Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.
статья на тему
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В этой статье рассказывается об основных видах деятельности, в которых ребёнок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Условия развития детской инициативы и творческого самовырожения | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №39
Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.
Подготовили: Торовец Е. А.
Молодцова Е. А.
Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Например: когда кто-то из ребят берёт игру и начинает играть и вносить свои правила другие ребята, которым стало интересно с удовольствием присоединяются к играющим.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В течение дня ребята могут из конструктора собрать любую конструкцию, в основном в него играют мальчики, девочки больше рисуют, а потом по своим рисункам сочиняют рассказы. Каждый играет в те игры, которые им нравятся. Девочки разворачивают целый план игры: они начинаю играть в дочки матери, и тут же у них возникает желание сходить в парикмахерскую, купить продукты, вылечить своего малыша. К игре с удовольствием приобщаются мальчики ( обижаются если их не принимают в игру) предлагают свои услуги (я буду папой, а я буду таксистом и буду вас возить на такси, а я буду строителем и построю вам большой магазин и завезу туда продукты).
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании. Ребята учатся готовить, кормить гостей во время игры в повара.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
Сложи рисунок, такой как сложил Денис. Принеси в стаканчике воду для рисования.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
Артём собери из конструктора корабль и покажи как ты это сделал.
3. Поддерживать инициативу: Настя молодец, она помогла девочкам убрать посуду.
Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; девочки играют в парикмахерской, мальчики из конструктора делают поделки.
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
• воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого.
Так же дети проявляют свою инициативность при дежурстве, они представляют и считают себя официантами. При этом они учатся красиво сервировать стол, убирать посуду.
Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».
laquo;Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности»....
Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...
Консультация для педагогов «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
Самостоятельность. инициатива дошкольника...
Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
Поддержка детей дошкольного возраста в различных видах деятельности основной принцип дошкольного образования. Поддержка инициативы также является условием, необходимым для создания социальной ситуации...
Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности у старших дошкольников
Консультация...
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
повышение педагогической компетенции по вопросу ра...