Тренинг для педагогов «Слушать для того, чтобы слышать»
тренажёр

Елена  Анатольевна Гладких

Тренинг для педагогов на развитие слухового внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pedsovet.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение

Эрхирикский детский сад «Ручеек»

Тренинг для педагогов

Тема: «Слушать для того,

чтобы слышать»

(Упражнения на развитие слухового внимания)

Музыкальный руководитель:

Гладких Е.А.

п. Эрхирик

2024 год

Цель: Развитие способности слышать и дифференцировать звуки для увеличения слухового диапазона, с целью активизации мыслительных процессов.

Задачи: Активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.

Оборудование: муз. центр, ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация, запись с композициями А. В. Моцарта,  А. Вивальди, П.И. Чайковского.

Ход:

Муз.р: Что такое музыкотерапия?

Музыкотерапия – это методиспользующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в древней Греции и других странах. Термин «Музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой».

         Дорогие друзья, мы живем в мире звуков, которые окружают нас повсюду каждую секунду и влияют на нас намного больше, чем мы можем себе представить. В мире современных технологий: компьютеров, сотовых телефонов и множества другой техники мы становимся все менее чувствительными к звуковым раздражителям, что очень часто приводит к проблемам мышления, взаимопонимания и не способности слышать друг друга. Сегодня мы постараемся овладеть несколькими упражнениями, которые помогут увеличить нашу способность активно слышать. Для начала я предлагаю немного размяться!

1.Разминка.

Упражнения-приветствия «Повторение ритма» на стульях в кругу.
Муз.р: А сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой «Здравствуйте, коллеги». Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать её в виде ритмичного рисунка разными способами, например, так… (отхлопывать в ладоши данную фразу в любом ритме).

Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по коленкам, отщелкать пальцами. Можно скомбинировать начать с хлопков, закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом - один участник отстукивает фразу, затем все повторяют её. Затем следующий участник отстукивает ту же фразу в своем ритме, мы повторяем. 
Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу говорящего.

Упражнение 1 «Услышь тишину».

Муз.р:   Предлагаю вам сесть на стулья, в удобной позе расслабиться, закрыть глаза и вслушаться в тишину и постараться услышать звуки в течение 1-2 минут.

Муз.р: Предлагаю вам поделиться друг с другом услышанным. Как правило, звуковая информация и интерпретация звуков у всех получается разная.

Каждый человек слышит и воспринимает звуки по-разному, поэтому у вас различаются результаты услышанного.

Упражнение 2 «Музыкальная разминка».

Муз.р:   Следующее упражнение-это музыкальная разминка для активизации слуховых и мыслительных процессов, которая активизирует тело и улучшит поступление крови к головному мозгу. За основу я взяла спортивный дренаж замечательного педагога Татьяны Иосифовны Суворовой.

Спортивный тренаж Т. Суворовой. 

Муз.р: Вот мы с вами немного размялись, а сейчас предлагаю вам сделать самомассаж, массаж в парах шейно — воротниковой зоны и ушей, чтобы достичь эффекта расслабления, а так же посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы нашего организма.

 

Коммуникативный массаж «Шла купаться черепаха»

Шла купаться черепаха     легкое постукивание пальцами по спине, плечам и шее

И кусала всех от страха.     пощипывание

Кусь, кусь, кусь, кусь!       щипки по спине  

- Никого я не боюсь!          поглаживание руками

Черепаха Рура в озеро нырнула    круговые движения по спине 

И пропала.. Эй!  Выгляни скорей! быстрое растирание вверх-вниз

Упражнение 3 «Услышь, запомни, зафиксируй».

«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином».

                                                Эпиграф из произведения А. Н. Майкова.

Муз.р: Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако большинству людей помогает расслабиться и повысить настроение музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.

Духовные песнопения, музыка Баха, Вивальди, Моцарта, 2 концерт Рахманинова изменяют структуру воды, и она приобретает целебные свойства.

А теперь предлагаю лечь на спину на ковер, расслабиться, закрыть глаза и послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Ощутите максимально полно воздействие звуков музыки на все тело и мысли. 

Звучит произведение П.И. Чайковского

Муз.р: Замечательно!  Высокие частоты музыки этого композитора очень благотворно воздействуют на мозговую активность, стимулируя и развивая её, успокаивают нервы и снимают стресс.

Музыкотерапия в домашних условиях.

Помимо того, что музыкотерапия активно используется в практике специалистов-психотерапевтов, получить свои «бонусы» с помощью музыки можно и в домашних условиях.

Для этого прислушайтесь к простым советам:

Создайте благоприятную атмосферу. Чтобы расслабиться и восстановить силы, выберите время, когда никто и ничто не будет вам мешать. Лучше всего, если никого кроме вас не будет дома, или если вы попросите близких не отвлекать вас в течение 10-30 минут.

Можно совместить сразу несколько приятных моментов – например, медленную успокаивающую музыку и расслабляющую ванну с морской солью.

При выборе музыки доверьтесь своей интуиции. Мелодия должна вам нравиться. Даже если музыка, рекомендованная вам другими и помогающая им, лично у вас отнимает силы, не стоит ее слушать. Найдите себе то, что вам по душе.

Выберите для себя удобное положение. Лучше всего слушать музыку с закрытыми глазами, якобы пропуская ее через себя. Позвольте мелодии заполнить ваше сознание, ваши мысли. В такие минуты не существует ничего постороннего – только музыка и вы. А весь мир пусть подождет.

Следите за громкостью звука. Даже самую полезную музыку не надо включать на всю катушку – пользы для организма это не принесет. Поэтому регулируйте звук так, чтоб это было для вас максимально комфортно.

Начинать сеансы музыкотерапии рекомендуют с 10 минут, и доводить максимум до получаса. Прослушивание, например, Бетховена на протяжении часа и больше вместо желаемого расслабления принесет обратный эффект – раздражение и усталость. Поэтому не забывайте, что все хорошо в меру.

Заключение.

Музыкотерапия - лечение музыкой.

У каждого человека есть своя любимая музыка, от которой «мурашки бегают по коже». Когда мы ее включаем, мы полностью расслабляемся, успокаиваемся и наслаждаемся. Мы выучиваем любимые тексты песен наизусть, напеваем их и чувствуем прилив энергии и сил. Положительный эффект музыки каждый может испытать, поэтому в современном мире все большую популярность завоевывает музыкотерапия – метод лечения музыкой.

Муз.р: Коллеги, сегодня, на тренинге мы освоили несколько упражнений на увеличение способности слушать, слышать, и понимать, которые с легкостью можно применять в любое удобное время. Это даст возможность научиться осознанно дифференцировать звуковое многообразие и активизировать способность слышать и мыслить, что так важно в нашей работе. Прислушивайтесь к голосу своей интуиции, окружайте себя хорошей качественной музыкой, радуйтесь жизни и будьте всегда здоровы!

По окончании тренинга проводится рефлексия – игра «Волшебные ноты».

На большой магнитной доске изображен нотный стан. Каждому участнику тренинга предлагается прикрепить к нему ноту, которая отражает его эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося взаимодействия (ноты радость, просветление, грусть, тревога, удовольствие, наслаждение, воодушевление, удивление, безразличие, умиротворение)

Напоследок педагогам раздаются буклеты «10 способов активного слушания музыки».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Умение слушать и слышать"

Всегда ли мы слышим о чем нам хотят сказать?В этом тренинге мы попробуем научится слышать человека и непросто слушать....

Педагогам на заметку:Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИДля того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.Н...

Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Это стоит того, чтобы быть прочитанным детям.

Дорогие родители! Вы, наверное, хотите, чтобы ваши дети росли добрыми, отзывчивыми, дружелюбными. А как привитьэти качества? Конечно, своим личным примером, доброй атмосферой в семье. И конечно же, в ...

Интеллектуальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Для того чтоб кем-то стать, надо очень много знать"

Развлечения - это самая привлекательная деятельность для детей. В ходе развлечений гораздо быстрее закрепляются полученные ранее знания, развиваются творческие способности, их интелект, воля, общитель...

Тренинг для педагогов «Слушать для того, чтобы слышать»

Тренинг для педагогов«Слушать для того, чтобы слышать»...