Беседа по картине Васнецова «Богатыри».
план-конспект занятия

Цель: Продолжать знакомить с былинами.

Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы по сюжету картины. Закреплять навыки рисования кистью, смешивания красок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_kartine_vasnetsova_bogatyri.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по картине Васнецова «Богатыри».

Подготовительная группа.

Цель: Продолжать знакомить с былинами.

Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы по сюжету картины. Закреплять навыки рисования кистью, смешивания красок.

Материал: Репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри». Палитры, краски, кисти, листы бумаги для рисования. Аудиозапись Второй («Богатырской») симфонии А.П.Бородина.

Предварительная работа: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» (фрагмент), рассматривание иллюстраций.

Вос-ль: Представьте, что мы в литературной гостиной. Сейчас вы узнаете, о чём мы будем беседовать.

И садился тут Илья да на добра коня,

Брал с собою доспехи богатырские:

Во-первых, брал палицу булатную.

А ещё брал саблю вострую,

А ещё брал лук со стрелами,

И поехал он из города из Киева.

Вос-ль: Отрывок из какого произведения вы услышали?

  -Это отрывок из былины.

Вос-ль: Что такое былина?

  -Былина -русское народное сказание о богатырях.

Вос-ль: О ком эта былина?

  -Эта былина об  Илье Муромце.

Вос-ль: Что вы знаете об Илье Муромце?

  -Илья Муромец – крестьянин из города Мурома. Он защищал русскую землю от врагов.

Вос-ль: Как исполнялись былины?

  -Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая рассказ игрой на гуслях.

Вос-ль: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И. как все добрые люди, приносил в мир радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекался былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Васнецову, что он выписал его к себе в тетрадь.

    Под славным городом Киевом,

    На тех степях, на днепровских

    Стояла застава богатырская.

    На заставе был богатырь Илья,

    Илья Муромец, сын Иванович…

    А конь под Ильёй, словно лютый зверь,

   А и сам на коне, как ясный сокол!

   А и был на заставе Добрыня Никитич млад.

   И пошёл его добрый конь богатырский

   Горы на гору перескакивать,

   С холма на холм перешагивать.

   А и был там Алёша попович лад,

   Что из красна города из Ростова.

 -А теперь прервёмся и зарядимся энергией для дальнейшей работы.

            Проводится разминка.

Дети выполняют движения по показу и в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать.                           (Потягиваются)

Спину бодро разогнули,

Руки кверху потянули.

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два, вперёд прогнуться.

Снова кверху потянуться.

Вот и стали мы сильней,                   (Напрягают мышцы рук)

Здоровей и веселей!                           (Улыбаются друг другу)

Вос-ль: Молодцы!  Вы наполнились богатырской силой. Теперь рассмотрите картину В.М.Васнецова «Богатыри».

  -Кто на ней изображён?

  -На картине изображены русские богатыри Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Вос-ль: Три богатыря стоят на страже границ родины. Число «три» на Руси имело значение множественности. Поэтому трёх богатырей, охраняющих Русскую землю, воспринимают так, словно это весь русский народ встал на защиту своей родины.

Вос-ль: Где стоит богатырская застава?

-В степи.

Степь поросла ковылём, вдали видны холмы, перелески. Необъятны просторы нашей родины. В бескрайнем небе клубятся тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи. Какое чувство вызывает у вас изображённая картина природы?

-Чувство тревоги и торжественности.

Вос-ль: Пейзаж прост, он не отвлекает внимание от героев-богатырей. Рассмотрите их фигуры. Всадники заняли  почти всё пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а шлемы всадников находятся почти у самого верхнего края. Богатыри олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов.

Центральная фигура на картине - Илья Муромец. Как вы думаете почему?

-Он старше других, он самый главный на заставе.

Вос-ль: Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет смысл. Рассмотрите, как выглядит Илья Муромец. Что чувствуется в облике богатыря?

-Мужество, сила мощь.?

Вос-ль: Куда смотрит Илья Муромец?

-Он смотрит вдаль.

Вос-ль: Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы--Шлемами.

Вос-ль: Опишите шлем.

-Шлем высокий, остроконечный.

Вос-ль: Из какого материала он сделан?

-Из железа, из меди.

Вос-ль: Спина, грудь и руки богатырей защищены кольчугой. Это старинный доспех в виде рубахи из металлических колец. Скажите, что держит Илья Муромец в левой руке?

-Щит.

Вос-ль: Для чего нужен щит?

-Для защиты головы и груди от стрел, копий.

Вос-ль: Щиты делали не только из железа и меди, но и из кости, дерева. Хорошо виден щит у Добрыни Никитича: посередине - выпуклое украшение, а вокруг – кайма.

Вос-ль: Чем вооружён Илья Муромец?

-Палицей и копьём.

Вос-ль: А Добрыня Никитич и Алёша Попович?

-Мечом, луком со стрелами.

Вос-ль: Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане, пристёгнутом к поясу справа, а лук- в специальном чехле слева.

Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он?

-Вороной, могучий, статный, сильный.

Вос-ль: как можно описать позу коня?

-Стоит, точно в землю врос, величаво поднял голову, гривой потряхивает.

Вос-ль: Чем украшена грудь коня?

-Кожаным ремнём с украшениями.

Вос-ль: Какое впечатление производит на вас Илья Муромец?

-Чувствуется спокойствие, надёжность, уверенность, выдержка, мудрость этого человека.

Вос-ль: Посмотрите на Добрыню Никитича. Путь белогривому коню, на котором он восседает, преграждает копьё Ильи Муромца. Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот отважный, смелый и сильный богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Рука Добрыни сжимает рукоятку меча - он готов в любую минуту ринуться на врага.

  Рассмотрите фигуру Алёши Поповича. Опишите его лицо.

-У него густые брови, над губой чернеют усики. Глаза луковые, смотрят не прямо, а искоса. Его взгляд говорит: где не можем взять силой, возьмём хитростью.

Вос-ль: Рассмотрите одежду Алёши Поповича.

-Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.

Вос-ль: Как вооружён Алёша Попович?

- Луком и стрелами.

Вос-ль: В одной руке он держит наготове  лук со стрелами, а в другой -плётку, чтобы подстегнуть коня. За спиной этого богатыря видны гусли – прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алёша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то задорное.

Предлагаю нарисовать коней трёх богатырей.

Звучит аудиозапись  Второй («Богатырской») симфонии А. П. Бородина. Дети рисуют. По окончании отвечают на вопросы:

-Какими были русские богатыри?

-Для кого из богатырей ты (воспитатель поочерёдно называет детей по именам) нарисовал коня и почему именно для этого богатыря?

Затем воспитатель собирает рисунки и вывешивает их на доску.


                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие педагога-психолога в старшей группе на тему: «Защитники нашей Родины, беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Цель:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, гордость за своих пр...

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.Образовательные задачи:    ...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...

Беседа по картине В. Васнецова "Богатыри"

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри.- Ребята, я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте на столе.1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,Её из колечек железных плетут (кольчуга).2. Железная ша...