Познавательно-творческий проект в группе среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы нашего края»
проект (средняя группа)
Паспорт проекта.
Постановка проблемы : Недостаточное представление детей о зимующих птицах. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 2 детей назвали правильно почти всех птиц, 8 детей 3-4 птицы, а 5 детей только 1-2 птицы. Из этого следует: недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе. У детей, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта:
- нравственное воспитание; - формирование экологических представлений о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
- Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
- Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц, помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Формы работы: - игровая деятельность (настольно-печатные игры, дидактические игры, подвижные игры)
- беседы,
- трудовая деятельность,
- наблюдения,
- чтение художественной литературы,
- показ картинок и иллюстраций по теме,
- ООД - продуктивные виды деятельности.
Продукт проектной деятельности :
- оформление проекта;
- конспекты ОД;
- фотоотчѐт;
- творческие работы детей.
Срок реализации 9.01.25 – 28.01.25.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида второй категории №56 «Улыбка»
Познавательно-творческий проект в группе среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы нашего края»
Руководитель проекта: Данчук Е. Ю.
Сафронова Т. В.
Белая Калитва 2025 г.
Паспорт проекта.
Постановка проблемы : Недостаточное представление детей о зимующих птицах. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 2 детей назвали правильно почти всех птиц, 8 детей 3-4 птицы, а 5 детей только 1-2 птицы. Из этого следует: недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе. У детей, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта:
- нравственное воспитание; - формирование экологических представлений о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
- Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
- Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц, помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Формы работы: - игровая деятельность (настольно-печатные игры, дидактические игры, подвижные игры)
- беседы,
- трудовая деятельность,
- наблюдения,
- чтение художественной литературы,
- показ картинок и иллюстраций по теме,
- ООД - продуктивные виды деятельности.
Продукт проектной деятельности :
- оформление проекта;
- конспекты ОД;
- фотоотчѐт;
- творческие работы детей.
Срок реализации –
Этапы проекта:
- Подготовительный : Составление плана деятельности; Наработка и накопление необходимого материала; Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал; Оформление книжного уголка. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. Определение темы проекта, постановка цели и задач. Изучение методической литературы по данной теме. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Перспективное планирование проекта Выбор форм работы с детьми и родителями Выбор основных мероприятий, определение объѐма и содержание работы для внедрения проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
- Организационный : Разработка плана мероприятий;
Определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы.
Разработка дидактических игр, конспектов ОД, сценария итогового мероприятия.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приѐмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
- Основной ( планируемые мероприятия):
Чтение художественной литературы по теме проекта - рассказ С.В.Образцовой «Ничего особенного», М.Н.Богданова «Домашний воробей», рассказ В. А. Сухомлинского «О чем плачет синичка?», рассказ Л. Н. Толстого «Галка и кувшин», Н. Сладков. «Еловая каша»:
- стихотворение «О чем ты думаешь, снегирь?» И.Беляков, «Воробей» Саша Чѐрный;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок и иллюстраций о зимующих птицах.
- заучивание скороговорок, дразнилок о зимующих птицах. Познавательное развитие :
• «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
• Беседа «Жалобная книга природы»: Цель: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер еѐ охраны. • Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде. • Беседа «Кто заботится о птицах»: Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
Экологическое воспитание:
• Наблюдение за птицами на участке: Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за вороной Цель: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями Цель: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьѐв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение «Какие звуки издают птицы» Цель: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьѐв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
Физическое развитие. Игровая деятельность: Подвижные игры:
• Подвижная игра «Снегири»: Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
• Игра «Совы» Цель: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
• Игра «Воробушки и кот» Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Игра с мячом «Подбери действие»: Цель: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
• Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• «Собачка и воробьи» Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Речевое развитие. Развитие речи :
- Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц; - Сравнительное наблюдение снегиря и воробья.
Дидактические игры:
• Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Цель: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие -перелетные»
. • Д/и «Один-много» Цель: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)
• Д/и «Назови ласково» Цель: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей-воробушек, воробьишко).
• Д/и «Счѐт птиц» Цель: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.) • Д/и «Кто, где живет» Цель: закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.)
• Д/и «Назови птичку, которой не стало» Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
• Д/и «Угадай птицу по описанию» Цель: загадывание загадок от имени птиц,
• Д/и «Кто больше» Цель: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.
Изобразительная деятельность Лепка « Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке); Рисование «Как розовые яблоки, на ветвях снегири»; Лепка «Сова»; Конструирование с элементами аппликации «Снегирь»; Рисование по шаблону «Сорока-белобока»; Рисование «Синички».
Трудовое воспитание
• Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушку для птиц. • Труд в природе – чистка кормушек; – кормление птиц. Наглядная информация:
• Оформление папки-передвижки «Покормите птиц», фотоальбома «Зимующие птицы - наши друзья»
. • Выставка картин «Зимующие птицы», «Наши зимние друзья». Взаимодействие с родителями
: • Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад.
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений о зимующих птицах.
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
IV. Итоговый Оформление результата проекта в виде презентации. Выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста " Обо всём расскажет книжка"
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития к...

Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Навстречу Дню Победы"
Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Навстречу Дню Победы"...

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Северный валенок"
Цель проекта - заинтересовать родителей и детей в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Расширять представление детей и взрослых о русской северной обуви, её...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по правилам дорожного движения «Наш друг - светофор»
Вид проекта: познавательно-творческий....

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Мама-солнышко лучистое»
Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Мама-солнышко лучистое» ...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с детьми среднего дошкольного возраста "Зимующие птицы"
Цель:расширение и обогащение у детей среднего дошкольного возрастаэкологических знаний о зимующих птицахи ответственного, бережного отношения к ним....