Главные вкладки
ДОП "Складушки" 2020-2021год
методическая разработка (старшая группа)
дополнительная образовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 276.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
ПРИНЯТО Протокол заседания педагогического совета от 30.08.2020г.№ 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МАДОУ «Колокольчик» от 31.08.2020г. № 169/1 |
Программа дополнительного образования
проведения занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей детей
«Складушки»
Разработчик:
Замалова Э.Н.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации программы 1 год
г. Когалым
Содержание I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1.Пояснительная записка ………………………………………………………………. | 2 |
1.2.Цель и задачи программы ………………………………………………................... | 4 |
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса ……………… | 4 |
1.4. Этапы реализации программы……………………………………………………….. | 6 |
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей ………………………………… | 6 |
1.6. Целевые ориентиры………………………………. ………………………………… | 9 |
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Содержание образовательной деятельности………………………………………… 2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы…………………………………………………………..……………………… | 11 13 |
2.3. Перспективный план работы с детьми……………………………………………… | 15 |
2.4. Взаимодействие с семьёй…………………………………………………………….. | 24 |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Описание материально – технического обеспечения программы………………. | 27 |
3.2. Методическое обеспечение программы……………………………………………. | 29 |
3.3. Организация развивающей предметно – пространственной среды ……………… | 30 |
Список литературы………………………………………………………….. | 32 |
Приложение……………………………………………………………………. | 33 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа разработана на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Колокольчик».
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. По словам В.В. Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность», которая включает в себя: сенсорное развитие – восприятие (цвет, форма, размер); интеллектуальное развитие – мышление, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование; математическое развитие – форма, размер, количество, пространственные отношение; творческое развитие – воображение; обучение чтению; а также психические процессы.
Принцип по которому работает Вячеслав Воскобович - «интеллект – познание – творчество».
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. Технология «Развивающих игр В. В Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В. Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Кружок проводится 2 раза в неделю во вторую половину дня. Программа рассчитана на 1 год на детей 5–7лет. Форма организации занятий: фронтально, для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка и расписание занятий на каждую возрастную группу. Игровые занятия включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: В.В. Воскобович , Т.Г. Харько «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
Длительность занятий:
• 5-6 лет – 25 минут.
• 6-7 лет – 30 минут.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.
Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций.
(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).
Вторая группа - это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», », «Читайка на шариках 2»).
Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»).
- Цель и задачи программы
Цель программы: развитие интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
• Обучение пониманию и решению логических задач.
• Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
• Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
• Развитие математических способностей.
• Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
• Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
• Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
• Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
• Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
• Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 31014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Программа опирается на ведущие педагогические идеи великих педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.Я. Гальперина, А.М. Матюшкина и др. Опирается на современные исследования З.И. Калмыковой, Д.Б. Богоявленский, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, В.И. Тютюнника, Е.Г. Алиевой, Н.М. Гнатько, В.Н. Дружинина;
- Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы МАДОУ «Колокольчик».
Использование в работе инновационных технологий:
- педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
- игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
- здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;
- технологии личностно – ориентированного обучения.
Программа строится на основании следующих принципов:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики):
- принцип необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
1.4. Этапы реализации программы
- Возрастные особенности детей
Возрастные формирования навыков познавательной деятельности в возрасте 5- 6 лет.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своей деятельности. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.
Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача педагога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему …? Докажи. А почему ….? Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
Возрастные формирования навыков познавательной деятельности в возрасте 6- 7 лет.
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.
Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей деятельностью остается игра.
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
1.6. Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения работы над программой
Для детей 5-6 лет:
- Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
- Считает, вычисляет, измеряет, моделирует.
- Владеет математической терминологией.
- Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление.
- Владеет простейшими графическим навыками и умениями.
- Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.).
- У ребёнка сформированы мыслительные операции;
- Ребёнок умеет обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать правилам в разных видах деятельности.
Для детей 6-7 лет:
- Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
- Считает, вычисляет, измеряет, моделирует.
- Владеет математической терминологией.
- Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление.
- Владеет простейшими графическим навыками и умениями.
- Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.).
- У ребёнка развито образное и вариативное, творческое мышление, фантазия, воображение;
- Ребёнок умеет аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- У ребёнка сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов;
- У ребёнка сформированы мыслительные операции;
- Ребёнок умеет обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать правилам в разных видах деятельности.
- Содержательный раздел
- Содержание образовательной деятельности
Развивающие игры технологии, разработанной В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий.
Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.
Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
Основные принципы технологии
- Игра плюс сказка
«Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
- Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
- Творчество
Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей.
Все игры Воскобовича имеют различную направленность:
- развивают у ребенка воображение и логическое мышление.
- обучают чтению
- формируют математические навыки
- направлены на конструирование и моделирование
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
- Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
- Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
- Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
- Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Для игр необходимо создать развивающую среду Фиолетовый лес. Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, ткани, подобрать обои, ковер, повесить цветы. Вы должны создать атмосферу сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими - то находками, открытиями, созданием чего - то нового, он мистичен и загадочен.
Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать.
Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Путешествуя дальше, ребенок встречает чудо - соты, чудо - крестики, в которых детали мозаики превращаются в предметы любого цвета, животных. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. Все сказки авторские.
Каждая игра лежит в сказочном лесу в определенном месте и имеет своих персонажей. Ребенок незаметно становится участником события и «проживает» веселые приключения. Все игры очень творческие, добрые и постепенно по мере усложнения включаются в деятельность малыша. Постоянное и постепенное усложнение игр помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности. Интеллект будет развиваться слабо, если перед ребенком не будут ставиться какие то препятствия, которые должны быть им преодолены.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Формы организации работы с детьми:
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная игровая деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивная деятельность.
5. Развлечения.
Методы:
- Игровые приемы:
- манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
- побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
- Практические приемы:
- манипуляция,
- превращение,
- складывание,
- выбор,
- показ,
- совместные действия,
- сравнение.
- Словесные приемы:
- диалог с игровыми персонажами,
- объяснение,
- описание,
- рассказ,
- сказка,
- уточнение,
- стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
- игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
2.3. Перспективный план работы с детьми
Перспективный план работы с детьми старшей группы (5-6 лет).
Название игр | Программное содержание | |
Октябрь | ||
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» |
| |
Ноябрь | ||
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Математические корзинки» |
| |
Декабрь | ||
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Математические корзинки» «Лепестки» «Чудо – Цветик» |
| |
Январь | ||
«Цифроцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Математические корзинки» «Лепестки» «Чудо – Цветик» |
| |
Февраль | ||
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики3» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Лепестки» «Чудо – Цветик» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» |
| |
Март | ||
Коврогаф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Фонарики» «Математические корзинки» «Чудо – Цветик» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» |
| |
Апрель | ||
Коврограф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Математические корзинки» «Теремки» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» «Чудо – Цветик» «Счетовозик» |
| |
Май | ||
Коврограф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Математические корзинки» «Теремки» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» «Чудо – Цветик» «Счетовозик» |
|
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет).
Название игр | Программное содержание | |
Октябрь | ||
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» Игровизор «Предметный мир вокруг нас» |
| |
Ноябрь | ||
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Математические корзинки» Шнур-затейник |
| |
Декабрь | ||
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Математические корзинки» «Лепестки» «Чудо – Цветик» Игровизор «Катя, Рыжик и Рыбка» |
| |
Январь | ||
«Цифроцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Математические корзинки» «Лепестки» «Чудо – Цветик» Игровизор «Лабиринты цифр» |
| |
Февраль | ||
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики3» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Лепестки» «Чудо – Цветик» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» |
| |
Март | ||
Коврогаф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Фонарики» «Математические корзинки» «Чудо – Цветик» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» Прозрачная цифра |
| |
Апрель | ||
Коврограф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Математические корзинки» «Теремки» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» «Чудо – Цветик» «Счетовозик» Геовизор |
| |
Май | ||
Коврограф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Математические корзинки» «Теремки» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» «Чудо – Цветик» «Счетовозик» Читай-ка на шариках |
|
2.4. Взаимодействие с семьёй
Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.
Формы совместной работы детского сада и семьи:
- доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
- выставки наглядных пособий с описанием их использования;
- выставки детских работ и фотографий;
- открытые занятия;
- групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;
- информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;
- и др.
Содержание информационных стендов для родителей:
- возрастные особенности детей;
- что должен уже знать и уметь ребенок;
- чему ребенок учится сейчас на занятиях;
- основные методы и приемы развития детей данного возраста;
- описание игр в семейном кругу;
- список рекомендуемой литературы по развитию детей;
- и др.
С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.
Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из сада, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к советам и предложениям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а лучше наглядными. Можно показать тетрадь по математике, изделие ребенка, выполненную им работу и т. п.
В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по математическому развитию детей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математическом развитии вне детского сада.
Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.
Перспективный план работы с родителями:
№ п/п | Организационная форма | Цель | Темы |
1. | Конференции | Выработка у родителей педагогических умений по познавательной деятельности с детьми. | «Развивающие игры Воскобовича – обучение через сказку». «Игровой метод Воскобовича». |
2. | Тематические консультации | Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам познавательной деятельности детей в условиях семьи. | «Игры Воскобовича - не просто гимнастика для ума. Это идеология». «В чем же особенности игр Воскобовича?». «Игра – это поле творчества». |
3. | Семинары -практикумы | Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам познавательного развития детей, расширение педагогического кругозора родителей. | «Игры для познавательного развития ребёнка». |
4. | Памятки и рекомендации | Поддерживать у детей и родителей инициативу, пытливость, активность и самостоятельность в познавательной и других видах деятельности. | «На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича». «Умные игры для дошколят». |
5. | НОД с присутствием родителей | Наиболее значимы семейные праздники для детей с детьми. | «Путешествие в Фиолетовый лес». «В гости к веселым гномам». |
III.Организационный раздел
3.1. Описание материально – технического обеспечения программы
Материально-техническое обеспечение программы, методические материалы и средства обучения и воспитания соответствуют:
- СанПиН;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
- требованиям к оснащенности помещений предметно-развивающей средой.
Игры | Цель |
1. «Цифроцирк» |
|
2. «Чудо-соты» |
|
3. «Кораблик Плюх-Плюх» |
|
4. «Чудо-цветик» |
|
5. «Прозрачный квадрат» |
|
6. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный, четырёхцветный) |
|
7.Эталоны цвета «Лепестки» |
|
8. «Прозрачная цифра» |
|
9. «Геовизор» |
|
10.«Игровизор» |
|
11. «Шнур-затейник» |
|
12. «Геоконт» |
|
3.2. Методическое обеспечение программы
1. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2003.
2. В.В. Воскобович, «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.
3. В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.
4. Толстикова О. В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.
5. Л.П. Пяткова, О.А. Стальбовская «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании. Развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости».Издательство «Учитель»2013 г.
6. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С.,2012
7. Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В. Воскобовича.
8. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А., 2012-190с.
9. Использованы сведения с сайта http://www.umka.by/methods/voskobovich.html#igri
3.3. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дошкольников.
«Фиолетовый лес» - развивающая сенсомоторная зона, состоящая из нескольких игровых областей. В каждой из них действуют свои герои, которые учат детей играть в различные игры В. В. Воскобовича. Всех героев связывает сказка, она «оживляет» математические понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, ребенок помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.
Все сказки «Фиолетового леса» сопровождают Малыш Гео и Ворон Метр.
В «Фиолетовом лесу» выделяются следующие зоны:
1. Чудесная поляна золотых плодов. Главный герой здесь умудренный опытом паук Юк и его внучата паучата. Они учат детей играть в игры «Геоконт» и «Геовизор».
2. Озеро Айс. Герой здесь – Главный Незримка Всюсь (хранитель озера). В этой развивающей области дети играют в «Нетающие льдинки озера Айс».
3. Город говорящих попугаев. Здесь сказку сопровождают попугаи Эник и Беник. В городе есть Цифроцирк. Его директор – Магнолик Нолик, главные артисты: знаменитый фокусник Коттерфильд, зверята-цифрята, шуты-акробаты Буквята. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр» и в «Игровизор» (приложения к «Игровизору» «Забавные буквы» и «Лабиринты цифр»).
4. Страна Муравия. Ее хозяйка – королева Мурана – вместе с муравьем Мурашиком приглашают детей попутешествовать в «Лабиринте букв» (приложение к «Игровизору»)
5. Поляна Чудесных Цветов. Главная героиня Девочка Долька совместно со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик».
6. Ковровая Полянка. Ее хозяева гусеница Фифа и Лопушок знакомят детей с дидактическими пособиями из комплекта «Ларчик».
7. Чудо-острова, на которых живет пчелка Жужа и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты» и «Чудо-крестики».
Список литературы:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Научно – методическая литература:
1. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2003.
2. В.В. Воскобович, «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.
3. В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.
4. Толстикова О. В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.
5. Л.П. Пяткова, О.А. Стальбовская «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании. Развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости».Издательство «Учитель»2013 г.
6. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С.,2012
7. Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В. Воскобовича.
8. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А., 2012-190с.
9. Использованы сведения с сайта http://www.umka.by/methods/voskobovich.html#igri
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Складушки
СКЛАДУШКИ - логическая игра В.И.Красноухова Состоит: 9 одинаковых квадратов, уголки которых окрашены по-разному. Развивает: логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную памят...

Складовая система обучения чтению по системе Зайцева (пособия по чтению складушки)
Методики раннего развития детей - методика Зайцева.Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит...

Рекомендации для родителей. «Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей. Музыкальные складушки про весёлые игрушки»
Представлены материалы для родителей в игровой увлекательной форме развивать голосовой аппарат ребёнка-дошкольника....

«Буква М». Конспект занятия с использованием пособия В. Воскобовича «Складушки»
Задачи:Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.Развитие оптико-пространственных представлений.Развитие мышления и связной речи.Развитие общей и мелкой моторики.Развитие любознате...

Игры-складушки по лексической теме "Дикие животные"
quot;Игры-складушки". Слышали про такие? Наверняка! Пользу игр с бумагой понимают многие. Здесь и развитие пальцевого праксиса, и внимания, и мышления... А я добавляю ко всему еще и речевое разв...