"День снятия блокады Ленинграда"
материал (старшая группа)
27 января - День Воинской славы - День снятия блокады Ленинграда. Блокада - самая трагическая страница в истории Ленинграда. Для всех людей этот город стал символом стойкости, мужества, любви к Родине, удивительной силы духа русского народа! Блокада длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. К началу блокады в городе находилось недостаточное для длительной осады количество продуктов. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро. Символом блокадного Ленинграда является небольшой кусочек хлеба - 125г. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой. Вот такой кусочек хлеба давали человеку на сутки. Он являлся для жителей Ленинграда "настоящим сокровищем".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.08 КБ |
![]() | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
НОД «День снятия блокады Ленинграда»
Цель.
Расширение представлений детей о героическом прошлом города Ленинграда – о блокаде Ленинграда.
Задачи.
- Расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
- Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам страны.
- Формировать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.
2. Слушание военных песен.
3. Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы: презентация «Блокадный Ленинград»; песня «Дети Блокады» муз. Л. Шахова, сл. В. Медведева; аудиозаписи: «Звуки метронома», «Звуки сирены»; видеозаписи: мультфильм «Воробушек», видеоролик «Сокровище времен блокады», белые листы бумаги, машинки с имитированными продуктами питания.
Слайд 1 Звучит песня «Дети Блокады» муз. Л. Шахова, сл. В. Медведева.
Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Но чтобы снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Слайд 2 Дети, сегодня 27 января, в этот день сняли блокаду Ленинграда. А как вы думаете, что обозначает слово блокада? (Дети отвечают.)
Сегодня мы поговорим о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить жителям во время той страшной и беспощадной войны.
Слайд 3 С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград – символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.
Слайд 4 Враги окружили город Ленинград, и началась блокада. То есть из города было не выехать и в город тоже не попасть. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. И в первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод.
Давайте попробуем представить, что в нашем детском саду закроют все двери и ворота. Мы не сможем выйти из него и машины с продуктами, которые ездят в детский сад каждый день не смогут больше привозить нам продукты. Так и фашисты окружили город Ленинград и жители этого города оказались запертыми в городе без еды. «Кольцо вокруг города сомкнулось».
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Слайд 5-7 В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день. В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.
Просмотр мультфильма «Воробушек».
Слайд 8 Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой.
Слайд 9 На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.
слайд 10 Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски. Оклеивали окна полосками бумаги крест-накрест. Это делалось с целью сохранения стекол от их разбивания. В квартирах не было света, по улицам перестал ходить транспорт. Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы
делали танки и оружие для защитников города.
О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Дети слушают звук сирены.
Слайд 11 Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.
Слайд 12 Дети слушают звук метронома. В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается. Однако от страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде продолжали умирать люди.
Слайд 13 Чтобы спасти людей от голода, было решено доставлять зерно и муку по замёрзшему Ладожскому озеру. Этот путь назвали «Дорогой жизни». Мешки с зерном везли и на подводах лошадей и на машинах, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки.
Слайд 14 Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.
Слайд 15 Правда, не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией.
Воспитатель: Ребята, я вам тоже предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалитесь, и,
главное, нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.
Слайд 16 Ребята, а вы знаете, что в то время детям тоже было очень трудно, но они учились, помогали старшим, после учебы они еще и работали.
Дети стояли у станков заводов и наравне со взрослыми изготовляли снаряды.
27 января 1944 года пришел день освобождения. Наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. В честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло около 1 миллиона человек. Поколение, пережившие голод и невзгоды войны, знающее цену куску хлеба… Предлагаю минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.
Слайд 17 В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо».
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти. За мужество и героизм Ленинград получил звание «Города - героя». И мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград от немецко-фашистских захватчиков. А также будем ценить каждый кусочек хлеба, потому что в годы блокады именно этот маленький кусочек хлеба мог спасти от гибели. Для жителей Ленинграда в то время хлеб был настоящим сокровищем. Предлагаю посмотреть ещё один видео ролик, который так и называется «Сокровище времен блокады».
Просмотр видеоролика «Сокровище времен блокады».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блокадный хлеб Хлеб выдавали по кусочку на день по талонам. Хлеб делали из лебеды, крапивы, отрубей. И был он совсем невкусным. Но для людей блокадного Ленинграда не было ничего вкуснее этого куска хлеба. Ели его по чуть-чуть. Никто ни крошки не ронял. «Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам…»
«Дорога жизни»
Дети блокадного Ленинграда Дети повзрослее тушили зажигалки, сброшенные с самолетов, тушили пожары в городе, дежурили морозными ночами на вышках, разгребали завалы, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом. А также помогали взрослым на заводах, в госпиталях .
Мемориал олицетворяет брешь в блокаде, которая была единственным соединением города с Ладожским озером. Отсюда начиналась легендарная ледовая трасса «Дорога жизни». «Разорванное кольцо блокады»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...
"День снятия блокады Ленинграда"
Занятие по слушанию музыки . "Ленинградская симфония" Д.Шостаковича....

тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."
В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....

Конспект интегрированного занятия по теме: "День снятия блокады Ленинграда"
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия по теме: "День снятия блокады Ленинграда"...

Презентация "День снятия Блокады Ленинграда"
Презентация и текст к мероприятию,посвящённому Дню снятия Блокады Ленинграда....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет. Познавательное развитие. « День снятия блокады Ленинграда»
Сненарий вечера памяти, посвященного Дню полного прорыва блокады Ленинграда....

Зимний город (25 января – День освобождения Воронежа, 27 января - День снятия блокады Ленинграда)
Цель: познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Ленинграда от фашистских захватчиков. Задачи: дать детям представление о мужестве и героизме защитников Ле...
- Мне нравится (1)