ПОСОБИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ЛОГОДОМИК»
методическая разработка

 

Важнейшим условием коррекции речи дошкольников является создание эмоционально благоприятной среды, способствующей возникновению желания активно преодолевать речевые недостатки и участвовать в вербальном общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – это игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи. Именно сочетание игры и логопедического воздействия повышает результативность коррекционной работы.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные игры, театрализованные игры, игры с предметами, дидактические, словесные.

Но ведущим средством развития речи детей с ТНР являются дидактические игры, только они используются для решения всех задач речевого развития. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В настоящее время в дошкольном образовании появились новые игры и развлечения. Дети быстро осваивают информационно-коммуникационные средства, и их уже не удивишь традиционными играми. Для повышения интереса педагоги должны искать увлекательные, и в то же время несложные способы развития речи ребёнка.
Исходя из этих факторов, мы разработали и изготовили авторское игровое пособие «ЛогоДомик», помогающее работать над активизацией речи различными способами.

Также с помощью пособия «ЛогоДомик» развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность.

Пособие представляет собой картонный домик со сменными дидактическими комплектами для проведения дидактических игр разной направленности.

Преимущества:

  • Информативность - в нем можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал.
  • Полифункциональность - способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально.
  • Вариативность - существует несколько вариантов использования каждой его части.
  • Доступность – свободный доступ всех детей к играм и материалам.
  • Безопасность.

 

Примерные игровые упражнения, которые входят в пособие «Логодом»:

  1. «Обработка текста»

Ход игры: Педагог прикрепляет подготовленный текст (стихотворение, считалка и т.д.) к домику и сопровождает чтение стихотворения соответствующими по содержанию движениями. Дети повторяют слова и движения за взрослым. Эффективность такого заучивания повышается почти вдвое (преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер).

Следующий этап – беседа-пересказ о прочитанном тексте. Педагог задает вопросы по каждому предложению, тем самым происходит осмысление-пересказ. Такой пересказ не очень труден для детей и сосредотачивает их внимание лучше, чем просто пересказ по памяти.

Третий этап – к каждому существительному в тексте педагог составляет ребус и предлагает детям их расшифровать (ответ необходимо записать – если работа идет индивидуальная – ребенок пишет на карточке, если групповая – каждый ребенок пишет на отдельном листе).

Четвертый этап – к каждому глаголу (прилагательному) в тексте педагог подбирает синоним и антоним, прикрепляет карточку с глаголом (прилагательным) к домику, ребенок должен подобрать (из предложенных карточек) к нему синоним и антоним.

Следующий этап «Найди отличия» - педагог прикрепляет карточку с картинками, соответствующие тексту – ребенку необходимо найти отличия и описать их (на рисунке справа у мишки грустное лицо, на рисунке слева у мишки радостное лицо и т.д.).

Последним этапом будет зарисовка картины к прочитанному тексту. План зарисовки педагог придумывает вместе с детьми.

Такая работа с текстом очень нравится детям. Она им не в тягость. Дети даже не понимают, что это практически анализ текста.

  1. «Артикуляционная гимнастика»

Ход игры: Педагог предлагает ребенку карточку с изображением упражнения. Ребенку необходимо выполнить упражнение и подобрать соответствующую к нему картинку.

  1. «Ассоциации»

Ход игры: карточку с картинками нужно прикрепить на домик, в пустое окошко дети должны приклеить подходящую по смыслу картинку и объяснить свой выбор: «В вазу можно поставить цветы, а в корзину положить грибы»

  1. «Продолжи ряд»

Ход игры: дети на слух выкладывают карточки с геометрическими фигурами друг за другом и проговаривают «слог»; устанавливают закономерность следования, чередования.  Задача продолжить цепочку до конца поля. (пример – красный квадрат «СА», желтый треугольник «ЗА»…)

  1. «Найди лишнее»

Ход игры: Педагог выкладывает перед детьми пять картинок. Четыре из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, пятая - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Например, яблоко, груши, апельсин — это фрукты, а лук — это овощ. Поэтому лук лишний.

  1. «Составь рассказ»

Ход игры: предложить ребенку рассмотреть картинки, определить последовательность событий, подумать почему так, а не иначе, расставить картинки в нужном порядке, составить предложения по каждой картинке, объединить их в рассказ и красиво рассказать.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sbornika_logodomik.docx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

«Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Дидактические игры и пособия для развития речи детей старшей группы....

Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и ...

Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...