Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
консультация
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: «воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора». А целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей. что же так важно знать и помнить педагогу о развитии инициативы и самостоятельности у дошкольников. Ведь именно эти качества человека позволяют ему быть, как теперь говорят, креативной, смелой личностью, способной нестандартно мыслить и принимать решения. Что же так важно знать и помнить педагогу о развитии инициативы и самостоятельности у дошкольников?Ведь именно эти качества человека позволяют ему быть, как теперь говорят, креативной, смелой личностью, способной нестандартно мыслить и принимать решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_vosp_podderzhka_samostoyatelnosti_i_initsiativy.docx | 59.59 КБ |
kons_samost_i_inits.pdf | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
Составила: Ермакова Т.Н., воспитатель МБДОУ д\с «Малыш»
Цель: повышение педагогической компетенции по вопросу развития детской инициативы и самостоятельности.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: «воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора».
А целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Поэтому, сегодня, коллеги, мы обсудим с вами вопрос о том, что же так важно знать и помнить педагогу о развитии инициативы и самостоятельности у дошкольников. Ведь именно эти качества человека позволяют ему быть, как теперь говорят, креативной, смелой личностью, способной нестандартно мыслить и принимать решения.
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему. Это очень важное качество, по нему определяется уровень развития детей, особенно в раннем дошкольном возрасте. Инициативность в детском возрасте равна любознательности, изобретательности, пытливости ума и видна во время общения, игровой деятельности, в творчестве.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность проявляется в стремлении и желании приложить усилия для решения задач в повседневной деятельности, при этом – максимально независимо от взрослого, основываясь на своем опыте, знаниях, занимаясь поисковой деятельностью до полного решения проблемы. Это качество – признак готовности к школе. Наличие данного качества можно выявить, например, через наблюдения за ребенком во время игры, во время выполнения поручений взрослых.
Самостоятельный дошкольник умеет создавать сюжеты для самостоятельных или коллективных игр, способен выполнить посильные для его возраста просьбы родителей или воспитателя, может оценить относительно объективно результат своей деятельности, других людей. Особенно ярко проявляются эти важные составляющие личности маленького человека в сюжетно-ролевых играх с правилами.
Из вышесказанного следует, что развивать у дошкольников два важнейших для жизни качеств нужно, прежде всего, во время игры, а также творческих занятий. Кроме того, существует множество нестандартных методик, формирующих высокоразвитую личность.
Возможные препятствия в развитии инициативы и самостоятельности детей:
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу необходимо поддерживать.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – в стимуляции действий, доводящих до конца начатое дело. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Этапы развития самостоятельности:
I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания. | На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи. |
II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. | Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи. |
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. | Третий этап - творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач. |
Вывод: Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Да и в ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
В каких же видах деятельности мы можем в садике привить ребенку ценные качества?
- Простой бытовой труд и самообслуживание
- Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.
- Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.
- Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность
- Восприятие художественной литературы
- Музыкальная деятельность
- Двигательная деятельность
- Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять
Рассмотрим условия развития детской самостоятельности, инициативы и творческого самовыражения в условиях детского сада:
- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также партнёров для совместной деятельности. Это и своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды, и разнообразие по своему содержанию, и соответствие возрастным особенностям и индивидуальным интересам детей конкретной группы. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Поэтому все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер должны способствовать развитию каждого из детей, а предлагаемые виды деятельности должны учитывать разброс уровней развития разных детей.
- Не авторитарное педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости, которое также станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
- Мотивирование детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли.
- Мягкая помощь детям в разных видах деятельности, стимулируя проявления у них волевых признаков.
- Чаще спрашивать детей: Кто хочет? Чем займемся? Как поступить? Что выбираешь?
- Формирование у детей установок «Я могу», «Я сумею»; давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»).
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».
- Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
- Поддержка инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»).
!Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.
- Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми.
- Организация сюжетно-ролевых игр с детьми. Этот вид деятельности способен творить чудеса с ребятами, корректируя личностные составляющие: воодушевлять, обучать, делать смелым, активным и т.п. Любую игру взрослый может организовать так, чтобы дать детям возможность самореализовываться.
- Нужно взять за правило в рамках плана работы предусматривать игры на свободную тему, выбранную детками. И во время забав на заданную тему давать волю детской фантазии, отстраненно наблюдая и, при необходимости, направляя процесс в нужное русло.
- Обучение детей планированию своей деятельности, то есть умению определять цель деятельности и предвидеть результат.
- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых, практикуются в дружеских взаимоотношениях. Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию лежит на воспитателях. Они отвечают за такую организацию учебных материалов, которая подталкивала бы детей к непрерывным творческим экспериментам, открытиям, решению проблем. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
- Использование приемов поддержки детской инициативы:
- Картосхемы, алгоритмы;
- Модель обследования предмета;
- Моделирование ситуаций с участием персонажей.
- Использование инновационных методов активации:
- Помимо постоянных побуждений в процессе повседневной деятельности, хорошо бы специально организовывать ситуации, ритуалы для инициативы и самостоятельности.
- Например, ввести день самоуправления, когда дети, утром совместно обсудив, выбирают, чем будут заниматься сегодня в рамках расписания дня. Воспитатель может предложить деятельность на выбор или полностью отдать инициативу детям.
- Доска выбора, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности. В режиме дня должно быть отведено время на занятия по выбору - где дети учатся самостоятельно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Это достигается за счет насыщенной, избыточной образовательной среды. А воспитатели принимают на себя ответственность за то, что бы день был веселым и интересным для детей.
- Групповой сбор, это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками , чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводится для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. В течение дня групповых сборов может быть несколько.
Целесообразно проводить:
-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
-3-ий — после дневного сна.
В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения.
Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.
- Отличная методика «Три варианта», ее можно применять в любом возрасте ребенка: если он приходит к вам с вопросом или проблемой, вы предлагаете ему для начала самому найти три варианта решения. Обычно в процессе обдумывания вариантов находится и решение.
- Также проектная деятельность воспитанников (как групповая, так и индивидуальная) отлично развивает нужные качества: здесь и поиск проблемы, и сбор информации, путей решения, и выбор команды для реализации проекта.
- Технология «Дети-волонтёры». Волонтёрство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, желание и умение помогать тем, кто нуждается в помощи, получая взамен внутреннее удовлетворение.
- Персональные выставки и коллекционирование.
- Проведение детских мастер-классов.
Думаю, главное – создать благоприятные условия в группе для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности, что будет всячески способствовать формированию зрелой личности, умеющей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели, что является особенно важной задачей в освоении образовательной программы ДОУ.
Всегда нужно помнить про методы стимулирования, побуждения к действию:
Поощрение - метод выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награда, важное поручение.
Соревнование - это метод устремления естественной потребности воспитанников в соперничестве. С помощью соревнования происходит воспитание нужных им и обществу качеств (физические, моральные, эстетические и др.)
Примеры методов мотивации к проявлению детьми инициативы и самостоятельности:
1. Игровая мотивация «Помоги игрушке» - когда ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
2. Помощь взрослому «Помоги мне» - здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
3.«Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
4. «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка.
Принципы, по которым должна осуществляться работа по развитию и поддержке детской инициативы и самостоятельности:
- Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать инициативе детей.
- Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
- Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
- Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
- Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
- Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
Родители, взрослые, взаимодействуя с ребенком, помните:
1. Предоставляйте больше самостоятельности.
2. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
3. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
4. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
5. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.
6. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
7. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
8. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только - с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»
quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...
Консультация для педагогов «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
Самостоятельность. инициатива дошкольника...
Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности у старших дошкольников
Консультация...
Консультация для педагогов "Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов"
Проектирование - один из методов оранизции образовательной деятеьности, которое формирует активную и инициативную позицию дошкольника....
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
повышение педагогической компетенции по вопросу ра...
Консультация для педагогов «Создание условий для развития самореализации, инициативы и самостоятельности детей»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в ...