ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС «Воспитание начинается в семье» по теме: «Экспериментируем, исследуем, познаем»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Цели и задачи:
- создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;
- развивать интерес к исследовательскому поиску;
- развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.
Участники: дети подготовительной группы, старший воспитатель, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС
«Воспитание начинается в семье»
по теме: «Экспериментируем, исследуем, познаем»
Номинация: познавательное развитие. Развитие интересов и познавательной мотивации ребенка, представление об окружающем мире.
2 слайд Актуальность:
Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка. Он изучает всё, что происходит вокруг. Подготовленный проект сможет расширить представления детей об окружающем мире и поможет заинтересовать его.
Цели и задачи:
- создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;
- развивать интерес к исследовательскому поиску;
- развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.
Участники: дети подготовительной группы, старший воспитатель, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).
3 слайд. Формы работы, способы вовлечения родителей в творческий процесс экспериментирования.
- Взаимодействие в экспериментальном клубе «Экспериментируем, исследуем, познаем!»
- Групповая консультация педагога с родителями по безопасности наблюдений и проведения опытов как в группе, так и в домашних условиях.
- Индивидуальные практические задания для родителей с детьми.
- Наблюдения, беседы.
- Поддержка, сотрудничество, координация усилий, совместная деятельность, взаимопроникновение.
4 слайд. Лаборатория экспериментального клуба «Экспериментируем, исследуем, познаем!»
План предстоящей деятельности:
- Выбираем объект исследования.
- Подбираем оборудование.
- Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
- Проводим эксперимент.
- Анализируем результат.
5 слайд. В опытно-экспериментальной деятельности с воздухом дети выясняли свойства воздуха. Было проведено два опыта:
1. «Как поймать воздух»
Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет.
Вопросы к детям:
- Что произошло с пакетом?
- Что в нём находится?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод детей: Мы воздух не видим, но можем почувствовать.
2. «Имеет ли воздух вес?»
Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки. С двух сторон подвешиваем шары.
- Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Вывод: шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Воздух имел вес.
6 слайд. Опытно-экспериментальная деятельность с водой.
Семья Никитина Николая в домашних условиях провела три опыта. Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой показала следующие результаты:
- «В какой воде легче плавать?»
Оборудование: 2 варёных яйца, соль, 2 стакана с водой.
Положить 2 яйца в разные стаканы с водой. Они утонули. В один стакан с яйцом насыпали соль. Наблюдаем, что яйцо всплыло и держится на поверхности.
Вывод детей: Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
2. «Имеет ли вода форму?»
Оборудование: кубик, шар, ёмкость с водой, пустая ёмкость другой формы.
Перелить воду в пустую ёмкость. - Имеет ли вода форму
Вывод детей: Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость.
3. «Послушная водичка»
Оборудование: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из стекла, поролоновая губка.
Осторожно опустить камешки в банку.
- Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме). А теперь опустить в банку с водой поролоновую губку – вынуть. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой) Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает).
Вывод детей: Объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела. Вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.
7 слайд. Опытно-экспериментальная деятельность с вулканом.
Семье Ефименко Леи удалось познакомить детей с природным явлением — вулкан, причиной его извержения. Наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой и воспроизвести извержение вулкана. Дети сделали вывод, что окружающие нас вещества ведут себя по-разному в разных состояниях, в том числе дети познакомились с безопасными приемами исследования пахучих жидкостей.
Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой.
Задачи: рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды, формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют; воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности, самостоятельность.
Словарь: гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, кислота.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, чтение детских энциклопедий, изготовление макета вулкана.
Вывод: опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества ведут себя по-разному в разных состояниях.
https://disk.yandex.com.am/i/y_hMU_RMllRqyA
https://disk.yandex.ru/i/wETX1W1fRMCXpg
8 слайд. Опытно-экспериментальная деятельность с магнитом проходила с семьями воспитанников в экспериментальном клубе. В предварительной работе с магнитом, дети познакомились со его интересными свойствами. Были проведены:
- Беседа «Что такое магнит?»
- Дидактическая игра «Всё ли притягивает магнит?»
Оборудование: Предметы из различных материалов, магнит.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
- «Танец кнопок»
Оборудование: Магнит, картон, кнопки.
На картон рассыпать кнопки, под картоном магнит. Движения магнита заставляют кнопки «танцевать».
Вывод: Сила магнита действует через картон.
- «Не замочи рук»
Оборудование: Стеклянная банка с водой, скрепки, магнит.
Опускаем скрепки в банку с водой, по внешней стороне снизу вверх ведём магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Вывод: Сила магнита действует через стекло.
Дети были в восторге от самостоятельного проведения опытов с магнитом, где они на практике убедились в силе магнита и его воздействия через стекло и картон, узнали, что магнит притягивает только металлические предметы.
9 слайд. Проведение творческо-познавательного проекта «Что такое пшеница?»
https://disk.yandex.com.am/i/_XYfOIlSOmQOBw
Задачи:
- Развитие познавательных способностей;
- Формирование интереса к такой злаковой культуре как пшеница; активное развитие познавательных способностей и интереса к проекту; развитие навыков работы в коллективе в желании удивить других ребят своим блюдом из пшеничной муки;
- Увеличение вовлеченности родителей в проект.
Формы организации работы с детьми и родителями:
Коллективная деятельность воспитателя с детьми и родителями. Совместное изучение познавательной и художественной литературы по теме «Что такое пшеница?», просмотр коротких роликов по теме. Практическая деятельность с детьми и родителями.
Обсуждение проблем в контексте народных промыслов.
10 слайд. Выводы
В процессе экспериментальной деятельности педагога с семьями воспитанников у детей сформировался опыт исследовательско-творческой деятельности, повысился уровень любознательности, исследовательских умений и навыков, а также самостоятельность и инициативность. Опытным путем дети узнали реакцию веществ, свойства жидких и твердых материалов, что окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях. У всех детей четко прослеживается стойкий интерес к мероприятиям по этой теме, навыки коммуникации в коллективе и помощь друг другу, а также желание повторить или применить полученные знания на практике и в домашних условиях.
Совершенно очевидно, что исследовательская деятельность и экспериментирование предоставляют ребёнку возможность проигрывать, переживать различные развивающие задачи наиболее удобным для психики ребёнка способом, позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребёнок сам готов к её переживанию, поэтому для конкурса я выбрала именно это направление в познавательной области, где дети на практике, посредством педагогического воздействия приучаются осознавать то, что они видят, слышат и ощущают.
Список литературы:
- Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст). Батайск, 2002.
- Опыты без взрывов/ сост. А.Г. Мадера, А.П. Пятикоп, С.А. Репьев. М.: Карапуз, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"
Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям. Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Мастер класс "Экспериментируем, размышляем, познаем"
Данный мастер класс связан с экспериментальной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.Цель мастер класса - продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, ль...

Консультация для родителей " Исследуя - познаю!"
Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращ...

«Исследуя- познаю»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Экспериментируя, дети познают окружающий мир.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем ра...