Семинар-практикум "Создание условий для поддержания детской инициативы и самостоятельности"
методическая разработка
На семинаре раскрывается вопрос, что зависит от нас с вами и что мы можем сделать для формирования таких ценных качеств, как инициативность и самостоятельность. Рекомендации педагогам по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Рябинушка»
Семинар-практикум:
Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»
Подготовила: Дергачева О.Н.
с. Поспелиха, 2025г
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.
Задачи:
- Раскрыть содержание терминов детской инициативы и самостоятельности;
- освоить способы формирования детской инициативы, самостоятельности и творческих способностей;
- сформировать положительную мотивацию к саморазвитию.
Участники: воспитатели дошкольных групп
Мультимедийная поддержка: презентация по теме выступления
Форма проведения: практикум.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, расставленные полукругом стулья.
Участники: методист, заведующий, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги.
Ход семинара:
- Вступительное слово.
- Сегодня речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем сделать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельность.
СЛ 2. Но с начала, предлагаю создать положительный эмоциональный настрой в коллективе, провести игровое упражнение «Легенда своего имени». Предлагаю каждому из вас подобрать прилагательное на первую (Н-р: Катя –красивая, Татьяна –творческая, Ольга -оригинальная)
СЛ 3. Упражнение «Ковёр желаний» (Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение сидя на полу).
- Сядьте, пожалуйста, в круг. В руке у меня чудесный клубок, мы будем его передавать участнику напротив, зажимая свободный конец нити или её участок в руке. Передавая, предлагаю называть те качества, которые вы хотели бы видеть в своих детях.
- Пожалуйста, опустите сплетение ниток на пол. Вот видите, как много качеств мы хотим видеть в своих воспитанниках. Это будет ковёр желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей. (Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.
Упражнение «УЗОР» (Материал: лист А4 на каждого участника).
Инструкция участникам:
- Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите из центра, ещё раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.
Цель данного упражнения – показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим. И мы просто обязаны это свойство учитывать.
- Теоретическая часть
СЛ 4. В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
СЛ 5. - Самостоятельность – казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это такое на самом деле это? Обычно самостоятельным называют человека который умеет:.
- ставить цели в различных жизненных ситуациях и добиваться их;
- справляться с трудностями и принимать решение в важных ситуациях;
- определить границы возможности и просить необходимую помощь.
Сл 6. Самостоятельность дошкольника, понимается как стремление и способность ребёнка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт и знания, используя поисковые действия, что является фактором социально- личностного созревания и готовности к школьному обучению.
Как считает С.Н. Теплюк (кандидат педагогических наук, автор пособий) истоки самостоятельности проявляются в раннем возрасте, в первые два года жизни. В это время начинают формироваться самостоятельные действия и навыки , которые усложняются в действиях, заданиях. Самостоятельные умения ребенка развиваются с помощью взрослого, проявляются в различных видах деятельности, со временем превращаются в свойство личности. Начало самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а последующее развитие дошкольника связанно с формированием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.
- Самостоятельного ребёнка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Ведь получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он действительно становится увереннее. А успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у детей стремление проявить себя и попробовать свои силы в новых делах.
- Самостоятельность – обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, целеустремлённости, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
- Поэтому формирование у детей самостоятельности можно считать невозможным без развития и поддержки инициативы.
«Что такое инициатива?
Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом и не просят»
Хоббард Э. (американский писатель)
Инициатива, мы говорили – почин, первый шаг в каком–либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких– либо действиях.
СЛ 7.
- Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов, проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности.
- Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
- Многие авторы научно-педагогической литературы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста.
СЛ 8.
Основные направления в создании условий для поддержки детской
инициативы:
Каковы же основные направления в создании условий для поддержки детской инициативы? Конечно же это:
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
2. Оказание недирективной помощи детям (неавторитарное общение):
- наличие партнёрской позиции взрослого;
- уважение к каждому ребёнку в группе;
- принятие всех детей в группе;
- создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).
- Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?
- Отвечая на вопрос: «Как же развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?» мы должны помнить, что:
СЛ 9.
- Инициативная личность развивается в деятельности!
Практическая работа №1 (коллективное обсуждение и заполнение на местах с последующим озвучиванием)
- Давайте сейчас подумаем, как ребёнок может проявить инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности (привести примеры):
o Простой бытовой труд и самообслуживание
o Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.
o Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.
o Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность
o Восприятие художественной литературы
o Музыкальная деятельность
o Двигательная деятельность
o Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять
(По окончании выполнения работы, зачитывание результатов)
- Очень хорошо, спасибо!
СЛ 10.
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
- Мы знаем, что ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, и поэтому, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности.
- И в условиях ДОУ распределение разных видов игр в течение дня может быть организовано следующим образом:
Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
Деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.
- Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров, способов и средств реализации собственной деятельности.
Практическая работа №2
- Сейчас вы получите перечни с разными способами поддержки детской инициативы по различным образовательным областям.
- Многие из них вам знакомы, поэтому я не буду останавливаться на их содержании. Вам будет необходимо с ними ознакомиться и выделить из общего перечня:
- одним цветом - общие способы поддержки ,
- другим цветом - присущие только одному возрасту .
- Возможно, что-то вы захотите оспорить: убрать или добавить.
(После выполнения работы озвучить её результаты, при необходимости обсудить).
- О компетенции педагога.
- Для успешного создания условий развития детской инициативы и самостоятельности, возможно, кому-то необходимо будет менять манеру действий в своей педагогической деятельности. Сейчас каждый себя и проверит.
СЛ 11.
Коллективное упражнение «Закончи предложение» (составить предложение из двух частей, выполнение коллективное (несколько желающих)
Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.
- На магнитной доске беспорядочно закреплены листки с частями фраз-предложений о позициях взрослых для успешного развития в детях инициативности и самостоятельности.
Задание: соединить части фраз.
«Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …(использовать нормы и правила поведения)»
«Взрослые предоставляют возможность овладевать …(социальными навыками)»
«Взрослые предоставляют возможность для творческого …(самовыражения)»
«Взрослые поощряют творческую …(инициативу детей)»
«Взрослые создают широкие возможности для творческого …(самовыражения детей в разных видах деятельности)»
«Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …(из разнообразных источников)»
- Получился как бы перечень компетенций педагога для успешного развития детской инициативы.
- И, конечно, каждому из нас, прикладывая усилия в своей профессиональной деятельности, хочется видеть положительный результат, получать отдачу от детей как своеобразную благодарность.
СЛ 12
Упражнение «Светофор» - « Качества инициативной личности»
Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.
Материал: цветные карточки (красные и зелёные) на каждого участника.
- Поэтому, подводя итог нашему занятию, ещё раз определимся: Что же такое детская инициативность? Какие качества мы хотим увидеть в наших воспитанниках?
- Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»
Инструкция: У каждого участника находится две карточки – красная и зелёная.
- Условимся, что красная карточка означает несогласие, зелёная - согласны.
- Я озвучиваю разные качества ребёнка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.
(Карточки заготовлены в виде лепестков, по мере выполнения упражнения выкладываем на магнитной доске цветок «Качества инициативной личности»).
СЛ 13.
- произвольность поведения КЛИК
- отсутствие творческого воображения
- самостоятельность КЛИК
- замкнутость
- развитая эмоционально волевая сфера КЛИК
- инициатива в различных видах деятельности КЛИК
- стремление к самореализации КЛИК
- общительность КЛИК
- боязнь порицания, наказания
- творческий подход к деятельности КЛИК
- пассивность
- высокий уровень умственных способностей КЛИК
- ожидание указаний воспитателя
- познавательная активность КЛИК
- Рефлексия
- Надеюсь, сегодняшний семинар-практикум окажется для Вас полезным в работе. Если Вы согласны с таким заключением, прошу поднять зелёную карточку, если нет – красную.
СЛ 14.
Упражнение 1. «Аплодисменты»
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты всем нам сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее.
Правила: Ведущий (или инициатор начала упражнения) начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
СЛ 15
- Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.
Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.Детская инициатива проявляется в свободн...

«Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».
laquo;Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности»....

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы по образовательным областям по поддержанию детской инициативы и самостоятельности у детей с педагогами и родителями в соответствии ФГОС»
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельност...

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...