Выступление «Инициатива дошкольников: во благо или...» на педагогическом совете
презентация

Смагина Наталья Валерьевна

Выступление с докладом на педагогическом совете ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Слайд 1

Добрый день, коллеги! Хочу представить вашему вниманию выступление на тему «Инициатива дошкольников: во благо или...»

Всегда ли мы приветствуем детскую инициативу?

Всегда ли инициативность детей идет на пользу образовательному и воспитательному процессам?

Можно ли научить ребенка проявлять инициативу?

Сегодня мы вместе попробуем ответить на эти вопросы.

слайд 2

Давайте вспомним понятие «инициатива».

Инициатива (лат. initium — начало) – решение человека, которое принимается самостоятельно и влечет за собой активное действие и достижение цели.

В зависимости от того, берет ли человек на себя ответственность за последствия инициативных поступков, различают ответственную и безответственную инициативы.

Дети, как правило, инициативны, но отвечать за свои действия они еще не привыкли.  Но не означает, что вся инициатива дошкольников является безответственной.

слайд 3

Одним из основных принципов дошкольного образования по ФГОС является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.

И нам, воспитателям, очень важно понять: какую из инициатив ребенка следует поддержать, помочь ему реализовать ее, достигнув конечной цели, а от какой следует отказаться и объяснить - почему.

Слайд 4

Распознать инициативного ребенка довольно просто — это ребенок, способный

  • к самостоятельным, активным действиям;
  • к активной коммуникации;
  • разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • работать в группе сверстников.

Слайд 5

Сейчас мне понадобится ваше активное участие. Давайте от теории перейдем к практическим ситуациям.

Такая ситуация:

Подготовительная группа. Предстоит занятие лепка. Вы подготовили пластилин, коврики, необходимые инструменты.

Маша: - можно, пожалуйста, мне разложить пластилин? А как раскладывать? Боре давать? Он все время балует, может, ему не надо? А куда положить: на середину стола или с краю? (в результате вы помогаете Маше)

Витя: Я буду раздавать коврики. Берет коврики, начинает раскладывать, отвлекается на конструирование лего.

Полина: молча заканчивает недоделанное Витей.

Можно ли все три примера назвать инициативой? Почему? Какой ребенок, действительно проявил инициативу? Почему Вы так считаете?

 

Слайды 6-7

Скажите пожалуйста, всегда ли мы поддерживаем инициативу ребят, хвалим за нее, помогаем реализовать?

Конечно, не все инициативы детей нужно поддерживать.

Ведь есть инициативы со знаком «плюс», но также есть и со знаком «минус».

Приведите примеры положительных инициатив.

А какие инициативы являются отрицательными?

(расшифровка по слайду)

Вот пример:

ребенок по собственной инициативе взялся поливать цветы. В данном случае кактус.

Это инициатива положительная?

Безусловно! Но конечный, достигнутый результат может быть разным.

Еще пример:

На открытке ко Дню матери мальчик решил добавить от себя танк. Раскрасил его черным цветом.

Это положительная инициатива?

Что Вы скажете инициативному мальчику?

Мама ребенка пришла в восторг. «Ты мой рыцарь-защитник! И цветы, и защиту обеспечил», - воскликнула она, получив открытку.

Таким образом, прежде чем поддерживать или не поддерживать инициативу ребенка, нужно выяснить, какую конечную цель он преследует.

И пойдет ли конечный результат проявленной инициативы во благо и ребенку, и воспитательному процессу в целом.

Слайд 8

Мы с Юлией Алексеевной в течение сентября и октября провели мониторинг активности и инициативности наших воспитанников и попытались как-то классифицировать ее.

Очень помог в проявлении инициатив региональный проект «Шаг вперед», который был направлен на проявление заботы, милосердия, доброты.

Слайд 9

Ребята предложили в рамках проекта субботник по уборке лесопарковой зоны Сертолово-2, самостоятельно провести конкурс стихов о милосердии, вызвались быть продавцами на итоговом мероприятии - Ярмарке Добра

Слайд 10

Как и все дети во всех группах наши с Юлей Алексеевной ребята проявляют и ежедневные, и разовые инициативы, такие как: провести зарядку, подежурить, предложения в разном проведении досуга

Слайд 11

ВЫ можете видеть реализацию ежедневных и разовых предложений.

Слайд 12

Конечно же, никто из нас не рождается инициативным. Этому нужно учить не только детей, но и нас, взрослых. Начать с подинициатив, например.

Мы предложили нашим ребятам поставить кукольный спектакль «Колосок» и показать его в средней группе.

А артисты выступили с подинициативой показать сказку во всех группах. На данный момент у нас были гастроли в две группы, готовимся пойти еще.

Я выступаю с инициативой провести в саду День открытых дверей.

Ваши подинициативы?

Воспитывать коммуникабельность.

Как мы это делаем с Юлией Алексеевной? Через создание различных коммуникабельных ситуаций (пример День дошкольного работника)

Как учат этому студентов в театральных институтах? Выводят на улицу и ставят задачу. Например, пойти познакомиться с незнакомым человеком, спросить у него совета, обнять. Попробуйте сделать это, и поймете, что становитесь внутренне свободным.

Брать на себя ответственность за свои поступки.

Мне кажется, что нам удалось уже достичь некоторых успехов в нашей группе.

Воспитателям и педагогам в целом, по-моему, этому учиться особо и не нужно.

Лоббировать свои идеи.

Мы учим детей отстаивать свое мнение и даем им реализовать (без опасности здоровью, конечно, свои даже нелепые инициативы)

Лучше что-то делать и на практике убедиться, что идея была несовершенна, чем, испугавшись фиаско, не реализовать ее совсем. Ведь на ошибках учатся.

Приклеить высушенные листья на картон пластилином, чтобы сделать аппликацию – так себе идея. Но инициатива была реализована. В итоге ребенок понял, что нужно было применять другой способ крепления. Если бы мы не дали ему такой возможности, он был бы уверен, что его инициатива была чудесной, а мы не позволили ее реализовать.

Помните: важным показателем инициативности является умение не обращать внимание на чужое мнение о ваших действиях.  Не ошибается тот, кто ничего не делает

Но и ребенок может поступить так же. А вот отличить инициативу и шалость – высший пилотаж в работе воспитателя.  

Слайд 13

Сейчас я хочу поделиться с вами цитатой Хосе Рауля Капабланки, всемирно известного шахматиста.

«Владеть инициативой — значит иметь преимущество»

Слайд 14

Будьте инициативными! Личный пример – наше все!

Обучая детей инициативности, мы даем им преимущество и возможность стать успешными.

Любая инициатива – удачная и не совсем - будет во благо.

Закончу выступление небольшим стихотворением.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презентации Смагина Наталья Валерьевна, воспитатель

Слайд 8

Инициатива От кого исходила Результат В рамках реализации проекта «Шаг вперед» Уборка мусора в лесопарковой зоне города Новое Сертолово во время традиционной экскурсии «Знай и люби свой край» Кураленко Николай Драган Валерия Чебан Полина Проведен субботник не только на территории отдыха около «Лося на велосипеде», была также очищена территория около детского сада Проведение мероприятия «Конкурс стихов о добре». Дети выступили с инициативой самостоятельно оценивать конкурсантов, организовали команду жюри, провели церемонию подведения итогов и награждения. Критенева Василиса Чебан Полина Мосиенко Арина Ребята обратились за помощью лишь в предоставлении грамот и призов победителям и в составлении речи председателя жюри и награждающего. Вызвались быть участниками-продавцами Ярмарки Добра Вежнина София Мосиенко Арина Жирова Маргарита Девочки в течение ярмарки зазывали покупателей, рекламировали свой товар, были инициативны, активны и эмоциональны

Слайд 10

Ежедневно проявляемые инициативы Дежурство по столовой За небольшим исключением вся группа Помогают накрыть на столы и убрать после еды со столов, протереть столы Провести зарядку Ивлев Михаил Маркова Арианна Вежнина София и др. Придумывают упражнения, могут увлечь и вовлечь всех ребят в выполнение упражнений Убрать игрушки, помочь воспитателю подготовится к занятиям Кураленко Николай Драган Валерия Бакров Тимофей Панченко Лиза Критенева Василиса Охотно готовят группу к занятиям, выдают раздаточный материал, убирают со столов при необходимости после занятий Разовые инициативы Выбор и организация общей игры Ребята, обладающие лидерскими качествами Могут предложить, организовать игру и увлечь ею ребят Предложения в организации досуга в вечернее время Практически все воспитанники Могут принести из дома интересную книгу, игру и предложить в качеств проведения досуга

Слайд 12

КАК СТАТЬ ИНИЦИАТИВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ? Проявлять подинициативы Воспитывать коммуникабельность Брать на себя ответственность Лоббировать свои идеи во что бы то ни стало



Предварительный просмотр:

Никогда не подрезайте детям крылья. И

Промахам, ошибкам не ведите счет.

Детям очень тесно, грустно– жить бескрылыми...

Манят их просторы, солнце и полет.

Вы позвольте им мечтать безотносительно,

Не спешите строго прокричать «Нельзя!»

Мы своей «соломкой мягкой и спасительной»

К звёздам мощный старт мешаем детям взять…

Не высмеивайте дерзость их фантазии:

Фантазеров нужно принимать всерьез,

Не хватает детям маленькой оказии,

Чтобы взять и долететь до звёзд.

Не мешайте им - пускай летят бесстрашные,

Пусть почувствуют свободу легких птиц!

Выдумщики наши пусть растут отважными

И в фантазиях не ведают границ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных  интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Выступление педагога-психолога Гамиловой М.Г. на педагогическом совете «Детский сад №163 ОАО «РЖД» по теме: Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией н...