ПОСОБИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ЛОГОДОМИК»
методическая разработка
Важнейшим условием коррекции речи дошкольников является создание эмоционально благоприятной среды, способствующей возникновению желания активно преодолевать речевые недостатки и участвовать в вербальном общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – это игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи. Именно сочетание игры и логопедического воздействия повышает результативность коррекционной работы.
Для речевого развития используются все виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные игры, театрализованные игры, игры с предметами, дидактические, словесные.
Но ведущим средством развития речи детей с ТНР являются дидактические игры, только они используются для решения всех задач речевого развития. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
В настоящее время в дошкольном образовании появились новые игры и развлечения. Дети быстро осваивают информационно-коммуникационные средства, и их уже не удивишь традиционными играми. Для повышения интереса педагоги должны искать увлекательные, и в то же время несложные способы развития речи ребёнка.
Исходя из этих факторов, мы разработали и изготовили авторское игровое пособие «ЛогоДомик», помогающее работать над активизацией речи различными способами.
Также с помощью пособия «ЛогоДомик» развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность.
Пособие представляет собой картонный домик со сменными дидактическими комплектами для проведения дидактических игр разной направленности.
Преимущества:
- Информативность - в нем можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал.
- Полифункциональность - способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально.
- Вариативность - существует несколько вариантов использования каждой его части.
- Доступность – свободный доступ всех детей к играм и материалам.
- Безопасность.
Примерные игровые упражнения, которые входят в пособие «Логодом»:
- «Обработка текста»
Ход игры: Педагог прикрепляет подготовленный текст (стихотворение, считалка и т.д.) к домику и сопровождает чтение стихотворения соответствующими по содержанию движениями. Дети повторяют слова и движения за взрослым. Эффективность такого заучивания повышается почти вдвое (преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер).
Следующий этап – беседа-пересказ о прочитанном тексте. Педагог задает вопросы по каждому предложению, тем самым происходит осмысление-пересказ. Такой пересказ не очень труден для детей и сосредотачивает их внимание лучше, чем просто пересказ по памяти.
Третий этап – к каждому существительному в тексте педагог составляет ребус и предлагает детям их расшифровать (ответ необходимо записать – если работа идет индивидуальная – ребенок пишет на карточке, если групповая – каждый ребенок пишет на отдельном листе).
Четвертый этап – к каждому глаголу (прилагательному) в тексте педагог подбирает синоним и антоним, прикрепляет карточку с глаголом (прилагательным) к домику, ребенок должен подобрать (из предложенных карточек) к нему синоним и антоним.
Следующий этап «Найди отличия» - педагог прикрепляет карточку с картинками, соответствующие тексту – ребенку необходимо найти отличия и описать их (на рисунке справа у мишки грустное лицо, на рисунке слева у мишки радостное лицо и т.д.).
Последним этапом будет зарисовка картины к прочитанному тексту. План зарисовки педагог придумывает вместе с детьми.
Такая работа с текстом очень нравится детям. Она им не в тягость. Дети даже не понимают, что это практически анализ текста.
- «Артикуляционная гимнастика»
Ход игры: Педагог предлагает ребенку карточку с изображением упражнения. Ребенку необходимо выполнить упражнение и подобрать соответствующую к нему картинку.
- «Ассоциации»
Ход игры: карточку с картинками нужно прикрепить на домик, в пустое окошко дети должны приклеить подходящую по смыслу картинку и объяснить свой выбор: «В вазу можно поставить цветы, а в корзину положить грибы»
- «Продолжи ряд»
Ход игры: дети на слух выкладывают карточки с геометрическими фигурами друг за другом и проговаривают «слог»; устанавливают закономерность следования, чередования. Задача продолжить цепочку до конца поля. (пример – красный квадрат «СА», желтый треугольник «ЗА»…)
- «Найди лишнее»
Ход игры: Педагог выкладывает перед детьми пять картинок. Четыре из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, пятая - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Например, яблоко, груши, апельсин — это фрукты, а лук — это овощ. Поэтому лук лишний.
- «Составь рассказ»
Ход игры: предложить ребенку рассмотреть картинки, определить последовательность событий, подумать почему так, а не иначе, расставить картинки в нужном порядке, составить предложения по каждой картинке, объединить их в рассказ и красиво рассказать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika_logodomik.docx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: использование дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые...
«Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста»
Дидактические игры и пособия для развития речи детей старшей группы....
Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»
Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и ...
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие...
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие...
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
"Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста"
Развитие речи детей через дидактические игры...