Семинар-практикум "Создание условий для поддержания детской инициативы и самостоятельности"
методическая разработка

Ольга Николаевна Дергачева

На семинаре раскрывается вопрос, что зависит  от нас с вами и что мы можем сделать для формирования таких ценных качеств, как инициативность и самостоятельность. Рекомендации  педагогам по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам  дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Рябинушка»

Семинар-практикум:

Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

                                                    Подготовила: Дергачева О.Н.

с. Поспелиха, 2025г

Цель: повышение профессиональной  компетентности  педагогов дошкольного учреждения по вопросам  формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.   

Задачи:

  • Раскрыть содержание терминов детской инициативы и самостоятельности;
  • освоить способы формирования детской инициативы, самостоятельности и творческих способностей;
  • сформировать положительную мотивацию к саморазвитию.

Участники: воспитатели дошкольных групп

Мультимедийная поддержка: презентация по теме выступления

Форма проведения: практикум.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, расставленные полукругом стулья.

Участники: методист, заведующий, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги.

Ход семинара:

  1. Вступительное слово.

- Сегодня речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем сделать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельность.  

СЛ 2.    Но с начала, предлагаю создать положительный эмоциональный  настрой  в коллективе,  провести игровое упражнение «Легенда своего имени». Предлагаю каждому из вас подобрать прилагательное на первую (Н-р: Катя –красивая, Татьяна –творческая, Ольга -оригинальная)

СЛ 3.    Упражнение «Ковёр желаний» (Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение сидя на полу).

- Сядьте, пожалуйста, в круг. В руке у меня чудесный клубок, мы будем его передавать участнику напротив, зажимая свободный конец нити или её участок в руке. Передавая,  предлагаю называть те качества, которые вы хотели бы видеть в своих детях.

-  Пожалуйста, опустите  сплетение ниток на пол. Вот видите, как много качеств мы хотим видеть в своих воспитанниках. Это будет ковёр желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.  (Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.

Упражнение  «УЗОР»  (Материал: лист А4 на каждого участника).

Инструкция участникам:

- Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и  оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите  из центра, ещё раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.

Цель данного упражнения – показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим. И мы просто обязаны это свойство учитывать.

  1. Теоретическая часть

СЛ 4. В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ»  и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:

воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

СЛ 5.  - Самостоятельность – казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это такое на самом деле это? Обычно самостоятельным называют человека который умеет:.

- ставить цели в различных  жизненных ситуациях и добиваться их;

- справляться с трудностями и принимать решение в важных ситуациях;

- определить границы возможности и просить необходимую помощь.

Сл 6.  Самостоятельность дошкольника, понимается как стремление и способность ребёнка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт и знания, используя поисковые действия,  что является фактором социально- личностного созревания и готовности к школьному обучению.

Как считает С.Н. Теплюк (кандидат педагогических наук, автор пособий)  истоки самостоятельности проявляются в раннем возрасте, в первые два года жизни. В это время начинают формироваться самостоятельные действия и  навыки , которые усложняются в действиях, заданиях. Самостоятельные умения ребенка развиваются с помощью взрослого, проявляются в различных видах деятельности, со временем превращаются в свойство личности. Начало самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а последующее развитие дошкольника связанно с формированием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной  и  учебной  деятельности.

- Самостоятельного  ребёнка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Ведь получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он действительно становится увереннее. А успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у детей стремление проявить себя и попробовать свои силы в новых делах.

- Самостоятельность обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности,  целеустремлённости,  критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

- Поэтому формирование у детей самостоятельности можно считать невозможным без развития и поддержки инициативы.

«Что такое инициатива?

Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом и не просят»

Хоббард Э.  (американский  писатель)

Инициатива, мы говорили почин, первый шаг в какомлибо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в какихлибо действиях.  

СЛ 7. 

- Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов, проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности.

- Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

- Многие авторы научно-педагогической литературы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста.

СЛ 8.

Основные направления в создании условий для поддержки детской 

инициативы:

Каковы же основные направления в создании условий для поддержки детской инициативы? Конечно же это:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

2. Оказание недирективной помощи детям (неавторитарное общение):

  • наличие партнёрской позиции взрослого;
  • уважение к каждому ребёнку в группе;
  • принятие всех детей в группе;
  • создание ситуациипобуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).
  1. Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?

- Отвечая на вопрос: «Как же развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?» мы должны помнить, что:

СЛ 9. 

- Инициативная личность развивается в деятельности!

        Практическая работа 1 (коллективное обсуждение и заполнение на местах с последующим озвучиванием)

- Давайте сейчас подумаем, как ребёнок может проявить инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности (привести примеры):

o        Простой бытовой труд  и самообслуживание

o        Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.

o        Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.

o        Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность

o        Восприятие художественной литературы

o        Музыкальная деятельность

o        Двигательная деятельность

o        Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять

(По окончании выполнения работы, зачитывание результатов)

- Очень хорошо, спасибо!

СЛ 10. 

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

 2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

 3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

 4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

 5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

 6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

 7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

 8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

- Мы знаем, что ведущая деятельность дошкольного возраста - игра,  и поэтому, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности.

- И в условиях ДОУ распределение разных видов игр в течение дня может быть организовано следующим образом:

Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

Деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

 Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

- Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров, способов и средств реализации собственной деятельности.  

Практическая работа 2        

- Сейчас вы получите перечни с разными способами поддержки детской инициативы по различным образовательным областям.  

- Многие из них вам знакомы, поэтому я не буду останавливаться на их содержании. Вам будет необходимо с ними ознакомиться и выделить из общего перечня:

- одним цветом - общие способы поддержки ,

- другим цветом - присущие только одному возрасту .

- Возможно, что-то вы захотите оспорить: убрать или добавить.

(После выполнения работы озвучить её результаты, при необходимости обсудить).

  1. О компетенции педагога.

- Для успешного создания условий развития детской инициативы и самостоятельности, возможно, кому-то необходимо будет менять манеру действий в своей педагогической деятельности. Сейчас каждый себя и проверит.

СЛ 11.

Коллективное упражнение «Закончи предложение» (составить предложение из двух частей, выполнение коллективное (несколько желающих)

Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.

 - На магнитной доске беспорядочно закреплены листки с частями фраз-предложений о позициях взрослых для успешного развития в детях инициативности и самостоятельности.

Задание: соединить части фраз.

«Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …(использовать нормы и правила поведения

«Взрослые предоставляют возможность овладевать …(социальными навыками

«Взрослые предоставляют возможность для творческого …(самовыражения

«Взрослые поощряют творческую …(инициативу детей

«Взрослые создают широкие возможности для творческого …(самовыражения детей в разных видах деятельности

«Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …(из разнообразных источников

- Получился как бы перечень компетенций педагога для успешного развития детской инициативы.

- И, конечно, каждому из нас, прикладывая усилия в своей профессиональной деятельности, хочется видеть положительный результат, получать отдачу от детей как своеобразную  благодарность.    

СЛ 12

 Упражнение «Светофор» - « Качества инициативной личности»

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.

Материал: цветные карточки (красные и зелёные) на каждого участника.

- Поэтому, подводя итог нашему занятию, ещё раз определимся: Что же такое детская инициативность? Какие качества мы хотим увидеть в наших воспитанниках?

- Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

Инструкция: У каждого участника находится две карточки – красная и зелёная.

- Условимся, что красная карточка означает несогласие, зелёная - согласны.

- Я озвучиваю разные качества ребёнка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.

(Карточки заготовлены в виде лепестков, по мере выполнения упражнения выкладываем на магнитной доске цветок «Качества инициативной личности»).

СЛ 13.

  • произвольность поведения КЛИК
  • отсутствие творческого воображения
  • самостоятельность КЛИК
  • замкнутость
  • развитая эмоционально волевая сфера КЛИК
  • инициатива в различных видах деятельности КЛИК
  • стремление к самореализации КЛИК
  • общительность КЛИК
  • боязнь порицания, наказания
  • творческий подход к деятельности КЛИК
  • пассивность
  • высокий уровень умственных способностей КЛИК
  • ожидание указаний воспитателя
  • познавательная активность КЛИК
  1. Рефлексия

- Надеюсь, сегодняшний семинар-практикум  окажется для Вас полезным в работе. Если Вы согласны с таким заключением, прошу поднять зелёную карточку, если нет – красную.

 СЛ 14.

Упражнение 1. «Аплодисменты»

- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты всем нам сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее.

Правила: Ведущий (или инициатор начала упражнения) начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

СЛ 15

 - Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.Детская инициатива проявляется в свободн...

«Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».

laquo;Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности»....

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы по образовательным областям по поддержанию детской инициативы и самостоятельности у детей с педагогами и родителями в соответствии ФГОС»

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельност...

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...