консультация для воспитателей"Нетрадиционные мет оды взаимодействия с родителями"
консультация

Кобзева Мария Владимировна

Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.

         Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Здравствуй, здравствуй!»

Слово ведущего: У каждого из вас были друзья. Давайте, вспомним, свои детские ритуалы приветствия, каким образом мы здоровались со своими друзьями. Ответы педагогов.

А теперь давайте поздороваемся новым способом. Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга. Я буду произносить стихотворение-приветствие, а вы будете выполнять соответствующие действия:

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дёргают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

Педагоги остаются на своих местах (парами).

-Молодцы! Вот как соскучились!

Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.

         Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка.

         Проблема, с которой воспитатели сталкиваются в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей.

          Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

       Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

        Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей.

Давайте поиграем!

Передавая друг другу мяч, вы должны поочередно называть  формы работы с родителями, которые вы знаете.

Педагог дошкольного учреждения  – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Традиционные  формы   работы   с   родителями  (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые  нетрадиционные   формы  для сближения детей,  родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие  родителей  и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

 Нетрадиционные формы работы  можно разделить на 4 группы:

  • Информационно-аналитические;
  • Познавательные;
  • Досуговые;
  • Наглядно-информационные

Информационно-аналитическая форма работы с родителями – это социологические опросы, анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,  личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

«Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично

Познавательная форма включает совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания, круглый стол,  вечер вопросов и ответов,  «душевный разговор», родительский клуб.

Познавательные  формы   призваны  повышать  психолого-педагогическую  культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на  воспитание  ребенка  в  условиях  семьи,  развивать  рефлексию.  Кроме  того, данные  формы  взаимодействия  позволяют  знакомить  родителей  с особенностями  возрастного  и  психологического  развития  детей, рациональными  методами  и  приемами  воспитания  для  формирования  их практических  навыков.  Родители  видят  ребенка  в  обстановке,  отличной  от домашней,  а  также  наблюдают  процесс  его  общения  с  другими  детьми  и взрослыми.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

«Круглый  стол».  В  нетрадиционной  обстановке  с  обязательным участием  специалистов  обсуждаются  с  родителями  актуальные  проблемы.

Самая популярная и любимая как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные  отношения  между  педагогами  и  родителями,  а  также  более доверительные  отношения  между  родителями  и  детьми.  В  дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.  

Праздники,  утренники,  мероприятия  (концерты,  соревнования). Не  обойтись  и  без спортивных развлечений. Такие  вечера  помогают  создать  эмоциональный  комфорт  в  группе,  сблизить участников  педагогического  процесса.  Родители  могут  проявить  смекалку  и  фантазию  в  различных  конкурсах.  Они  могут  выступать  в  роли  непосредственных  участников.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.  Данные  формы  общения  педагогов  и  родителей  решают  задачи ознакомления  родителей  с  условиями,  содержанием  и  методами  воспитания детей  в  условиях  дошкольного  учреждения,  позволяют  правильнее  оценить деятельность  педагогов,  пересмотреть  методы  и  приемы  домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя:

  1. выпуск газет,
  2. копилка добрых дел,
  3. групповые альбомы,
  4. родительские уголки,
  5. дни открытых дверей

 «Дни открытых дверей»  дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Родителей знакомят  со  структурой  и  спецификой  проведения  занятий  в  ДОУ

Родительские уголки. В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Заключение

Чтобы работа с родителями проходила у вас продуктивно

1. Общайтесь с родителями без напряжения и тревоги, доброжелательно, заинтересованно.

2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.

4. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада.

5. Важно, чтобы родители всех воспитанников: и благополучных, и трудновоспитуемых, ушли из ДС с верой в своего ребенка и в вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями»

Консультация для воспитателей«Информационно-аналитические  формы взаимодействия с родителями»...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Семья и дошкольное учреждение – два важных института социал...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей...

консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"

МАДОУ Детский сад №27 «Маяк»        Консультация для педагогов«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»...