Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук «Ловкие пальчики» в группе раннего возраста «Васильки»
рабочая программа (младшая группа)

Кульшуманова Адиля Батаргалеевна

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

по развитию мелкой моторики рук

«Ловкие пальчики»

 в группе раннего возраста

«Васильки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_dlya_detey_gruppy_rannego_vozrasta_lovkie_palchiki.docx980.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №
 3 «Теремок» р.п.Озинки

На педагогическом совете                                                                         УТВЕРЖДАЮ

от «__» ________ 2023г. протокол №__                                                   и.о. Заведующего МДОУ

Введено в действие приказом заведующего                                           детский сад №3 «Теремок»

№___ «___» _____________ 2023 г.                                                           __________ Кузнецова Н.Н.

                                                                                                                          «___» _________ 2023 г.

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

по развитию мелкой моторики рук

«Ловкие пальчики»

 в группе раннего возраста

«Васильки»

Подготовил: воспитатель

Кульшуманова Адиля Батаргалеевна

2023-2024 уч.год


Программа кружка

Проблема

Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка - игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё.

Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.

Пояснительная записка

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Примечательно, что из 3 больших этапов, которые психология считает радикальными в развитии ребенка, два относятся к движению. Это начало ходьбы и артикуляция. Наука считает эти две двигательные функции неким подобием гороскопа, который предсказывает будущее человека. Одержав свою первую победу в овладении этими двумя умениями, «я» человека приобретает способность самовыражения и деятельности. Речь _ исключительный признак человека, ведь она является выражением мыслей в отличие от ходьбы, присущей также и животным.

Рука- это тонкий сложный орган, который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно определенные отношения с окружающим миром. Можно сказать, человек «держит» в руках этот мир. Руки человека, руководствуясь разумом, преобразуют мир. Тем самым человек осуществляет свою миссию в большом мировом плане.

Подсознание считает руку демонстрацией своего «я». Следовательно, нет ничего более святого и чудесного, чем «человеческие движения» в ребенке! Взрослые должны следить за развитием руки и считать ее успехи праздником.

Ребенок ищет в своем окружении какие-либо вещи, чтобы использовать их для своего духовного строительства. Если ребенок ведет себя конструктивно, манипулируя при этом руками, он должен находить вокруг предметы, которые побуждали бы его к этой деятельности. Но в домашнем окружении никто не обращает внимания на эту его потребность. Вот почему так важна и актуальна работа в данном направлении с детьми в стенах детского дошкольного учреждения. Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе и организовать кружок «Ловкие пальчики».

Цель кружка:

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

Обучающие:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
  • формирование практических умений и навыков;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Формы работы:

  • пальчиковые игры;
  • игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж рук.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Занятия проводятся с сентября по май. Всего 37 занятий.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования: - резиновые игрушки, мячики (ежи);

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

- бумага, карандаши, клей, кисточки;

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Прогнозируемый результат:

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Перспективное планирование кружка«Ловкие пальчики»

Октябрь

Первая неделя

  1. Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»
  2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев

  1. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Вторая неделя

  1. Пальчиковая игра «Семья»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. Игра «Помоги белочке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
  2. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Третья неделя

  1. Пальчиковая игра «Есть у киски глазки»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. «Угощение для мышки» - сортировка семян.

Цель: Развивать мелкую моторику рук

  1. «Сложи картинку» из 5-ти, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Четвертая неделя

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Назвать овощи.

Цель: Развивать исследовательские действия руки, вынимания предметы на ощупь из мешочка; учить умение правильно называть овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Цель: Развивать координацию движений пальцев рук.

3.Рисование «раскрась овощи»

Цель: Учить раскрашивать не выходя за контур.

Ноябрь

Первая неделя

  1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
  2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

  1. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

Цель: Развивать общую координацию движения.

  1. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Вторая неделя

  1. Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движения.

  1. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки» Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев
  2. «Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

Цель: развивать внимание, расширять кругозор.

  1. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
  2. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Третья неделя

  1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

  1. Пальчиковая гимнастика « Зайчики».

Цель: Развивать общую координацию движения.

Четвертая неделя

  1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику.

  1. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

  1. Пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Пятая неделя

  1. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семян фасоли)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

  1. Игра «Помоги собачке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

  1. «Кто это? - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением собачки.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Декабрь

Первая неделя

  1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Снегопад в лесу». ( На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты),

Цель: Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.

  1. Пальчиковая игра «Пирог»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя

  1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Новогодняя елка».

Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями.

Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

  1. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

Третья неделя

  1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются - елка получается»
  2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»
  3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.
  4. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики

Четвертая неделя

  1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.
  2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.
  3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
  4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

Январь

Первая неделя

  1. Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Дидактическая игра «Сложи домик»

Цель: Учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук.

Вторая неделя

  1. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

  1. Дидактическая игра «Веселый снеговик».

Цель: Учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.

Третья неделя

  1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

  1. Игра «Чтоб Мишке было теплее».

Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».

  1. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».

Цель: Развивать координацию общих движений.

Четвертая неделя

  1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.

  1. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

  1. Пальчиковая игра «На елке: «Подарки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Февраль

Первая неделя

  1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
  2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.
  3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.
  4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Вторая неделя

  1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

  1. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя

  1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

  1. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

  1. Пальчиковая игра «Ежик»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Четвертая неделя

  1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
  2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».
  3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

Март

Первая неделя

  1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

  1. Пальчиковая игра «Помощники»

Цель: Развивать моторику пальцев рук.

Вторая неделя

  1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»
  2. Игра «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

  1. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя

  1. Пальчиковая игра «Мышка мылом мыла лапки».
  2. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.
  3. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
  4. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Четвертая неделя

  1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.
  2. Массаж рук «динь-дон».
  3. Дидактическая игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
  4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Апрель

Первая неделя

  1. Массаж с прищепками.

Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

  1. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Пальчиковая игра «Игрушки».

Цель: Развивать соотношения движения рук.

Вторая неделя

  1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Солнце светить Ярко- ярко». (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

  1. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя

  1. Массаж грецким орехом игра: «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

  1. Пальчиковая игра «Кто приехал».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя

  1. Пальчиковая игра «Это пальчик - дедушка».
  2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».
  3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох.
  4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).

Май

Первая неделя

  1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
  2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».
  3. Пальчиковая игра «Шарики-шарики, злые комарики».
  4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Вторая неделя

  1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».

Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

  1. Игра «Кто больше соберет фасоли?» (собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Пальчиковая игра «Топ-топ».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя

  1. Массаж. Надевание и снимание колечка.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

  1. Пальчиковая игра «Дождик, лей»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя

  1. Дидактическая игра «Красивый одуванчик» (втыкание спичек в пластилиновый комочек.)
  2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».
  3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).
  4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

Список литературы:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). - СПБ: Паритет, 2002.-140с..
  2. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПБ: 2007.-217с.
  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.
  4. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. - М.: Айрис - пресс, 2005
  5. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие мелкой моторики Проект "Ловкие пальчики".

Проект«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)     Подготовила воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  Детск...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чудесные пальчики»

Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие мелкой моторики у детей первой группы раннего возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальн...

Рабочая программа по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"

Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет. Соответствует тематическому планированию, включает описание игр....

Фотоотчет проекта по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"

Для чего нужно развивать точность движения пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.  Как правило ребенок, им...

План кружковой работы по развитию мелкой моторики «Чудо-пальчики» для детей 1-ой младшей группы «Теремок»

Кружок «Чудо-пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимн...

Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук и графических навыков дошкольников "Фитнес для пальчиков"

В подготовительной группе по кружковой работе свою работу построила по форме комплексно - разминочных, развивающих упражнений, включая элементы развития графических навыков.Возраст старших дошкольнико...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...