ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС «Воспитание начинается в семье» по теме: «Экспериментируем, исследуем, познаем»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Прозорова Татьяна Васильевна

Цели и задачи:

  • создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;
  • развивать интерес к исследовательскому поиску;
  • развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • обогащать словарный запас детей;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

Участники: дети подготовительной группы, старший воспитатель, воспитатель, родители.

Ожидаемый результат:

Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_material_k_prezentatsii.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС
«Воспитание начинается в семье»

по теме: «Экспериментируем, исследуем, познаем»

Номинация: познавательное развитие. Развитие интересов и познавательной мотивации ребенка, представление об окружающем мире.

2 слайд Актуальность:

        Эксперимент – важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование - естественный процесс для ребёнка. Он изучает всё, что происходит вокруг. Подготовленный проект сможет расширить представления детей об окружающем мире и поможет заинтересовать его. 

        Цели и задачи: 

  • создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений;
  • развивать интерес к исследовательскому поиску;
  • развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • обогащать словарный запас детей;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

Участники: дети подготовительной группы, старший воспитатель, воспитатель, родители.

Ожидаемый результат:

Повысить уровень любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).

3 слайд. Формы работы, способы вовлечения родителей в творческий процесс экспериментирования.

  • Взаимодействие в экспериментальном клубе «Экспериментируем, исследуем, познаем!»
  • Групповая консультация педагога с родителями по безопасности наблюдений и проведения опытов как в группе, так и в домашних условиях.
  • Индивидуальные практические задания для родителей с детьми.
  • Наблюдения, беседы.
  • Поддержка, сотрудничество, координация усилий, совместная деятельность, взаимопроникновение.

4 слайд.  Лаборатория экспериментального клуба «Экспериментируем, исследуем, познаем!»

    План предстоящей деятельности:

  • Выбираем объект исследования.
  • Подбираем оборудование.
  • Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
  • Проводим эксперимент.
  • Анализируем результат.

5 слайд. В опытно-экспериментальной деятельности с воздухом дети выясняли свойства воздуха. Было проведено два опыта:

     1. «Как поймать воздух»

Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет.

Вопросы к детям:

- Что произошло с пакетом?

- Что в нём находится?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод детей: Мы воздух не видим, но можем почувствовать.

2. «Имеет ли воздух вес?»

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки. С двух сторон подвешиваем шары.

- Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Вывод: шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Воздух имел вес.

  6 слайд. Опытно-экспериментальная деятельность с водой.

Семья Никитина Николая в домашних условиях провела три опыта.   Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой показала следующие результаты:

  1. «В какой воде легче плавать?»

     Оборудование: 2 варёных яйца, соль, 2 стакана с водой.

Положить 2 яйца в разные стаканы с водой. Они утонули. В один стакан с яйцом насыпали соль. Наблюдаем, что яйцо всплыло и держится на поверхности.

Вывод детей: Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

        2.  «Имеет ли вода форму?»

Оборудование: кубик, шар, ёмкость с водой, пустая ёмкость другой формы.

Перелить воду в пустую ёмкость. - Имеет ли вода форму

Вывод детей: Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость.

        3. «Послушная водичка»

Оборудование: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из стекла, поролоновая губка.

Осторожно опустить камешки в банку.

- Что происходит? (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме). А теперь опустить в банку с водой поролоновую губку – вынуть. Что происходит? (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой) Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает).

Вывод детей: Объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела. Вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.

 7 слайд. Опытно-экспериментальная деятельность с вулканом.

Семье Ефименко Леи удалось познакомить детей с природным явлением — вулкан, причиной его извержения. Наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой и воспроизвести извержение вулкана. Дети сделали вывод, что окружающие нас вещества ведут себя по-разному в разных состояниях, в том числе дети познакомились с безопасными приемами исследования пахучих жидкостей.

Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой.

Задачи: рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды, формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют; воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности, самостоятельность.

Словарь: гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, кислота.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, чтение детских энциклопедий, изготовление макета вулкана.

Вывод: опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества ведут себя по-разному в разных состояниях.

https://disk.yandex.com.am/i/y_hMU_RMllRqyA

https://disk.yandex.ru/i/wETX1W1fRMCXpg

 8 слайд. Опытно-экспериментальная деятельность с магнитом проходила с семьями воспитанников в экспериментальном клубе. В предварительной работе с магнитом, дети познакомились со его интересными свойствами. Были проведены:

  • Беседа «Что такое магнит?»
  • Дидактическая игра         «Всё ли притягивает магнит?»

Оборудование: Предметы из различных материалов, магнит.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

  1. «Танец кнопок»

Оборудование: Магнит, картон, кнопки.

На картон рассыпать кнопки, под картоном магнит. Движения магнита заставляют кнопки «танцевать».

Вывод: Сила магнита действует через картон.

  1. «Не замочи рук»

Оборудование: Стеклянная банка с водой, скрепки, магнит.

Опускаем скрепки в банку с водой, по внешней стороне снизу вверх ведём магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

 Вывод: Сила магнита действует через стекло.

        Дети были в восторге от самостоятельного проведения опытов с магнитом, где они на практике убедились в силе магнита и его воздействия через стекло и картон, узнали, что магнит притягивает только металлические предметы.

 9 слайд. Проведение творческо-познавательного проекта «Что такое пшеница?»

https://disk.yandex.com.am/i/_XYfOIlSOmQOBw

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей;
  • Формирование интереса к такой злаковой культуре как пшеница; активное развитие познавательных способностей и интереса к проекту; развитие навыков работы в коллективе в желании удивить других ребят своим блюдом из пшеничной муки;
  • Увеличение вовлеченности родителей в проект.

 Формы организации работы с детьми и родителями:

 Коллективная деятельность воспитателя с детьми и родителями. Совместное изучение познавательной и художественной литературы по теме «Что такое пшеница?», просмотр коротких роликов по теме. Практическая деятельность с детьми и родителями.

Обсуждение проблем в контексте народных промыслов.

 10 слайд. Выводы

В процессе экспериментальной деятельности педагога с семьями воспитанников у детей сформировался опыт исследовательско-творческой деятельности, повысился  уровень любознательности, исследовательских умений и навыков, а также самостоятельность и инициативность. Опытным путем дети узнали реакцию веществ, свойства жидких и твердых материалов, что окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях. У всех детей четко прослеживается стойкий интерес к мероприятиям по этой теме, навыки коммуникации в коллективе и помощь друг другу, а также желание повторить или применить полученные знания на практике и в домашних условиях.

Совершенно очевидно, что исследовательская деятельность и экспериментирование предоставляют ребёнку возможность проигрывать, переживать различные развивающие задачи наиболее удобным для психики ребёнка способом, позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребёнок сам готов к её переживанию, поэтому для конкурса я выбрала именно это направление в познавательной области, где дети на практике, посредством педагогического воздействия приучаются осознавать то, что они видят, слышат и ощущают.

Список литературы:

  1. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст). Батайск, 2002.
  3. Опыты без взрывов/ сост. А.Г. Мадера, А.П. Пятикоп, С.А. Репьев. М.: Карапуз, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"

Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.  Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Мастер класс "Экспериментируем, размышляем, познаем"

Данный мастер класс связан с экспериментальной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.Цель мастер класса - продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, ль...

Консультация для родителей " Исследуя - познаю!"

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращ...

«Исследуя- познаю»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Экспериментируя, дети познают окружающий мир.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем ра...