Тренинг для педагогов «Слушать для того, чтобы слышать»
методическая разработка по музыке
Тренинг для педагогов
«Слушать для того, чтобы слышать»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 583.02 КБ |
trening.docx | 22.82 КБ |
trening_20.03.20g.pptx | 2.09 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
10 способов активного слушания музыки
Способ № 1. Отгадываем
Перед тем, как слушать классическую музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы, или очень простые — сколько раз прозвучали тарелки, когда музыка носила веселый или грустный характер. Вопросы определяются уровнем музыкальной подготовки взрослого или ребёнка, но принцип одинаковый: интересный вопрос и ответ, который можно найти при прослушивании музыкального отрывка.
Способ № 2. Сравниваем
Заключается он в следующем: я пою или играю на фортепиано знакомую ему мелодию и в какой-то момент ее чуть-чуть меняю. Задача ребенка ― услышать это изменение. Можно сравнивать самые разные характеристики: громкость, высоту звука, исполнение разными инструментами и так далее.
Способ № 3. Сюжеты и образы
Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка, а для взрослых образы могут лишь немного отличаться оттенками.
Способ № 4. Фантазируем
Этот способ очень интересный: активно развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга. Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Малыши как раз очень легко включаются в такую игру.
Способ № 5. Визуальная картинка
Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому. В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем.
Способ № 6. Нарисуем музыку
Этот способ будет связан с фантазией и визуальной картинкой, но в нем мы выступаем не наблюдателями, а творцами. Включаем музыку и рисуем!
Способ № 7. Увлекательная история
Расскажи не только о музыкальном произведении, но и о том, что происходило в жизни композитора в то время, когда он писал свое творение. Это могут быть какие-то интересные малоизвестные факты, которые помогают посмотреть на произведение под другим углом зрения и достичь нужного результата — концентрации внимания.
Способ № 8. Эмоции и музыка
Как научиться слушать музыку, пропуская ее через сердце? Возьмите лист бумаги, включите музыку и запишите свои эмоции: восторг, порыв, напряжение или тревога, сарказм? Понаблюдайте за своими чувствами как бы со стороны и
зафиксируйте их в словах.
Способ № 9. Движемся и чувствуем музыку телом
Это один из самых лучших способов активного слушания с малышами — движение! Мы подключаем наше тело, танец и через него соединяемся с музыкой.
Совместные танцевальные импровизации облегчают восприятие музыки детьми. Такие упражнения для развития музыкального слуха у детей можно использовать снова и снова, подбирая разные мелодии на вкус вашего малыша.
Способ № 10. Исполнение
Слушать музыку для детей и взрослых — это замечательное занятие. Но еще лучше попробовать ее исполнить! Это самый эффективный из методов активного слушания. Если вы когда-либо пели какую-то песню или играли на музыкальном инструменте, учили наизусть, разбирали каждую фразу, то вы были не просто слушателем, а исполнителем. После того как вы решите перейти снова от роли исполнителя к слушателю, степень погружения в музыку будет максимальной. Вы словно придете в гости к близкому другу.
Знаете ли вы, что человек усваивает:
* 10 % того, что слышит
* 50 % того, что видит
* 70 % того, что проговаривает
* 90 % того, что делает сам.
.
Какие же из этих способов можно использовать при обучении активному слушанию детей? Да практически все! Восприятие музыки детьми, конечно, зависит от возраста, образы должны быть простыми и понятными для ребенка, музыкальные отрывки должны быть короткими (максимум 1 минута), предварительно нужно подробно объяснить и показать, что нужно делать.
Слушание музыки как процесс развития музыкального слуха у детей несет огромный положительный эмоциональный заряд, он позволяет ребенку проживать собственные эмоциональные переживания, ведь музыка является основой личностного становления ребенка!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края
Тренинг для педагогов
Тема: «Слушать для того, чтобы слышать»
(Упражнения на развитие слухового внимания, с элементами арт-терапии)
Муз.руководитель:
Ленинг О.А.
г.Алейск-2020г.
Цель: Развитие способности слышать и дифференцировать звуки для увеличения слухового диапазона, с целью активизации мыслительных процессов.
Задачи: Активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.
Оборудование: муз. центр, ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация, запись с композициями А. В. Моцарта, А. Вивальди, П.И. Чайковского; мягкие модули, бумага, ручки, кисти, непроливайки, карандаши, краски, столы и стулья, мольберт.
Ход:
Муз.р: Дорогие друзья, мы живем в мире звуков, которые окружают нас повсюду каждую секунду и влияют на нас намного больше, чем мы можем себе представить. В мире современных технологий: компьютеров, сотовых телефонов и множества другой техники мы становимся все менее чувствительными к звуковым раздражителям, что очень часто приводит к проблемам мышления, взаимопонимания и не способности слышать друг друга. Сегодня мы постараемся овладеть несколькими упражнениями, которые помогут увеличить нашу способность активно слышать. Для начала я предлагаю немного размяться!
1.Разминка.
Упражнения-приветствия «Повторение ритма» на стульях в кругу.
Муз.р: А сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой «Здравствуйте, коллеги». Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать её в виде ритмичного рисунка разными способами, например, так… (отхлопывать в ладоши данную фразу в любом ритме).
Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по коленкам, отщелкать пальцами. Можно скомбинировать начать с хлопков, закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом - один участник отстукивает фразу, затем все повторяют её. Затем следующий участник отстукивает ту же фразу в своем ритме, мы повторяем.
Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу говорящего.
Упражнение 1 «Услышь тишину».
Муз.р: Предлагаю вам сесть на стулья, в удобной позе расслабиться, закрыть глаза и вслушаться в тишину и постараться услышать звуки в течение 1-2 минут.
Муз.р: Предлагаю вам поделиться друг с другом услышанным. Как правило, звуковая информация и интерпретация звуков у всех получается разная.
Каждый человек слышит и воспринимает звуки по-разному, поэтому у вас различаются результаты услышанного.
Упражнение 2 «Музыкальная разминка».
Муз.р: Следующее упражнение-это музыкальная разминка для активизации слуховых и мыслительных процессов, которая активизирует тело и улучшит поступление крови к головному мозгу. За основу я взяла спортивный дренаж замечательного педагога Татьяны Иосифовны Суворовой.
Спортивный тренаж Т. Суворовой.
Муз.р: Вот мы с вами немного размялись, а сейчас предлагаю вам сделать самомассаж, массаж в парах шейно — воротниковой зоны и ушей, чтобы достичь эффекта расслабления, а так же посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы нашего организма.
Коммуникативный массаж «Шла купаться черепаха»
Шла купаться черепаха легкое постукивание пальцами по спине, плечам и шее
И кусала всех от страха. пощипывание
Кусь, кусь, кусь, кусь! щипки по спине
- Никого я не боюсь! поглаживание руками
Черепаха Рура в озеро нырнула круговые движения по спине
И пропал..Эй! Выгляни скорей! быстрое растирание вверх-вниз
Упражнение 3 «Услышь, запомни, зафиксируй».
«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином».
Эпиграф из произведения А. Н. Майкова.
Муз.р: Молодцы! А теперь предлагаю лечь на спину на ковер, расслабиться, закрыть глаза и послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Ощутите максимально полно воздействие звуков музыки на все тело и мысли.
Звучит произведение П.И. Чайковского
Муз.р: Замечательно! Высокие частоты музыки этого композитора очень благотворно воздействуют на мозговую активность, стимулируя и развивая её. Теперь необходимо зафиксировать на бумаге различными способами то, что вы услышали в музыке и какие образы у вас возникли.
(Рисование красками или карандашами, описание, во время этой работы не заметно для всех фоном включить обзор новостей Алтайского края) 2 стола с карандашами и красками
Муз.р: Хорошо, сейчас отложите в сторону записи и расскажите, кто что услышал и понял, во время письменной работы?
Ответы педагогов.
Муз.р: Очень хорошим показателем способности слышать будет тот вариант, когда вы услышали и поняли информацию, передаваемую в новостях, и это не отвлекало вас от работы над записями. Но, как правило, педагоги сосредотачиваются на своей работе и не могут параллельно воспринимать информацию, которая звучит, что говорит о недостаточно развитой способности слышать.
Упражнение 4.
Рисуночная арт-техника «Диалог на бумаге»
Муз.р: Выстраивание профессиональных коммуникаций; анализ способов, которые участники применят в своей педагогической работе. Работа будет проходить в парах. Я предлагаю вам пообщаться между собой на бумаге, один из вас будет педагогом, другой родителем. Диалог будем вести на бумаге, т.е. используя только рисуночные и графические изображения. Воспользуйтесь карандашами и один на двоих лист бумаги. На общение вам отводится 2 минуты. Запрещается разговаривать во время задания. По окончании участники вывешивают работы на мольберт.
Пара презентует свою работу, отвечая на вопросы:
1.То, что изображено на рисунке, это диалог или два монолога?
2.Это был разговор на равных, или здесь был ведущий и ведомый?
3.Как вам кажется, стороны пришли к результату, они договорились?
4.Вы удовлетворены процессом взаимодействия?
Вывод: Установление контакта с родителями начинается с невербальных приемов взаимодействия. Умение слушать и слышать родителей и доведение этого умения до навыка – один из самых главных показателей мастерства педагога.
Муз.р: Коллеги, сегодня, на тренинге мы освоили несколько упражнений на увеличение способности слушать, слышать, и понимать, которые с легкостью можно применять в любое удобное время. Это даст возможность научиться осознанно дифференцировать звуковое многообразие и активизировать способность слышать и мыслить, что так важно в нашей работе.
По окончании тренинга проводится рефлексия – игра «Волшебные ноты».
На большой магнитной доске изображен нотный стан. Каждому участнику тренинга предлагается прикрепить к нему ноту, которая отражает его эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося взаимодействия (ноты радость, просветление, грусть, тревога, удовольствие, наслаждение, воодушевление, удивление, безразличие, умиротворение)
Напоследок педагогам раздаются буклеты «10 способов активного слушания музыки».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Развитие способности слышать и дифференцировать звуки для увеличения слухового диапазона, с целью активизации мыслительных процессов. Задачи: Активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.
Упражнение-приветствие «Повторение ритма» Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом , особенно к ритму и темпу говорящего .
Упражнение 1. «Услышь тишину» Вывод : Каждый человек слышит и воспринимает звуки по-разному, поэтому у вас различаются результаты услышанного.
Упражнение 2. «Музыкальная разминка» Вывод: Музыкальная разминка необходима для активизации слуховых и мыслительных процессов, она активизирует тело и улучшит поступление крови к головному мозгу.
Коммуникативный массаж «Черепаха » Шла купаться черепаха легкое постукивание по спине, плечам и шее И кусала всех от страха . пощипывание Кусь , кусь , кусь , кусь ! щипки по спине - Никого я не боюсь! поглаживание руками Черепаха Рура В озеро нырнула круговые движения по спине И пропал..Эй ! Выгляни скорей! быстрое растирание ладонями вверх-вниз
Упражнение 3. «Услышь, запомни, зафиксируй» Вывод: Очень хорошим показателем способности слышать будет тот вариант, когда информация услышана и понята. Но , как правило, участники сосредотачиваются на своей работе и не могут параллельно воспринимать информацию, которая звучит, что говорит о недостаточно развитой способности слышать.
Упражнение 4. Рисуночная арт-техника « Диалог на бумаге» Вывод: Установление контакта с родителями начинается с невербальных приемов взаимодействия. Умение слушать и слышать родителей и доведение этого умения до навыка – один из самых главных показателей мастерства педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"20 простых советов родителям, для того чтобы ребенок говорил хорошо"
Советы родителям...
Тренинг для педагогов "Умение слушать и слышать"
Всегда ли мы слышим о чем нам хотят сказать?В этом тренинге мы попробуем научится слышать человека и непросто слушать....
Педагогам на заметку:Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИДля того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.Н...
Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Это стоит того, чтобы быть прочитанным детям.
Дорогие родители! Вы, наверное, хотите, чтобы ваши дети росли добрыми, отзывчивыми, дружелюбными. А как привитьэти качества? Конечно, своим личным примером, доброй атмосферой в семье. И конечно же, в ...
Слушать, чтобы слышать!
консультация для родителей...
Памятка для родителей Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
middot; Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. · В ...
- Мне нравится (1)