вызывать желание импровизировать, выразительно передавать образы персонажей.

   

1

2 неделя

«В тесноте, да не в обиде»

Развивать артистические навыки, побуждать детей выступать самостоятельно.

Развивать наблюдательность, сообразительность взаимодействие работать с партнёром. Привлечь детей для участия в игре - имитации, способствовать развитию умения двигаться в такт музыке.  

 

1

3 неделя

Кукольный театр

«Рукавичка»

Закреплять знания детей о различных видах театра (пальчиковый, настольный, театр  ложек, масочный,  теневой, кукольный)

Приобщать детей к русским народным сказкам.  

Вызывать желание выступать перед аудиторией.

Побуждать к доброму общению друг с другом.  

1

4 неделя

Показ кукольной сказки «Рукавичка»

Развивать способность детей удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказке

Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле.

1

Февраль

1 неделя

«Лиса петушок и котик»

Предоставить возможность в сказках играх проявлять эмоциональный отклик на действие кукол и вступать с ними в речевое сопровождение

1

2 неделя

«Два маленьких котёнка»

Расширять и углублять знания детей об окружающем мире.  

Развивать восприятие, воображение, память, внимание.

Совершенствовать координацию, плавность.  

Дать представление о богатстве мимической выразительности о знаковой системе жестов, выразительности поз.  

1

3 неделя

«Колобок наш удалой »

Приобщать детей к литературным произведениям  

Продолжать развивать интерес к театрализованным представлениям, дать возможность создавать образ персонажа самостоятельно.

Учить детей произносить большие предложения и фразы от лица персонажа, развивать монологическую речь

1

4 неделя

«Колобок не тот, а другой»

Продолжать развивать

интерес к театрализованным представлениям, дать возможность создавать образ персонажа самостоятельно

Вызывать у детей интерес эмоционально реагировать на выступления взрослого и вызывать желание имитировать персонажей.

Развивать пластику и выразительность движений

1

Март

1 неделя

«Одну простую сказку хотим мы показать»

Продолжать развивать

интерес к театрализованным представлениям, дать возможность создавать образ персонажа самостоятельно

Вызывать у детей интерес эмоционально реагировать на выступления взрослого и вызывать желание имитировать персонажей.

Развивать пластику и выразительность движений.

1

2 неделя

Инсценировка стихотворения Э.Мошковской «Лежебока»

Продолжать развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

Совершенствовать у детей интонационную выразительность.

Развивать коммуникативные навыки общения.  

1

3 неделя

Инсценировка

Стихотворения

«Две синички»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.  

Развивать пантомимические навыки.

Упражнять детей в подборе синонимов, развивать интонационную выразительность речи.

Развивать музыкальные навыки.  

1

4 неделя

«Притча о правде и лжи»

Познакомить детей с литературным жанром – притчи, вызывать интерес к русскому фольклору.

Продолжать прививать интерес к театрализованной деятельности, учить сопереживать персонажам произведения.

1

Апрель

1 неделя

«Играем пальчиками»

Учить характерной передаче образов в движении рук, пальцев. Закреплять понятие детей пантомима.Совершенствовать артистические навыки, развивать творческую фантазию.  

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость при выполнении актёрских упражнений.

Способствовать объединению детей в совместной творческой деятельности.  

Расширять «словарь» жестов и мимики.

1

2 неделя

«Сказка об умном мышонке»

Закреплять у детей интерес к творческой игре, совершенствовать умения детей передавать образы героев сказки.  

Развивать дикцию.

Формировать дружеские отношения в группе.  

1

3 неделя

Театральная игра

« Волк и козлята»

Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

Продолжать пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.  

1

4 неделя

«Сказка заяц и лиса»

Познакомить детей с новой сказкой «Лиса, заяц и петух». Обогащать словарь детей.

1

Май

1 неделя

« Многим домик послужил, кто только в домике не жил

Развивать умение последовательно и выразительно пересказать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев, мимикой,жестами,телодвижениями.

1

2 неделя

« Косой хвастался, смеялся чуть лисе он не попался»

Учить средствами мимики и жестов передавать характер героя.

3 неделя

« сказка о невоспитанном мышонке»

Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживание других людей. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажа сказки.

4 неделя

Показ сказки

« сказка о невоспитанном мышонке»

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость, изображать их.) Находить выход из трудных ситуаций. Продолжать учить грамотно, отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Используемая литература

 Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.

 Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

 Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. М., 1999.

  Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

  Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

 Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Под ред. В.А. Деркунской. СПб., 2004.

  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2008.

  Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. М., 1986.

Ярославцева И.Б. Кукольный театр для малышей. – М: ТЦ Сфера, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематический план кружка по оригами "ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК"

Календарно - тематический план кружка по оригами "Волшебный квадратик" для детей старшего возраста....

Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми....

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста...

Тематический план кружка "Семицветик"по ручному труду в старшем дошкольном возрасте

В плане указаны цель, задачи кружка по ручному труду,   тематическое планирование  в старшей и подготовительной группе, диагностика....

Календарно-тематический план кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы

Календарно-тематический план кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы....

Тематический план кружка «Крепыш» по профилактике осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Для воспитателей и инструкторов по физической культуре практический материал....