«Исследуя- познаю»
рабочая программа
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvenno_nauchnaya_programma_issleduya-_poznayuperedelanaya_6.docx | 53.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 6» г. Калачинск Омской области.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №6»
_______(Иванцова С.В.)
Приказ № От « » 2023 г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследуя- познаю»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации программы – 1год
Уровень сложности содержания – стартовый
Направленность программы - естественнонаучная
Автор-составитель программы:
педагог дополнительного образования
Пониванова Елена Анатольевна
г. Калачинск, 2023г.
Направленность программы: естественнонаучная.
Пояснительная записка
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Актуальность программы определяется тем, что современный ребёнок, современные дети активно осваивают виртуальный мир и в то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, интеллектуальная пассивность. Это проявляется в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В детском сознании стираются грани между добром и злом, теряются человеческие ценности, нравственность, этические нормы. Дети порой не замечают то, что находится у них совсем рядом «под ногами». И как следствие существует опасность, что общество в будущем получит бездуховное поколение, равнодушное к природе, живому и неживому окружению. Поэтому сегодня основы экологической культуры дошкольников и природоохранности малой Родины необходимо осуществлять комплексно в соответствии с их интересами и способностями. Детское экспериментирование – основная особенность такой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Новизна программы Программа «Исследуя-Познаю»
- внедрение в образовательный процесс ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности STEM технологий на муниципальном содержании.
- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-6 лет. В её основе лежит методика А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников»
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.
Отличительными особенностями данной программы от других заключается в том, что первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем самостоятельно в домашних условиях повторить показ эксперимента.
Усвоение системы научных понятий, приобретение «исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе. Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Исследуя - познаю»
Цель: создание условий для формирования познавательной активности у детей 5-6 лет в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости, формировать основы логического мышления.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
Режим реализации программы
Состав группы: 15 человек. Данная программа рассчитана на 1 год. Трудоемкость программы: 32 часов Формы проведения занятий: групповая, подгрупповые, индивидуальные.
Формы организации учебных занятий.
При проведении занятий используются такие формы работы, как групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Групповые занятия осуществляются во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (32 часа), по 25 минут.
Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей.
Основными видами групповых занятий являются:
- Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами).
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности:
- учебно-игровую;
- коммуникативно-диалоговую;
- экспериментально-исследовательскую.
Занятия проводятся с 01 сентября по 30 мая, за исключением государственных праздников. Образовательный процесс строится с учётом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41.
Образовательные результаты реализации программы
По профилю программы:
- Дети выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
- У детей сформирована уверенность в себе посредством развития
- Мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
- Развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
- Расширены представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
- Сформировано умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- Сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
- Развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
- Сформированы коммуникативные навыки.
Результаты с учетом целевых ориентиров дошкольного образования:
1.Умение принять ребёнком проблемную задачу, требующую экспериментирования.
2. Ребёнок способен самостоятельно ставить проблемные задачи, решать их, делать выводы, доказывать, обобщать.
3.Умение строить коммуникативные отношения в процессе выполнения поисковой задачи.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Количество часов Всего |
Вводное занятие. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. 1. Блок «Почва» 1.1. Соль на столе 1.2. Выращиваем кристаллы 1.3. Песочная страна 1.4. Цветной песок 1.5. Глина 1.6 Удивительные камни 1.7. Мел 1.8. Почва 1.9. Вулканы | 1 11 1 2 1 1 1 2 1 1 1 |
2.3 Солнечные зайчики 2.4 Найди радугу | 4 1 1 1 1 |
3. Блок «Вода» 3.1. Вода 3.2. Пена и мыльные пузыри 3.3. Снег 3.4. Лёд | 5 2 1 1 1 |
4. Блок «Воздух» 4.1. Свойства воздуха 4.2. Ветер-невидимка 4.3. Что загрязняет воздух | 3 1 1 1 |
5. Блок «Очевидное-невероятное» 5.1. Крашеные цветы 5.2. Искусственный снег 5.3. Бумага своими руками 5.4. Неньютоновская жидкость 5.5. Пластилин из крахмала 5.6 Солёное тесто Итоговое занятие. | 8 1 2 1 2 1 1 1 |
Всего занятий в год | 32 |
Вводное занятие (1час)
Тема занятия: вводное занятие.
Дидактические единицы: содержание и форма занятий детского объединения, режим работы.
Деятельность обучающихся: Просмотр презентации о правилах поведения в комнате для экспериментирования. Обсуждение. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: занятие с использованием ИКТ.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Формы контроля: Наблюдение, беседа.
Блок 1. Блок «Почва» (11 часов)
Тема занятия 1: Соль на столе (1час).
Дидактические единицы: Свойства соли.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в тему занятия: ознакомление с рабочими материалами (соль). Проведение эксперимента по изучению свойств соли (давление, растворение в воде и т.д.) Обобщение результатов эксперимента. Участие в игре «Солёный- несолёный». Выполнение самооценки.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Наблюдение, вывод, рефлексия.
Тема занятия 2: Выращиваем кристаллы (2часа).
Дидактические единицы: Выращивание кристаллов.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Изучение условий образования кристаллов. Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах. Проведение эксперимента по выращиванию кристалла. Развитие умений действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения. Участие в проговаривании пословиц. Форма организации учебного занятия: Эксперимент.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Формы контроля: Вывод, рефлексия.
Тема занятия 3: Песочная страна (1час).
Дидактические единицы: Свойства песка.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Изучение детьми состава и свойства природного песка. Развитие способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта. Участие в динамической паузе «Песчинки», выполнение продуктивной деятельности «Песочная радуга».
Форма организации учебного занятия: Эксперимент.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 4: Цветной песок (1час)
Дидактические единицы: Свойства песка.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом). Ознакомление с теркой. Активизация речи детей. Участие в физкультминутке «Буратинка».
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 5: Глина 1час
Дидактические единицы: Свойства глины.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в тему занятия: ознакомление с рабочими материалами (Глина). Проведение эксперимента по выявлению её качеств и свойств (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Активизация словаря детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира. Участие в игре «Скажи наоборот», пальчиковая гимнастика «Дождик песенку поёт».
Форма организации учебного занятия: эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: выполнение упражнений, рефлексия.
Тема занятия 6: Удивительные камни (2часа).
Дидактические единицы: Набор разных видов и размеров камней.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление с разнообразием мира камней и их свойствами. Прослушивание шума моря. Проведение эксперимента (твёрдость, температуру, плавучесть). Выражение словами своих тактильных ощущений. Закрепление навыков работы с увеличительными приборами.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 7: Мел (1час).
Дидактические единицы: Свойства мела.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в тему занятия: ознакомление с рабочими материалами (мел). Проведение беседы о правилах безопасности при произведении опытов. Проведение эксперимента по выявлению свойств мела. Обсуждение его свойств. Обобщение результатов эксперимента. Участие в физкультминутке «Стоит гора».
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод, выполнение упражнений, рефлексия.
Тема занятия 8: Почва (1час).
Дидактические единицы: Свойства почвы.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Проведение эксперимента по определению состава почвы, наличие в составе почвы воды. Выявление причинно-следственных связей в отношении предметов и объектов не живой природы. Обобщение результатов эксперимента.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод, выполнение упражнений, рефлексия.
Тема занятия 9: Вулкан (1час).
Дидактические единицы: Изготовление вулкана.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в тему занятия: ознакомление с материалом для изготовления вулкана. Просмотр презентации «Вулкан». Участие в физкультминутке «Потопаем ногами».
Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод, выполнение упражнений, рефлексия.
Блок 2. Блок «Космос» (4 часа)
Тема занятия 1: Свет и тень (1час)
Дидактические единицы: свойства света, понятия света и тени.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление с новой темой свет и тень. Определение, одинакова ли тень от фигуры квадрата и от тонкого прозрачного кусочка пластика. Участие в физкультминутке «Улыбнитесь». Проведение эксперимента (как образуется тень). Фиксирование полученных результатов. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 2: Смена дня и ночи (1час)
Дидактические единицы: Основы обращения с глобусом, знание городов на глобусе.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в новую тему: ознакомление с моделью солнечной системы. Просмотр презентации «Почему бывает день и ночь». Проведение эксперимента (как происходит смена дня и ночи). Обобщение результатов эксперимента.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 3: Солнечные зайчики (1час)
Дидактические единицы: Опыты с солнечным светом.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление детей с солнечными лучами (ролью солнца в нашей жизни). Участие в игре «Солнечные зайчики». Проведение опыта "Преломление света", исследования "Волшебные зеркала. Обобщение результатов опыта. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 3: Найди радугу (1час)
Дидактические единицы: Способы создания радуги.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Проведение экспериментов «Как получить радуга». Наблюдение радужных переливов. Обсуждение результатов эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Наблюдение, вывод
Блок 3. Вода (5 часов)
Тема занятия 1: Вода (2 часа). Дидактические единицы: Свойства воды.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Проведение беседы о правилах безопасного поведения в комнате экспериментирования. Упражнение «Улыбка». Проведение экспериментирования по изучению свойств воды (растворение, добавления красок и т.д.) Релаксация: Запись водопада, журчание ручья, шум моря. Обобщение результатов эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 2: Пена и мыльные пузыри (2 часа). Дидактические единицы:. Приготовление мыльных пузырей.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Просмотр презентации о правилах безопасного обращения с мылом. Просмотр презентации «Тайны мыльных пузырей». Проведение эксперимента (измельчение мыло, взбивание венчиков и т.д.) Участие в игре «Мыло и мыльные пузыри». Обобщение проделанного эксперимента. Форма организации учебного занятия: Эксперимент
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Формы контроля: Вывод
Тема занятия 3: Снег (1час). Дидактические единицы: Свойства снега.
Деятельность обучающихся: Участие в игре «Снежный ком». Вхождение в новую тему занятия: работа со снегом. Обсуждение свойств снега. Проведение эксперимента (понюхать, сжать и т.д.). Участие в физкультминутке «Снег». Слушание фонограммы «Хруст снега». Обобщение результатов эксперимента. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: вывод
Тема занятия 4: Лёд (1час). Дидактические единицы: Свойства льда. Деятельность обучающихся: Приветствие. Беседа о правилах работы со льдом. Обсуждение свойств льда. Проведение эксперимента (сжать, посыпать солью и т.д.) Обсуждение результатов эксперимента. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод
Блок 4 Воздух (3 часа)
Тема занятия 1: Воздух (1час). Дидактические единицы: Свойства воздуха
Деятельность обучающихся: Наблюдение за температурой воздуха. Проведение эксперимента по выявлению наличия и свойств воздуха (надуть воздушные шары, подуть в трубочку и т.д.) Беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека, опущенную в стакан с водой Участие в физкультминутке «Дует ветер с высоты». Обсуждение. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: вывод.
Тема занятия 2: Ветер – невидимка (1час). Дидактические единицы: Свойства ветра. Деятельность обучающихся: Приветствие. Участие в игре "Ветер добрый, ветер злой". Проведение эксперимента по выявлению свойств ветра. Обобщение результатов эксперимента. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод
Тема занятия 3: Что загрязняет воздух (1час). Дидактические единицы: Наблюдение за источниками загрязнения воздуха из окна. (дым из труб, дым от авто и т.д.).
Деятельность обучающихся: Приветствие. Использование знаний при решении познавательных и практических задач. Ознакомление с простыми способами очистки воздуха от запахов и загрязнений. Проведение эксперимента по очистке воздуха. Обобщение результатов эксперимента. Выполнение самооценки. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: вывод
5. Блок «Очевидное-невероятное» (8 часов)
Тема занятия 1: Окрашенные цветы (1 час).
Дидактические единицы: способы окрашивания хризантемы.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Знакомство с технологией окрашивания. Ознакомление с рабочими материалами (Хризантемы и краска). Проведение эксперимента по окрашиванию цветов. Обсуждение результата эксперимента. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Тема занятия 2: Искусственный снег (1 час).
Дидактические единицы: искусственный снег.
Деятельность обучающихся: Повторение правил техники безопасности во время проведения эксперимента. Проведение беседы «Что знаю о искусственном снеге?» Проведение эксперимента по изготовлению искусственного снега. Обобщение результатов эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Тема занятия 3: Бумага своими руками (1 час).
Дидактические единицы: Изготовление бумаги разных цветов.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление с новым рабочим материалом (пульпой). Обсуждение последовательности эксперимента. Проведение эксперимента получения различных видов бумаги. Обсуждение результатов эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: вывод.
Тема занятия 4: Неньютоновская жидкость (2 часа).
Дидактические единицы: Изготовить Неньютоновская жидкость.
Деятельность обучающихся: Напоминание правил безопасности. Ознакомление с новым рабочим материалом Волшебная жидкость – Неньютоновская жидкость. Проведение эксперимента по изготовлению волшебной жидкости. Обобщение результатов эксперимента. Участие в играх с Неньютоновской жидкостью. Выполнение самооценки. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Тема занятия 4: Пластилин из крахмала (1 час).
Дидактические единицы: Сделать пластилин.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Повторить правила безопасности. Ознакомление с материалом рабочим (крахмал). Обсудить рецепт приготовления массы. Проведение эксперимента для получения пластилина. Обобщение результатов эксперимента. Участие в играх с пластилинов. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Тема занятия 4: Солёное тесто (1 час).
Дидактические единицы: Изготовление солёного теста.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Познакомить с материалами (соль, мука, вода) Проведение эксперимента для получения солёного теста. Принять участие с играми с солёным тестом. Обсудить результаты эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Контрольно-оценочные средства
А.И. Савенков в качестве показателей результативности познавательно-исследовательской деятельности выделяет умения: видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, а также самостоятельно действовать в процессе исследования.
В опытно-экспериментальной работе опирались на показатели познавательно-исследовательской деятельности определенные А.И. Савенковым, дополнив критериями и уровнями исследовательской деятельности у старших дошкольников, определяя тем самым степень сформированной познавательной активности в исследовательской деятельности. Формы контроля.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- Педагогическое наблюдение;
- Показ открытых занятий;
- фотоотчёты, видео-мастер классы.
Уровни | Критерии | ||
Знаниевый | Оценочный | Деятельностный | |
высокий | Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы. | Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результата и отвечает ли он решению проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска истины, для решения проблемы, | Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца |
средний | Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные предположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргументировать и пояснить свои предложения по решению проблемы. | Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следственные связи, отбор материала для поиска истины не всегда безошибочен. | инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца |
низкий | Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает проблему, не активен в выдвижении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществлять поиск истины, не может привести факты, аргументы. | Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы. | Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам. |
Условия реализации программы
Раздел программы, № | Материально-техническое обеспечение | Информационно-образовательные ресурсы | Учебно-методическое обеспечение | Кадровое обеспечение |
Вводное занятие –Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. | Комната для экспериментов, микроскопы, колбы, банки, бутылки, крышки, оборудование. Ноутбук, проектор. наборы разных пробирок, наборы материалов для экспериментирования | Видеоматериалы: Презентация о правилах поведения в комнате для экспериментирования Игры на расслабление | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. | |
Блок 1 Почва | Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениям и почвенных обитателей, комнатные растения, карточки с частями растений, халаты на всех детей, пособия необходимые для демонстрации опытов. | Приветствие. Игра «Солёный- несолёный». Проговаривание пословиц. Динамическая пауза «Песчинки», Выполнение продуктивной деятельности «Песочная радуга». Физкультминутка «Буратинка». Игра «Скажи наоборот». Пальчиковая гимнастика «Дождик песенку поёт». Презентация «Вулкан». | Презентация "Почва. Её состав и свойства" (infourok.ru) Карточки – схемы. Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Блок 2 Космос | песок, глина, камни, тарелки, лупы, стакан воды, миска с водой, по 2 баночки, палочка салфетки, слепленные шарики из глины и из песка, халаты, фен. | Приветствие. Физкультминутка «Улыбнитесь». Презентация «Почему бывает день и ночь». Опыт "Преломление света". Игра «Солнечные зайчики». Исследование "Волшебные зеркала. | Презентация по ФиХ "Свет и тень" (infourok.ru) Почему происходит смена дня и ночи Энциклопедия для детей - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Блок 3 Вода | Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка. Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. Стакан и бутылка с водой. Две мерные одинаковые ёмкости Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор | Упражнение «Улыбка». Презентация «Тайны мыльных пузырей». Релаксация: Запись водопада, журчание ручья, шум моря. Игра «Мыло и мыльные пузыри». Игра «Снежный ком» Физкультминутке «Снег». Фонограмма «Хруст снега». | Звуки Релакса VVMax | ★ АСМР. ШУМ МОРЯ для ГЛУБОКОГО СНА без рекламы ЗВУКИ МОРЯ (dzen.ru) | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Блок 4 Воздух | Пустой пакет. Соломинки, емкость с водой. Таз с водой, лодочка. флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой. 2 пакета (один с водой, другой с воздухом). емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины. 2 свечи, «змейка» из бумаги | Приветствие. Физкультминутка «Дует ветер с высоты». Игра "Ветер добрый, ветер злой". | Воздух | Дошкольники | Окружающий мир #19 | Инфоурок - YouTube | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Блок 5 Очевидное и невероятное | Свежие белые цветы; вода; емкости для воды – 2шт; пищевой краситель – 2 цвета (зеленый и красный). Крема для бритья, крахмал 4 ложки. Пена для бритья и пищевая сода 1 стакан. Пищевая сода и жидкое мыло. | Приветствие. Презентация «Правила техники безопасности во время проведения эксперимента.» Игры на расслабление «Отдохни» | Яндекс — поиск по видео (yandex.ru) Супер физкультминутка для урока - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Список литературы
Нормативные правовые документы.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028) пункт 16.6.
- Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
- А.Е. Чистякова, Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность для старшего дошкольного возраста»// ДЕТСТВО- ПРЕСС – 2019 г
- Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
- Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.
- Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011.
- Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011.
- Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
- Н.А. Модель, Химия на кухне. Исследовательская деятельность детей.- М.: ТЦ Сфера, 2017.
Список литературы для детей и родителей
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010.
2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011.
3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познаем и исследуем.
Познаем и исследуем. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на достижении устройства вещей, связей между явлениями ок...
Проект по математическому развитию дошкольников на тему «Познаем, исследуем, творим.»
Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесс...
Консультация для родителей " Исследуя - познаю!"
Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращ...
Проект «Познаем, исследуем, творим»
Проект по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе....
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
Я работаю по технологии математической деятельности....
Педагогический проект по познавательному развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим» на тему: «Математика для самых маленьких»
Пояснительная запискаДанный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУТема проекта «Математика для самых маленьких»В раннее развитие ребенка обязательно должна...
Исследуем и познаем.
Примерный план работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности....