Познавательно-творческий проект в группе среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы нашего края»
проект (средняя группа)

                                Паспорт проекта.

Постановка проблемы :     Недостаточное представление детей о зимующих птицах. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 2 детей назвали правильно почти всех птиц, 8 детей 3-4 птицы, а 5 детей только 1-2 птицы. Из этого следует: недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе. У детей, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Тип проекта:  познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (1 месяц)

Цель проекта:

- нравственное воспитание; - формирование экологических представлений о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

 - Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

- Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

- Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц, помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

 Формы работы: - игровая деятельность (настольно-печатные игры, дидактические игры, подвижные игры)

- беседы,

- трудовая деятельность,

 - наблюдения,

- чтение художественной литературы,

 - показ картинок и иллюстраций по теме,

 - ООД - продуктивные виды деятельности.

Продукт проектной деятельности :

- оформление проекта;

- конспекты ОД;

 - фотоотчѐт;

 - творческие работы детей.

Срок реализации 9.01.25 – 28.01.25.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида второй категории №56 «Улыбка»

Познавательно-творческий проект в группе среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы нашего края»

Picture background

Руководитель проекта: Данчук Е. Ю.

Сафронова Т. В.

Белая Калитва 2025 г.

Паспорт проекта.

Постановка проблемы : Недостаточное представление детей о зимующих птицах. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 2 детей назвали правильно почти всех птиц, 8 детей 3-4 птицы, а 5 детей только 1-2 птицы. Из этого следует: недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе. У детей, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (1 месяц)

Цель проекта:

- нравственное воспитание; - формирование экологических представлений о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

- Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

- Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц, помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Формы работы: - игровая деятельность (настольно-печатные игры, дидактические игры, подвижные игры)

- беседы,

- трудовая деятельность,

- наблюдения,

- чтение художественной литературы,

- показ картинок и иллюстраций по теме,

- ООД - продуктивные виды деятельности.

Продукт проектной деятельности :

- оформление проекта;

- конспекты ОД;

- фотоотчѐт;

- творческие работы детей.

Срок реализации

Этапы проекта:

  1. Подготовительный : Составление плана деятельности; Наработка и накопление необходимого материала; Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал; Оформление книжного уголка. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. Определение темы проекта, постановка цели и задач. Изучение методической литературы по данной теме. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Перспективное планирование проекта Выбор форм работы с детьми и родителями Выбор основных мероприятий, определение объѐма и содержание работы для внедрения проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
  2. Организационный : Разработка плана мероприятий;

Определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы.

Разработка дидактических игр, конспектов ОД, сценария итогового мероприятия.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приѐмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

  1. Основной ( планируемые мероприятия):

Чтение художественной литературы по теме проекта - рассказ С.В.Образцовой «Ничего особенного», М.Н.Богданова «Домашний воробей», рассказ В. А. Сухомлинского «О чем плачет синичка?», рассказ Л. Н. Толстого «Галка и кувшин», Н. Сладков. «Еловая каша»:

- стихотворение «О чем ты думаешь, снегирь?» И.Беляков, «Воробей» Саша Чѐрный;

- отгадывание загадок;

- рассматривание картинок и иллюстраций о зимующих птицах.

- заучивание скороговорок, дразнилок о зимующих птицах. Познавательное развитие :

«Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

• Беседа «Жалобная книга природы»: Цель: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер еѐ охраны. • Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде. • Беседа «Кто заботится о птицах»: Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

Экологическое воспитание:

• Наблюдение за птицами на участке: Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

• Наблюдение за синичками: Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение за вороной Цель: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение за воробьями Цель: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьѐв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение «Какие звуки издают птицы» Цель: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьѐв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Физическое развитие. Игровая деятельность: Подвижные игры:

• Подвижная игра «Снегири»: Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

• Игра «Совы» Цель: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

• Игра «Воробушки и кот» Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

• Игра с мячом «Подбери действие»: Цель: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

• Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

• «Собачка и воробьи» Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Речевое развитие. Развитие речи :

- Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц; - Сравнительное наблюдение снегиря и воробья.

Дидактические игры:

• Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Цель: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие -перелетные»

. • Д/и «Один-много» Цель: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

• Д/и «Назови ласково» Цель: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей-воробушек, воробьишко).

• Д/и «Счѐт птиц» Цель: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.) • Д/и «Кто, где живет» Цель: закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.)

• Д/и «Назови птичку, которой не стало» Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

• Д/и «Угадай птицу по описанию» Цель: загадывание загадок от имени птиц,

• Д/и «Кто больше» Цель: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

Изобразительная деятельность Лепка « Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке); Рисование «Как розовые яблоки, на ветвях снегири»; Лепка «Сова»; Конструирование с элементами аппликации «Снегирь»; Рисование по шаблону «Сорока-белобока»; Рисование «Синички».

Трудовое воспитание

• Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушку для птиц. • Труд в природе – чистка кормушек; – кормление птиц. Наглядная информация:

• Оформление папки-передвижки «Покормите птиц», фотоальбома «Зимующие птицы - наши друзья»

. • Выставка картин «Зимующие птицы», «Наши зимние друзья». Взаимодействие с родителями

: • Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад.

• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

• Заучивание стихотворений о зимующих птицах.

• Отгадывание загадок про зимующих птиц.

• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

IV. Итоговый Оформление результата проекта в виде презентации. Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста " Обо всём расскажет книжка"

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития к...

Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Навстречу Дню Победы"

Познавательно-творческий проект  с детьми среднего  дошкольного возраста "Навстречу Дню Победы"...

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Северный валенок"

Цель проекта  - заинтересовать родителей и детей  в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Расширять представление детей и взрослых о  русской северной обуви, её...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Мама-солнышко лучистое»

Познавательно-творческий проект   для детей среднего дошкольного возраста     «Мама-солнышко лучистое»  ...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ с детьми среднего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

Цель:расширение и обогащение у детей среднего дошкольного возрастаэкологических знаний о зимующих птицахи ответственного, бережного отношения к ним....